В соответствии с Указом Президента РФ “О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения” все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности обязаны хранить свои денежные средства в кредитных организациях и производить расчеты по своим обязательствам с другими организациями в безналичном порядке[41]. Банк хранит денежные средства организаций на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения организаций об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором (п. 1.2 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации [42] ).
Согласно Порядку применения положений Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года №1006 [43] юридические лица могут иметь расчетные, текущие, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие счета[44]. Гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, также могут открываться расчетный и другие счета[45]. В соответствии с Законом “О банках и банковской деятельности” клиенты банков вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте[46].
Расчетные и текущие счета предназначены и используются юридическими лицами для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке[47].
|
Филиалу юридического лица по ходатайству юридического лица или его уполномоченного органа может быть открыт текущий счет. Режим указанного счета должен определяться исходя из полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством.
Представительству юридического лица открывается текущий счет. С этого счета представительство осуществляет расходы и выплаты, связанные с выполнением своих функций и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами, а также расходы по содержанию аппарата представительства, включая выдачу средств на заработную плату и другие выплаты, включаемые в фонд потребления.
Основанием для открытия расчетных, текущих счетов является договор банковского счета (договор о расчетно-кассовом об-служивании), заключаемый между клиентом (юридическим ли-цом либо индивидуальным предпринимателем) и банком[48]. В со-ответствии с этим договором банк обязуется принимать и зачислять денежные средства, поступающие на счет клиента, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проводить по нему другие операции. Все счета, открываемые банком, регистрируются в книге регистрации открытых счетов, которая хранится у главного бухгалтера банка или его заместителя. В этой книге должны быть следующие данные: дата открытия счета, дата и номер договора об открытии счета, наименование клиента, наименование счета, номер лицевого счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета, дата сообщения налоговым органам об открытии счета, дата закрытия счета.
|
К числу документов, представляемых в банк для открытия счета, относятся: копия учредительного документа (в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта таким документом является устав либо договор учредителей), нотариально заверенная карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиска печати [49], а также документы, подтверждающие государственную регистрацию и постановку клиента на учет в налоговых и иных органах. Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела — в зависимости от порядка, установленного в банке) представляется распоряжение руководства банка об открытии счета и карточка образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати, заверенная в установленном порядке. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок счета. Согласно Порядкуоткрытия счетов налогоплательщикам-предприятиям[50] банки вправе открывать расчетные (текущие) счета только при предъявлении хозяйствующим субъектом подлинника справки налогового органа, подтверждающей постановку на налоговый учет, и обязаны незамедлительно направлять извещения в этот налоговый орган об открытии указанных счетов. Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не принимаются банком до получения от налогового органа информационного письма, подтверждающего факт получения извещения банка.
|
На каждого клиента банка заводится юридическое дело, в котором хранятся документы, необходимые для открытия счета, переписка об изменении права подписи, документы, определяющие полномочия по распоряжению счетом, заявления-обязательства об открытии ссудных счетов.
Формирование средств на депозитном счете юридического лица осуществляется, как правило, путем перечисления соответствующих сумм с его расчетного (текущего) счета. Основанием для открытия депозитного счета является договор банковского вклада (депозита). Депозитный договор не имеет строго регламентированной формы, но он должен быть оформлен с соблюдением требований, предъявляемых к такого рода документам в соответствии с главами 9, 28, 29 ГК РФ. Так, каждый договор должен иметь номер, дату составления, содержать полное наименование банка и вкладчика, заключивших договор, их банковские реквизиты и адреса. Договор должен быть подписан лицами, имеющими право такой подписи, и заверен печатями двух сторон. В разделе “Предмет договора” отражаются: содержание договора (представление банку денежных средств), размер вклада, на какой срок он предоставлен, под какой процент, сроки выплаты процентов, дата возврата вклада. Основное отличие договора банковского счета от договора банковского вклада заключается в том, что последний не допускает осуществления расчетных операций за товары (работы, услуги)[51]. В зависимости от установленного договором порядка возврата депозитов вкладчику они подразделяются на вклады до востребования и срочные[52]. По окончании срока депозитного договора сумма вклада должна быть возвращена юридическому лицу в безналичном порядке (путем перечисления на его расчетный, текущий счет). Однако юридическое лицо вправе дать банку указание о перечислении суммы вклада на счет третьего лица[53].
Средства, полученные хозяйствующим субъектом в качестве банковского кредита, перечисляются на ссудный счет, на котором учитывается задолженность заемщика перед банком. В соответствии с кредитным договором банковская ссуда может быть направлена на расчетный (текущий) счет заемщика либо на оплату кредитуемых материальных ценностей и затрат, включая выдачу средств на заработную плату. Погашение задолженности по ссудам банков и уплата процентов по ним производятся путем перечисления денежных средств с расчетных (текущих) счетов заемщиков. Допускается выдача ссуды ссудозаемщику, не имеющему расчетного (текущего) счета в данном банке. В этом случае в кредитном договоре должен быть определен порядок взыскания долга по кредиту и начисленным процентам.
Валютные средства хозяйствующего субъекта, являющегося резидентом[54], хранятся на его валютном счете, открытом в уполномоченном банке[55]. На основании представленных клиентом документов (аналогичных тем, которые представляются для открытия расчетного (текущего) счета) банк заключает с ним договор о расчетно-кассовом обслуживании. Валютный счет фактически состоит из двух счетов — текущегои транзитного. Транзитный валютный счет открывается для осуществления обязательной продажи валютной выручки, перечисленной клиенту юридическими и физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, в оплату экспорта товаров, работ, услуг. После продажи валюты оставшаяся ее часть перечисляется банком с транзитного на текущий валютный счет клиента. Валюта, полученная клиентом по операциям на внутреннем рынке, зачисляется банком непосредственно на его текущий валютный счет [56]. Организации (резиденты и нерезиденты) не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов и покупать у банков дорожные чеки в иностранной валюте, кроме случаев, связанных с оплатой расходов по командировкам работников этих организаций, а также случаев, предусмотренных специальным разрешением Банка России[57].
Для открытия депозитного, ссудного, валютного и иных сче-тов необходимо представить в банк документ (справку) налогового органа. Этой справкой клиент подтверждает факт уведомления налогового органа об открытии в банке соответствующих (кроме расчетного и текущего) счетов. Банки должны принимать только подлинники указанных справок и незамедлительно направлять в соответствующие налоговые органы извещение об открытии вышеперечисленных счетов. До получения от налогового органа информационного письма банк не вправе принимать расчетные документы на списание (пере-числение) денежных средств с вновь открытого счета.
Контроль за соблюдением действующего законодательства при открытии банковских счетов возложен на налоговые органы. Кредитные организации должны ежеквартально представлять в налоговую инспекцию (в которой они стоят на налоговом учете) сведения об открытых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расчетных (текущих), валютных, ссудных, депозитных и иных счетах. Налоговые органы при получении сведений о счетах, открытых в банке клиенту, не состоящему на учете в данном налоговом органе, в десятидневный срок сообщают эти сведения налоговой службе по месту учета клиента.
Несоблюдение банками вышеприведенного порядка открытия и ведения счетов нередко влечет за собой различные правонарушения со стороны клиентов банка. Так, в частности, открытие расчетных (текущих) счетов клиентам, не состоящим на налоговом учете либо не уведомившим налоговый орган об открытии дополнительных счетов, способствует уклонению клиентов от налогообложения либо погашения кредиторской задолженности; оформление расчетных (текущих) счетов по ненадлежащим документам может повлечь открытие счета незарегистрированной коммерческой структуре.
При проверке законности открытия хозяйствующему субъекту расчетного (текущего) счета необходимо:
выяснить, есть ли в юридическом деле клиента необходимые, надлежаще оформленные документы;
убедиться в наличии в банке подлинника справки, подтверждающей постановку клиента на учет в налоговом органе, и информационного письма налогового органа;
выяснить в налоговом органе, поставлен ли данный клиент на налоговый учет. Если да, то сколько справок ему выдавалось, для открытия каких счетов и в каких кредитных организациях;
сверить сведения, полученные в налоговой службе, с данными, представленными банком (банками);
если клиент не поставлен на учет в налоговом органе, изучить его учредительные документы, находящиеся в юридическом деле банка, с целью установления их подлинности, и проверить в органе государственной регистрации факт регистрации.
Открытие депозитных счетов без надлежащего юридического оформления, несоблюдение условий депозитных договоров либо включение в них ненормативных условий также может привести к использованию этих счетов для совершения правонарушений. Например, при отсутствии контроля со стороны банков за исполнением условий депозитных договоров депозитные счета используются в качестве расчетных при расчетах с различными хозяйствующими субъектами. На них, минуя расчетные, зачисляются суммы с других депозитных счетов, со ссудных и расчетных счетов, проценты по депозитам, а также производятся выдачи и зачисления наличных денег, в том числе инкассаторской выручки.
Использование депозитных счетов в качестве расчетных позволяет клиенту банка проводить операции независимо от наличия к нему претензий кредиторов, с нарушением очередности платежей, использовать счет для аккумуляции средств, ему не принадлежащих. Исходя из того, что при этом расчетный счет не затрагивается, создаются условия для сокрытия доходов от налогообложения, незаконного обналичивания средств, использования бюджетных средств не по назначению.
При проверке законности операций, проводимых хозяйствующим субъектом по депозитному счету, необходимо:
выяснить, имеется ли в банке справка и информационное письмо налогового органа, а в налоговой службе — сообщение банка об открытии данному клиенту депозитного счета (сче-тов);
изучить Положение о порядке проведения депозитных операций (разработанное банком) и договор банковского вклада, заключенный с данным клиентом; выяснить, соответствуют ли условия договора Положению и действующим нормативным документам (например, нередко в договорах предусматривается не срок использования банком временно свободных средств, а беспрепятственное расходование зачисленных средств по распоряжению клиента);
проверить, осуществлялось ли зачисление средств в депозиты с расчетного (текущего) счета клиента. Если нет, то изучить документы, на основании которых средства были зачислены на депозитный счет, на предмет установления источника их образования;
не производилось ли по депозитному счету расходных операций;
осуществлялся ли возврат депозита клиента на его расчетный (текущий) счет.
Банковские счета организаций предназначены не только для осуществления безналичных расчетов, но и для проведения операций с денежной наличностью клиентов (снятия средств со счета и их зачисления на счет). Документы, которыми оформляется получение наличных денег в банке, рассмотрены нами выше. Зачисление средств осуществляется на основании объявления о взносе наличных денег в кассу банка ф. 0402001, в котором должна быть указана дата фактического представления его в банк; номер счета; сумма и источник ее образования (де-понированная заработная плата, выручка за реализованные то-вары и пр.). Данный документ состоит из трех частей: собственно объявления на взнос наличными, квитанции и ордера. Объявление на взнос наличными оформляется подписью операционного работника банка, заносится в кассовый журнал по приходу и остается на хранение в банке. В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию за подписью кассира банка, которая служит основанием для списания денег по кассе организации. Ордер прилагается к выписке из лицевого счета и выдается представителю хозяйствующего субъекта.
Сдача наличных денег через инкассацию оформляется препроводительной ведомостью, которая составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр — собственно препроводительная ведомость — поступает в банк, второй — накладная к сумке с рублевой денежной наличностью— вкладывается в инкассаторский баул. Третий экземпляр — копия препроводительной ведомости к сумке с рублевой денежной наличностью — подписывается инкассатором и остается в организации в качестве квитанции, подтверждающей сдачу денег.
К числу банковских документов, в которых регистрируется факт приема денежной наличности относятся: журнал учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок; контрольная ведомость по пересчету денежной наличности и контрольные листы кассового работника.
В соответствии с Положением об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации расчеты между банками производятся через их корреспондентские счета (корсчета), открытые в расчетно-кассовых центрах (РКЦ), созданных Банком России в республиках, краях, областях и городах[58]. Через корсчета банки осуществляют все операции по обслуживанию своих клиентов и операции самого банка как субъекта предпринимательской деятельности. Таким образом, все расчеты между организациями, имеющими счета в различных банках, а также расчеты с бюджетом осуществляются только через корсчета банков. Расчеты между клиентами одного и того же банка производятся путем списания и зачисления средств по счетам этих клиентов, минуя корсчет банка в РКЦ.
Наряду с этим банки вправе открывать корреспондентские счета друг у друга. Открытию таких счетов должно предшествовать заключение соглашения о корреспондентских отношениях между банками. В этом соглашении определяются: круг организаций, которым зачисляются и которые будут зачислять платежи на корсчет; круг операций, совершаемых по корсчету; условия платежей; контрольные функции банков; порядок обмена информацией по совершаемым операциям. В банковской практике различаются корсчета ЛОРО и НОСТРО. Счет ЛОРО (“их счет у меня”) предназначается для учета банком операций, осуществляемых им по поручению своего корреспондента. Счет НОСТРО (“наш счет у него”) предназначен для учета операций, осуществляемых банком-корреспондентом по поручению банка владельца счета.
Расчеты между РКЦ по операциям банков, а также их собственным операциям осуществляются через счета межфилиальных оборотов (МФО). Средством межфилиальных расчетов является авизо по МФО. Авизо составляется и отправляется РКЦ банка плательщика в адрес РКЦ банка получателя только после списания денежных средств с корсчета банка плательщика. Допускается несколько способов направления авизо: телетайпограммой, телеграфом, почтой[59]. Авизо изготавливаются в трех экземплярах, из которых первый, снабженный подписью ответственного исполнителя и оттиском печати РКЦ[60], направляется в РКЦ, обслуживающий банк получателя, второй и третий экземпляры остаются в РКЦ банка плательщика для наведения справок и отчетности. В тексте авизо указываются номера РКЦ, между которыми совершается операция, и номера корсчетов банков, позволяющие идентифицировать участников расчетов. Все авизо обязательно заполняются в один прием под копирку. Никакие исправления в авизо не допускаются. Считаются дефектными и не подлежат исполнению (до получения подтверждения от РКЦ банка плательщика) авизо, не имеющие шифра (если он требуется по характеру операции), с неправильным шифром, без оттиска печати, не подписанные в установленном порядке.