Формы безналичных расчетов




Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации введены четыре формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы и платежные требования-пору-чения [61]. Вместе с тем, учитывая традиционно сложившиеся отношения между поставщиками и покупателями, банки в соответствии с заключенными договорами вправе принимать платежные требования.

Основанием для осуществления безналичных расчетов являются расчетные документы, которые представляют собой распоряжение владельца счета на перечисление средств. Формы этих документов должны соответствовать установленным стандартам и содержать следующие реквизиты: наименование и номер документа, дату его выписки, наименование банка плательщика и банка получателя денежных средств, наименование и номер банковского счета плательщика и получателя, назначение и сумму платежа. Документы с исправлениями таких реквизитов, как сумма, наименование клиентов и номера их счетов, хотя бы и оговоренными, являются недействительными и не подлежат приему банком к исполнению[62]. На первом экземпляре документа, независимо от способа его изготовления, проставляются подписи лиц, которым предоставлено право распоряжаться счетом, и оттиск печати организации[63]. При этом на банки возложены следующие функции: прием расчетных документов, их проверка, оформление и проведение по лицевому счету клиента-плательщика, перечисление денежных средств в банк получателя, их зачисление и проведение по лицевому счету клиента-получателя. Следовательно, все финансово-хозяйственные операции, связанные с перечислением безналичных денег, находят отражение как в документах организаций, так и банков, обслуживающих эти организации: в расчетно-платежных документах; лицевых счетах; банковских выписках; договорах, заключенных между организациями-контрагентами и являющихся основанием для перечисления средств; учетных регистрах, балансовых счетах, расчетах налогов, Книгах учета хозяйственных операций (Главных книгах или Журналах-главная) этих организаций. Следовательно, сопоставление и взаимосверка документов банка и организаций позволит выявить возможные несоответствия, касающиеся как характера финансово-хозяй-ственных операций, так и их денежного выражения, установить подложность тех или иных документов, свидетельствующую о фиктивности произведенной операции, восстановить движение денежных средств по банковскому счету при отсутствии тех или иных документов в организации. Наряду с этим знание форм безналичных расчетов, порядка их осуществления и документального оформления окажет помощь в выявлении различных нарушений со стороны работников банка, способствовавших совершению преступлений.

Платежные поручения (банковские переводы) являются одной из самых распространенных форм расчетов. Это объясняется их универсальностью: платежные поручения могут быть срочными, досрочными и отсроченными; использоваться при межбанковских расчетах (когда счета организаций-контраген-тов открыты в разных банках) и расчетах, ограниченных пределами одного банка (когда счета организаций-контрагентов открыты в одном и том же банке); позволяют переводить денежные средства с одного счета клиента на другой его счет (причем счета могут быть открыты как в одном банке, так и в разных) и осуществлять денежные переводы через отделения связи[64].

Исполнение платежного поручения плательщика состоит в том, что принявший его банк обязан перечислить указанную в поручении сумму банку, в котором открыт счет получателя. Платежные поручения принимаются банком в течение десяти дней со дня их выписки (не считая дня выписки) без исправления даты, обозначенной на документе. При этом на последнем экземпляре поручения, который возвращается клиенту, помимо даты, штампа банка и подписи операционного работника должна быть проставлена отметка “Принято к исполнению”.

Порядок расчетов платежными поручениями приведен в схеме 6.

При использовании аккредитивной формы расчетов плательщик в оплату товаров и услуг депонирует денежные средства на отдельном счете в банке поставщика. Исполнение аккредитива возможно только после представления в банк поставщика документов, подтверждающих факт отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг). Перечень документов и другие условия исполнения аккредитива указываются в заявле-

  Плательщик   Получатель  
         
  Б А Н К   Б А Н К  
  расчетный (текущий) счет плательщика   расчетный (текущий) счет получателя  
         
         
         
  Р К Ц   Р К Ц  
  корсчет банка плательщика   корсчет банка получателя  
                       

 

С х е м а 6.

Операция 1 — плательщик денежных средств (покупатель, заказчик) представляет в банк, в котором открыт его расчетный (текущий) счет, платежное поручение в четырех (или пяти) экземплярах; четвертый экземпляр с отметкой банка об исполнении возвращается плательщику.

Операция 2 — банк плательщика на основании первого экземпляра поручения списывает с расчетного (текущего) счета клиента денежные средства.

Операция 3 — банк плательщика отправляет в РКЦ по месту открытия своего корсчета соответствующим образом оформленные второй и третий экземпляры платежного поручения.

Операция 4 — на основании полученного платежного поручения РКЦ списывает с корсчета банка плательщика денежные средства и оформляет три экземпляра авизо.

Операция 5 — РКЦ направляет банку плательщика выписку, подтверждающую списание денежных средств с его корсчета.

Операция 6 — РКЦ банка плательщика направляет подписанный и заверенный печатью первый экземпляр авизо с приложением второго и третьего экземпляров платежного поручения в РКЦ банка получателя.

Операция 7 — РКЦ банка получателя после проверки правильности составления и оформления полученного авизо зачисляет денежные средства на корсчет банка получателя.

Операция 8 — РКЦ направляет банку получателя второй и третий экземпляры платежного поручения и выписку, подтверждающую зачисление денежных средств на его корсчет.

Операция 9 — банк получателя на основании полученных от РКЦ документов зачисляет средства на расчетный (текущий) счет получателя.

Операция 10 — банк получателя направляет своему клиенту выписку с его расчетного (текущего) счета, подтверждающую зачисление денежных средств, с приложением третьего экземпляра платежного поручения.

В свою очередь, банк плательщика направляет своему клиенту выписку с его расчетного (текущего) счета, подтверждающую списание денежных средств.

нии на аккредитив ф. 0401005, которое представляется плательщиком в обслуживающий его банк в пяти экземплярах: 1-й экземпляр с подписями и оттиском печати плательщика является

основанием для списания средств с его расчетного (текущего) счета и остается в документах банка; 5-й экземпляр возвращается плательщику в качестве расписки банка в совершении операции по его счету; 2-й, 3-й и 4-й экземпляры заявления через РКЦ направляются в банк поставщика, где: 2-й экземпляр, снабженный подписью ответственного исполнителя и печатью банка плательщика, используется для депонирования средств; 3-й экземпляр вручается поставщику и служит основанием для отгрузки товаров; 4-й экземпляр используется в качестве лицевого счета поставщика по данному аккредитиву. К числу обязательных сведений, указываемых в заявлении, относятся: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива); наименование получателя средств; наименование исполняющего банка; место исполнения аккредитива; полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву; срок их представления и порядок оформления; вид аккредитива; для отгрузки каких товаров (выполнения работ, оказания услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (выполнения работ, оказания услуг); сумма аккредитива и способ его реализации.

Для осуществления расчетов и учета поступивших аккредитивов в банке плательщика открывается счет “Аккредитивы к оплате”, с которого средства перечисляются в банк поставщика на счет “Аккредитивы”,— для хранения депонированных сумм. Следует отметить, что аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком, а выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается

Таким образом, суть поручения плательщика (аккредити-водателя) заключается не в переводе денежных средств на счет поставщика, а в их депонировании, “бронировании”. Получение денежных средств при открытии аккредитива требует от их получателя (бенефициара) соблюдения условий аккредитива, которые определяются в договоре и дублируются в заявлении на аккредитив. При этом на банк получателя возлагается обязанность проверить соблюдение его клиентом всех условий аккредитива.

Действующим законодательством предусмотрена возможность использования нескольких видов аккредитива: покрытого (депонированного) и непокрытого (гарантированного); отзывного и безотзывного.

Открытие покрытого (депонированного) аккредитива означает, что банк плательщика должен перечислить сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение банка получателя на весь срок действия аккредитива. В этом случае все расчеты, связанные с исполнением аккредитива, осуществляются за счет средств, перечисленных банком плательщика.

Необходимым условием для открытия непокрытого (га-рантированного) аккредитива является наличие корреспондентских отношений между банками плательщика и поставщика, так как сумма аккредитива никуда не перечисляется. Однако банк поставщика при исполнении аккредитива получает право на списание денежных средств с ведущегося у него корреспондентского счета банка плательщика.

Открытие отзывного аккредитива дает банку плательщика право изменить или отменить аккредитив без предварительного согласования с поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором). Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать только через свой банк, который извещает банк поставщика, а последний — уже самого поставщика. В соответствии со ст. 868 ГК РФ всякий аккредитив считается отзывным, если в его тексте не будет прямо указано, что открывается безотзывной аккредитив.

Безотзывной аккредитив не может быть отменен без согласия получателя средств.

Исполнение любого из перечисленных видов аккредитива возможно только в случае представления поставщиком документов, подтверждающих выполнение им всех условий аккредитива. Согласно ст. 870 ГК РФ нарушение хотя бы одного из условий аккредитива должно служить для банка поставщика основанием для отказа в исполнении аккредитива.

Положением о безналичных расчетах (п. 5.10) предусмотрено, что для получения средств по аккредитиву необходимо представить исполняющему банку реестр счетов, отгрузочные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива. Реестр счетов оформляется в трех экземплярах, из которых первый экземпляр используется банком поставщика в качестве мемориального ордера[65], второй — с отметкой банка и приложением товарно-транспортных документов пересылается банку для вручения плательщику, третий — выдается поставщику в качестве расписки в приеме реестра счетов. При этом банком не должны приниматься реестры счетов без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, номеров почтовых квитанций при отправке товара через учреждения связи, номеров или дат приемо-сдаточных документов и вида транспорта, которым отправлен груз при приеме представителем покупателя на месте у продавца (поставщика).

Вполне понятно, что банк не может проверить фактическое исполнение договора, по которому производятся расчеты. Однако банк должен отказать в приеме к оплате документов, если в них не содержатся необходимые сведения, которые определены в заявлении на открытие аккредитива.

Порядок расчетов аккредитивами приведен в схеме 7.

 

  Поставщик — получатель платежа   Покупатель — плательщик    
             
  Банк поставщика   Банк плательщика    
  расчетный (текущий) счет поставщика счет “Аккре-дитивы”   счет “Аккреди-тивы к оплате” расчетный (текущий) счет плательщика  
                               

 

7 2

С х е м а 7.

Операция 1 — плательщик представляет в банк заявление об открытии аккредитива.

Операция 2 — в банке плательщика открывается аккредитив путем бронирования средств на счете “Аккредитивы к оплате”.

Операция 3 — банк плательщика извещает банк поставщика об открытии аккредитива (извещение осуществляется через РКЦ путем пересылки кредитового авизо с приложением 2-го, 3-го и 4-го экземпляров заявления об открытии аккредитива).

Операция 4 — поставщик извещается об открытии аккредитива.

Операция 5 — поставщик отгружает товар плательщику.

Операция 6 — поставщик предъявляет банку реестр счетов, транспортные и другие документы, подтверждающие отгрузку товара, для получения платежа.

Операция 7 — зачисление средств с аккредитива на счет поставщика, аккредитив в банке поставщика закрывается.

Операция 8 — пересылка реестра счетов с приложением отгрузочных документов банку плательщика.

Операция 9 — в банке плательщика списывается сумма оплаты со счета “Аккредитивы к оплате”, аккредитив закрывается.

Операция 10 — плательщику и поставщику выдаются выписки из счетов, а плательщику — реестр счетов с приложением отгрузочных документов.

Чек представляет собой письменное распоряжение чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). При безналичных расчетах используются расчетные чеки. Специфика этих расчетов заключается в том, что плательщик оформляет и передает расчетный чек получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, а получатель предъявляет чек в свой банк для оплаты. При этом плательщиком по чеку может выступать только тот банк, в котором чекодатель имеет счет и который выдал ему чековую книжку. Под счетом в данном случае понимается как расчетный (текущий) счет чекодателя, так и отдельный счет, предназначенный для покрытия чеков.

Выдача книжки расчетных чеков производится по письменному заявлению владельца счета на бланке 0401017 за подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом. В заявлении должен быть указан номер счета, с которого будут оплачиваться чеки, требуемое количество чеков и общая сумма, предназначенная для расчетов чеками. В случае оплаты чеков с отдельного счета клиент одновременно с заявлением представляет в банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его расчетного (текущего) счета на отдельный счет. Только после депонирования этих средств он имеет право на получение чеков. Чековая книжка выдается под роспись на заявлении, которое хранится при расходном ордере, составляемом на общее количество книжек, выданных банком за день.

С июля 1992 г. в платежном обороте Российской Федерации находятся расчетные чеки единого образца с грифом “Россия”. Эти чеки используются в расчетах только на территории России, применяются лишь при одногородных расчетах. Расчеты чеками между физическими лицами не допускаются.

Расчетные чеки с грифом “Россия” могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытые расчетные чеки — это чеки, средства по которым предварительно депонированы чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию их платежа. Непокрытые расчетные чеки — чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. В настоящее время в расчетах используются только покрытые расчетные чеки.

Документооборот при расчетах чеками сводится к следующему. Чекодатель при приобретении товаров (работ, услуг) выписывает расчетный чек, указывая в нем сумму платежа, наименование получателя платежа, место выписки чека и дату совершения платежа. Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вру-чения чека получателю платежа). Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре, оформленном в четырех экземплярах. Реестр должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков и счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков[66]. Реестр заверяется подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом чекодержателя, и печатью.

Зачисление средств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком только после поступления средств от чекодателя из обслуживающего его банка. Расчеты между банками чекодателя и чекодержателя осуществляются через специально уполномоченный РКЦ[67].

Порядок расчетов чеками с грифом “Россия” приведен в схеме 8.

Кроме чеков с грифом “Россия” на территории России сохраняется применение чеков из лимитированных чековых книжек для расчетов с поставщиками за товары и услуги, с транспортными организациями за перевозки грузов и другие услуги, а также с предприятиями связи — наложенные платежи за товары, пересылаемые в почтовых посылках.

Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в книжку расчетные чеки (10, 20 либо 50 чеков), которые могут быть выписаны организацией на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. При приобретении чековой книжки необходимые для будущих расчетов средства депонируются на отдельном банковском счете (“Лимитированные чековые книжки и лимитированные справки”[68]). Таким образом, лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных организацией денежных средств.

Депозит, как указывалось выше, создается на основании заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с расчетного (текущего) счета организации либо за счет банковского кредита.

Срок предъявления чеков к оплате ограничен десятью днями, не считая дня их выписки. Чеки, полученные в качестве платежа за товары и услуги, должны сдаваться поставщиком непосредственно в обслуживающий его банк либо через инкассацию. Сдача чеков через инкассацию оформляется препроводительной ведомостью, в которой проставляются номер счета и наименование чекодателя, номер счета и наименование обслуживающего банка. При сдаче чеков непосредственно в банк составляется реестр чеков, в котором указываются номер чека, номера счетов и наименования чекодателя и чекополучателя, номера счетов и наименования обслуживающих их банков, назначение и сумма платежа.

 

  Организация-поставщик (получатель платежа) товар Организация — плательщик    
             
  Банк поставщика   Банк плательщика    
  расчетный счет получателя   отдельный счет для расчетов чеками расчетный счет плательщика  
                             

 

9 7 4 2

  Расчетно-кассовый центр  

С х е м а 8.

 

Операция 1 — сдача в банк заявления на получение чеков и платежного поручения на депонирование средств для расчетов чеками на отдельном счете, предназначенном для расчетов чеками.

Операция 2 — списание средств с расчетного счета плательщика и зачисление их на отдельный счет.

Операция 3 — выдача плательщику бланков чеков.

Операция 4 — перечисление задепонированных на отдельном счете средств в РКЦ на счет, предназначенный для учета операций по расчетам чеками.

Операция 5 — выписка чека плательщиком и вручение его поставщику в момент получения товара, выполнения работ, оказания услуг.

Операция 6 — сдача чеков в банк при реестре (в 4-х экземплярах).

Операция 7 — передача чека с реестром (в 2-х экземплярах) в РКЦ.

Операция 8 — зачисление средств в РКЦ на корреспондентский счет банка поставщика.

Операция 9 — пересылка в банк поставщика реестра чеков.

Операция 10 — списание средств с корреспондентского счета банка и зачисление средств на расчетный счет поставщика.

Денежные средства в оплату чека зачисляются на счет получателя на основании кредитового авизо, составленного банком чекодателя и подтверждающего факт списания средств со счета чекодателя.

Расчеты платежными требованиями-поручениями предполагают оплату товара (работ, услуг) на основании расчетных и отгрузочных документов, предъявленных в банк покупателя (плательщика). Платежное требование-поручение выписывается поставщиком в трех экземплярах на бланке ф. 0401040 и вместе с документами, подтверждающими факт отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг, направляется в банк покупателя для оплаты. Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта, а отгрузочные документы остаются в банке (в картотеке к счету плательщика).

Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается три дня (не считая дня поступления документа в банк плательщика). При согласии заплатить полностью или частично по платежному требованию-поручению плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк. В этом случае 1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах банка; 2-й экземпляр высылается в банк поставщика и является основанием для зачисления средств на счет поставщика; 3-й экземпляр возвращается плательщику с приложением отгрузочных документов.

При частичном отказе от оплаты в платежном требовании-поручении в графе “Сумма к платежу” плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить.

В случае полного или частичного отказа от оплаты по платежному требованию-поручению плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением для пересылки в банк поставщика. При полном отказе от акцепта платежное требование-поручение вместе с сопроводительным письмом об отказе в оплате возвращается плательщиком непосредственно поставщику, минуя банк.

Система документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями-поручениями представлена в схеме 9.

Одной из задач настоящей работы является рассмотрение порядка документального оформления основных финансово-хозяйственных операций, выполняемых хозяйствующими субъ-

Поставщик (получатель платежа)   Покупатель (плательщик)
    3 4 6 14
Банк получателя 12 5 Банк плательщика
     
РКЦ банка получателя   РКЦ банка плательщика
  10 8  

 

С х е м а 9.

Операция 1 — отгрузка продукции (выполнение работ, оказание услуг).

Операция 2 — оформление платежного требования-поручения и пересылка его вместе с отгрузочными документами в банк плательщика.

Операция 3 — передача платежного требования-поручения для акцепта.

Операция 4 — возврат платежного требования-поручения с акцептом плательщика.

Операция 5 — списание средств со счета плательщика.

Операция 6 — передача плательщику 3-го экземпляра платежного требования-поручения вместе с отгрузочными документами.

Операция 7 — передача документов в РКЦ банка плательщика.

Операция 8 — списание средств с корреспондентского счета банка плательщика и оформление кредитового авизо.

Операция 9 — отсылка кредитового авизо со 2-м экземпляром платежного требования-поручения в РКЦ банка получателя.

Операция 10 — зачисление средств на корреспондентский счет банка получателя.

Операция 11 — передача документов для зачисления средств на расчетный счет получателя.

Операция 12 — зачисление средств на расчетный счет получателя.

Операция 13 — банковская выписка с расчетного счета получателя о зачислении средств по платежному требованию-поручению.

Операция 14 — банковская выписка с расчетного счета плательщика о списании средств по платежному требованию-поручению.

ектами в процессе их деятельности. Вследствие этого считаем необходимым отметить, что с 1 января 1997 года Указом Президента РФ “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” введен дополнительный учетно-контрольный документ первичного бухгалтерского учета — счет-фактура, предназначенный для расчета налога на добавленную стоимость и осуществления контроля налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет[69]. Счет-фак-тура признан обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость при совершении ими операций по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг (как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость)[70]. Ответственность за несоставление и неиспользование счетов-фактур регулируется Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” [71].

Счет-фактура составляется организацией-поставщиком (под-рядчиком) на имя организации-покупателя (потребителя, заказчика):

по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в двух экземплярах, один из которых представляется покупателю не позднее 10 дней с даты отгрузки товаров (выпол-нения работ, оказания услуг) и дает право на зачет (воз-мещение) сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом;

по мере поступления на счета поставщиков в учреждениях банков либо в их кассу (но не позднее 10 дней со дня получения) любых денежных средств, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг, в том числе сумм авансовых платежей (предоплат), поступивших в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); сумм штрафов, пеней, неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Такие счета-фактуры являются основанием для начисления налога на добавленную стоимость, составляются в одном экземпляре и не подлежат предъявлению покупателям в целях зачета (возмещения) налога;

при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы; передаче средств, зачисляемых в уставные фонды организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;направлении средств участников совместной деятельности в период создания общей долевой собственности. Указанные счета-фак-туры подлежат предъявлению покупателям, но без зачета (воз-мещения) налога по ним.

В случае отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) физическим лицам, предпринимателям без образования юридического лица счета-фактуры также являются основанием для начисления налога на добавленную стоимость, но не могут предъявляться физическими лицами — неплательщиками налога на добавленную стоимость для возмещения из бюджета этого налога.В счете-фактуре должны быть указаны:

порядковый номер и дата составления счета-фактуры[72];

полное или сокращенное наименование поставщика и покупателя[73];

номера расчетных, валютных или иных счетов поставщика и покупателя, которые будут использованы для расчетов за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) по соответствующим договорам (контрактам, соглашениям, ак-там выполненных работ и т. п.);

полное наименование и местонахождение учреждений банков поставщика и покупателя;

идентификационные номера поставщика и покупателя товара (работы, услуги)[74];

номер и дата расчетного документа;

дополнительные условия поставки относительно транспортировки груза, условий оплаты счета (в безналичном порядке, наличными деньгами через кассу, поставка товаров по товарообмену (бартеру), расчеты векселями, казначейскими обязательствами);

наименование товаров (работ, услуг) и их технические характеристики (номера моделей, типы, размеры, ГОСТы, параметры и т. п.);

количество продаваемого (отгружаемого) по счету товара;

стоимость (цена) товара (работ, услуг);

сумма налога на добавленную стоимость;

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг), и скрепляется печатью организации[75]. При получении товаров (работ, услуг) счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем.

При реализации товаров за наличный расчет предприятиями розничной торговли, общественного питания и другими организациями, оказывающими платные услуги (работы) населению за наличный расчет с использованием контрольно-кассовых машин, требования порядка составления счетов-фактур считаются выполненными, если продавец товара (услуги, работы) выдал покупателю кассовый чек, содержащий следующие реквизиты: наименование организации-продавца; номер кассового аппарата; номер и дату выдачи чека; стоимость (цену) продаваемого товара с налогом на добавленную стоимость. У организаций, оказывающих платные услуги (работы) непосредственно населению без использования кассовых аппаратов, допускается применение действующих бланков строгой отчетности взамен счетов-фактур с последующей их регистрацией[76].

В документах по безналичным расчетам (поручениях, требованиях-поручениях) на оплату отгруженных товаров (выпол-ненных работ, оказанных услуг) по строке “назначение платежа” обязательно указывать номера соответствующих счетов-фактур.

Наряду с составлением счетов-фактур плательщики налога на добавленную стоимость обязаны вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж [77].

Организации-поставщики (подрядчики) ведут журнал учета выдаваемых покупателям счетов-фактур и книгу продаж.

Журнал учета выдаваемых покупателям счетов-фактур предназначен для хранения копий (вторых экземпляров) составленных поставщиком счетов-фактур по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам).

Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых аппаратов), составляемых поставщиком, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам)[78]. Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации товаров (работ, услуг), то есть по мере отгрузки или по мере оплаты в зависимости от установленной учетной политики[79].

Организации-покупатели (потребители, заказчики) товаров (работ, услуг) ведут журнал учета получаемых от поставщиков счетов-фактур и книгу покупок.

Журнал учета получаемых от поставщиков счетов-фактур предназначен для хранения оригиналов (первых экземпляров) счетов-фактур, получаемых покупателями от поставщиков, а также таможенных деклараций (их копий, заверенных в установленном порядке) и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату налога на добавленную стоимость на таможне без выписки и оформления счета-фактуры при ввозе товаров по импорту.

Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур, представляемых поставщиками, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей зачету (возмещению) в порядке, установленном федеральным законом[80]. Счета-фактуры, предъявляемые поставщиками, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (работ, услуг).

Книга покупок и книга продаж должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью. Хранятся указанные книги, соответственно у покупателя и продавца, в течение полных пяти лет с даты последней записи.

Таким образом, установление наличия всех счетов-фактур в организациях-контрагентах, исследование их на предмет достоверности содержащейся в них информации, надлежащего оформления и регистрации окажет помощь не только в осуществлении контроля за полнотой сбора налога на добавленную стоимость, но и в выявлении фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необоснованного предъявления к зачету (возмещению) сумм налога покупателями.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА...................................................................  
  1. Формы ведения бухгалтерского учета............................   —
2. Понятие и содержание учетной политики......................  
  II. КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ...............................................  
  1. Нормативное регулирование кассовых операций.........   —
2. Документальное оформление и порядок организации кассовых операций...................................................................  
3. Исследование кассовых документов...............................  
4. Учет оплаты труда...........................................................  
5. Исследование документов по учету заработной платы...............................................................................................  
  III. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО БАНКОВСКИМ СЧЕТАМ ОРГАНИЗАЦИЙ.......................................................................    
  1. Виды банковских счетов, порядок их открытия и ведения..........................................................................................     —
2. Формы безналичных расчетов........................................  

 


[1] О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г.; Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Минфина РФ от 26.12.94 г. № 170; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Утв. приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. № 56; Изм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: