Проведенный анализ доходности и эффективности деятельности предприятия показал, что в целом результаты анализа положительные. По всем показателям эффективности деятельности наметилась позитивная тенденция к повышению, что положительно характеризует способность АО «Кедентранссервис» приносить доход.
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Если предприятие получает чистый доход, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную доходность. Несмотря на положительные результаты анализа доходности и рентабельности, необходимо совершенствовать финансовое состояние предприятия в целом, и доходность предприятия в частности в условиях постоянно меняющейся ситуации на финансовом секторе страны.
Для разработки руководством предприятия действий по повышению эффективности деятельности необходимо:
- оценить динамику показателей рентабельности предприятия и определить факторы, влияющие на эти показатели;
- выявить пути возможного увеличения дохода и рентабельности предприятия.
На казахстанском рынке АО «Кедентранссервис» плодотворно работает в течение девяти лет. Общество является действительным членом «Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана» (АНЭК), членом Торгово-промышленной палаты Республики Казахстан, индивидуальным членом «Международной федерации экспедиторских ассоциаций» (FIATA). АО «Кедентранссервис» состоит из Центрального аппарата и шестнадцати филиалов, расположенных в крупных промышленных городах Казахстана; головной офис находится в г. Алматы.
Основным видом деятельности АО «Кедентранссервис» является терминальная обработка грузов, что обуславливает доминирующее положение на рынке предоставления транспортных услуг. Высокие показатели по терминальной обработке объясняются, в первую очередь, производственной инфраструктурой, и, во-вторых, возможностью предоставлять все виды услуг в комплексе.
В настоящее время АО «Кедентранссервис» является доминирующей негосударственной организацией на рынке Республике Казахстан, предоставляющей полный комплекс транспортно-экспедиционного обслуживания, а именно:
1) терминальная обработка контейнеров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы;
2) экспедирование железнодорожным транспортом по Казахстану, в страны СНГ и дальнего зарубежья;
3) таможенное оформление, хранение грузов и брокерская деятельность;
4) перевозка скоропортящихся грузов в собственном подвижном составе;
5) автоуслуги.
Факторы, позитивно и негативно влияющие на доходность продаж по основной деятельности АО «Кедентранссервис», это, прежде всего:
Позитивные факторы:
1) рост объемов продаж;
2) снижение расходов по ремонту и обслуживанию;
3) увеличение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом и вручную;
4) рост доходов по хранению грузов на грузовом терминале;
5) рациональное и экономичное использование материальных, топливно-энергетических ресурсов;
6) увеличение площадей арендованных территорий.
Негативные факторы:
1) износ основных средств;
2) снижение объемов погрузочно-разгрузочных работ крановым способом;
3) снижение доходов по автоуслугам.
Важнейшим фактором роста доходов являются рост объема производства и реализации продукции (работ, услуг), внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции (работ, услуг). В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.
Как уже было выявлено в предыдущей главе, на анализируемом предприятии наблюдается рост объемов производства за три года: 2005–2007 года. План по доходам от основной деятельности перевыполнен на 12% или на 700 541 тыс. тенге, прирост по сравнению с 2005 годом составил 31,5% и по сравнению с 2005 годом – 71,07%.
Фактором, снижающим расходы по ремонту и обслуживанию техники является модернизация и обновление парка машин и оборудования предприятия.
В настоящее время производственная инфраструктура АО «Кедентранссервис» представлена погрузочно-разгрузочными машинами и устройствами, осуществляющими переработку грузов, в частности: козловыми кранами, кранами на пневмоходу, кранами на железнодорожном ходу, погрузчиками, автотранспортом, полуприцепами, бульдозерами и тракторами.
Терминальная обработка грузов включает в себя не только погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые вышеуказанной техникой, но и комплекс сопутствующих услуг: хранение груза, упаковка груза, оформление документов и др.
В филиалах АО «Кедентранссервис» функционируют 17 железнодорожных терминалов, оснащенных специальной техникой и оборудованием, подъездными путями и складами, имеются крытые и открытые специализированные площадки.
К техническим рискам предприятия можно отнести высокую степень износа основных средств.
АО «Кедентранссервис» необходимо провести следующие мероприятия по обновлению производственной инфраструктуры:
1) Приобретение тепловозов;
2) Модернизация, капитальный ремонт и приобретение производственных средств (приобретение фитинговых платформ для перевозки большегрузных контейнеров, спредеров, ричстакера, модернизация автостроп, капитально-востановительный ремонт тепловозов);
3) Приобретение автотранспорта в целях увеличения дохода по автоуслугам;
4) Строительство локомотивного депо на ст. Актогай.
Также АО «Кедентрансервис» планирует проведение модернизации магистральных тепловозов дизель-генераторными установками производства компании «General Electric» – 4 комплектов (2 единицы), а так же закуп маневровых тепловозов 5 ед.
На рост прибыли предприятия напрямую влияет увеличение количества погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом и вручную и увеличение объема продаж услуг по хранению грузов на грузовом терминале.
На данный момент основными конкурентами АО «Кедентранссервис» на рынке терминальной обработки (погрузочно-разгрузочные работы) являются:
1) ТОО «Астана-Контракт» находящееся в г. Астана;
2) ТОО «Алан-Терминал», находящееся в г. Алматы;
3) ТОО «Алаш», находящееся в г. Алматы;
4) ТОО «Меркур-Кастом», находящееся в г. Алматы;
5) ТОО «Жолдастар», находящееся в г. Алматы;
При этом АО «Кедентранссервис» обладает базовыми конкурентными преимуществами:
- наличие достаточно широкой сети филиалов по всему Казахстану, чего нет ни у одной транспортно-логистической компании;
- во всех филиалах отработана доставка грузов клиента «до двери».
Задача на перспективу перед руководством АО состоит в том, что нужно далее развивать и расширять спектр услуг, оказывая их как можно на высоком уровне.
Таким образом, конкуренция у АО «Кедентранссервис» присутствует только в двух городах Казахстана: Алматы и Астана. Следовательно, предприятию можно рекомендовать развивать сеть продаж услуг по терминальной обработке грузов в других городах Казахстана. Для этого необходимо исследовать рынок грузооборота в разрезе городов Казахстана и выделить наиболее масштабные города по движению грузов.
25 октября 2008 года компания объявила о планах строительства терминально-логистических центров в городе Актобе, а также на пограничных переходах.
Что касается повышению продаж услуг по хранению грузов, то в настоящее время спрос на услуги по хранению и дистрибуции товаров существенно превышает предложение, что во многом определяется нехваткой на рынке качественных складских помещений (класса «А» и «В»), представляющих интерес, как для казахстанских, так и для иностранных компаний.
Также одним из методов рыночной конкуренции является тарифная (ценовая) политика.
Вообще предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворяет потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты меньше, чем полученная выручка, т.е., когда предприятие работает с прибылью. В этом смысле и говорится, что прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности.
На данный момент тарифы АО «Кедентранссервис» – одни из самых приемлемых. В таблице 14 представлены основные корпоративные потребители АО и доля поставок им в 2008 году.
Таблица 14 – Основные корпоративные потребители
Потребитель | Адрес | Наименование продукции | Сумма поставок (тыс. тг) | Доля | ||||
АО «Национальная Компания «Казакстан темiр жолы» | г. Астана, проспект Победы 98 | Оказание услуг локомотивной тяги | 35% | |||||
АО «Локомотив» | г. Астана, район Сарыарка, ул. Джамбула 71/1 | Оказание услуг локомотивной тяги | 16% | |||||
АО «Локомотив» | г. Астана, район Сарыарка, ул. Джамбула 71/1 | Оказание услуг по транспортировке комплектов модер-низации магистраль-ных тепловозов серии 2ТЭ10 | 7,46% | |||||
Компания «Thorne Marketing LTD» | Trident Chambers, PO Box 146, Road Town, Tortola, British Virgin Islands | Поставка лома черных металлов | 2,9% | |||||
Таким образом, в настоящее время тарифная политика АО «Кедентранссервис» направлена на построение оптимальной стратегии ценообразования, обеспечивающей приемлемый уровень рентабельности АО «Кедентранссервис» и учитывающей региональные особенности рынка, типы клиентов, виды услуг и продуктов.
Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции (работ, услуг), а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции (работ, услуг). Поэтому важная задача каждого предприятия – получить больше дохода при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции (работ, услуг), отражается на величине дохода, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции (работ, услуг).
Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:
- установление цен,
- формирование затрат,
- формирование объемов продукции,
- выбор номенклатуры и ассортимента продукции.
Рассмотрим возможности манипулирования вышеперечисленными четырьмя факторами для цели максимизации прибыли.
2. Себестоимость. Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, – росту дохода. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых видов производства и вовлечение в производство новых ресурсов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста доходности и рентабельности производства.
Поиск резервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов – одна из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличения чистого дохода и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема производства и реализации продукции (работ, услуг), снижение их удельной себестоимости и повышение качества.
Рост себестоимости предоставляемых услуг АО «Кедентранссервис» в 2007 году по отношению к 2006 году на 27,9% обусловлен, в основном, повышением минимальной заработной платы и увеличением потребления эксплуатационных материалов, вызванным ростом производственных показателей.
Структура прогнозных показателей себестоимости наглядно представлена в таблице 15.
Таблица 15 – Структура себестоимости предоставляемых услуг по АО «Кедентранссервис» за 2006–2008 года
№ п/п | Наименование статей | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||
млн. тенге | % | млн. тенге | % | млн. тенге | % | ||
Себестоимость предоставленных услуг всего, в том числе: | 5 813,9 | 7 478,0 | 8 220,7 | ||||
1.1 | прямые расходы | 4 336,2 | 74,6 | 5 590,1 | 74,6 | 6 274,9 | 76,3 |
1.2 | накладные расходы | 991,0 | 1 297,0 | 17,3 | 1 336,0 | 16,3 | |
1.3 | прочие расходы по основным услугам | 486,7 | 8,4 | 590,9 | 7,9 | 609,8 | 7,4 |
Анализ таблицы 15 показывает, что в структуре себестоимости АО «Кедентранссервис» предоставленных услуг 2008 году наибольшую долю составят прямые производственные расходы (около 73,3%). Накладные производственные расходы составят свыше 18,2%, прочие расходы по основным услугам – 8,5%.
Таким образом, в 2008 году себестоимость оказываемых услуг возрастет на 2 406,8 млн. тенге (или 41,4%) относительно показателя 2006 года в результате увеличения амортизационных отчислений на вновь закупаемое оборудование в 2007–2008 годах, ростом расходов на поддержание закупаемых основных средств в исправном состоянии, а также ростом расходов на оплату труда персонала.
В целях совершенствования системы ценообразования в области терминальных услуг АО «Кедентранссервис» в настоящее время разрабатывает методику по раздельному учету затрат. Это позволит определить реальный уровень себестоимости услуг, формировать доходы для покрытия текущих затрат и получения прибыли.
Для введения принципов раздельного метода учета проводится классификация видов деятельности подразделений Ао «Кедентранссервис» по функционально-факторному критерию, который обеспечивает четкое разграничение источников формирования затрат.
Для обеспечения необходимой нормы рентабельности осуществляется разработка методики определения коммерческой маржи и расчета себестоимости. Данная методика построена на анализе соотношения объема, доходов и затрат по видам услуг, предоставляемых АО «Кедентранссервис».
Целями внедрения названной методики раздельного учета по видам услуг являются:
- эффективное ведение хозяйственной деятельности, расчет фактической себестоимости услуг для дальнейшего расчета тарифов и принятия управленческих решений;
- исключение возможности перекрестного субсидирования одних услуг за счет других;
- прозрачная система учета затрат для целей регулирования.
Данная мера позволит оптимизировать тарифные ставки на оказание общедоступных услуг, которые должны не только покрывать себестоимость, но и включать необходимую норму рентабельности и учитывать коэффициент инфляции. Таким образом, будет обеспечено содержание региональной сети, расположенной преимущественно в сельской местности, своевременно восстанавливать выбывающее оборудование, усовершенствовать технологические процессы и повысить качество предоставления названных услуг.
Для обеспечения необходимой нормы рентабельности будет осуществляться расчет ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов.
На нерегулируемые услуги в 2007–2008 годах акционерным обществом будет продолжена работа по введению механизма гибкого тарифного регулирования на нерегулируемые услуги на базе экономически обоснованных методов с учетом влияния макро- и микроэкономических индикаторов.
Основой успеха любой компании в современных условиях является грамотный маркетинг и менеджмент. В АО «Кедентрассервис» осуществляются мероприятия по внедрению информатизации, в частности в настоящее время реализуется проект автоматизации управленческих бизнес-процессов филиала по станции Достык. Руководством компании особое внимание уделяется работе указанного филиала. Станция Достык в настоящее является единственным железнодорожным пограничным переходом республики, соединяющим Европу с Азией и, входя в состав международного железнодорожного пограничного перехода Достык (Казахстан) – Алашанькоу (Китай), играет важную роль для экономики Казахстана. Обладая большим потенциалом в обеспечении интеграционных процессов и развитии межгосударственных связей, станция Достык связывает в транспортной схеме три международных транспортных коридора. Ежегодно через станцию Достык в Китай вывозится более чем 8 млн. тонн и ввозится более 4 млн. тонн груза.
На станции Достык имеются 8 перегрузочных мест, из которых 6 мест эксплуатируются нашей компанией. На перегрузочных местах наша компания перерабатывает импортные грузы. Выросшие объемы импорта налагают на нашу компанию серьезные обязательства по их своевременной переработке и оказанию сопутствующих сервисных услуг.
Учитывая ключевую роль станции Достык в развитии транспортного потенциала Республики Казахстан, АО «Кедентранссервис» осуществляет вложение значительных средств в укрепление производственных мощностей. Запланировано строительство универсального крытого перегрузочного места №4Б с административно-бытовым блоком. Намечается дальнейшее расширение и реконструкция железнодорожной инфраструктуры, приобретение новых технических средств, совершенствование и оптимизация технологического процесса.
Кроме того, на филиале осуществляются мероприятия по улучшению условий труда. В частности, в текущем году на перегрузочных местах №2 и №3 установлена система вентиляции и подключается отопление для работы в зимних условиях. Введены в эксплуатацию мобильные домики для отдыха работников.
Таким образом, в АО «Кедентранссервис» имеют место следующие факторы, напрямую влияющие на прибыльность:
– негативно влияющие на прибыльность – на рынке терминальных услуг (погрузочно-разгрузочные работы) конкуренция со стороны крупных СВХ – «Астана-Контракт», «Алан-Терминал», «Меркур-Кастом», «СВХ Терминал», «СВХ Жолдастар». На рынке автоуслуг – ТОО «Казкан».
– позитивно влияющие на прибыльность:
1) хороший менеджмент, работа с потенциальными клиентами;
2) наращивание объемов оказываемых услуг;
3) техническое перевооружение, приобретение основных средств, ремонт ж.д. подъездных путей.
Также к экономическим рискам падения прибыли относятся риски, связанные с инфляционными процессами и общей кризисной ситуацией в стране. Экономические факторы риска увеличиваются в период нестабильного состояния экономики страны в целом и сопровождаются инфляционными процессами, падением курса национальной денежной единицы. Риск резкой девальвации национальной валюты может привести к снижению доходов общества. Кроме того, фактором риска для прибыльности может выступать повышение тарифов АО «НК «КТЖ».