Инвестиционные решения АО НК «Казахстан Темир Жолы» как фактор повышения эффективности использования прибыли предприятия




 

Инвестиции – одно из наиболее часто используемых понятий в экономике, в особенности, если она находится в процессе трансформации или испытывает подъем. В Законе РК от 8 января 2003 года №373-II с изменениями и дополнениями дается следующее определение инвестициям: «Инвестиции – все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, в том числе:

– движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для реализации без переработки;

– акции и иные формы участия в коммерческих организациях;

– облигации и другие долговые обязательства;

– требования денежных сумм, товаров, услуг и любого иного исполнения по договорам, связанным с инвестициями;

– право на результаты интеллектуальной деятельности, включая авторские права, патенты, товарные знаки, промышленные образцы, технологические процессы, ноу – хау,

– нормативно–техническую, архитектурную, конструкторскую и технологическую проектную документацию;

– любое право на осуществление деятельности, основанное на лицензии или в иной форме, предоставленное государственным органом». [1]

Экономическим побудительным мотивом и качественным признакам инвестирования средств является получение дохода, прибыли на них. К инвестициям относятся только те вложения, которые преследуют своей целью получение прибыли, увеличение объема и массы капиталов.

В предыдущем разделе были рассмотрены основные факторы, влияющие на прибыльность АО «Кедентранссервис» как самостоятельной коммерческой организации. Но АО «Кедентранссервис» также является дочерним предприятием и входит в состав Акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», поэтому дальнейшее развитие предприятия напрямую зависит от деятельности АО «НК «КТЖ» и ее инвестиционной политики.

Инвестиционная политика АО «НК «КТЖ» направлена на разработку комплекса мероприятий по обеспечению стабильного роста объемов перевозок, долгосрочного функционирования железнодорожного транспорта и повышения качества предоставляемых услуг, посредством ускорения внедрения наукоемких, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, совершенствования перевозочного процесса, технического переоснащения основных фондов железнодорожной отрасли.

В настоящее время существуют следующие стартовые позиции АО «НК «КТЖ», существенно влияющие на динамику развития:

- АО «НК «КТЖ» – субъект естественной монополии по предоставлению услуг магистральной железнодорожной сети;

- высокая степень износа и старения основных производственных фондов, которая достигла критической отметки – 69%;

- уровень тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, не обеспечивающий покрытие расходов на их осуществление;

- недостаточный уровень субсидирования пассажирских перевозок (в 2005–2006 годах оплата за услуги магистральной железнодорожной сети в пассажирском движении производится с понижающим коэффициентом 0,01);

- финансовые и производственные риски, обусловленные возможным спадом объемов грузоперевозок, развитием альтернативных видов транспорта (трубопроводного, автомобильного, водного), дефицитом инвестиций в основные фонды вследствие сдерживания уровня тарифов;

- отсутствие инвестиций для приобретения пассажирских вагонов.

Необходимыми условиями для дальнейшего развития компании являются:

- сохранение магистральной железнодорожной сети в собственности АО «НК «КТЖ»;

- сохранение статуса Национальной компании и статуса оператора магистральной железнодорожной сети за АО «НК «КТЖ»;

- дальнейшее реформирование отрасли, направленное на введение конкурентной среды в обеспечивающую и перевозочную деятельности;

- поэтапное обновление основных фондов, которое производится на недостаточном уровне вследствие высокой стоимости новых основных средств;

- участие государства в приобретении пассажирских вагонов, а также в строительстве новых железнодорожных линий;

- увеличение объемов субсидирования пассажирских перевозок из государственного бюджета до 100% возмещения затрат на перевозку пассажиров и, как следствие, прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых;

- ежегодное установление тарифов на грузовые и пассажирские перевозки на уровне, обеспечивающем покрытие затрат, необходимых для предоставления услуг, и обеспечивающем поступление средств, достаточных для финансирования инвестиционных потребностей отрасли;

- усовершенствование методики возврата налога на добавленную стоимость;

- развитие государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов железнодорожного транспорта.

Любое существенное изменение динамики внешних для АО «НК «КТЖ» показателей или исходных условий предполагает пересмотр запланированных уровней финансовых результатов и показателей эффективности АО «НК «КТЖ».

Вообще определение стратегических приоритетов инвестиционной деятельности Компании осуществляется на базе следующих основных принципов:

1. внедрение прогрессивных и высокоэкономичных инженерных мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение эксплуатационных расходов и повышение безопасности движения;

2. оценка обоснованности предлагаемых капитальных вложений;

3. расчет экономической эффективности инвестиционных проектов;

4. инвестиционные проекты, имеющие общеотраслевой и социально-значимый характер, эффект от внедрения которых оценивается в масштабах экономики Республики в целом.

Реализация этих перспективных проектов возможна при финансировании из государственного бюджета или в форме государственно-частного партнерства.

Указанная в таблице 16 стоимость проектов оценочная и будет определена после разработки технико-экономического обоснования.

Согласно Годовому отчету АО «НК «КТЖ» за 2007 год исполнение инвестиционного бюджета за 2007 год группы компаний АО «НК «КТЖ» составило 99 762 млн. тенге, в т.ч. по АО «НК «КТЖ» – 57 546 млн. тенге, что выше уровня 2006 года на 30,3% и 49,4% (76 523 млн. тенге и 38 505 млн. тенге) соответственно (таблица 17).

 

Таблица 17 – Исполнение инвестиционного бюджета АО «НК «КТЖ», млн. тенге

Наименование категорий 2006 год 2007 год Отклонение
% сумма
Всего по группе компаний 76 523 99 762 130,4 23 238
Инвестиционные мероприятия, направленные на развитие производства 38 239 36 993 96,7 -1 246
Инвестиционные мероприятия административного характера и в непроизводственную сферу 4 237 9 370 221,0 5 130
Инвестиционные мероприятия, направленные на поддержание текущего уровня производства 34 047 53 398 156,9 19 355

 

Основные направления освоенных инвестиций

1. Развитие производства. Исполнение по данном направлению группы компаний АО «НК «КТЖ» составило 36 993 млн. тенге (в т.ч. АО «НК «КТЖ» – 13 177 млн. тенге), по сравнению с 2006 годом консолидированное исполнение по данному направлению снизилась на 3,2% (38 239 млн. тенге), по АО «НК «КТЖ» выше на 101% (6 546 млн. тенге):

– строительство путей и разъездов по Северному и Южному маршрутам от станции Кульсары (Тенгизшевройл) на сумму 4 512 млн. тенге;

– мероприятия, направленные на развитие станции Достык и железнодорожного участка Актогай – Достык на сумму 1 795 млн. тенге;

– электрификация дорог на сумму 586 млн. тенге;

– научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на сумму 72 млн. тенге;

– обновление и модернизация подвижного состава на сумму 27 831 млн. тенге.

2. Поддержание текущего уровня производства. Исполнение по данному направлению составило 53 398 млн. тенге (в т.ч. АО «НК «КТЖ» – 37 111 млн. тенге), что выше уровня исполнения 2006 года на 56,8% (34 047 млн. тенге) в т.ч. по АО «НК «КТЖ» на 22% (30 420 млн. тенге):

– реабилитация и модернизация инфраструктуры на сумму 30 028 млн. тенге;

– информатизация и развитие связи на сумму 4 810 млн. тенге;

– обеспечение безопасности движения поездов на сумму 4 133 млн. тенге;

– капитальный ремонт подвижного состава на сумму 13 007 млн. тенге.

3. Инвестиции в административно-социальную сферу. Исполнение по данному направлению составило 9 370 млн. тенге (в т.ч. АО «НК «КТЖ» – 7 258 млн. тенге), что выше уровня исполнения 2006 года на 121% (4 237 млн. тенге) в т.ч. по АО «НК «КТЖ» на 371% (1 540 млн. тенге):

– улучшение социально-бытовых условий труда работников на сумму 3 042 млн. тенге;

– улучшение административных условий труда на сумму
6 328 млн. тенге.

4. Инновационное развитие. В 2007 году АО «НК «КТЖ» инициировано 57 инвестиционных проектов по информатизации и автоматизации, которые направлены на инновационное развитие на общую сумму 4 701 607 тыс. тенге без НДС, в том числе (таблица 18):

 

Таблица 18 – Направление инвестиций в инновационную сферу

Направление Кол-во Сумма Выполнено
Сумма %
  Автоматизация перевозочного процесса   1 498 613 651 203  
  Корпоративное управление и техническое оснащение   1 900 606 1 710 600  
  Развитие телекоммуникаций   1 302 388 1 502 113  

 

Рассмотрим основные составляющие таблицы 18.

Автоматизация перевозочного процесса. В 2007 году введены в промышленную эксплуатацию системы автоматизации управления перевозочным процессом, такие как:

- автоматизированная система пономерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка;

- автоматизированная система управления тяговым подвижным составом;

- автоматизированная система управления контейнерными перевозками;

- мониторинг опасных грузов;

- картотека арендованных вагонов;

- перевод автоматизированной системы оперативного управления перевозками на платформу DB2;

- модернизация автоматизированной системы интегрированной обработки маршрута машинистов;

- информационная система оперативного отображения погрузочных работ;

- разработка проектно-сметной документации (далее – ПСД) на создание автоматизированной системы управления (далее – АСУ) инфраструктуры путевого хозяйства и АСУ инфраструктуры хозяйства СЦБ в Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской отделениях магистральной сети и линейных предприятиях;

- разработка ПСД на создание АСУ инфраструктуры путевого хозяйства и АСУ инфраструктуры хозяйства СЦБ в Павлодарском, Семипалатинском, Костанайском, Актобинском отделениях магистральной сети и линейных предприятиях;

- разработка ПСД на создание АСУ инфраструктуры вагонного хозяйства в Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской отделениях магистральной сети и линейных предприятиях;

- разработка ПСД на создание АСУ инфраструктуры хозяйства электроснабжения Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской отделениях магистральной сети и линейных предприятиях.

Техническое оснащение. В 2007 году реализованы следующие проекты:

- лицензирование программного обеспечения АО «НК «КТЖ»;

- обеспечение информационной безопасности и организация построения мониторинга функционирования корпоративной сети АО «НК «КТЖ»;

- разработка проектно-сметной документации по созданию резервного вычислительного центра;

- создание активного каталога сетевой инфраструктуры АО «НК «КТЖ»;

- приобретение технологического автотранспорта для региональных отделов РИВЦ, обслуживающих информационные системы;

- создание системы инвентаризации программно-аппаратных средств пользователей корпоративной сети;

- оптимизация серверного оборудования ГВЦ.

Развитие телекоммуникаций. В 2007 году реализованы следующие телекоммуникационные проекты:

- модернизация оперативно-технологической связи узла Астана;

- создание цифровых соединительных линий связи между центральным узлом СПД и ЛВС структурных подразделений по узлу Астана;

- развитие ВСПД на участке Астана – Петропавловск (подключение к ВОЛС);

- внедрение системы видеоконференцсвязи АО «НК «КТЖ»;

– микропроцессорная автоматизированная система диспетчерского контроля (МП АСДК).

– автоматизированная система управления работой пограничных станций;

– автоматизированная система управления работой станции с функцией пономерного учета;

– автоматизированная система управления работой станциями;

– автоматизированная система управления грузовой работы;

– информационные технологические разработки и автоматизированные рабочие места (локальные АРМы).

Кроме того, в 2008 году АО «НК «ҚТЖ» был предпринят ряд мер по минимизированию влияния кризиса в целом на компанию. Так, общие и административные расходы были снижены, по сравнению с 2008 годом, на 11 процентов. Также сокращены эксплуатационные расходы за счет снижения ценового фактора на топливо (до 22%) и материалы (15–20%), ужесточены нормы по расходам топливно-энергетических ресурсов, сокращены планируемые расходы по плате за пользование грузовыми вагонами чужих администраций за счет повышения эффективности использования инвентарного парка. По основным статьям затрат общее сокращение составило 5,5% в сравнении с утвержденным планом на 2008 год. В результате проведенной работы планируемая чистая прибыль на следующий год прогнозируется на уровне 36,5 млрд. тенге, что выше ожидаемого результата за 2008 год на 10,6%.

Что касается инвестиционной составляющей бюджета компании на 2009 год, то АО «НК «ҚТЖ» намерено сохранить высокую инвестиционную активность. Так, с учетом планируемого повышения тарифов, утвержденная инвестиционная программа АО «НК «ҚТЖ» составит 184 млрд. тенге, что выше аналогичного показателя за 2008 год на 16%. В бюджете на следующий год предусмотрены дальнейшее расширение и модернизация объектов железнодорожной инфраструктуры, капитальный ремонт и обновление подвижного состава, информатизация и автоматизация технологических процессов, обеспечение безопасности движения поездов.

Также в настоящее время разрабатывается новая программа реструктуризации железнодорожной отрасли на 2009–2011 гг., которая предусматривает выведение из состава КТЖ убыточных пассажирских перевозок и некоторых других активов, хотя КТЖ должна сохранить вертикально-интегрированную модель бизнеса, включающую объекты инфраструктуры, локомотивный парк и грузовые перевозки.

Объем новой инвестиционной программы АО НК «КТЖ» на среднесрочную перспективу (2008–2012 гг.), утвержденной правительством страны в январе 2008 г., значительно увеличился и составляет 888 млрд тенге (7,4 млрд долл.).


Заключение

 

Дипломная работа была посвящена исследованию учета и анализа формирования прибыли на предприятии и эффективности ее использования. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. В условиях рыночной экономики основа экономического развития предприятия – прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

2. Элементами, формирующими прибыль, непосредственно связанными с результативностью деятельности предприятия, являются доходы и расходы.

Доходы – это увеличение экономических ресурсов путем притока или роста активов, либо путем уменьшения обязательств, в результате обычной деятельности предприятия.

Расходы – это уменьшение активов, либо возникновение обязательств в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Напрямую зависимость предприятия от величины доходов и расходов выражается в финансовом результате деятельности предприятия, который может выражаться в форме прибыли (превышения доходов над расходами) или в форме убытка (превышения расходов над доходами).

3. К принципам учета прибыли, доходов и расходов относятся:

- порядок признания доходов и расходов в бухгалтерском учете;

- порядок определения налогооблагаемой прибыли;

- принципы отражения доходов и расходов в финансовой отчетности предприятия.

Доходы признаются в бухгалтерском учете в соответствии с Разделом 5 Национального стандарта финансовой отчетности №1 от 21 июня 2007 года, который определяет условия признания дохода, т.е. поступления экономических выгод от основной деятельности предприятия, приводящее к увеличению собственного капитала (кроме вкладов акционеров). В финансовой отчетности доход отражается тогда, когда товар (готовая продукция) отгружен и при этом право собственности перешло к покупателю. Признание дохода по стадии завершенности называется методом «по мере готовности».

Специального стандарта, определяющего принципы учета расходов среди МСФО нет, но существуют стандарты, косвенно регулирующие принципы учета расходов предприятия, например, МСФО 2 «Запасы», который устанавливает методику переноса косвенных производственных затрат на стоимость готовой продукции.

Порядок признания расходов, согласно НСФО и МСФО во многом зависит от признания дохода в соответствии с принципом сопоставимости доходов и расходов. Следовательно, расходы, связанные с получением соответствующего дохода, признаются в финансовой отчетности в момент признания дохода.

Кроме действующих законодательных актов в области бухгалтерского учета порядок признания доходов и расходов предприятия регулирует налоговое законодательство.

3. Учет доходов, расходов и прибыли является необходимым и значимым и находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, так как его ритмичность обеспечивает выполнение обязательств предприятия, своевременность всех расчетов и выплат.

Необходимость учета прибыли определятся также тем, что за недостоверное отражение информации о прибыли Налоговым и Административным Кодексом Республики Казахстан предусмотрена ответственность.

Целью бухгалтерского учета прибыли является правильное соблюдение и отражение доходов и расходов от совершаемых операций в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

В условиях рыночных отношений необходимо анализировать финансовое состояние и прибыльность предприятия. Целью анализа прибыли является выявление абсолютной и относительной эффективности деятельности предприятия.

4. В качестве анализируемого предприятия выбрано АО «Национальная Компания «Казакстан темiр жолы». Основными задачами компании АО НК «Казахстан Темир Жолы» являются полное обеспечение потребностей экономики страны и всего населения в железнодорожных перевозках, ускорение доставки грузов, сокращение транспортных издержек.

Поскольку в состав сфера железнодорожных перевозок многоаспектна, охватывает различные сферы железнодорожной отрасли, ввиду чего не представляется возможным описать учет и анализ прибыли в компании в совокупном масштабе, в качестве объекта исследования было выбрано АО «Кедентранссервис» основными видами деятельности которого являются: транспортно-экспедиторские, погрузочно-разгрузочные работы, а также оказание брокерских услуг, таможенное оформление и хранение грузов.

5. В результате исследования действующей практики учета доходов и расходов на предприятии АО «Кедентранссервис» было установлено, что в учетной политике предприятия определен принцип признания доходов по методу начисления.

Для отражения доходов предприятия АО «Кедентранссервис» предназначены счета подраздела 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг». В бухгалтерии предприятия АО «Кедентранссервис» полученные доходы от основной деятельности и прочие доходы отражаются в учетных аналитических регистрах по кредиту счетов подраздела 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» в журнале – ордере №11, подраздела 6200 «Прочие доходы» в журнале ордере №12. В учетных регистрах, а именно в журнале – ордере 11 правильно отражен доход.

6. При учете себестоимости реализованной продукции применяют счета подраздела 7000 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг». При проверке счета 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» установлено соответствие данных с данными журнала-ордера 14 по кредиту данного счета и Главной книгой.

7. Финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период отражается в финансовом отчете предприятия о прибылях и убытках, который составляется на основании данных, отраженных на счетах разделов 6 «Доходы» и 7 «Расходы» рабочего плана счетов. Отражение чистого дохода предприятия в «Отчете о прибылях и убытках» соответствует записям в регистрах бухгалтерского учета.

Налоговый учет расходов в АО «Кедентранссервис» ведется на основании данных бухгалтерского учета и в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

8. Анализ доходности и эффективности деятельности предприятия показал следующее:

Для оценки способности АО «Кедентранссервис» приносить чистый доход был проведен вертикальный и горизонтальный анализ абсолютных показателей доходности по данным отчета о прибылях и убытках, по результатам которого были сделаны следующие выводы:

- за анализируемый период выросли как абсолютные показатели доходов, так и абсолютные показатели расходов;

- в структуре совокупных доходов и совокупных расходов преобладающий удельный вес имеют доходы и расходы от основной деятельности;

- в структуре доходов от основной деятельности наибольший удельный вес имеют доходы от погрузочно-разгрузочных работ.

- в расходах по основной деятельности преобладает себестоимость выполненных работ, оказанных услуг.

- фактические абсолютные показатели доходов и расходов в 2007 году превысили плановые.

- прирост чистого дохода в 2007 году на 14,17% по отношению к 2005 году характеризует предприятие как прибыльное.

Следовательно, проведенное исследование позволяет охарактеризовать АО «Кедентранссервис» как прибыльное предприятие. Поскольку абсолютные показатели не дают представление об экономической эффективности функционирования предприятия, на следующем этапе был проведен анализ относительных показателей доходности (рентабельности).

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем чистый доход (прибыль) отражают окончательные результаты хозяйствования.

Все рассчитанные относительные показатели рентабельности отрицательно характеризуют доходность предприятия, поскольку снижаются незначительно в 2007 году, несмотря на повышение абсолютных показателей доходности. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в 2007 году, кроме роста чистого дохода и доходов от основной (операционной) деятельности предприятие обеспечило рост как текущих и совокупных активов, так и собственного капитала.

Тем не менее, общая рентабельность предприятия, характеризуемая показателем рентабельности от операционной деятельности за анализируемый период 2006–2007 года увеличилась.

Таким образом, руководству АО «Кедентранссервис» необходимо пересмотреть финансовую политику, которая должна быть направлена на повышение рентабельности продукции, снижение затратоемкости продукции.

В процессе исследования направлений повышения доходности и рентабельности было выявлено, что основным фактором роста доходности и эффективности деятельности АО «Кедентранссервис» является принятие новой тарифно-ценовой политики, осуществление учета затрат по методике раздельного учета для определения реальной себестоимости услуг, разработка новых оказываемых услуг и финансовых продуктов, востребованных клиентами, реализация намеченной АО НК «Казахстан Темир Жолы» инвестиционной программы.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: