Рассмотрим процесс расчета прибыли организации[17]. Расчет выполняется за отчетный и аналогичный период предыдущего года. На основе этой таблицы затем проведем горизонтальный и вертикальный анализ прибыли, определим динамику основных показателей, формирующих прибыль, и оценим их влияние на изучаемый показатель.
Таблица 2. Процесс формирования и расчета прибыли, тыс. руб.
Показатель | Отклонение | |||
Абсол. | В% | |||
4=ст. 3 – ст. 2 | 5=ст. 4 / ст. 3 | |||
Выручка от продаж | 20,02 | |||
Себестоимость проданной продукции | 25,68 | |||
Валовая прибыль | 0,78 | |||
Коммерческие расходы | 30,77 | |||
Управленческие расходы | ||||
Прибыль от продаж | 0,00 | |||
Сальдо прочих доходов и расходов | -54 | -56 | -2 | 3,57 |
Прибыль до налогообложения | -2 | -0,21 | ||
Налог на прибыль | 0,00 | |||
Чистая (нераспределенная прибыль) | -2 | -0,28 |
Из расчетов видно, что прирост выручки в ООО «АРТ-КОЛОР» в 2006 году составил 899 тыс. руб., или 20%.
Прирост себестоимости проданных товаров оказался почти таким же по абсолютной величине и составил 891 тыс. руб., а в процентном соотношении – 25,68%.
В результате прирост валовой прибыли составил всего 8 тыс. руб.
По этим данным уже можно отметить тревожную для предприятия ситуацию. Опережающий рост себестоимости продаж «съел» увеличение выручки, и прирост валовой прибыли оказался очень небольшим.
Перейдем к горизонтальному анализу прибыли.
Таблица 3. Горизонтальный анализ «Отчета о прибылях и убытках», тыс. руб.
Показатели | 2006 в % к данным 2005 | ||
4=ст. 2 / ст. 3 | |||
Выручка от продаж продукции | 125,03% | ||
Себестоимость проданной продукции | 134,55% | ||
Валовая прибыль | 100,79% | ||
Расходы периода | 144,44% | ||
Прибыль от продаж | 100,00% | ||
Прибыль до налогообложения | 99,79% | ||
Чистая (нераспределенная прибыль) | 99,72% |
|
Произведенные расчеты с использованием метода горизонтального анализа по данным формы №2 позволяют сделать следующие выводы.
По отношению к предыдущему периоду чистая прибыль составила 99,7%. Выручка от продаж составила 125%, валовая прибыль – на 100,7%. Но так как расходы составили 144%, что существенно выше темпов роста выручки, то прибыль от продаж осталась на прежне уровне. Прибыль до налогообложения составила 99,79% от уровня 2005 года.
Чистая прибыль растет медленнее, чем прибыль от продаж, что свидетельствует о нерациональной налоговой политике предприятия. Прибыль растет медленнее, чем выручка от реализации продукции, что говорит об относительном увеличении затрат на производство.
Изменения в структуре прибыли анализируются с использованием методов вертикального анализа. Соответствующие расчеты по данным формы №2 представлены в таблице 4.
Таблица 4. Вертикальный анализ «Отчета о прибылях и убытках»
Наименование показателя | Уровень в % к выручке | Отклонения уровня, % | ||||
6=5–4 | ||||||
Выручка (нетто) от продажи товаров | ||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 72% | 77% | ||||
Валовая прибыль | 28% | 23% | -5 | |||
Коммерческие расходы | 1% | 1% | ||||
Прибыль (убыток) от продаж | 28% | 23% | -6 | |||
Прочие расходы | 2% | 1% | -1 | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения | 26% | 21% | -5 | |||
Текущий налог на прибыль | 225,6 | 225,12 | 6% | 5% | -1 | |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 20% | 16% | -4 |
|
Уровень отношения в % к выручке рассчитывается следующим образом:
Ур% с/ст = Себестоимость проданных товаров / Выручка (нетто) от продажи товаров * 100%
Таким образом, получаем: Ур% 2005 с/ст = 2579 / 3591 * 100% = 72%
Ур% 2006 с/ст = 3470 / 4490 * 100% = 77%
Уровень себестоимости к выручке вырос на 5%.
Аналогичным образом рассчитывается уровень отношения остальных показателей, приведенных в таблице.
Все остальные расчеты по уровню к выручке показали отрицательные значения, что говорит о снижении прибыльности деятельности организации.
Данные вертикального анализа, таким образом, подтверждают данные горизонтального анализа, и подтверждают сделанные ранее выводы о значительном росте издержек в ООО «АРТ-КОЛОР».
Теперь перейдем к анализу чистой прибыли.
Таблица 5. Анализ чистой прибыли, тыс. руб.
Показатели | Отклонение | |||
5=4–3 | ||||
Выручка от продаж продукции | ||||
Прибыль от продаж | ||||
Прочие расходы | -2 | |||
Прибыль до налогообложения | ||||
Налог на прибыль | 225,12 | 225,6 | 0,48 | |
Чистая прибыль | 712,88 | 714,4 | 1,52 | |
Удельный вес чистой прибыли (п. 1 / п. 6) * 100% | 5,04 | 6,28 | 1,24 | |
Чистая прибыль на 1 руб. оборота (п. 6 / п. 1) * 100% | 19,85 | 15,91 | -3,94 |
|
В отчетном периоде чистая прибыль по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 1,52 тыс. рублей. Удельный вес чистой прибыли в выручке вырос на 1,24%, тогда как чистая прибыль на рубль оборота снизилась почти на 4%. На уменьшение чистой прибыли повлияло увеличение себестоимости и управленческих расходов организации.
Таким образом, возможный резерв увеличения чистой прибыли составляет 1,52 тыс. рублей, за счет увеличения прибыли до налогообложения и прибыли от продаж. Увеличить прибыль до налогообложения и прибыль от продаж можно за счет снижения таких факторов как коммерческие расходы, прочие расходы.