Методика расчета влияния факторов на прибыль от обычной деятельности выполняется в следующей последовательности.
1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации – это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. По данным управленческого учета цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 30%.
Тогда индекс цены Jц = (100+30)/100= 1,30
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна
B' = B1/Jц,
где В' – выручка от продажи в сопоставимых ценах;
В1 – выручка о продажи продукции в отчетном периоде.
Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит:
B' = B1/Jц = 4490 / 1,30 = 3453,85
∆ Вц = В1 – B' = 4490 – 3453,85 = 1 036
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на 1036 тыс. руб.
∆ В кол-во товаров = B' – B0 = 3453,85 – 3591 = -137
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом сократилась за счет количества проданных товаров на 137 тыс. руб.
Сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 137 тыс. руб., а общий прирост выручки (899 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 30%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.
|
Расчет влияния фактора «Цена»
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:
∆ П П(Ц) = (∆ Вц * R 0P) / 100
∆ П П(Ц) = (1036* 0,262) / 100 = 2,71
R0p – рентабельность продаж в базисном периоде (табл. 8).
Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 30% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 2,71 тыс. руб.
Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)»
Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
∆ П П(К) = ([(В1‑В0) – ∆ Вц ] * R0p) / 100=
где ∆ П П(К) – изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;
В1 и В0 – соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;
∆ Вц – изменение выручки от продажи под влиянием цены;
R0p – рентабельность продаж в базисном периоде (табл. 7).
Для анализируемой организации:
∆ П П(К) = (((4490–3591) – 1036)* 0,262) / 100 = -0,359
Таким образом, влияние получилось отрицательным, т.е. в результате сокращения в отчетном периоде объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи уменьшилась на 0,359 тыс. руб., т.к. на выручку помимо цены влияет и количество реализуемых товаров:
Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции»осуществляется следующим образом:
∆ П П(С) = В1 * (УС1‑УС0) / 100
где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах (см. табл. 4)
|
∆ П П(С) = (4490* (-0,0546)) / 100 = -2,55
Здесь при анализе нужно быть внимательным, так как расходы – это факторы обратного влияния по отношению к прибыли.
Если мы посмотрим таблицу 4, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде увеличилась на 891 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи увеличился на 5,46%. Поэтому рост себестоимости привел к уменьшению суммы прибыли от продажи на 2,55 тыс. руб.
Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»
Для расчета используется формула, аналогичная предыдущей:
∆ П П(КР) = В1 * (УКР1 – УКР0) / 100
где УКР1 и УКР0 – соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах. (см. табл. 4)
∆ П П(КР) = 4490 * (-0,0008)/100 = -0,2
Таким образом, перерасход по коммерческим расходам на 8 тыс. руб. в отчетном периоде и незначительное повышение их уровня на 0,08% привели к уменьшению суммы прибыли от продажи на 0,2 тыс. руб.
Следовательно, становится очевидным, что влияние этого фактора на рост затратности и сокращение прибыльности производства в ООО «АРТ-КОЛОР» незначительно.
Аналогично рассчитывается влияние остальных факторов.
Расчет влияния фактора «Прочие расходы»
∆ П П(ПР) = В1 * (УПР1 – УПР0) / 100
где УПР1 и УПР0 – соответственно уровни прочих расходов в отчетном и базисном периодах.
∆ П П(ПР) = 4490 * (-0,0026)/100 =-0,7
Расчет влияния фактора «Текущий налог на прибыль»
∆ П П(НП) = В1 * (УНП1 – УНП0) / 100
где УНП1 и УНП0 – соответственно уровни текущего налога на прибыль в отчетном и базисном периодах.
|
∆ П П(НП) = 4490 * (-0,0127)/100 =-0,9
Таким образом, теперь можно обобщить влияние всех факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.
Таблица 6. Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода
Показатели-факторы | Сумма, тыс. руб. |
1. Количество проданной продукции (работ, услуг) | -0,36 |
2. Изменение цен на реализованную продукцию | 2,71 |
3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг | -2,55 |
4. Коммерческие расходы | -0,2 |
6. Прочие доходы / расходы | -0,7 |
7. Налог на прибыль | -0,9 |
Совокупное влияние факторов | 2,0 |
Из данных таблицы видно, что совокупное влияние факторов составило 2,0 тыс. руб., что соответствует данным таблицы 2.