По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
Идея показателя рентабельности состоит в том, чтобы продемонстрировать, насколько окупаются затраты, которые несет организация в ходе осуществления своей деятельности. Но, оказывается, на этот вопрос нельзя ответить однозначно – все зависит от коэффициента, который применяется для расчетов.
Говоря о рентабельности деятельности организации, мы определяем, сколько прибыли приносит каждый рубль затрат, поэтому критерием окупаемости затрат выступает прибыль организации.
Цели предпринимательской деятельности – не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности продукции. Рентабельность продукции отражает степень доходности предприятия, она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на её производство и реализацию.
Финансовый результат (прибыль или убыток) деятельности предприятия есть разница между суммами его доходов и расходов, которая исчисляется за определенный временной отрезок – отчетный период – месяц, квартал, год. Следовательно, для определения финансового результата мы должны соотнести доходы и расходы предприятия, относящиеся к тому периоду, за который и исчисляется прибыль или убыток.
Исходя же из принципа временной определенности фактов хозяйственной жизни, основой для определения рентабельности должен служить не баланс, а отчет о прибылях и убытках, где развернуто показываются декапитализированные доходы и расходы предприятия и полученный посредством их сопоставления финансовый результат (прибыль или убыток).
|
Формула расчета коэффициента рентабельности в этом случае принимает следующий вид:
где R – коэффициент рентабельности;
Р – величина прибыли;
D – сумма декапитализированных (списанных) за отчетный период расходов.
Таблица 7. Данные для расчета рентабельности
Показатель | Отклонения | |||
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. | ||||
Себестоимость реализованных товаров | ||||
Рентабельность продукции, % (п. 1 / п. 2 * 100) | 139,2 | 129,3 | -9,9 |
Из таблицы видно, что рентабельность продукции по сравнению с прошлым годом снизилась на 9,9% из-за увеличения затрат, связанных с продажей продукции на 891 тыс. рублей.
Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.
Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.
Рентабельность – в общем смысле, это отношение результатов к затратам.
Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
|
- показатели рентабельности капитала (активов)
- показатели рентабельности продукции
- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность всех активов (всего капитала)); собственников и учредителей – доходность акций и т.д.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия.
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К0) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от продаж.
Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего место денежного потока.
|
Основные показатели рентабельности торговых предприятий.
Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в торговое предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.
Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.
Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).
Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 кв. м. площади магазина. Рациональное использование торговой площади позволит повысить размер прибыли.
Проведем анализ рентабельности ООО «АРТ-КОЛОР».
Таблица 8. Анализ рентабельности
Показатель | Отклонение | ||
1. Выручка от реализации, тыс. руб. | |||
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | |||
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. | |||
4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | -2 | ||
5. Чистая прибыль, тыс. руб. | -2 | ||
6. Рентабельность расходов, тыс. руб. (п. 3 / п. 2) | 0,384 | 0,286 | -0,098 |
7. Рентабельность продаж (п. 3 / п. 1) | 0,262 | 0,221 | -0,041 |
8. Общ. прибыль до налогообложения на 1 руб. оборота (п. 4 / п. 1 *100) | 26,18 | 20,89 | -5,286 |
9. Чистая рентабельность (п. 5 / п. 1) | 0,199 | 0,159 | -0,04 |
Рентабельность рассчитывается по формулам:
Rрасх = Прибыль от продаж / Себестоимость;
Rпродаж = Прибыль от продаж / Выручка;
Общая прибыль на 1 руб. оборота = Прибыль до налогообложения / Выручка * 100;
Rчист= Чистая прибыль / Выручка;
Как видно из расчетов, в ООО «АРТ-КОЛОР» за отчетный год снизился уровень рентабельности.
При повышении выручки растет себестоимость, что приводит к росту валовой прибыли. Поэтому надо выявить возможные резервы для более эффективного повышения валовой прибыли. Следует снижать издержки за счет уменьшения коммерческих, управленческих, непроизводительных и прочих расходов.