Самостоятельная работа №2.




Самостоятельная работа №1.

Выполнение рисунка головы модели в одном из поворотов с полной характеристикой пластических свойств и передачей индивидуальных особенностей внешности человека.

Материал – графитный карандаш.

Решение – тональное.

Цель занятия: анализ пластической формы лица, выявление пропорциональных особенностей, передача образа.

Материально-техническое оснащение:

1. Методические рекомендации.

2. Образцы выполнения работ.

Содержание работы.

Перед тем как приступить к рисунку головы живой модели, необходимо изучить основные пропорции и схему построения головы анфас, в повороте ¾, в профиль. Голова человека имеет сложную овальную форму, обусловленную строением черепа, скелет которого состоит из костей лицевой и мозговой частей. Высота головы соответствует высоте черепа, ширина которого определяется скуловыми выступами и теменными буграми.

Рисунок головы анфас.

1. Определяем композицию рисунка головы на листе. Обычно эскиз располагают в центре листа. Изображение не должно быть больше натуральной величины головы, а также соответствовать заданному формату.

2. Проводим профильную линию и отмечаем на ней высоту головы – произвольную, но с учетом композиции.

3. Откладываем на профильной линии от нижней точки овала вниз высоту шеи, равную примерно 1/3 высоты головы, выделяем яремную ямку и проводим линию плеч.

4. Далее на намеченной овальной форме проводим линию разреза глаз, которая делит первоначальную форму на две равные части: от верхней теменной точки до переносицы и от переносицы до нижней точки подбородка.

5. Находим высоту лицевой части головы. Для этого от самой верхней точки намеченной формы по профильной линии находим положение горизонтальной линии роста волос, которая находится на уровне приблизительно 1/7 части высоты головы. Величина лицевой части равна расстоянию от линии нижней границы роста волос до подбородка.

 

6. По известным канонам вся лицевая часть головы делится на три равные части: верхняя часть соответствует высоте лба, средняя – длине носа и высоте уха, нижняя – подбородку.

7. Следующим этапом построения пропорций головы является поиск местоположения глаз. Для этого среднюю горизонтальную линию головы делим на пять равных частей и проводим вспомогательные отрезки. Соответственно, височные части лица и переносица (расстояние между глазами) равны длине глаза, так как занимают равные отрезки.

8. Чтобы определить положение рта, нужно нижнюю часть лица от основания носа до подбородка разделить на три равные части. Верхнее деление соответствует линии рта.

9. Зная основные пропорции головы, можно легко наметить форму носа, рта, глаз, ушей. Когда общая форма и овал лица определены, переходят к изображению характерных черт лица, уточняют форму прически, а также проводят плавный контур шеи и плеч. Шея имеет форму цилиндра, поэтому ее контурные линии – вертикальны.

10. Проверив основные пропорции рисунка, и уточнив все детали, можно очистить рисунок от вспомогательных линий с помощью резинки. Линии изгиба бровей, век и характерные пряди волос достаточно подчеркнуть более насыщенными контурами карандаша.

Прорисовка головы в повороте ¾.

1.Первая стадия работы над рисунком традиционно начинается с композиционного размещения головы на листе. Изображение намечается очень легко и обобщенно, выявляется общая форма и движение – поворот головы и шеи. На этом этапе следует обратить внимание на то, что рисунок головы в повороте ¾ или в профиль необходимо располагать, оставляя достаточное пространство у лицевой части, для того чтобы зрительно не создалось впечатление лица, «смотрящего» за рамку эскиза. Нарушение этого правила очень опасно при компоновке нескольких фигур в листе. В этом случае зритель, следящий за ритмами движений и поворотов головы моделей, будет вынужден «покинуть» рисунок и выйти за рамки формата листа. Поэтому поворот головы модели должен быть к центру эскиза.

2.Для того чтобы уточнить наклон головы, прежде всего намечается профильная линия лица или ось симметрии. Профильная линия смещается, учитывая законы, в сторону наклона лица, принимает форму дуги и определяет степень поворота головы на эскизе. Когда профильная линия и наклон головы намечены, можно переходить к выявлению пропорций основной формы и частей лица. Высота головы и все вспомогательные линии намечаются так же, как при положении в фас.

3.Далее намечается затылочная часть и угол нижней челюсти. Симметричное построение головы диктует рисовальщику попеременно строить то правую, то левую области головы. Например, наметив правое крыло носа, следует сразу же наметить левое и т.д. Таким образом, идет прорисовка всех частей лица: формы носа, разреза и формы глаз, объема губ.

4.Завершающая стадия графической проработки формы головы состоит в уточнении деталей, передаче характера прически и лица, тональной организации рисунка, в зависимости от выбранного стиля и используемых материалов.

 

Рисунок головы в профиль.

1. Определяем композицию рисунка на листе, оставляя больше пространства у лицевой части эскиза. Проводим вертикальную линию и намечаем на ней высоту головы, а так же все вспомогательные линии: основания волос, надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, рта и подбородка, как при рисовании головы в фас. В качестве вспомогательной геометрической фигуры для прорисовки головы в профиль строим квадрат, так как в него легче и нагляднее вписать форму головы и определить основные пропорции. Средняя линия, делящая ширину квадрата пополам, определяет границу лицевой и затылочной частей головы. Так же на этой линии намечается ухо.

2. Рисуем части лица, намечаем контуры лба, носа и форму губ. Рисование профильного положения головы ведется от средней поперечной линии, которая проходит через переносицу. Лицевая часть может выходить за пределы квадрата, нос выступает вперед.

3. Когда намечены все пропорциональные отношения отдельных частей головы, можно переходить к более детальной проработке формы. Наблюдая за контуром модели в профиль, можно заметить, что шея имеет небольшой наклон вперед. Следует это учитывать, воплощая в эскизе найденный образ модели.

Критерии оценки:

 Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания: найдены пропорции изображения головы человека и поля листа; найдены пропорциональные соответствия расположения деталей лица и частей головы человека; правильно переданы пропорциональные соотношения больших малых форм и мелких деталей; четко определены и прорисованы мелкие детали; тонально выражен пластический и пространственный образ головы человека.

 

 Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если в работе изображение головы человека соответствует фактическому расположению в пространстве, но ритм в композиции изображения не найден; пропорциональные соотношения изображения головы человека соответствует реальным, но имеются неточности в передаче пропорций частей и деталей головы

 

человека; правила воздушной перспективы в рисунке соблюдаются, но с незначительными ошибками, в рисунке наблюдается ощущение объема и формы, плановости и пространства.

 Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если в работе изображение головы человека размещено не пропорционально размеру листа; габаритные пропорциональные соотношения изображения головы человека между собой верны, но допущены грубые ошибки в пропорциях изображения частей и деталей; линии не выражают пластический и пространственный образ головы человека; использование штриха однообразно (или только длинного, или только короткого), не передающего форму, нет плавного перехода градаций тона, рисунок не имеет цельности в тональном решении.

 Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в том случае, если

изображение по размеру слишком маленькое или слишком большое, размещено не пропорционально размеру листа; пропорции изображенных частей и деталей головы человека не соответствуют действительным соотношениям; отсутствует изображение внутренней конструкции головы; линии не выражают пластический и пространственный образ головы человека; использование растирания карандаша для набирания тона вместо штриха; рисунок в целом выглядит неопрятным, грязным.

 

Рекомендуемая литература/Интернет-ресурс:

1. Беляева С.Е. Розанова Е.А. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Академия, 2009.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. – М.: Академия, 2009.

3. Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2010.

4. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. – М.: ЭКСМО, 2010.

5. Барчаи Е. Анатомия для художника. – М.:ЭКСМО, 2002.

6. Эймис Ли Дж. Рисуем вместе с Ли Эймисом портреты. – Минск: Попурри, 1998.

 

 

Самостоятельная работа №2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: