Тема: Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.




Цель занятия: изучив данную тему, студенты должны знать:

- критерии оценки состояния здоровья ребёнка;

- группы здоровья детей;

- факторы, влияющие на состояние здоровья детей;

Студенты должны уметь:

- оценить состояние здоровья ребёнка;

- определить группу здоровья ребёнка;

- оформить историю развития ребёнка.

Краткое изложение теоретического материала. Комплексная оценка здоровья детей проводится в декретированные (эпикризные) сроки на основании следующих параметров.

I. Оценкафизического развития (приложение 1): соматотип, гармоничность, масса тела. При оценке ФР детей с 10 лет необходимо указать формулу полового развития (Приложение 2).

II. Оценка нервно – психического развития (приложение 3): соответствует эпикризному сроку, либо задержка на 1, 2 и т.д эпикризный срок (I, II, III и т.д. группы).

III. Оценка резистентности. Степень резистентности организма определяется числом острых заболеваний за год и характеризует степень устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям в соответствии с анатомо – физиологическими особенностями возраста. Критерием частой заболеваемости детей являются 4 случая в год, и резистентность расценивается как сниженная с возможностью развития хронического заболевания (III, IV группа здоровья). В том случае, если наблюдение за ребенком продолжается меньше года, его резистентность можно определить по индексу частоты респираторных инфекций (индексу резистентности). Данный индекс рассчитывается по формуле:

Jr = количество перенесенных ребенком острых заболеваний / число месяцев наблюдения

Резистентность ребенка по данному индексу и частоте заболеваний оценивается следующим образом:

- хорошая – кратность острых заболеваний 0 – 3 раза в год (Jr 0-0,32);

- сниженная – кратность острых заболеваний 4 – 5 раз в год (Jr 0,33-0,5);

- низкая – кратность острых заболеваний 6 – 7 раз в год (Jr 0,5-0,67);

- очень низкая – кратность острых заболеваний 8 и более раз в течение года (Jr >0,67).

IV. Уровень основных функций и поведение детей проводится на основании общего обследования пациента, исследования показателей и сравнение с возрастной нормой (ЧД, ЧСС, АД, гемограмма, урограмма и др.), а также оценки поведения ребёнка, отражающего психическую деятельность и социальное поведение.

V. Наличие или отсутствие длительных и хронических заболеваний, врождённых пороков развития.

Наличие врожденной или хронической патологии выявляется педиатром в процессе наблюдения, обследования в амбулаторных или клинических условиях и является ведущим критерием при определении группы здоровья. При нескольких нозологических формах диагноза у ребенка оценка группы здоровья дается по основному, тяжелому по прогнозу из них.

Клиническое обследование ребёнка проводится с привлечением специалистов.

На основании полного обследования делается заключение:

- здоров;

- пограничное состояние;

- болен (диагноз).

VI. Для детей раннего возраста следует учитывать антенатальный и перинатальный анамнез: экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм, наркомания матери или отца, острые заболевания и операции во время беременности, возраст матери моложе 18 лет и старше 30 лет, токсикозы беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышенное или пониженное АД, быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кровотечение в родах, отягощённый наследственный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность.

С целью дальнейшего наблюдения за ребёнком, определением плана оздоровительных мероприятий решается вопрос о «группе здоровья» (табл. 36)

Основные задачи педиатра:

1. Сохранить I группу здоровья (примерно 25% детей) на протяжении всех периодов детства. Пути: рациональное питание, соблюдение санитарно – гигиенического режима, оптимальный уход, воспитание физическое и нравственное.

2. Оздоровление и перевод большинства детей из II группы (примерно 60% детей раннего возраста) в I, предупредить формирование хронической патологии. Пути: создание оптимальных условий развития ребенка, по возможности устранить неблагоприятные факторы. Лечение заболеваний: рахита, анемии, дистрофии, патологии ЦНС, кариеса.

3. Работа в группе часто болеющих детей. Пути оздоровления: закаливание, массаж, ЛФК, применение адаптогенов и иммуномодуляторов по показаниям, витаминов.

Для осуществления задач все дети в поликлинике подлежат диспансерному учету, осмотр проводится в декретированные сроки, наблюдаются узкими специалистами для раннего выявления отклонений и оздоровления.

 

Таблица 36



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: