1 год 3мес | |||
Показатели | Методика выявления | ||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба) | Перед ребенком выкладывается малый куб (высотой 7см) из большого куба (высотой 10см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает. | |
Общие движения (О) | Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется) | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, выполняет ли он указанные движения | |
Игра (И) | Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.) | 1. Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка – предлагается покормить куклу. 2. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку “дома”, “машины” (взрослый может показать) 3. Нанизывает на стержень 4-5 колец. Ребенок должен выполнить все три указанных действия | |
Речь активная (Р А) | Пользуется лепетом и облегченными словами (машина “би-би”, собачка “ав-ав”) | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется ли он лепетом и словами | |
Речь понимаемая (Р П) | Значительно увеличивается запас понимаемых слов | 1. По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки. 2. Находит предметы обуви, одежды. 3. Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать). 4. По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем руки и т. д.). Ребенок выполняет задания. | |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу ложкой из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого | |
1 год 6мес | |||
Показатели | Методика выявления | ||
Сенсорное развитие (С) | Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику - кубик) | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом. Ребенок выполняет оба задания. | |
Общие движения (О) | Движения более координированные – перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу) | Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать. | |
Игра (И) | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т. д.) | Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: ”Кукла не причесана”, или “У куклы грязный нос”. Ребенок причесывает куклу и вытирает ей нос | |
Речь активная (Р А) | В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы | Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, петушок, котенок). Взрослый спрашивает: ”Кто там?” или “Кто это?” Ребенок называет предметы облегченно или правильно (“ляля”, “кукла”) | |
Речь понимаемая (Р П) | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине | Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку одну и другую. Затем поменять местами и опросить еще раз “Где собачка?” | |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Во время кормления ребенок съедает ѕ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке) | |
1 год 9мес | |||
Показатели | Методика выявления | ||
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает три разных по величине предмета (например, три куба) | Взрослый достает кубы один из другого, ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку собрать, ребенок собирает кубы соответственно величине (1й-10см, 2й-7см, 3й-4см) | |
Общие движения (О) | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20см на высоте от пола 15-20см | Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого) | |
Игра (И) | Строит “ворота”, “скамейку”, “домик” | Взрослый предлагает ребенку построить ворота, при этом может один раз показать (ставит два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально). Ребенок воспроизводит постройку | |
Речь активная (Р А) | Пользуется двухсловными предложениями | Взрослый наблюдает, как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия двухсловными предложениями, например, “кукла спать” | |
Речь понимаемая (Р П) | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок | Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой 4 картинки с изображением знакомых сюжетов, например, мальчик поит лошадь, дети умываются и задается вопрос: “Что на картинке?”: “Что делает?” Ребенок может ответить одним словом. | |
Навыки (Н) | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может немного помочь. | |
2года | |||
Показатели | Методика выявления | ||
Сенсорное развитие (С) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета | Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) трех цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, синяя, красная, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета. | |
Общие движения (О) | Перешагивает препятствия, чередуя шаг | На расстоянии 20см на полу раскладываются 3-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующимся шагом. Взрослый может показать. | |
Игра (И) | В игре воспроизводит ряд логически связанных действий, например, куклу купает и вытирает | Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: ”Кукла грязная”, он сажает куклу в ванночку, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает. | |
Речь активная (Р А) | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми | Во время игры, режимных процессов ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3 словными предложениями). | |
Речь понимаемая (Р П) | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье) | Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением. | |
Навыки (Н) | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого | Во время одевания взрослый смотрит, может ли малыш сам надеть шапку, носки. При этом можно немного помочь. | |
2года 6мес | |||
Показатели | Методика выявления | ||
Сенсорное развитие (С) | Подбирает к образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый) | Материал: четырехцветные карты (2 х 9), 8 разноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы, (знакомые) красные карандаши, красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает: на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета. | |
Общие движения (О) | Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20см) | Материал: 3 кубика. Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на расстоянии 20см и предлагает ребенку перешагивать. Ребенок приставным шагом должен перешагивать через 3 кубика. | |
Игра (И) | В игре действует взаимосвязанно, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет), выполняет 2-3 действия | Материал: разные игрушки сюжетные для игры в доктора, парикмахера. Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки в неподсказывающей ситуации; ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действия. | |
Речь активная (Р А) | Строит предложение из 3 и более слов. | Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему; в речи ребенок употребляет хотя бы один раз предложение более чем из 3 слов. | |
Навыки (Н) | Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевает рубашку, штаны, шапку, пальто. | |
3года | |||
Показатели | Методика выявления | ||
Сенсорное развитие (С) | Показывает 4 основных цвета. | Материал: 8 разноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например, красный мяч, красный флаг (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает, какого цвета. Ребенок показывает каждый цвет хотя бы один раз. | |
Общие движения (О) | Переступает через препятствия высотой 10-15см чередующимся шагом | Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15см). Взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствие. | |
Игра (И) | В играх исполняет роль. Например, играя с куклой, говорит: мама, доктор | Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отобрал какой-либо сюжет и исполняет роль, которую сопровождает слово. | |
Речь активная (Р А) | Употребляет сложные предложения | Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы с ребенком; ребенок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение. | |
Навыки (Н) | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. | Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки. | |
Таблица 53