Характеристика рек и безопасных способов переправ




 

Способ переправы Наибольшая глубина брода, м Скорость течения реки, м/с
Пешком 1,0 0,5
Верхом 1,2 0,8
На телеге 0,7 0,5
На автомобиле 0,8 0,7
На тракторе 1,0 1,0

 

Переправы вброд разрешается производить при температуре воздуха не ниже + 12ºС по ровному и невязкому дну. Если глубина брода превышает величины, указанные в табл.4.3, то переходить реку разрешается только группами с применением средств страховки. Нельзя начинать переправу вброд до тех пор, пока существует угроза получения травм.

Перед началом преодоления водной преграды необходимо изучить состояние водного пространства, преграды, места входа и выхода из воды. Переходить водный поток вброд нужно под углом 45º вверх по течению. Если из воды торчат крупные камни, деревья, то нужно идти чуть ниже их по течению. В этом месте ударная сила водного потока будет ослаблена и можно будет отдохнуть.

Во время переправы человек может оказаться в воде. Наибольшую опасность при этом представляет низкая температура воды и быстрое течение водного потока. В этой ситуации необходимо избежать ударов о камни и другие предметы, сбоя в дыхании и попадания воды в дыхательную систему, потери сознания.

Прежде чем войти в воду, необходимо проверить ее температуру. Если вода очень холодная, а неглубокого места для переправы нет, то преодолевать водную преграду вброд или вплавь не рекомендуется. Холодная вода может временно парализовать человека или вызвать шок. Пребывание человека в холодной воде вызывает быстрое переохлаждение организма, а это, в свою очередь, притупляет реакцию на опасности, приводит к неспособности принимать адекватные решения и развитию апатии. Попав в холодную воду, необходимо контролировать время пребывания в ней и стараться сократить его до минимума. Находиться в холодной воде более 15 мин смертельно опасно. Сразу после выхода их холодной воды следует переодеться в сухую одежду, согреться, выпить горячий чай (кофе).

Большую опасность таят в себе подводные камни, деревья, различные

конструкции, о которые можно удариться или зацепиться. Чтобы ослабить удар о камень, необходимо согнуть ноги в коленях и подвести их к животу, постараться зайти в “тень” камня и дождаться помощи или, отдохнув, попытаться самостоятельно добраться до берега.

Сбой дыхания и попадание воды в дыхательную систему происходят в результате усталости, беспорядочного волнения водной поверхности, несоответствия ритма дыхания характеру волн. В подобной ситуации необходимо в максимально короткие сроки достичь берега, используя реальные условия (характер русла, течения, отмели).

В случае, когда человек не может самостоятельно выбраться из воды, ему необходимо оказать немедленную помощь (бросить спасательный круг или веревку, поднять на борт спасательного судна, подойти или подплыть к пострадавшему с веревкой).

Если человека уносит водный поток, то необходимо организовать наблюдение по берегу. Пострадавшие, как правило, задерживаются на отмелях, у завалов, заторов, зажоров, в заводях. После извлечения пострадавшего из воды ему необходимо оказать медицинскую помощь.

Через бурные реки можно переправляться вброд с помощью веревки. Для этого первым реку переходит, страхуясь, наиболее опытный и сильный участник группы спасателей. Он переносит на противоположный берег конец основной веревки и надежно крепит ее к дереву (скалам, камням, кустарнику), натягивая над поверхностью воды. Все участники группы поочередно пристегиваются к веревке с помощью карабина и грудной обвязки, стоя лицом к течению. Расстояние от груди до веревки должно быть короче длины руки. Движение осуществляется боком, приставными шагами с одновременным перехватыванием веревки руками. В случае срыва в воду человека вытаскивают на берег с помощью веревки, которая крепится на спине каждого спасателя. Расстояние между людьми должно быть не менее 10 м.

В тех случаях, когда местные условия позволяют закрепить и натянуть веревку на высоте 1,5 – 2,0 м над уровнем воды, переправа осуществляется путем передвижения спасателя снизу или сверху веревки. С целью предотвращения падений в воду осуществляется страховка. Этот метод переправы может быть использован для транспортировки пострадавших на носилках. Он обеспечивает переправу в сухой одежде.

Использование плавсредств. Надежным и практически безопасным способом преодоления водных преград является использование специальных плавсредств: лодок, паромов, переправ. Переправу необходимо организовать на спокойном течении, вдали от порогов иторчащих из воды предметов. Если во время переправы человек по какой-либо причине оказался в воде, то надо попытаться догнать судно, влезть в него и продолжать переправу. При отсутствии такой возможности следует выбраться из воды вплавь самостоятельно. В процессе переправы на специальных плавсредствах люди должны иметь спасатель-

ные жилеты.

Переправа по льду. Одним из способов преодоления водных преград является передвижение по льду. Он предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности. Нельзя идти по неизвестному льду без разведки, страховки, шеста. Основной характеристикой безопасности льда является его толщина (табл. 4.4).

Следует учитывать тот факт, что наиболее опасные участки расположены в местах быстрого течения, стока теплых вод, наличия полыней и водорослей. Если лед трещит и прогибается, то с него нужно немедленно уйти.

 

Т а б л и ц а 4.4

Безопасная толщина льда

 

Условия Толщина, см
Один человек 5,0
Один человек с грузом 7,0
Группа людей 7,0-9,0
Легковой автомобиль 26,0
Автомобиль ГАЗ-53 44,0
Автомобиль ЗИЛ-130 45,00
Гусеничный трактор 60,0

В случае передвижения по льду на лыжах необходимо расстегнуть крепления, освободить руки из петель лыжных палок, надеть рюкзак на одно плечо. Это обеспечит свободу движений и безопасность в случае неожиданного проламывания льда. Безопасное расстояние между идущими по льду людьми – 5-6 м. Трещины во льдушириной 2-3 м можно преодолеть перепрыгиванием, при этом тяжелые вещи надо перебросить через трещину. Участки открытой воды между льдами шириной 5-6 м следует преодолевать по снежному или ледяному мосту, который представляет собой глыбы или обломки льда. Небольшие разводья следует преодолевать на специальных плавсредствах. Переправы через открытые участки пути должны рассматриваться как крайняя мера. Безопаснее всего обойти участки воды или подождать пока она замерзнет.

Торосы необходимо преодолевать осторожно: глыбы льда находятся в неустойчивом положении и могут обрушиться, нанеся травмы человеку. Если есть возможность обойти их или отыскать проход, то это необходимо сделать для обеспечения безопасности даже в ущерб времени.

Дополнительную опасность представляет собой талая вода, которая находится на поверхности льда и способствует скольжению и падению человека. Это приводит к травмам, промоканию одежды и т.д.

Лед под сугробами и обрывистыми берегами всегда тоньше. После замерзания уровень воды в реке часто падает, что способствует образованию “карманов”, которые очень опасны. Для обеспечения безопасности при передвижении по льду необходимо обходить все преграды и участки, вызывающие сомнение в их надежности. Иногда перемещаться по льду следует ползком.

В случае проламывания льда и попадания в воду необходимо тотчас же сбросить рюкзак, лечь у края полыньи на лед, положить на него руки, развести их как можно шире и ждать помощи. При наличии шеста, лыжных палок, лыж можно уложить их на лед и использовать в качестве опоры. Выбираться из полыньи самостоятельно нужно только в крайнем случае. Это приводит к потере сил, обламыванию льда, погружению человека в воду, а при быстром течении – затаскиванию под лед.

Оказывать помощь пострадавшему в подобных ситуациях следует, подползая к нему с широко расставленными руками и ногами. Человеку нужно бросить веревку, протянуть палку, шест, доску и помочь выбраться из воды. Все работы необходимо проводить быстро, в течение нескольких минут, поскольку холодная вода оказывает на человеческий организм отрицательное воздействие. После извлечения пострадавшего из воды следует снять с него мокрые вещи, растереть тело до покраснения, используя при этом спирт или водку, дать горячее питье и обеспечить общее согревание. В случае резкого ослабления дыхания нужно незамедлительно приступить к проведению искусственного дыхания и обеспечить доставку человека в лечебное учреждение.

На открытой воде подплывать к пострадавшему нужно сзади, брать его за воротник одежды, кисть руки или под подмышку. Если пострадавший схватил спасателя, то необходимо немедленно освободиться от него.

После извлечения пострадавшего из воды на берег или судно ему необходимо очистить рот и дыхательные пути от песка, или водорослей, удалить воду из дыхательных путей (для чего спасатель кладет пострадавшего животом на свое согнутое колено и несколько раз надавливает на спину), снять одежду, провести реанимационные мероприятия.

Температура воды большинства горных рек составляет 10-12ºС, ледниковых– 6-8ºС. Внезапное попадание человека в такую воду привадит к перехватыванию дыхания, шоку, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы.

При переправе большой группы людей следует выставить спасательный пост из трех человек, основная задача которого – перехват и извлечение из воды людей. Пост ставится в 15-20 м ниже по течению от основной переправы, в месте, куда река может понести пострадавшего.

Страховка через плечи и поясницу при переправах недопустима. Веревку должны держать в руках 2-3 человека и регулировать ее длину в зависимости от конкретных условий.

Переправа на льдине. Иногда через водную преграду можно переправляться на льдине. Безопасной считается льдина размером 2´3 м при толщине льда 35-40 см. Для перемещения льдины в нужном направлении используется шест.

Перед началом переправы старший в группе знакомит спасателей с безопасными способами преодоления водной преграды, приемами поведения в случае неожиданного попадания в воду и средствами оказания помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: