История Орджоникидзевского района




В грандиозных планах первых пятилеток предусматривалось возведение гигантских металлургических предприятий на территории Урала и Сибири. Для обеспечения их оборудованием требовались машиностроительные заводы соответствующего масштаба. Новый индустриальный район должен был стать машиностроительным центром всего Урало-Кузнецкого угольного бассейна.

6 сентября 1927 Совет Труда и Обороны утвердил вариант расположения нового завода в Свердловске. Для возведения завода тяжелого машиностроения
и соцгорода был выделен участок земли 1748,80 га неподалеку от важного железнодорожного узла, станции Свердловск-1.

Возведение «Уралмашзавода» было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. Все строилось одновременно – завод и соцгород со своей инфраструктурой: инженерные коммуникации, дороги, административные здания, ремесленное училище, школы, магазины, хлебозавод, больница, детские сады, бани, кинотеатр, стадион, кварталы жилых домов. 15 июля 1930 года завершено строительство шоссе в город длиной 6 км (сегодня проспект Космонавтов) и по ней организовано автомобильное движение. В сентябре 1930 года был пущен питьевой водопровод
от озера Шувакиш из скважин глубиной до 90 метров. Вода была чистейшая,
не требовалось ни фильтрования, ни химической обработки.

Еще в 1928 году началось строительство деревянных двухэтажных жилых домов в районе будущих улиц Кировоградской, Красных Борцов, Уральских рабочих. К ноябрю 1930 года было возведено несколько 4-х этажных кирпичных домов на улице Ильича. Новоселов особенно радовало редкое по тем временам центральное отопление и уж совсем большая редкость – ванны. В начале 30-х годов улица Ильича считалась самой привилегированной – здесь жили руководители завода, районные власти, инженеры, иностранные специалисты (в основном из Германии). В середине 30-х развернулось строительство в квартале между улицами Культуры, Красных Партизан, Банникова и Орджоникидзе. Многие жители этого квартала переселились сюда с улицы Ильича, поэтому в народе за кварталом прочно закрепилось название – «дворянское гнездо».

В марте 1931 года на базе «Уралмашиностроя» создан Сталинский район.

В июле этого же года была построена водонапорная башня
с баком объемом 700 кубометров, самым большим металлическим баком на планете.

В 1931 году открыто трамвайное движение до вокзала протяженностью 6 км. Построенный цирк работал даже зимой. В 1932 году построены ТЭЦ,
газо-генераторная станция, школа фабрично-заводской семилетки, детсад и фабрика-кухня на 100 тысяч блюд в сутки. В июле закончены работы
на звуковом кинотеатре «Темп», хлебозаводе на 80 т изделий, построена школа № 81.

11 июня 1932 года было принято решение о строительстве уральской электромашиностроительной группы заводов «Уралэлектротяжмашина». Вокруг нового завода на пустом месте в районе будущей станции метро «Машиностроителей» образовался рабочий поселок. Сначала было построено
20 бараков, дома коридорного типа и другие культурно-бытовые учреждения. Началось строительство соцгородка на Эльмаше. В лесу была вырублена просека
и проложена грунтовая дорога – сегодня это улица Краснофлотцев. Новый район назвали Куйбышевским.

В июле 1934 года пущено опытное производство завода Уралэлектромашина. Уже в 1940 году «Уралэлектромашина» станет самым мощным на Урале многоотраслевым электротехническим комбинатом.

17 мая 1935 года Исполком Свердловского областного Совета народных депутатов принял постановление об образовании в городе четвертого района – Орджоникидзевского за счет разукрупнения Сталинского района.

В 1935 году в районе открылась музыкальная школа, а в 1936 году внутри рабочего квартала между домами улиц Кировоградской, Ильича, Стахановской и Калинина открыт первый в районе стадион с футбольным полем и зрительными местами.

В годы войны район стал сердцем оборонной промышленности не только города, но и страны. За короткий срок все предприятия района были перепрофилированы на военное производство. За годы войны на фронт с завода Уралмаш было отправлено 5551 боевая машина (танки Т-34, самоходки СУ-122,
Су-85 и СУ-10), тысячи боевых машин, выпущенных на других заводах, были одеты в уралмашевскую броню. На территории Уральского турбинного завода разместились дизельная часть Кировского завода, эвакуированного из Ленинграда,
и Турбогенераторный завод – из Харькова. Дизельный выпускал моторы для боевых машин, турбинный – запасные части для ремонта турбин
на электростанциях. Каждый четвертый танк в Великую Отечественную войну выходил с двигателем, выпущенным на Турбомоторном заводе. Машиностроительным заводом им. Калинина было выпущено 20 тысяч зенитных установок, из которых сбивали вражеские самолеты. На собственные средства орджоникидзевцев было построено три танковых колонны, для чего было собрано 53 млн. рублей. В корпус было зачислено 282 добровольца, в том числе 200 уралмашевцев.

В послевоенные годы в районе сформировалось четыре градообразующих предприятия – «Уралмашзавод», Турбомоторный завод, «Уралэлектроаппарат», Машиностроительный завод им. Калинина. Продукция предприятий района пользовалась спросом во многих странах мира. Орджоникидзевский район стал «промышленным ядром Свердловска». Расширялось социальное строительство:
в 1948 году была пущена первая очередь трамвайной линии на Эльмаш, а в 1949 году поселок Эльмаш был соединен с центром города трамвайной линией. В 1953 году вступил в эксплуатацию Дворец культуры завода «Ураэлектроаппарат» со зрительным залом на 600 мест. В 1959 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Орджоникидзевский район (Уралмаш) и Куйбышевский район (Эльмаш) были объединены в один Орджоникидзевский район.

В 60-х гг. на Уралмаше было создано троллейбусное движение. В 1965 году на Уралмаше было заложено 8 пятиэтажных домов. Строительство жилья велось цехами «Уралмашзавода» и заселяли квартиры рабочие. Всего на проспекте Космонавтов Уралмаш построил 41000 кв. метров жилья. В эти же годы около деревни Пышма раскинулось мощное тепличное хозяйство Орджоникидзевского совхоза. Отсюда Уралмаш получал ранние овощи с марта-февраля месяца. В 1965 году сдана
в эксплуатацию экспериментальная школа № 128 на 1600 мест, самая крупная школа в городе, области и республике.

В августе 1980 года началось строительство Свердловского метрополитена – первого на Урале. 27 апреля 1991 года были пущены три первые станции: «Проспект Космонавтов», «Уралмаш» и «Машиностроителей».

 

Внутренние факторы

Орджоникидзевский район располагается в северной части Екатеринбурга, граничит с Железнодорожным и Кировским районами, имеет границы с муниципальными образованиями городами Березовский и Верхняя Пышма.

Площадь района 102 тыс. кв. м.

Водные и лесные ресурсы

В западной части района на территории Шувакишского лесопарка расположено озеро Шувакиш. В настоящее время большую часть территории бывшего озера занимает заросшее болото. Площадь водосбора — 23 км.

На берегах озера находятся объекты археологического наследия
«Стоянка Шувакиш» и «Поселение Шувакиш».

Шувакишский лесопарк – это природно-рекреационная зона, территория которого уже сейчас используются населением круглогодично для пеших
и лыжных прогулок. Озеро Шувакиш также может быть включено
в природно-рекреационную зону после проведения мероприятий
по его экологической реабилитации.

На самом севере района в пределах ЕКАДа у границы с городом-спутником Верхней Пышмой расположено небольшое озеро Лебяжье (Утиное). Через озеро Лебяжье течёт река Пышма. Берега озера сильно заболочены.

С востока к району примыкает Калиновский лесопарк с Калиновскими разрезами, который также является местом отдыха жителей района.

Земельные ресурсы

На территории района расположены земельные участки, находящиеся
в федеральной собственности (антенные поля, территории воинских частей),
земли областного значения (Швакишский и Калиновский лесопарки),
земли неразграниченной формы собственности, земельные участки, находящиеся
в аренде и собственности юридических и физических лиц.

Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в районе в целом имеет положительную динамику.

С 2010 по 2018 год население увеличилось на 18,5 тыс. человек
(6,8 %), прирост произошел за счет городского населения. Сельское население (микрорайоны Садовый и Ягодный) составляет 3,4 тыс. человек.

По состоянию на 31.12.2018 численность населения старше трудоспособного возраста составляла 27,3 % жителей района (79,1 тыс. человек).

Несмотря на положительную динамику естественного прироста населения, в районе наблюдается снижение рождаемости. За последние 8 лет пик рождаемости пришелся на 2015 год – 13,9 промилле, в 2018 году рождаемость в районе составила 11,2 промилле. При этом за период с 2010 года смертность снизилась с 12,3 до 10,6 промилле.

Следует отметить, что по сравнению с 2015 годом количество браков уменьшилось на 30% (2015г. – 2592, 2018г. – 1814), количество разводов увеличилось на 21,5% (2015г. – 1142, 2018г. – 1388).

Таблица 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: