Региональный опыт решения проблем




 

11 июля 2014 года, вместо закона о государственно прогнозировании и программах развития социально-экономической сферы страны, вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Его целью является создание единых требований к системе стратегического менеджмента социально-экономического развития на всех уровнях.

Формирование и принятие стратегии государственной политики регионального развития вызвано потребностью в определении приоритетов в реализации последующих прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, улучшении организации систем социального обеспечения населения и экологии окружающей среды, следовательно, внедрение единой системы стратегического менеджмента в России является весьма актуальным.

Прежний закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» действовал не в полной мере. Из предусмотренных в законе программ и прогнозов регулярно принимались в основном программы среднесрочного социально-экономического развития РФ, периодичность принятия которых была связана не с основными положениями закона, а была обусловлена политической необходимостью [14].

Какой теперь будет система стратегического менеджмента в стране и её регионах? На высшем уровне базой определения стратегических целей и наиболее важных аспектов социально-экономического развития страны станут ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию и указы Президента, которые раскрывают сущность послания.

Один раз в 6 лет создаются Стратегические программы социально-экономического развития страны и обеспечения её национальной безопасности. Данные документы основываются на стратегическом прогнозе Российской Федерации и на долгосрочном прогнозе социально-экономической и научно-технологической сфер страны, на бюджетном прогнозе и т.д. Основываясь на вышеуказанных стратегиях создаются отраслевые документы планирования – межотраслевые и отраслевые стратегии [4].

На межрегиональном уровне необходимым документом для разработки и осуществления равновесной региональной политики является Стратегия пространственного развития России. Она служит основой Схемы территориального планирования РФ и стратегий развития макрорегионов, создаваемые для обеспечения взаимного согласования реализации мероприятий. Также важным аспектом является то, что данные стратегии могут послужить базой для создания различных государственных программ РФ, которые сформированы по территориальному принципу [5, с.56].

Субъекты РФ имеют системы стратегического менеджмента, которые включают аналогичную по структурным элементам систему стратегических документов. В регионах должна быть создана стратегия социально-экономического развития на срок до двенадцати лет. Она также является базой для создания госпрограмм субъекта РФ и региональной схемы территориального планирования. Необходимо также разработать план мероприятий по реализации стратегии. Важно отметить, что, согласно закону, в регионе возможна разработка стратегий социально-экономического развития какой-либо части территории субъекта страны, к примеру, для нескольких муниципальных единиц, которая потребует выработку собственных стратегических целей, задач и направлений развития [6].

В числе одного из первых событий касаемо вопроса государственного планирования на современном этапе была передача функций по стратегическому и территориальному планированию Министерству экономразвития РФ ввиду подписания 8 сентября 2014 года Указа об упразднении Минрегиона России. Необходимо отметить, что до января 2015 года в Минэкономразвития России отсутствовали и департамент, и конкретный чиновник, ответственный за вопросы стратегического менеджмента [1]. Это подтверждают приказы о распределении обязанностей между действующими заместителями Министра экономического развития России, когда функции по стратегическому планированию неоднократно за такой короткий срок меняли своего руководящего заместителя министра.

Интересным остается тот факт, что в октябре 2014 года на сайте государственных закупок было достаточно много объявлений о выполнении НИР по корректировке стратегий, программ развития, инвестиционных стратегий субъектов РФ и муниципалитетов. В конечном итоге, стратегии будут обновлены, однако осуществление Закона о стратегическом планировании касаемо реализации принципов единства, преемственности и непрерывности и такое обновление стратегических документов никак не связаны [6]. К тому же есть действующие задачи, которые стоят перед властями субъектов РФ.

Как было сказано ранее, это разработка законов субъекта Российской Федерации о стратегическом планировании. Также в целях повышения эффективности работы системы стратегического менеджмента, которая осуществляется на основе оценки фундаментальных социально-экономических и финансовых показателей, которые содержатся в документах стратегического менеджмента, а также повышения результативности работы участников стратегического менеджмента по достижению в определенные сроки запланированных показателей нужно создать систему отслеживания претворения в жизнь документов стратегического менеджмента.

Регионам же необходимо разобраться в своих стратегиях и программах и привести их в соответствие с законом [7]. Всем известно, что фактически все субъекты РФ имеют собственные инвестиционные стратегии, инновационные стратегии и пр., а число формирований стратегий пространственного развития и схем размещения производительных сил на территории областей очень велико.

Возникает проблемный вопрос: почему в стратегии субъекта РФ нет раздела по инновациям, инвестиционному обеспечению стратегических решений, обоснованию размещения конкретных производств [7]. Вышеуказанные элементы должны быть важной частью стратегии субъекта РФ и входить в ее состав взаимоувязанными блоками, а не существовать в виде отдельных документов. Хотелось бы отметить статью 47 Закона о стратегическом планировании, где предусмотрена разработка до 2016 года нормативных правовых актов, которые должны определять реализацию разработки документов стратегического менеджмента, осуществление контроля за их реализацией и создание федерального государственного реестра подобных документов, а до 1 января 2017 года создание этих документов [8].


2. Региональный стратегический менеджмент Ростовской области

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: