ЕВРОПА. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.




Огюст Конт (1798 – 1857) – французский социолог, основатель позитивной социологии.

В жизни этого ученого можно выделить три этапа жизни и научной деятельности:

1) научный, в течение которого им создавалась позитивная социология (и которую чаще всего изучают);

2) социально-реформаторский – связанный с разработкой социальных проектов, довольно оригинальных, хотя и не лишенных утопичности (необходимость создания «социократии», как некоторого общественного режима, основывающего на демократии и одновременно с необходимостью соблюдения субординации и четкого выполнения означенных функций, а также разрабатывает концепцию, касающуюся формирования оптимальных размеров государства для повышения эффективности управления – типа Швейцарии);

3) теологический – здесь он приходит к выводу о необходимости подчинения науки – морали и религии, т.е. переосмысливает научные достижения более ранних лет (и его «вторая социология» получает наименование «субъективной», европейскую научную общественность она в то время шокировала, а в российской научной мысли нашла горячий отклик).

Свою позитивную социологию О. Конт строил по образу и подобию физики (сама идея социального физицизма была им заимствована у Сен-Симона, у которого в свои ранние годы он служил секретарем). В ней выделяется социальная статика, где изучались устойчивые условия функционирования общества, и социальная динамика (как прообраз эволюционной теории) – где изучаются условия общественных изменений и развития (по мнению Конта – это обеспечивается врожденной способностью человека улучшать свое существование).

Общество рассматривалось им как целая и неделимая система (как целостный организм), характерными чертами которой выступают преемственность и согласие (консенсус). В рамках социальной статики анализируется структура его элементов, обеспечивающих единство и согласованность. Сама динамика им не отрицается, но рассматривается в контексте развития некоторого ПОРЯДКА. Источником этого развития выступает разум (как единый и универсальный критерий).

Конт придерживался взглядов о примате общего над человеком (как целого над частью). И «первоэлементом» общества считал семью – как носителя самой социальности (понятие «человек», личность» он часто употреблял в уничижительном смысле, поскольку считал его по своей природу существом эгоистичным).

Кроме того, Конт, по сути, не различал понятия «общество» и «человечество» и осуществлял механистический перенос опыта общественного развития на все человечество.

В рамках социальной динамики Конт разрабатывает 2 закона.

1. Закон трех стадий, которые проходит общество в своем развитии:

1) теологическая [1] стадия – присущая человечеству на ранних этапах своего развития, когда человек стремится к абсолютному знанию с помощью поиска начальных и конечных причин явлений;

2) метафизическая (абстрактная) – когда для объяснения природных явлений мышление уже начинает базироваться на определении некоторых сущностей и использовать абстрактные представления;

3) позитивная (научная) – когда познаются уже не просто факты (как необходимый, но «сырой» материал), но и законы.

За критерий общественного развития Конт, фактически принимает уровень знаний и мышления. Категория «позитивный» является одной из центральных в теории Конта, и трактуется им, как реальный, полезный, достоверный, точный, созидательный.

2. Закон об иерархической структуре наук – где он рассматривает их в некоторой последовательности, где каждая последующая впитывает и обогащает знания предыдущей науки: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Социологию он рассматривает как «царицу наук», находящуюся на научной вершине.

Объективность знаний по Конту достигается использованием в социологии методов естественных наук. Основными научными методами являются: наблюдение, сравнение, эксперимент. При изучении общественной жизни анализируются факты и их взаимосвязи, на основе которых познаются социальные законы.

 

Герберт Спенсер (1820 – 1903) – английский философ и социолог, создатель социальной эволюционной теории.

Свою теорию Г. Спенсер строил независимо от Конта, и познакомился с его творчеством, когда уже состоялся как ученый, во многом с ним соглашался, но потом выступал уже как противник, в большей мере это касалось субъективной социологии Конта. Будучи проповедником буржуазного либерализма, она ратовал за свободу человека и за обеспечение «равной свободы для каждого человека», за соревнования – для обеспечения общественного развития. Спенсер также отвергал идею линейного прогресса, задаваемого лишь одним фактором (знания). Само разделение труда он рассматривал как универсальный механизм общественного развития. По мнению Спенсера, социальная эволюция – устойчивый процесс, хотя и не лишенный противоречий. Любые же попытки вмешательства в него (революционный путь) он категорически отвергал, считая их несущими только разрушение. Его можно также считать приверженцем идеи социального прогресса, который он понимал как совершенствование человека и общества (хотя и допускал возможность регрессивных изменений).

Его имя часто и несправедливо отождествляют с социальным дарвинизмом, в основу которого легла идея Ч. Дарвина «борьбы за существование и выживание сильнейшего». Во-первых, свою теорию Спенсер создавал до Дарвина (и Дарвин даже считал Спенсера своим предшественником). А во-вторых, Спенсер сравнивал, но не отождествлял общество с организмом (как это нередко делали социал-дарвинисты). Общество он рассматривал как некий «сверх-организм», и «растворение человека в обществе считал недопустимым». Общество должно существовать для своих членов, а не наоборот. Именно свобода способствует росту индивидуализма и усложнению социальных связей. Государство, как часть регулятивной системы, должно стоять на защите интересов граждан, не вмешиваясь при этом, ни в экономическую, ни в частную жизнь.

В самом «сверх-организме» он выделял три основные системы: 1) поддерживающую (производство), 2) распределительную (транспорт, связь) и 3) регулятивную (управляющую), а также 6 основных социальных институтов: родство, церковь, образование, профессия, политика и промышленность. С их помощью он осуществляет сравнительный исторический анализ общественного развития.

Предмет его социологии – эволюционное развитие, где сама эволюция рассматривается как совокупность процессов дифференциации и интеграции (в отличие от Конта, он использует многолинейный подход).

Эволюционное развитие он демонстрирует как переход общества от гомогенного (однородного) состояния к гетерогенному, что обуславливается адаптацией социального организма к окружающей его среде (понимаемой в широком смысле). В качестве абстрактной модели им было предложено рассмотреть два типа общества, которые именуются как: военное (где объединение осуществляется принудительным порядком) и промышленное (на добровольной основе)

Основной заслугой Спенсера можно считать разработанный им системный подход к обществу, а также введение им таких понятий как социальная структура и функция, социальная дифференциация и интеграция, социальный институт. Идеи Спенсера получили свое дальнейшее развитие, в частности, в структурном функционализме (в связи с чем некоторые ученые считают, что именно Спенсер заложил его основы).

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский социолог, создатель французской социологической школы.

Некоторые ученые склонны именно его считать «настоящим первым» социологом, поскольку он впервые предпринял попытку «объяснить социальное – социальным» (не опираясь на знания физики или биологии). Свою теорию он выстраивал, отталкиваясь от уже существующих теорий Конта и Спенсера, в чем-то соглашаясь с ними, а в чем-то отрицая, и уже в этом можно увидеть преемственность развития социологической мысли.

О. Конта Дюркгейм считал «отцом социологии», принял его позитивную социологию, хотя и отвергал «закон трех стадий» – в силу его однолинейности. Он также не принял субъективную социологию Конта, хотя сама идея морали и нравственного долга была ему близка, и она получила свое воплощение в концепции солидарности (развитие контовского консенсуса) – основной категории в его концепции, как некоего системообразующего фактора социальной реальности, способа организации и функционирования общества.

О влиянии идей Спенсера на творчество Дюркгейма сложно сказать однозначно, свою теорию он строил скорее в активной с ним полемике. Ему показался весьма плодотворным структурно-функциональный подход, который Дюркгейм существенно развил и дополнил (в результате чего Дюркгема причисляют к ученым, заложившим фундамент структурного функционализма). Здесь он соединяет взгляд на общество как целостный организм с идеей особенности социальной реальности, несводимой к биопсихической реальности индивидов.

Анализируя эволюционное развитие общества, он (как и многие ученые того времени) строит некоторую идеальную конструкцию – типологию обществ, где выделяет:

- архаическое общество, основанное на механической солидарности (на сходстве индивидов и неразвитости общественных функций);

- организованное общество, существующее на основе разделения труда, дифференциации общественных функций и органической солидарности.

В своей работе «Метод социологии» он настаивает на том, что социология должна изучать социальные факты, которые несводимы к физическим, экономическим или иным фактам, существуют независимо от людей и способные влиять на них принудительным образом.

Дюркгейм задается целью отделить социологию от философии, поскольку умозрительное изучение, по его мнению, ее дискредитирует. Будучи убежденным рационалистом, он хочет и социологию сделать таковой – построить ее на эмпирическом материале.

Социологическая концепция Дюркгейма – как принцип изучения социальной реальности и обоснования ее специфичности, получила название «Социологизма». И здесь он выделяет два аспекта: онтологический (для определения места социальной реальности в мироздании) и методологический (использование подходов к ее изучению).

Сущность онтологического подхода определена следующими положениями:

- социальная реальность – это составная часть мирового порядка, хотя и подчиняется собственным законам;

- общество – особого рода реальность, она автономна по отношению к индивиду и не сводима к сумме индивидов, это – «коллективная жизнь»;

- утверждается примат социальной реальности над индивидуальной – человеку присущи две сущности: индивидуальная и социальная, но коллективное сознание превалирует над индивидуальным.

Положения методологического аспекта:

- общество – это особого рода реальность, поэтому социальное нужно объяснять социальным (здесь недопустимо его сведение к биологическим и психологическим фактам, сложное нельзя выводить из простого, каждый более сложный уровень реальности должен объяснять это собственными научными средствами);

- если общество – это часть природы, то при его изучении могут использоваться методы естественных наук, а именно – социальные факты должны изучаться как вещи, хотя они и не могут быть причислены к элементам объективной реальности.

Вклад Э. Дюркгейма трудно переоценить, влияние его идей можно проследить на любых направлениях социологического знания – от теории до прикладных исследований, им были разработаны такие научные методы, как наблюдение, описание, объяснение социальных фактов, введены понятия: социальный факт, солидарность, аномия. Под аномией он предлагал понимать явления, характерные для переходных и кризисных состояний в обществе, при которых происходит разрушение системы норм и ценностей. Впоследствии теория аномии развивалась американским социологом Р. Мертоном. Э. Дюркгеймом была создана социологическая научная школа во Франции, сама социология при его содействии становится университетской дисциплиной, а также начинает выпускаться «Социологический ежегодник».

Макс Вебер (1864 – 1920) немецкий социолог, историк, экономист.

Его приход в социологию был обусловлен изучением экономической истории, и сама социология разрабатывалась поначалу, как социология экономического, рационального поведения людей.

Изучение экономических явлений в историческом аспекте приводит ученого к необходимости разработки некоторой идеальной модели, которая у него получает наименование «идеального типа » - это вспомогательный инструмент, некий эталон, модель чего-либо, в реальности не существующая, но сравнение с ней позволяет определить степень отклонения от логически непротиворечивого идеала. Им было разработано несколько таких «идеальных типов»:

- исторические, с помощью которых он исследует уникальные исторические конфигурации – феодализм, христианство и др.

- социологические, к которым он относит 4 типа социальных действия, (совершаемых под влиянием определенных мотивов: цели, ценностей, традиций или эмоций):

1) целерациональное, в его основе лежит ожидание определенного поведения других людей и использование этого ожидания в качестве условий или средств для своей рационально поставленной и продуманной цели;

2) ценностно-рациональное, основанное на вере в безусловную (эстетическую, религиозную или др.) ценность определенного поведения;

3) традиционное – основанное на длительной привычке;

4) аффективное (импульсивное), обусловленное, прежде всего, аффектами или эмоциональным состоянием индивида.

- социально-политически идеальные типые, с помощью которых он вычленяет следующие типы господства:

1) бюрократический (целерациональный, легальный);

2) традиционный (патриархальное или сословное);

3) харизматический (основанное на святости, личностных качествах).

Напомним, что категория социальное действие – ключевая в творчестве М. Вебера и основной предмет его социологии. Действие, по его мнению, становится социальным, если оно осознанно, по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него, а также обусловлено определенными мотивами. Целерациональное действие он считал главным (тогда как традиционное и аффективное социальными действиями можно назвать условно, поскольку они находятся на границе своей осмысленности). Капитализм, по его мнению, является результатом именно целерационального социального действия.

М. Вебер является автором таких крупных трудов «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма», где он, опираясь на эмпирический материал, обосновывает влияние религии на формирование капиталистических отношений, вызревание в протестантизме предпринимательского духа.

Большой заслугой Вебера также можно считать заложенные им основы ныне существующей социальной стратификации, где он доказывал, что неравное положение в обществе обусловлено не только экономическим положением (отношением к собственности и средствам производства – как это утверждал Маркс), но и его социальным статусом, его отношением к политике. Веберовская модель социального неравенства включала в себя три параметра: богатство, престиж, власть.

Вебер – автором понимающей социологии (настаивает на том, что человеческое поведение носит осознанный характер, и поэтому требует не только внешнего описания, но и понимания), он заложил основы социологического подхода к анализу организаций, разрабатывает теорию бюрократической организации, и бюрократизацию определяет как господствующую, хотя и не единственную тенденцию в организационном развитии.

В отличие от Э. Дюркгейма, он не оставил после себя научной школы, но это не умаляет общей значимости его трудов, которые в дальнейшем получили свое развитие. В частности, его понимающая социология дала толчок развитию феноменологии и феноменологической социологии (Э. Гуссерль, А. Шюц), а теория бюрократии – развитию теории организаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: