Последний год (подготовительная группа) работы с детьми по данному разделу связан с закреплением представлений об ориентировке в пространстве.
На этом этапе продолжается работа, как по использованию готовых планов различных пространств, так и построению планов различных помещений. Предлагается использование готовых планов участка детского сада, макета местности. Построение плана проводится в виде вычерчивания плана уже давно знакомого помещения — помещения группы, но в определенном масштабе, определяемом с помощью условной меры. Следующий этап — освоение ориентировки в карте, схеме родного города. Дети должны уметь отыскивать основные магистрали города, его центра, расположение своего детского сада, место собственного дома, некоторых достопримечательностей города. Этому в свою очередь предшествуют работа по освоению обозначений на карте различных объектов (улиц, домов, рельефа местности и др.), изображение карты с помощью координатной сетки и системы координат. Координатная сетка осваивается с применением игры «Морской бой». Завершается работа овладением детьми ориентировкой на листе бумаги, освоением пространственных характеристик листа: верх, низ, лево, право, вверх, вниз, влево, вправо. Овладение способами ориентировки на листе бумаги позволит детям ориентироваться на тетрадном листе при выполнении письменных заданий в школе.
Организуется также ориентировка на листе бумаги с помощью пространственных предлогов, наречий, обозначений характеристик листа бумаги (угол, левый край, верх, низ), указаний на точку отсчета (слева от.., вниз от...), сочетание двух признаков (верхний левый угол, нижний левый угол и п.т.).
|
Конструирование
Работа по конструированию в подготовительной к школе группы направлена, главным образом, на совершенствования имеющихся у детей действий наглядного пространственной моделирования объектов и постепенную интериоризацию этих действий, т.е. их перевод в умственный план. В ходе организации этой деятельности создаются условия для развития творческого конструирования.
В работе с детьми этой возрастной группы можно использовать графические модели разных типов: контурные и расчлененные, обобщенные модели предметов и конкретные, единичные модели предмета или его конструкции. Кроме действий по использованию готовых графических моделей, изображающих предмет сначала с одной, затем с двух и трех позиций, необходимо в процессе обучения вводить действия по их самостоятельному построению детьми и творческому преобразованию.
Особое значение в работе с детьми этого возраста придается составлению и соотнесению между собой схематических изображений постройки с трех разных позиций (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных сторон, получать о нем более полную информацию, соотносить между собой разные его изображения, проделывать ряд сложных интегрирующих (объединяющих) операций с полученными образами в уме.
Основные типы обучающих заданий:
1. графическое схематическое изображение конструкции, создание схемы конструкции по предметному изображению (рисунку);
2. перевод схем одного вида в схемы другого вида (контурных — в расчлененные, вид сбоку — в вид спереди и сверху (основной тип задач для детей данного возраста);
|
3. создание постройки по двум схемам (вид сбоку и сверху, сверху и спереди, сбоку и спереди);
4. знакомство с элементами архитектуры, включение элементов различных архитектурных стилей в постройки.
Благодаря использованию разнообразных форм работы с графическими моделями у детей этого возраста интенсивно формируется «внутренний план действий», т.е. способность конструировать объекты «в уме», в плане воображения. Одновременно существенно повышается и возможность самостоятельно разрабатывать собственный конструктивный замысел во всех его звеньях, в том числе наиболее трудном для дошкольников звене предварительного планирования способов построения будущей конструкции. К концу обучения дети, как правило, могут заранее предусмотреть не только тему постройки, но и способ ее сооружения, могут заранее спланировать этапы работы над конструкцией, обозначить ее составные части, материал способ его размещения.
Их конкретизация зависит от особенностей продвижения детей группы и характера строительного материала, которым располагает детское учреждение. В любом случае не следует стремиться к использованию на занятиях, усложненных многоэлементарных конструкций. Главное — а) научить детей четко анализировать предложенный им конкретный или графический образец постройки, б) выделять моделируемые в нем существенные для предмета связи, в) использовать схематические изображения в качестве внешней опоры при создании
конструкции в уме и соотносить созданный образ предмета с реальными условиями конструктивной деятельности, г) вносить в него изменения, соответствующие новым условиям задачи.