III. Организационный раздел




Организация жизни и воспитания детей

(психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка)

Жизнь ребенка в детском учреждении очень разнообразна. Программа рассматривает образовательную деятельность ДОУ как проживание детьми всех ситуаций их пребывания в детском учреждении.

Проживание режимных моментов обеспечивает как саму жизнедеятельность, так и овладение культурными средствами (предметы для умывания, еды, туалета, сна, одежда). Организация их овладения — одна из задач воспитательно-образовательной деятельности педагогов ДОУ.

Еще один вид образовательной работы — это свободная «деятельность» детей в помещении группы и на улице. Свободная «деятельность» позволяет детям использовать приобретенные ранее способы в самостоятельно выбранных деятельностях (игре, конструировании, рисовании и др.), обеспечивая их присвоение. Здесь важна организация предметной среды для проявления детьми самостоятельности и активности, а также профессиональная позиция педагогов по отношению к таким проявлениям.

Еще один вид образовательной деятельности в ДОУ — это так называемая структурированная образовательная деятельность, получившая название «занятие». В таких образовательных ситуациях педагог ставит перед собой образовательные цели, предлагая детям конкретные образовательные задачи.

Описание форм, способов, методов и средств

Реализации программы

Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-то образовательной задачи. Такие ситуации специально организуются, планируются, для них готовится материал, продумываются место и время. Такие ситуации мы называем «прямыми образовательными» (например, ситуации, которые раньше организовывались как занятия). Цель и задача педагога в таких ситуациях — образовательная: развитие у детей познавательных и творческих способностей, психических качеств, сообщение им знаний, создание условий для овладения детьми определенными действиями.

Взаимодействие педагога с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовыми». Это ситуации еды и подготовки к еде, сбора на прогулку (одевание) и возвращения с нее (раздевание), свободное взаимодействие детей друг с другом (игра, перемещение по группе, помещениям детского сада). Для педагога цель в таких ситуациях — обеспечение здоровья детей, разрешение конфликтов между детьми. Такие

ситуации, однако, могут и должны использоваться для решения других образовательных задач. Ситуации, преследующие одну цель, но используемые в то же время для решения других образовательных задач, мы называем «косвенными». Образовательная работа в таких ситуациях происходит, как правило, неосознаваемым для педагога образом и не всегда эффективно и даже адекватно. Однако ее образовательное воздействие будет гораздо более эффективным, если педагог осознает образовательные возможности таких ситуаций, будет действовать в них сознательно, профессионально, с установкой на развитие ребенка.

Деятельность детей в образовательной ситуации может происходить в виде свободной игры, когда дети могут перемещаться по всей группе; дидактических игр за столиками; бесед и слушания чтения, когда дети сидят на полу, и др. В образовательной ситуации часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Многие образовательные ситуации могут быть связаны между собой единой сюжетной линией, постоянно действующим персонажем или сказочной деталью (волшебный ключик, Старушка-сказочница, Путешественник и т.п.).

Само слово «образовательная ситуация» употребляется условно, как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. Это могут быть:

§ ролевая игра воспитателя с детьми (индивидуально или с несколькими),

§ свободная игра детей;

§ дидактические игры,

§ спортивные игры;

§ подвижные игры;

§ наблюдения;

§ экспериментирование;

§ специально организованная деятельность по обучению детей (занятия с игровой мотивацией, воображаемой ситуацией);

§ переход из одного помещения в другое (в музыкальный, физкультурный залы, на занятия в специально оформленное помещение);

§ беседы;

§ свободное общение детей друг с другом, воспитателя с детьми;

§ выполнение поручений;

§ досуги (математические, лингвистические, музыкальные, экологические и др.);

§ праздничные мероприятия;

§ подготовка к праздникам (репетиции, разучивание стихов, песен, участие в изготовлении костюмов, декораций);

§ чтение художественной литературы;

§ рассматривание картин, иллюстраций;

§ подготовка к прогулке, еде, сну;

§ прогулка, еда, сон;

§ санитарно-гигиенические процедуры и др.

Каждая из перечисленных ситуаций может рассматриваться как образовательная и вносить свой вклад в развитие ребенка.

Прямые образовательные ситуации могут происходить по инициативе ребенка, когда он сам задает взрослому вопросы, пытается рассказать об увиденном, услышанном, сделанном детьми. Это — наиболее эффективная для развития детей форма проявления познавательного интереса, познавательной мотивации. Для развития ребенка очень важно поощрение взрослым такой активности в виде ответов на вопросы, выслушивания, поддержки диалога. Поощрение присущей детям любознательности развивает положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности.

К старшему дошкольному возрасту на первый план могут выходить новые формы. В этом возрасте детям для игры уже не требуется внешних развернутых действий (которые, однако, нужные еще при решении познавательных задач), достаточно лишь обозначения ролей, игровые же действия совершаются ♦ как будто». Поэтому при проведении развивающих занятий становится достаточным использование просто игровых персонажей, когда не разыгрывается сюжетно-ролевая игра, а создается лишь игровая мотивация деятельности, требующей решения познавательной задачи. Так, могут быть использованы различные игрушки: Карлсон, обезьяна, Мальвина, которые будут выполнять задание вместе с детьми или за них (руками детей), выслушивать ответы детей, давать им задания.

Такое непосредственное отношение к самой задаче представлено еще одной формой организации познавательной деятельности. В эту форму входят проблемные ситуации, задачи-загадки, собственно задачи. Очутившись в ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети начинают испытывать эмоции неудовлетворения от возникшего противоречия, направлять себя на поиск решения. Нахождение способа, его применение и, наконец, решение задачи приводят к возникновению положительной эмоции, которая может быть названа познавательной. Это и приводит к возникновению познавательных интересов.

Предпочитать такую форму обучения дети начинают в подготовительной группе. В это время избыток игровых атрибутов может даже мешать им. Задача взрослых при использовании любой формы развивающих занятий — выделить момент нахождения решения, положительно оценить преодоление трудностей в процессе решения. Тогда интерес к познанию и радость открытия могут стать постоянными спутниками жизни ребенка.

Взаимодействие воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех этих ситуациях носит характер диалога и активного сотрудничества. Для образовательной работы воспитатель может использовать все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми.

Большей индивидуализации работы воспитателя способствует проектирование им своей работы по программе. Ему предоставляется возможность проанализировать реальную ситуацию в своем конкретном дошкольном учреждении, выявить возможности, форму и способы своей работы и составить ее проект. Реализация проекта зависит и от степени продвижения детей и взрослых по программе. В предложенных к программе методических пособиях, содержащих описание специально организуемых образовательных ситуаций (планов), описание последовательности образовательных задач по каждому направлению работы может быть для воспитателя руководством по составлению таких проектов. При этом педагогам следует ориентироваться на последовательность развивающих задач и средств, с помощью которых ребенок решает эти задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: