Виды работ, составляющих ТО и TP




Тема 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ

 

 

Общие положения

Полноценное использование автомобиля связано с необходимо­стью регулярного выполнения ряда технологических воздействий, направленных на поддержание его работоспособности. К ним отно­сятся техническое обслуживание и текущий ремонт.

Владелец автомобиля заинтересован, чтобы автомобиль был обслу­жен или отремонтирован быстро, качественно и по разумной цене.

Владелец автосервисного предприятия заинтересован, чтобы за­траты на обслуживание или ремонт были минимальными, что обе­спечивает повышение экономической эффективности предприятия, создает условия для снижения стоимости оказываемых услуг и по­вышения конкурентоспособности.

Решение указанных задач обеспечивается грамотным качествен­ным техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей с пра­вильным пониманием и применением таких понятий, как техноло­гия, технологический процесс, производственный процесс..

Технология — это совокупность методов и целенаправленных воз­действий на техническое состояние автомобиля в целях обеспечения его работоспособности.

Соблюдение технологии обеспечивает автомобилю соответствие требованиям или нормативам исправного технического состояния. Последовательность или приоритетность выполнения операций прин­ципиального значения не имеет.

Технологический процесс — это рациональная совокупность ме­тодов и приемов, применяемых планомерно и последовательно во времени и пространстве по отношению к автомобилю, автомобилям, их агрегатами или узлами.

Технологический процесс определяет последовательность необ­ходимых операций, если они технологически взаимосвязаны. Напри­мер, сначала регулируется зазор между тормозными колодками и ба­рабанами, а лишь затем свободный ход тормозной педали.

На практике техническое обслуживание (или ремонт) одновре­менно нескольких автомобилей может проводиться бригадой испол­нителей. В связи с этим возникает необходимость в организации процесса выполнения этих работ.

Места технологических воздействий на автомобиль различны по уровням. Они могут быть сбоку, снизу автомобиля, внутри салона и т.д. Это также выдвигает ряд организационных требований:

• установление определенной последовательности выполнения ра­бот (операций) для рационального использования рабочего вре­мени;

• закрепление операций по их технологическому признаку за кон­кретными исполнителями в целях сокращения числа перемеще­ний исполнителя с уровня на уровень.

Взаимосвязь перечисленных и ряда других факторов составляет технологический процесс.

Производственный процесс — это совокупность технологических процессов с привязкой их к производственным помещениям, рабо­чим постам, режиму работы предприятия.

Каждый технологический процесс обеспечивается (поддержива­ется) работой соответствующих служб предприятия (ремонтных участ­ков, зон обслуживания, складов запасных частей, материалов и др.). Взаимосвязь технологических процессов формирует производствен­ный процесс.

Производственный процесс сервисного предприятия должно ор­ганизовывается таким образом, чтобы обслуживание транспортного средства для владельца было возможно в удобный для него перирд суток с минимальной потерей личного времени. Это повышает при­влекательность сервисного предприятия и его конкурентоспособ­ность.

Виды работ, составляющих ТО и TP

 

Автомобиль является сложным объектом труда. Проведение ТО и TP агрегатов, узлов и систем автомобиля связано с выполнением ряда специфических работ, различных по своей физической сущно­сти, применяемым технологиям и оборудованию, экологическим требованиям и безопасности труда. Так, например, моечные работы связаны с потреблением значительных объемов воды и с последую­щей ее очисткой от осадков и нефтепродуктов, а сварочные, кузнеч­ные, медницкие работы — с разогревом металла, аккумуляторные — с химическими растворами (электролитом), разборочно-сборочные — с необходимостью применения специальных приспособлений и ме­ханизированного инструмента.

Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных про­изводственных участках. Кроме того, для их выполнения требуются исполнители разной квалификации.

Рис. 6.1. Виды технологических воздействий (работ) по поддержанию автомобиля в работоспособном состоянии

 

Все виды работ по обеспечению работоспособности автомобилей можно подразделить на две группы: профилактические и ремонтные (рис. 6.1).

Профилактические работы выполняются по плану и в большин­стве случаев не предусматривают замены деталей автомобиля. Этот комплекс технологических воздействий называется техническим об­служиванием.

Техническое обслуживание направлено на поддержание надлежа­щего внешнего вида автомобиля, обеспечение дорожной и экологи­ческой безопасности, экономное расходование топливных ресурсов, создание нормальной работы агрегатов и систем за счет выполнения соответствующих крепежных и регулировочных работ, а также на своевременное обновление смазочных материалов и технических жидкостей.

Ремонтные работы направлены на устранение отказов агрегатов и систем автомобиля. Они требуют наличия запасных частей, усло­вий для проведения сварочных, жестяницких, окрасочных и прочих работ. По окончании ремонта могут быть необходимы и профилак­тические рабогы. Совокупность перечисленных технологических воз­действий называется текущим ремонтом.

Отдельную группу составляют ремонтные работы общего назна­чения, которые часто называют вспомогательными. Эти работы обе­спечивают улучшение условий труда исполнителей и повышение уровня безопасности при проведении ТО и ТР.

Приведенные далее характеристики некоторых видов работ ТО и TP дают общее представление о технологических воздействиях на автомобиль.

Уборочно-моечные работы

 

Уборочно-моечные работы обеспечивают:

• поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля;

• создание комфорта пассажирам;

• создание необходимых условий труда при проведении работ ТО и TP;

• замедление коррозии кузовных элементов автомобиля.

Для индивидуального транспорта УМР выполняются по потреб­ности в процессе ежедневного обслуживания (ЕО). Их выполняют владельцы автомобилей, как правило, на специализированных мо­ечных пунктах или на СТОА. Трудоемкость УМР составляет от 0,5 до 1,0 чел.-ч). Спрос на УМР высок, и поэтому они экономически прибыльны.

Степени загрязнения автомобиля возможны следующие:

• слабая — без примесей органики (например, пыль сельских до­рог), легко устраняемая струйной мойкой низкого давления;

• средняя — с включением 10...20% органических примесей (на­пример, при езде по дорогам крупных городов). Для устранения такого загрязнения необходима струйная мойка под давлением 0,5...0,6 МПа и механическое воздействие на загрязненную по­верхность, что мог ут может быть опасным для лакокрасочных по­крытий легкового автомобиля;

• сильная — с включением более 20 % органических примесей (на­пример, езда по сельским дорогам в распутицу и по магистральным дорогам в черноземных регионах). Для устранения такого загряз­нения необходимо механическое воздействие и мойка с использо­ванием специального мелкокапельного распыла воды под давлени­ем до 8 МПа. Кинетическая энергия такой капли рассчитана толь­ко на снятие загрязнения без повреждения лакокрасочного слоя. Для качественной мойки и сокращения расхода воды применя­ются специальные автомобильные шампуни, уменьшающие связь между поверхностью кузова и загрязнениями, которые затем легко смываются.

Качество мойки определяется также скоростью истечения воды и 1 сопла моечного пистолета, напором воды, углом атаки струи, тем­пературой воды, составом применяемых моечных средств, конструк- I явными особенностями моечной установки. Содержание всего ком­плекса УМР приведено на рис. 6.2.

При проведении УМР должны соблюдаться следующие требова­ния:

Рис. 6.2. Структура комплекса уборочно-моечных работ

 

• температура моечного раствора (воды) не должна превышать тем­пературу кузова автомобиля более чем на 25 °С, чтобы не образо­вывались микротрещины в окрасочном покрытии;

• загрязненный кузов сначала следует смочить моечным раствором и выдержать 1...2 мин для размягчения загрязнений, а затем об­мыть струей воды;

• для длительного сохранения блеска лакокрасочных покрытий лег­ковые автомобили нежелательно регулярно мыть на щеточных установках, так как их ворс оставляет на кузове микроцарапины. Лучшие характеристики по данному показателю обеспечивают установки, у которых механическое разрушение загрязнения про­исходит за счет волновой вибрации длинных лент искусственной замши, соприкасающихся с кузовом автомобиля.

В любом (даже новом) лакокрасочном слое есть микропоры, об­разующиеся после высыхания растворителя. В процессе эксплуата­ции в лакокрасочном покрытии из-за вибраций, перепада темпе­ратур также образуются микротрещины. Агрессивные элементы окружающей среды проникают к металлу кузова и активизируют его местную коррозию. Обработка кузова специальными составами после проведения УМР предотвращает или замедляет этот про­цесс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: