Условия для успешной работы с детьми




Чтобы справиться с решением столь трудных задач, необходимо выполнение ряда условий.

1. Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.

2. Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором в частности, изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.

3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в специальном дошкольном учреждении:, психологами, медицинскими работниками,.

Такая взаимосвязь необходима в начале и конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.

Весьма полезно обговаривать с логопедами и воспитателем речевой материал (стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания, учитывать их замечания и пожелания.

Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) нужно работать над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель – первый помощник музыкального руководителя при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное – при решении коррекционных задач и задач музыкального воспитания.

4. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния. И без укрепления их здоровья исправления дефектов речи, требующих немало усилий со стороны ребенка, ждать не приходится.

5. Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями), творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи (речь логопеда должна быть неторопливой, выразительной и эмоциональной, простой и доступной). Необходимо также помнить о дозировке речи взрослых: им не следует говорить много, они должны активизировать речь детей. Требования, предъявляемые к речи учителя-логопеда, с полным правом можно отнести ко всем педагогам, которые работают с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

6. Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу, - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Методы и приёмы

Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются в работе с детьми в коррекционных группах. «В процессе познания непременными компонентами являются чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в коррекционной работе и обучении на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы» (Г. Волкова).

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.

Мысль Б. Асафьева: «Услышать ее (музыку) – это уже понять» может стать эпиграфом к работе музыкального руковоителя с детьми с ЗПР. Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у ребёнка переживание, эмоциональный отклик, помогает быстрее найти дорогу к его сердцу и уму, чем слова, которые ребенок не всегда правильно понимает в силу своего диагноза.

Итак, основные наглядно-слуховые приемы включают…

• Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

• Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

• Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.);

• Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.).

Из наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать следующие.

• Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах…). Особенно важно использовать этот прием в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или отсутствуют вообще. Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений. Так, например, при выполнении наклонов вправо-влево, когда само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребенка и сочетания движений с музыкой, педагог должен показывать их в «зеркальном» изображении – стоя лицом к детям во время исполнения.

• Показ приема детьми, которые хорошо его освоили. Отмечают, что показ какого-либо приёма ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.

• Для развития внимания и умения анализировать, можно использовать «сравнительный показ». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками.

• Иногда используется показ педагога с утрированными ошибками.

Кроме вышеуказанных наглядно-зрительных приемов используются всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты(султанчики, листочки, платочки и т.д.).

Практический метод или метод упражнений, связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с ЗПР в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.

Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной - двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Нужно использовать предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры. Например, если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки.

Желательно как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, использовать игровые приемы. Они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше. Например, для развития чистоты интонирования можно использовать игровой прием «Паровоз гудит». Если ребенок правильно спел заданный звук, то педагог поднимает зеленый флажок («Паровоз проезжает»), а если неправильно, красный («Надо паровоз ремонтировать»).

Очень важно использовать разные приемы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности, а также в коррекционной работе с детьми в коррекционных группах.

Вот почему так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем видам деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те или иные приемы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а также решая какие-то коррекционные задачи, желательно фиксировать для себя, какие из этих приемов помогают достичь хороших результатов, создавая своеобразную «копилку полезных приёмов».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: