· Иллюстрации;
· Наглядно - дидактический материал;
· Игровые атрибуты;
Связь с другими образовательными областями:
1. | Социально- коммуникативное развитие. | · формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; · развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу · формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности |
2. | Познавательное развитие. | · расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, · формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
3. | Речевое развитие. | · развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; · развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; · практическое овладение воспитан -никами нормами речи. |
4. | Художественно - эстетическое развитие. | · развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений, закрепления результатов восприятия музыки. · Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; · Развитие детского творчества. использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия |
5. | Физическое развитие. | · развитие физических качеств музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности · сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, · формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
Контроль реализации программы
Критерии для диагностики
Разновозрастная группа (с 1 до 3 лет)
Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | |
Внимание | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии на 3-5 звуках | |
Просьба повторить | |||
Внешние проявления | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки | ||
Узнавание знакомой мелодии | Соответствие ритма движений ритму музыки | ||
Разновозрастная группа (с 3 до 7 лет) | |||
Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | |
Внимание | Подпевание знакомой мелодии с | Воспроизведение в хлопках, в притопах, на | |
сопровождением | музыкальных инструментах ритмического рисунка | ||
Умеет ли различать жанры | |||
Высказывание о характере Музыки | Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением Узнаёт ли песню по вступлению | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями Соответствие ритма движений ритму музыки | |
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | Активность исполнения | Активность в играх |
Разновозрастная группа от 1.5 – 3 лет
«Содержание образовательной области ″Музыка″ направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
· развитие музыкально художественной деятельности;
· приобщение к музыкальному искусству»¹.
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству
Слушание
· Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
· Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.
· Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение
· Вызывать активность детей при подпевании и пении.
· Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
· Музыкально-ритмические движения
· Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
· Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.).
· Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
· Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
3.1. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Количество занятий | ||
занятий | Теоретические | практические | |||
1. | Детский сад | ||||
Осень | |||||
Я в мире человек | |||||
Мой дом | |||||
Новогодний праздник | |||||
Зима | |||||
Мамин день | |||||
Народная игрушка | |||||
Весна | |||||
Лето | |||||
3.2. Календарно-тематический план образовательной деятельности
Неделя | Содержание по базовой программе | ||||
Слушание музыки | Пение | Музыкально - Ритм.движения | Игра на детских муз. инструментах | Материал | |
Сентябрь | |||||
1-2 | Слушать веселую и грустную музыку, плясовую, колыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низкие звуки | Способствовать приобщению к пению, подпеванию повторяющихся фраз | Учить малышей выполнять движения с предметами, реагировать на смену контрастных частей музыки. Передавать простые игровые действия. | Знакомство со звучанием бубнов. Игра двух групп детей на этих инструментах, согласованная со звучанием симфонического оркестра. Воспроизведение равномерного ритма. | «Наша погремушка» м.А.Арсеева, с.И.Черницкой «Осенью» м.С.Майкапар «Цветики» м.В.Карасева с.Н.Френкель «Баю» м.М.Раухвергер «Вот как мы умеем» Е.Тиличеева, Н.Френкель |
3-4 | различать тихое и громкое звучание, высокие и низкие звуки | Развивать умение подпевать взрослому повторяющиеся слова песен, окончания музыкальных фраз, в сопровождении инструмента | Выполнять движения танца по показу взрослых, начинать и заканчивать движения с музыкой; Различать двух- частную музыку. Развивать двигательную активность. | ||
Октябрь | |||||
1-2 | слушать и различать разные мелодии(колыбельную, марш, плясовую.) | Вызывать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. | Совершенствовать ходьбу стайкой вдоль стен зала, в одном направлении, по одному и парами. | Знакомство с треугольником, его звучанием. | Осенью» м.С.Майкапар «Дождик» рнм обр В.Фере, «Ладушки» рнм, «Колокольчик» И.Арсеева,И.Черницкая «Дождик» И.Макшанцева «Бубен» рнм «Погуляем» И.Арсеева, И.Черницкая |
3-4 | слушать и различать разные мелодии(колыбельную, марш, плясовую.) | Побуждать малышей самостоятельно танцевать знакомые пляски | |||
Ноябрь | |||||
1-2 | Различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; ритмично стучать пальчиком | Побуждать подпевать окончания фраз. Слушать и узнавать знакомые песни | Учить малышей двигаться по кругу с погремушкой, передавая равномерный ритм. Меняя движение на вторую часть музыки. | Знакомство со звучанием колокольчика способом игры на нем. | «Дождик» И.Макшанцева «Бубен» рнм «Марш и бег» Е.Тиличеева, Н.Френкель «Гопачок» унм обр.Н.Раухвергер |
3-4 | Учить воспринимать мелодии спокойного, веселого характера; Учить - отзываться на музыку движениями рук, ног, хлопками, притопами, покачиваниями | Способствовать приобщению к пению, поддеванию взрослым, сопровождению пения выразительными движениями. Учить детей подпевать повторяющиеся в песне фразы, подстраиваясь к интонациям голоса взрослого | Приобщать детей к исполнению хоровода, выполнять движение: кружение на месте с предметом, непринужденно исполнять знакомые пляски, свободную пляску по показу менять движения со сменой музыки с помощью взрослых; | «Птичка» М. Раухвергера; «Медведь» Е. Тиличеевой; «Зайчик» Л. Лядовой; «Петух и кукушка» муз. М Лазарева; «Птица и птенчики» Е.; Тиличеевой; «Зайчик» р.н.п. обр. Н. Метлова«Медвежата» М. красева | |
Декабрь | |||||
1-2 | Развивать умение слушать и различать музыкальные произведения контрастного характера: колыбельную, веселую, задорную песню, запоминать их. | Петь с фортепианным сопровождением напевно, в одном темпе, весело, подвижно. | Побуждать малышей передавать движениями музыкально-игровые образы. | Продолжать знакомство со звучанием бубна способом игры на нем. Воспроизведение равномерного ритма. | «Танец зверей» (муз. В. Курочкина), «Танец снежинок» (муз. Т. Ломовой), «Парная пляска» (муз. М.Раухвергсра) «Игра с колокольчиками» (муз. II. И. Чайковского), «Веселые прятки», «Зайчики и лисички» (муз. Г. Финаровского, ел. В. Ан-.тоновой) «Зайцы идут в гости», «Мышки и мишки» «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик») П. Чайковского; «Дед Мороз» Р. Шумана; Пение: Зима» В. Красевой; «Наша Елочка» В. Красевой; |
3-4 | Различать высокое и низкое звучание. | Продолжать учить детей петь естественным голосом, в одном темпе, дружно начинать после музыкального вступления. | Развивать умение передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, закреплять имеющиеся у детей навыки. | ||
Январь | |||||
1-2 | Формироватьумение слушать музыкальное произведение до конца, знавать его. | Продолжать совершенствовать умение петь выразительно, напевно, начинать дружно после музыкального вступления. | Побуждать малышей к свободному исполнению плясок, передавая правильно ритм. Ориентироваться в игровой ситуации. | Формировать умение слушать музыку изобразительного характера Знакомство со звучанием коробочек с сыпучим веществом и способом игры на них. Поочередная игра двух групп детей на этих инструментах, | Заинька» Красев. М\д игра «Угадай, на чем играю?» Тиличеева «Молодой солдат» Красева «Кошечка» Ломова «Лошадка» Гречанинов «Скачут лошадки» Т. Попатенко; «Куколка» Красева; «Пляска с погремушками» Е. Вилькорейской; «Петушок» р.н.п.; «Мишка ходит в гости»; «Матрешки» Рустамова; |
3-4 | РазличатьТембры музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Развивать способность различать звуки по динамике, высоте, ритмическому рисунку. | ||||
Февраль | |||||
1-2 | Слушать песни различного характера, понимать их содержание. | Петь несложную песню, подстраиваясь к интонациям взрослого, закреплять умение исполнятьпростые знакомые песенки. Формировать навыки основных певческих инто- наций | Двигаться ритмично, с окончанием марша, ходьбу сменят на топающий шаг. Побуждать малышей двигаться по кругу, держась за руки. Привлекать к участию в играх. | Знакомство с новым способом игры на бубне. Воспроизведение равномерного ритма | «Весною» Майкопара; «Есть у солнышка друзья» муз. Тиличеевой; «Зима прошла» Н. Метлова; «Пирожки» Т. Филиппенко; «Закличка солнца» слова народные, обр. И Лазарева; «Греет солнышко теплее» муз. Т. Вилькорейской; |
3-4 | Продолжать работу по формированию звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического восприятия | ||||
Март | |||||
1-2 | Учить детей слушать песни подвижного характера, понимать их содержание. Совершенствовать звуковысотное, ритмическое, тембровое и динамическое восприятие. | Учить детей подпевать повторяющиеся в песне фразы, подстраиваясь к интонациям голоса взрослого | Развивать умение передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, закреплять имеющиеся у детей навыки. | Воспроизведение равномерного ритма. Поочередная игра двух групп детей, согласованного с регистровыми изменениями в музыке. Вызывать желание играть на инструменте | «Солнышко и дождик» М. Раухвергер, «Игра с погремушками» И.Кишко. «Прятки с платочками» рнм обр.Р.Рустамов «Игра с бубном» Г.Фрид «Солнышко и дождик» М. Раухвергер, «Игра с погремушками» И.Кишко. «Прятки с платочками» рнм обр.Р.Рустамов «Игра с бубном» Г.Фрид «Дождик» Г. Свиридова; «Пастушок» Н, Преображенского; «Поедем, сыночек в деревню» р.н.м. обр. Н. Метлова; |
3-4 | Учить: - слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; | Учить детей подпевать повторяющиеся в песне фразы, подстраиваясь к интонациям голоса взрослого | Учить детей ритмично ходить и бегать под музыку, начинать движение с началом музыки и завершать с её окончанием. | ||
Апрель | |||||
1-2 | Способствовать накапливанию музыкальных впечатлений Узнавать знакомые произведения; различать высокое и низкое звучание; накапливать музыкальный багаж | Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика начинать пение вместе с взрослыми | Развивать умение отмечать характер пляски хлопками,притопыванием, помахиванием,кружением, полуприседанием, движением в парах, в свободном направлении. | Побуждать детей к самостоятельным действиям. Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты | «Вальс» Д. Кабалевского; «Детская полька» Глинки; «Ладушки» р.н.п.; «Люлю, бай»р.н.м.; «Птички летают» муз. Банниковой; «Медвежата» М. Красева; «Пляска с погремушками» муз. В. Антоновой. |
3-4 | Способствовать накапливанию музыкальных впечатлений Узнавать знакомые произведения; различать высокое и низкое звучание; накапливать музыкальный багаж | Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика начинать пение вместе с взрослыми | Развиватьумение бодро ходить под марш, легко бегать в одном направлении стайкой; легко прыгать на двух ногах; навыкам освоения простых танцевальных движений; держаться своей пары | Побуждать детей к самостоятельным действиям. Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты | «Зайчик» Л. Лядовой; «Медведь» Е. Тиличеевой; «Грустный дождик» Д. Кабалевского»; «Птички летают» Банник; «Мышки» Н. Сушева. «Бубен» М. Красева; «Поедем, сыночек, в деревню» р.н.м. обр. М Метлова; «Марш» М. Журбина; «Гусельки» р.н.м. обр. Н. Метлова;«Пляска |
Май | |||||
1-2 | Приобщать детей к слушанию песни изобразительного характера. | Учить петь протяжно, выразительно простые песенки, понимать их содержание | Побуждать детей выполнять движения ритмично, в соответствии с текстом песни, подражая взрослому. Продолжать учить двигаться в хороводе, выполнять движения с платочками, в соответствии с содержанием песни. | Прислушиваться к звучанию рожка. Выбрать самостоятельно инструменты | «Кукла шагает и бегает» Тиличеева М\д игра «Дождик» р.н «Ноги и ножки» Тиличеев «Весенняя» неизвест.автор«Мы флажки свои поднимем» Вилькорейский «Березка» Рустамов «Шарики«Зайка» р.н.м. «Кошка» Александрова |
3-4 | Продолжать формировать ритмический слух. Слушать и узнавать контрастные по характеру инструментальные пьесы. | Учить детей петь протяжно, вместе со взрослыми, правильно интонируя простые мелодии. | Выполнять движения с предметами, передавать характер музыки. Учить малышей двигаться парами по кругу, изменять движение в соответствии с 3х частной формой произведения. | «Весенняя» не извест.автор «Ножки и ноги» Аафонников, «Певучая пляска» р.н.м. «Греет солнышко теплее» Вилькорейский. |
3.3. Перспективный план праздников и развлечений | |
Месяц | Название досуга |
Сентябрь | Развлечение «Мои любимые игрушки» |
октябрь | Развлечение «Осень» |
ноябрь | Развлечение «Поиграем с дождиком» |
декабрь | Новогодний праздник «В гости к ёлке мы пришли» |
февраль | Развлечение «История про лисичку плутовку» |
март | Праздник «Поздравляем маму» |
апрель | Развлечение «весна пришла» |
май | Развлечение «Путешествие на лесную полянку» |