Алгоритм проектирования технологической карты урока




(В.М. Монахов)

1. Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.

2. Формулирование образовательных результатов деятельности учеников – цель урока:

2.1.Предметные (ПР)

2.2. Метапредметные (МПР) – три группы универсальных учебных действий и личностные (ЛР)

3. Формулирование педагогических задач учителя по достижению учениками планируемых результатов.

4. Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для достижения планируемых результатов урока.

5. Описание хода урока

 

Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учеников Планируемые результаты
       

Понимание логики заполнения карты урока поможет учителю осознанно выбирать способы и средства достижения планируемых результатов учеников.

5.1.Этапы урока определяются в соответствии с этапами базовой технологии и типом урока (изучение нового знания [понятие, правило, факты, закономерности] и способа действия; закрепление знаний и умений, способов действий по теме; обобщение и систематизация; контроль и оценка планируемых результатов по теме).

5.2.Для каждого этапа урока прогнозируется достижение учениками планируемых результатов, которые были сформулированы в пункте 2, их нужно распределить по этапам.

5.3. Формулирование педагогических задач учителя, выбор приёмов, методов, форм работы, средств обучения, продумывание логики заданий, вопросов, которые учитель использует для того, чтобы управлять учебной деятельностью по достижению планируемых результатов.

5.4.Описание деятельности учеников, форм её организации (индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная) по достижению планируемых результатов на каждом этапе урока.

Обращаем внимание на один наиболее важный аспект данного алгоритма (пункт 2), который требует от учителя изменений в своей деятельности, а именно – технологическое описание целей современного урока.

Технологическое описание целей современного урока – это описание в первую очередь планируемых результатов учеников, потому что измерять и оценивать в конце урока учитель должен действия учеников, и на их основании проводится рефлексия педагогической деятельности, решённых педагогических задач.

Это принципиальный вопрос, потому что, то, как формулирует педагог цели урока, демонстрирует его понимание деятельностного подхода к процессу обучения и оцениванию его результатов. После описания целей (планируемые результаты в рамках темы урока) учителю легче осознать, что он будет оценивать на уроке и с помощью каких заданий.

Проектируя и конструируя урок в концепции деятельностного и метапредметного подходов, учитель должен помнить, что помимо предметных, решает и следующие метапредметные задачи:

· формирование у ученика на каждом этапе урока понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;

· формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

· ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;

· обучение общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Следовательно, основные методические особенности современного урока это:

 

 

· субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

· деятельностный подход (присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации);

· метапредметность (создание учебных проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач; способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям);

· целеполагание и мотивация учения как неотъемлемый компонент компетентностного урока;

· активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика;

· рефлексия (перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов); умение анализировать и оценивать свою деятельность на уроке;

· коррекции «хода урока» в процессе его проведения.

Требования концепции системно-деятельностного подхода, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие навыков самоконтроля, самоанализа и самооценки.

Формированию этих навыков способствуют особые типы уроков — урок-рефлексии, урок развивающего контроля.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

В чём отличие урока-рефлексии от традиционных уроков-обобщений и повторений Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Как правильно определить цели урока-рефлексии

По требованиям Стандарта, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала.

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Примерный план проведения урока-рефлексии

Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-2 мин.)

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик "включился" в работу. И не просто потому, что ему "надо", а потому что он "хочет"!

Приёмов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!"

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены. То есть, учитель готовит учащихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Примеры заданий для урока-рефлексии, в т.ч. для начальной школы:

· Кластер. Многие используют этот приём на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.

· Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах.

· Текст с пропусками. Методика знакома всем. Причем этот приём можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам.

· Блиц-опрос.

· РАФТ. Учащийся выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — уравнение. Расскажи о себе" и т.д.

· Да/нет. Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.

· Корзина идей. Каждый учащийся в течение двух минут записывает всё, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.

· "Лови ошибку". Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок.

· "Жокей и лошадь". Класс делится на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.

Завершается данный этап рефлексией, где учитель подводит учащихся к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься.

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понимать, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

· Какое задание я выполнял?

· Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?

· Что делал сначала? Потом?

· Где возникло затруднение?

· Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

· Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться различать приставки пре- и при-, научиться решать задачи по данного вида и т.д.

· Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д.

· Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание, пересказать текст, выписать ключевые слова и т.д.) Для начала учащемуся можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем учащиеся должны научиться самостоятельно планировать свои действия.

V. Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при необходимости направляет учащегося, задает наводящие вопросы. Обчающиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)

Учащиеся фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

На данном этапе важно каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Каждый учащийся работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

На данном этапе учащиеся получают задания, которые связывают новое знание, умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, "светофор", рефлексивная мишень, графики и пр.

Такая структура урока-рефлексии поможет детям не просто совершить работу над ошибками, а будет учить самоанализу и самокоррекции.

Урок развивающего контроля проводится по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Отметим, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют контрольные задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции.

Главные особенности уроков развивающего контроля

 

· Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится её анализ.

· В отличие от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объёмным и разносторонним.

Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля.

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля

1. Выбрать форму проведения контрольной работы. Предполагается, что для урока развивающего контроля удобнее выбирать письменные формы контроля: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам. Желательно, чтобы контрольная работа содержала в себе задания разного уровня сложности.

2. Составить перечень необходимого минимума знаний (правил, формул, положений и пр.), то есть определить минимум того, что должен знать каждый ученик после изучения этого раздела.

3. Для каждого вычлененного блока знаний, умений и навыков по разделу (далее ЗУН) составить задания, используя принцип минимакса (от самых простых до заданий повышенной сложности).

4. Написать задания контрольной работы. Вариантов может быть несколько.

5. К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.

6. Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить, какие методы будут использованы.

7. После проверки контрольных работ вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.

8. Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.

9. Продумать форму проведения этапа рефлексии.

10. Составить задания для этапа повторения.

11. Составить технологическую карту урока (конспект).

12. Провести самоанализ урока по составленному конспекту, при необходимости внести правки и уточнения.

Формы организации уроков развивающего контроля

Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:

· Ученики пишут контрольную работу.

· Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.

· Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.

· По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.

· В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:

· Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.

· Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.

· Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.

Рассмотрим структуру урока развивающего контроля

I урок – собственно контрольная работа

1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)

В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал её необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.

У каждого учителя есть свои приёмы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку.

На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.

Приёмы для этапа мотивации:

· Конкурс шпаргалок.

· Ромашка Блума.

· Корзина идей.

· Бортовой журнал.

· Толстые и тонкие вопросы.

· Кольца Венна.

· Кластер.

· Сорбонки.

Приёмы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.

2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)

На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.

После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты, без исправления ошибок. В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.

Приёмы для этапа актуализации:

· Таблица "ЗХУ"(Знаю.Хочу знать. Умею).

· Прием "Верно-неверно".

· Кластеры.

· Ассоциативные ряды.

· Бег ассоциаций.

II урок – анализ контрольной работы

Проводится после проверки контрольных работ учителем. На этом уроке важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.

3. Этап локализации затруднений (5-7 минут)

Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения. Если ученики затрудняются выделить свои ошибки, предложите им перечень вопросов:

· Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?

· Что я сделал сначала, что потом?

· В чём возникло затруднение?

· На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?

· Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

Приёмы для этапа локализации:

· Инсерт.

· Таблица "ЗХУ".

· Ромашка Блума.

· Бортовой журнал.

· Морфологический ящик.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)

На данном этапе учащиеся должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых учеников схожи, их можно объединить в группы (пары).

После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.

Работать удобнее по следующему плану:

1. Ставим цель. Общая цель, конечно, будет одна — устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками. Например, повторить правописание безударных гласных в корне, научиться решать задачи на совместную работу, запомнить алгоритм деления (умножения) и т.п.

2. Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник и т.д.

3. Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.

Приёмы для этапа построения проекта:

· Составление алгоритма.

· Приём "Да-нет".

· Толстые и тонкие вопросы.

· Идеал.

5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)

Учащиеся на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.

Приёмы для этапа реализации проекта:

· Мудрые совы.

· Обратная мозговая атака.

· Интеллектуальный ринг.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)

На данном этапе учащиеся обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.

Приёмы для этапа обобщения:

· Мудрые совы.

· Коллекционер.

· Шесть шляп.

· Толстые и тонкие вопросы.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)

Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.

Приёмы для этапа самостоятельной работы:

· Прием "Да-нет".

· Верные и неверные суждения.

· Лови ошибку.

· Реставратор.

· Мини-тестирование.

· Цепочка (в разных вариантах).

8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут)

На этом этапе важно ещё раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.

Обычно учителем предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческого характера.

Приёмы для этапа повторения:

· Бег ассоциаций.

· Кластер.

· Составление алгоритма.

· Лови ошибку.

· Толстые и тонкие вопросы.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)

Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).

Приёмы для этапа рефлексии:

· Синквейн.

· Хоку или хайку.

· Цветные поля.

· Дерево познания.

· Лестница успеха.

· Анкетирование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: