ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ
Приоритеты Государственного образовательного стандарта
начального общего образования
Система начального общего образования в Донецкой Народной Республике постоянно работает в режиме развития, что обусловлено обновлением содержания и нормативно-правовой базы. Инновационные процессы, модернизация, рефлексия результатов педагогической деятельности, творческий поиск учителей – это ведущая тенденция развития начального образования Донецкой Народной Республики.
В основу Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2018 г. (далее Стандарт) положен системно-деятельностностный, метапредметный, личносто ориентированный и компетентностный подходы, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания мира составляет цель и основной результат образования; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [п.1.4].
Так какие же основные инновации Государственного образовательного стандарта начального общего образования? Это:
- идеологическая основа Стандарта — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Донецкой Народной Республики, которое направлено на:
1) формирование базовых национальных ценностей;
|
2) овладение родиноведческими и краеведческими знаниями;
3) обеспечение поликультурности содержания образования;
- методологическая и методическая основы Стандарта — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов;
- устанавление требований к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Личностные результаты предполагают формирование способности учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, сформированности ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, основы гражданской идентичности.
Таким образом, Стандарт ориентирует на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:
1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального общества Донецкой Народной Республики, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
|
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8) Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты — это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Для достижения метапредметных результатов требуется включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.
|
Решение данных задач, выдвигаемых жизнью, требует системного включения младших школьниковв учебную, социально-значимую проектную деятельность, освоения компьютерной грамотности, развития здоровьесберегающих навыков, обучения основам безопасной жизнедеятельности, гармоничного сочетания этих задач с решением базовых задач начального образования: овладение навыками смыслового чтения, письма, правильной речи, основами математики, познания окружающего мира; определёнными трудовыми навыками.
Стандартом определяются следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
12) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты включают освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Решение основных задач реализации содержания всех предметных областей начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта, представлено в программах начального общего образования; в предметном содержании, дидактическом и методическом обеспечении.
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся.
Педагогическое проектирование - функция, связанная с разработкой эффективной деятельности, как учителя, так и обучающихся. Основными элементами проектно-технологической деятельности учителя являются:
· построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания образования;
· планирование способов управления этим процессом, проектирование методического обеспечения освоения учебного предмета (календарно-тематическое планирование, технологические карты, оценочные листы и др.).
Детальное проектирование позволяет целостно и системно описать достижение планируемых результатов и осознать эффективность педагогической деятельности, дать ей обоснованную оценку.
С целью гарантированного достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в процессе проектирования содержания, необходимо учитывать следующие требования:
- ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
- использование воспитательного потенциала каждого предмета;
- преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
- использование проектных, творческих заданий, практических работ, учебных диалогов;
- практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
- наличие возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- реализация педагогики сотрудничества, возможностей для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников;
- формирование навыков работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
- целесообразное использование разнообразных организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.
Освоение стратегии проектирования и конструирования, приобретение определённых навыков для её реализации - ключевая задача педагогов начальной школы.
Следовательно, для реализации основных задач Государственного образовательного стандарта начального общего образования и достижения планируемых результатов образования учителю необходимо:
- ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей начальное общее образование;
- осознать и принять необходимость инновационных изменений в системе начального общего образования;
- проанализировать свою деятельность и выработать траекторию индивидуального развития и самосовершенствования;
- изучить и использовать современные достижения педагогической теории и практики, лучшие традиции в развитии начальной школы, продуктивный опыт коллег ближнего зарубежья;
- овладеть навыками проектирования и конструирования образовательного процесса.