Под схемой механизациипогрузочно-разгрузочных работ (ПРР) и складских операций понимают комплекс машин, устройств и складского оборудования, обеспечивающий переработку заданного объема грузов с наименьшим числом операций или максимальным числом совмещений грузовых операций и минимальными затратами.
Удобство и экономическая эффективность применения тех или иных механизмов зависят от величины грузооборота, характера перерабатываемых грузов, их массы, габаритных размеров и прочих условий.
При выборе подъемно-транспортных машин и устройств руководствуются следующими критериями:
– машины и устройства должны иметь эксплуатационную надежность, необходимую прочность и устойчивость, высокий КПД (коэффициент полезного действия), безопасный режим для обслуживающего персонала, небольшую собственную массу;
– производительность должна соответствовать условиям и объему работ, обеспечивая сокращение простоя транспортных средств под грузовыми операциями;
– должна обеспечиваться комплексная механизация погрузочно-разгрузочных и складских работ, а где возможно, и автоматизация этих работ;
– при производстве погрузочно-разгрузочных и складских работ должна обеспечиваться сохранность грузов;
– тип подъемно-транспортных машин должен соответствовать габаритным размерам и массе перерабатываемых грузов;
– должна обеспечиваться экономичность применяемых машин и устройств.
Для производства погрузочно-разгрузочных работ кирпича, ТШГ, ВО, дров из всяких пород дерева, шпунтованных досок и картона предлагается: вилочный четырехколесный электропогрузчик с массивными и пневматическими шинами серии ЭП-202.
Основные преимущества: мобильность и универсальность, которая определяется большим числом сменных грузозахватных приспособлений. Не требует рельсовых путей, и как правило, токоподвода. Универсальность предопределяет крупносерийный характер их производства. Наличие дифференциала ведущего моста исключает проскальзывание колес при повороте погрузчика. Они требуют относительно малых капитальных вложений, окупающихся в течение короткого срока.
Недостатки: из-за ограниченной энергоемкости аккумуляторных батарей электропогрузчики имеют невысокие скорости подъема и передвижения и предназначены в основном для работы на площадках с ровным асфальтовым или бетонным покрытием. Для механизации работ на складах применяют электропогрузчики с кабельным питанием от электрической сети, они не ограничены энергоемкостью, но радиус транспортировки груза определяется длиной питающего кабеля. Кабель ухудшает маневренные качества и это сужает сферу их применения при перегрузочных работах.
Рисунок 3.9 – Схема переработки различных грузов с использованием электропогрузчика ЭП-103
«Таблица 3.6.1 – Техническая характеристика электропогрузчика ЭП-103»
Грузоподъемность, т | |
Максимальная высота подъема груза, мм | |
Наибольшая скорость движения с грузом, км/ч | |
Габариты, мм: длина с вилами ширина |
Для производства погрузочно-разгрузочных работ для КТК предлагается: козловой кран двухконсольный.
Козловые краны могут быть использоваться для переработки КТК. Они также широко применяются для переработки длинномерных и тяжеловесных грузов, СТК. Достоинства: высокая эффективность, экономичность, достаточно долгий срок работы. Недостатки: ограниченность перемещения в пределах рабочей территории равной длине рельсовых путей и пролету балки. Козловой кран для переработки КТК оборудуют спредером для автоматического захвата.
«Таблица 3.6.2 - Технические характеристики козлового крана КК-32М»
Грузоподъемность, т | ||
Высота подъема груза (Н), м | 8,5 | |
База крана, м | ||
Вылет консоли, м | ||
Пролет крана (Lk), м | ||
Скорость подъема, м/мин | 11,7 | |
Скорость передвижения, м/мин | Крана | |
Тележки | ||
Максимальная расчетная подветренная площадь груза, м2 | ||
Мощность установленных двигателей, кВт |
Рисунок 3.10 – Схема переработки крупнотоннажных контейнеров с
использованием козлового крана КК-32М (40т)
«Таблица 3.6.3 - Технические характеристики козлового крана ККС-12,5»
Показатель | Тип крана |
ККС-12,5 | |
Грузоподъемность, т | 12,5 |
База, м | |
Пролет, м | |
Вылет консоли, м | 8,5 |
Высота подъема груза, м | |
Скорости, м/мин | |
- подъема | |
- передвижения тележки | |
- передвижения крана | |
Мощность установленных двигателей, кВт |
Рисунок 3.11 – Схема переработки груза козловым краном ККС-12,5
Переработка наливных груза производиться стреловым краном. Железнодорожный дизель-электрический самоходный полноповоротный кран предназначен для строительно-монтажных, а также погрузочно-разгрузочных работ.
Достоинства: вписываются в собранном виде в железнодорожный габарит и на дальние расстояния транспортируются в составе поезда со скоростью до 60—80 км/ч.
Недостатки: место применение ограничено наличием железнодорожного пути.
Для переработки строительного кирпича в качестве грузозахватного механизма используются гибкие стропы, а при переработке наливных грузов на стрелу крана крепятся коллекторы для налива, которые соединены с насосом и специальными складами для наливных грузов.
Рисунок 3.12 – Схема переработки груза стреловым краном
«Таблица 3.6.4 – Техническая характеристика стрелового крана КДЭ-163»
Показатель | Тип крана |
КДЭ-163 | |
Грузоподъемность, т | |
Длина нормальной стрелы, м | |
Вылет нормальной стрелы, м | |
- минимальный | |
- максимальный | |
Максимальная скорость подъема, м/мин | 17,8 |
Скорость крана, м/мин | |
Частота вращения стрелы крана, об/мин | |
Мощность двигателя, кВт | 53,1 |
Таблица 3.7 Значения производительности и парк погрузочно-разгрузочных
Род груза | Тип ПРМ | Грузозахватное приспособление | Птех | Пэкс | Псм | Qгод | М, шт. |
ТШГ | Электропогрзучик ЭП-103 | Вилочный подхват | 10,85 | 1,59 | 12,66 | ||
КТК | КК-32 | Спредер | 146,1 | 116,9 | 818,35 | ||
Тяжеловесный | КК-6 | Крюки | 33,5 | 26,8 | 187,7 | ||
Металл в чушках | КДЭ-163 | Стропы | 33,57 | 26,85 | |||
Мука | Электропогрзучик ЭП-103 | Вилочный подхват | 22,6 | 25,6 | 12,6 | ||
Доски | КК-6 | Стропы | 31,07 | 24,8 | |||
Известь негашеная | ККС-12,5 | Грейфер | 60,07 | 48,6 |