Под схемой механизациипогрузочно-разгрузочных работ (ПРР) и складских операций понимают комплекс машин, устройств и складского оборудования, обеспечивающий переработку заданного объема грузов с наименьшим числом операций или максимальным числом совмещений грузовых операций и минимальными затратами.
Удобство и экономическая эффективность применения тех или иных механизмов зависят от величины грузооборота, характера перерабатываемых грузов, их массы, габаритных размеров и прочих условий.
При выборе подъемно-транспортных машин и устройств руководствуются следующими критериями:
– машины и устройства должны иметь эксплуатационную надежность, необходимую прочность и устойчивость, высокий КПД (коэффициент полезного действия), безопасный режим для обслуживающего персонала, небольшую собственную массу;
– производительность должна соответствовать условиям и объему работ, обеспечивая сокращение простоя транспортных средств под грузовыми операциями;
– должна обеспечиваться комплексная механизация погрузочно-разгрузочных и складских работ, а где возможно, и автоматизация этих работ;
– при производстве погрузочно-разгрузочных и складских работ должна обеспечиваться сохранность грузов;
– тип подъемно-транспортных машин должен соответствовать габаритным размерам и массе перерабатываемых грузов;
– должна обеспечиваться экономичность применяемых машин и устройств.
Для производства погрузочно-разгрузочных работ кирпича, ТШГ, ВО, дров из всяких пород дерева, шпунтованных досок и картона предлагается: вилочный четырехколесный электропогрузчик с массивными и пневматическими шинами серии ЭП-202.
Основные преимущества: мобильность и универсальность, которая определяется большим числом сменных грузозахватных приспособлений. Не требует рельсовых путей, и как правило, токоподвода. Универсальность предопределяет крупносерийный характер их производства. Наличие дифференциала ведущего моста исключает проскальзывание колес при повороте погрузчика. Они требуют относительно малых капитальных вложений, окупающихся в течение короткого срока.
Недостатки: из-за ограниченной энергоемкости аккумуляторных батарей электропогрузчики имеют невысокие скорости подъема и передвижения и предназначены в основном для работы на площадках с ровным асфальтовым или бетонным покрытием. Для механизации работ на складах применяют электропогрузчики с кабельным питанием от электрической сети, они не ограничены энергоемкостью, но радиус транспортировки груза определяется длиной питающего кабеля. Кабель ухудшает маневренные качества и это сужает сферу их применения при перегрузочных работах.

Рисунок 3.9 – Схема переработки различных грузов с использованием электропогрузчика ЭП-103
«Таблица 3.6.1 – Техническая характеристика электропогрузчика ЭП-103»
| Грузоподъемность, т | |
| Максимальная высота подъема груза, мм | |
| Наибольшая скорость движения с грузом, км/ч | |
| Габариты, мм: длина с вилами ширина |
Для производства погрузочно-разгрузочных работ для КТК предлагается: козловой кран двухконсольный.
Козловые краны могут быть использоваться для переработки КТК. Они также широко применяются для переработки длинномерных и тяжеловесных грузов, СТК. Достоинства: высокая эффективность, экономичность, достаточно долгий срок работы. Недостатки: ограниченность перемещения в пределах рабочей территории равной длине рельсовых путей и пролету балки. Козловой кран для переработки КТК оборудуют спредером для автоматического захвата.
«Таблица 3.6.2 - Технические характеристики козлового крана КК-32М»
| Грузоподъемность, т | ||
| Высота подъема груза (Н), м | 8,5 | |
| База крана, м | ||
| Вылет консоли, м | ||
| Пролет крана (Lk), м | ||
| Скорость подъема, м/мин | 11,7 | |
| Скорость передвижения, м/мин | Крана | |
| Тележки | ||
| Максимальная расчетная подветренная площадь груза, м2 | ||
| Мощность установленных двигателей, кВт |

Рисунок 3.10 – Схема переработки крупнотоннажных контейнеров с
использованием козлового крана КК-32М (40т)
«Таблица 3.6.3 - Технические характеристики козлового крана ККС-12,5»
| Показатель | Тип крана |
| ККС-12,5 | |
| Грузоподъемность, т | 12,5 |
| База, м | |
| Пролет, м | |
| Вылет консоли, м | 8,5 |
| Высота подъема груза, м | |
| Скорости, м/мин | |
| - подъема | |
| - передвижения тележки | |
| - передвижения крана | |
| Мощность установленных двигателей, кВт |

Рисунок 3.11 – Схема переработки груза козловым краном ККС-12,5
Переработка наливных груза производиться стреловым краном. Железнодорожный дизель-электрический самоходный полноповоротный кран предназначен для строительно-монтажных, а также погрузочно-разгрузочных работ.
Достоинства: вписываются в собранном виде в железнодорожный габарит и на дальние расстояния транспортируются в составе поезда со скоростью до 60—80 км/ч.
Недостатки: место применение ограничено наличием железнодорожного пути.
Для переработки строительного кирпича в качестве грузозахватного механизма используются гибкие стропы, а при переработке наливных грузов на стрелу крана крепятся коллекторы для налива, которые соединены с насосом и специальными складами для наливных грузов.

Рисунок 3.12 – Схема переработки груза стреловым краном
«Таблица 3.6.4 – Техническая характеристика стрелового крана КДЭ-163»
| Показатель | Тип крана |
| КДЭ-163 | |
| Грузоподъемность, т | |
| Длина нормальной стрелы, м | |
| Вылет нормальной стрелы, м | |
| - минимальный | |
| - максимальный | |
| Максимальная скорость подъема, м/мин | 17,8 |
| Скорость крана, м/мин | |
| Частота вращения стрелы крана, об/мин | |
| Мощность двигателя, кВт | 53,1 |
Таблица 3.7 Значения производительности и парк погрузочно-разгрузочных
| Род груза | Тип ПРМ | Грузозахватное приспособление | Птех | Пэкс | Псм | Qгод | М, шт. |
| ТШГ | Электропогрзучик ЭП-103 | Вилочный подхват | 10,85 | 1,59 | 12,66 | ||
| КТК | КК-32 | Спредер | 146,1 | 116,9 | 818,35 | ||
| Тяжеловесный | КК-6 | Крюки | 33,5 | 26,8 | 187,7 | ||
| Металл в чушках | КДЭ-163 | Стропы | 33,57 | 26,85 | |||
| Мука | Электропогрзучик ЭП-103 | Вилочный подхват | 22,6 | 25,6 | 12,6 | ||
| Доски | КК-6 | Стропы | 31,07 | 24,8 | |||
| Известь негашеная | ККС-12,5 | Грейфер | 60,07 | 48,6 |