На станциях со значительным объемом грузовых операций, выполняемых на местах общего пользования (МОП), организуются грузовые дворы (ГД), которые переименованы в 1987 году в грузовые районы (ГР), хотя и в настоящее время этот термин используется.
Грузовой район – часть станционной территории, оснащенная комплексом технических средств и устройств, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, сортировки и временного хранения грузов, а также для непосредственной передачи их с одного вида транспорта на другой (например, с железнодорожного на автомобильный транспорт и наоборот).
Грузовой район – это место общего пользования, где обслуживаются грузоотправители, грузополучатели, другие физические и юридические лица, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта.
В зависимости от характера работы различают ГР:
специализированные – контейнерные терминалы, базы выгрузки навалочных, лесных грузов и т. д.;
общего типа – для переработки широкой номенклатуры грузов, таких как тарно-штучные, тяжеловесные, контейнерные и т. д.
ГР по схемам путевого развития делятся на: тупиковые, сквозные, комбинированные.
Вновь строящиеся крупные ГР проектируются тупикового типа с последовательным расположением выставочных путей. Если территории недостаточно, то – ГР тупикового типа с параллельным расположением выставочных путей. Выбор схемы зависит от местных условий и обосновывается технико-экономическими расчетами. На некоторых станциях имеются механизированные грузовые районы.
Расположение ГР на станции должно предусматривать:
– удобное сообщение с ближайшими населенными пунктами, промышленными предприятиями;
|
– свободный подъезд транспортных средств к складским помещениям с наименьшим числом пересечений железнодорожных путей;
– удобную стоянку транспортных средств на территории ГР при выполнении операций по осмотру, приему, погрузке и выгрузке грузов, а также в ожидании въезда на территории ГР перед контрольно-пропускным пунктом (КПП).
На территории ГР должна быть предусмотрена поточность движения автотранспорта. Ширина и расположение проездов и мест стоянки транспортных средств должны обеспечивать беспрепятственное движение автомобилей с прицепами, их поворот и подачу к месту работы без нарушения производственных процессов у соседних мест погрузки, выгрузки.
Ширину проезда определяют в зависимости:
– от типа автомобиля и ПРР механизмов;
– интенсивности работ и расположения складов – с одной или с двух сторон;
– от схемы движения автотранспорта (кольцевая, которая практически не используется из-за значительных затрат при укладке автопроездов, или и - тупиковая).
Ширина полосы для автотранспорта с прицепами на прямых участках пути не менее 4 метров. В кривых – расстояние увеличивается.
При одностороннем расположении крытых складов и площадок расстояние от последних до забора не менее 19 метров – при тупиковом движении автотранспорта.
При двустороннем расположении крытых складов и площадок расстояние между ними не менее 35 метров – при тупиковом движении автотранспорта.
При проектировании тупикового проезда в конце его необходимо предусматривать площадку для поворота автомобилей в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 метров. Автомобильные проезды на контейнерных площадках большой длины могут иметь промежуточные поворотные площадки (проезды), и число их определяется расчетом.
|
Территория ГР должна быть ограждена железобетонным забором высотой не менее 2 метров, оборудована сигнализацией по всему периметру, устройствами промышленного телевидения, противопожарными средствами, устройствами связи и освещения, иметь водоотводные сооружения, твердое покрытие и т. д.
В грузовом районе сосредоточены все основные устройства грузового хозяйства для переработки грузов. Они должны обеспечивать:
– бесперебойную сохранную обработку вагонов, контейнеров;
– сохранность грузов;
– отвечать природоохранным требованиям.
К устройствам относятся: крытые и открытые склады и платформы, площадки для переработки контейнеров, тяжеловесных, насыпных, навалочных и других грузов; эстакады, повышенные пути; погрузочно-разгрузочные механизмы, машины, установки.
В грузовом районе также располагаются:
– объединенные служебно-технические здания (с бытовыми помещениями и помещениями для обслуживания клиентов), помещение для клиентов необходимо располагать у въезда в ГР;
– помещения для ведомственной охраны, работников и другие необхдимые вспомогательные помещения;
– устройства, обеспечивающие техническое содержание и работу погрузочно-разгрузочных механизмов, машин (зарядные станции или пункты, ремонтные мастерские, склады горюче-смазочных материалов);
– весовые устройства;
– контрольно-пропускной пункт (КПП) – оборудуется механическими воротами, шлагбаумом, смотровыми вышками с прожекторным освещением для осмотра автотранспорта, телефонной и радиосвязью и т. д.
Типовые схемы грузовых районов приводятся в приложении 5 данного пособия.
Разработка плана грузового района осуществляется на основе типовых схем сквозного или тупикового типа.