Склады предназначены для кратковременного хранения грузов в периоды между приемом их к перевозке и погрузкой в вагоны, а также выгрузкой из вагонов и вывозом на склады грузополучателей.
В складах выполняют операции по приему и выдаче грузов, сортировке их по направлениям, подборке отправок и др.
В зависимости от рода груза склады подразделяют на специальные и универсальные (общие).
По конструкции и условиям хранения груза склады делятся на крытые, открытые платформы или площадки.
В крытых складах хранят наиболее ценные грузы, качество которых зависит от воздействия окружающей среды. Крытые склады бывают ангарного типа с внутренним вводом погрузочно-выгрузочных путей и склады с наружным расположением путей (прирельсовые).
Наиболее современным и целесообразным типом складов является ангарный склад с внутренним вводом путей. При значительной грузопереработке строительство таких складов дешевле, чем строительство складов с внешним расположением железнодорожных путей. Кроме того, в складах ангарного типа улучшаются условия труда, сохранность грузов и возможность механизации и автоматизации погрузочно-выгрузочных работ. Внешняя ширина рампы у крытых складов должна обеспечивать работу погрузочно-выгрузочных машин и составлять не менее 3 м со стороны железнодорожного пути и не менее 1,5 м со стороны подъезда автомобильного транспорта.
Для крытых складов линейные размеры определяют на основе типовых проектов. Полезная ширина склада принимается:
– с внешним расположением железнодорожного пути и автопроездов Вскл= (18,….,30) м;
– склада с внутренним вводом одного пути Вскл = 19,08 м (рис. 3.10), двух путей 38,66 м, четырех путей В1 =21 м, В2 должно быть не менее 8 м (рис. 3.12);
– для грузосортировочных платформ ширину склада можно принять Вскл = 18,….,24 м. Расчет ширины для автоматизированного склада со стеллажным краном производится.
Применяются четыре типа механизированных грузовых складов ангарного типа с внутренним вводом от одного до четырех путей. Длина типовых складов принята 72, 144, 218 и 288 м.
Типы I и II представляют собой однопролетные склады с пролетами 24 м (тип I) и 30 м (тип II), тип III – двухпролетный (30 м + 30 м) и тип IV трехпролетный (24 м +30 м + 24 м).
В соответствии с нормами проектирования длина склада с внутренним или наружным расположением путей должна быть не более 300 м.
Учитывая условия хранения груза и их свойства, необходимо выбрать склады для грузов ГР и железнодорожных путей необщего пользования и определить их параметры. Результаты расчетов привести в форме табл. 3.8.
Для тарно-штучных грузов рекомендуется выбирать крытые склады с внешним расположением путей, реже склады ангарного типа с внутренним вводом одного, двух железнодорожных путей. Для контейнеров и тяжеловесных грузов проектируют открытые площадки.
Насыпные грузы, не требующие зашиты от атмосферных осадков (уголь, руда, инертно-строительные материалы - песок, щебень, гравий и др.) хранятся на открытых площадках,
Грузы, перевозимые насыпью в крытых вагонах и требующие зашиты от атмосферных осадков (цемент, минеральные удобрения, зерно и др.), перерабатываются, как правило, в крытых складах или на железнодорожных грузовых фронтах, оборудованных специальными навесами.
Лесоматериалы, железобетонные изделия (железобетонные плиты, трубы и др.), металлопродукция (трубы металлические, металл сортовой в связках, металл листовой, рельсы, балки, швеллера, металл в чушках, металлолом прессованный (пакетами), металлолом непрессованный), кирпич на поддонах и грузы в специализированных контейнерах перерабатываются, как правило, на открытых площадках.
Нефть и нефтепродукты, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах, хранятся в резервуарах, баках подземного, наземного и комбинированного типов.
Емкость (вместимость) склада определяется по формуле:
(3.12)
где ,
,
– сроки (нормативы) хранения грузов на складах по прибытию, отправлению, сортировке в сутках;
l - доля груза, остающегося в вагоне при сортировке.
Площадь склада:
где – коэффициент (норматив) проходов и проездов внутри склада;
ρ – норматив удельной нагрузки (на 1м2 площади склада), т/м2.
Длина склада определяется отношением:
где Вф – ширина склада, м (зависит от типа склада и применяемых средств механизации и автоматизации переработки грузов, порядок определения приведен ниже).
Вместимость (ёмкость) контейнерной площадки составляет, конт.-мест:
Где, a – коэффициент сгущения подачи вагонов с учетом неравномерности работы, т.е. увеличение количества подачи в связи с увеличением грузопотока, чтобы успеть подать все контейнеры на контейнерную площадку и успеть их переработать (при среднесуточной переработке до 10 вагонов а=2, свыше 10 вагонов а=1,3);
– число контейнеров, перерабатываемых за сутки соответственно по прибытию, отправлению и сортировке, конт.
– время хранения контейнеров соответственно по прибытию, отправлению и сортировке, сут;
– число порожних контейнеров, конт.
– время хранения порожних контейнеров, сут, причем
, если порожний контейнер прибывает из-за недостатка контейнеров по отправлении (при условии
), или
, если порожний контейнер прибывает из-за недостатка контейнеров по отправлении (при условии
);
0,03 – доля неисправных контейнеров;
Размеры элементарной площадки для крупнотоннажных контейнеров составят (рисунок 3.4), м (принимаем, что на площадке стоят 30-тонные контейнеры):
Рисунок 3.13– Поперечный разрез и план контейнерной площадки для крупнотоннажных контейнеров
Фактическая ширина склада, м:
(3.18)
где – величина пролета крана (для КК-32М: 25 м);
– габаритное расстояние (0,7 м).
Число контейнеров, располагающихся по ширине склада:
(3.19)
Так как величина может быть только целым числом, то ее следует округлить в меньшую сторону.
Длину склада в контейнерах (число контейнеров по длине склада), конт.:
(3.20)
Величину также нужно округлить, но в большую сторону.
Длина контейнерной площадки определяется, м:
(3.21)
Площадь контейнерной площадки составит, м2:
«Таблица 3.8 Типы складов и их параметры»
Род груза | Тип склада | Специализация | ПРМ | Количество механизмов | Габаритные размеры склада, м | Вместимость фронта, ваг | Суточный объем переработки, ваг |
ТШГ | Крытый | Погрузка Выгрузка | Электропогрзучик ЭП-103 | 15,48*130 | |||
КТК | Открытый | Погрузка Выгрузка | КК-32М | 24*95 | |||
Тяжеловесный | Открытый | Погрузка выгрузка | КК-6 | 16*160 | |||
Металл в чушках | Открытый | Погрузка | КДЭ-163 | 12*90 | |||
Мука | Крытый | Выгрузка | Электропогрзучик ЭП-103 | 18*180 | |||
Доски | Крытый | Выгрузка | КК-6 | 18*120 | |||
Известь негашеная | Крытый | Погрузка | ККС-12,5 | 18*180 |