ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ 8 глава




Просветление ума душой и осаждение в это внимательное и ожидающее “умственное вещество” того знания и мудрости, что являются прерогативой души, вызывают в истинно интегрированном и координированном человеке изменения, соответствующие той части его инструмента, с которой установлен контакт. Мы оставим тему Единения и развития трансцендентных способностей для позднейшего рассмотрения и ограничимся непосредственными следствиями просветления. Ради большей ясности мы можем суммировать эти результаты следующим образом:

Результатом действия просветления на ум является прямое восприятие истины и непосредственное понимание знания, которое столь обширно и синтетично, что мы используем для его обозначения туманный термин “Универсальный Ум”. Этот тип знания, иногда называемый интуицией, является одной из основных характеристик просветления. Вторым следствием влияния просветления на ум является отклик на телепатические сообщения и восприимчивость к другим умам, обладающим способностью функционировать на плане души. Я сейчас не имею в виду так называемую телепатическую связь на психических уровнях или связь между одним мозгом и другим в ходе обычного общения в повседневной жизни, с которой все мы знакомы. Я имею в виду то взаимодействие, которое устанавливается между божественно настроенными душами и в результате которого 160] в прошлом происходила передача боговдохновенных изречений и мировых Священных писаний, а также тех божественных откровений, которые исходили от великих Сынов Бога, таких как Христос и Будда. Таким образом, интуиция и телепатия в своей чистейшей форме являются следствиями влияния просветления на ум.

В эмоциональной природе, или, выражаясь языком эзотеристов, в теле желаний и чувств, отмечается радость, чувство счастья или экстаза. Появляется чувство полноты, удовлетворения и радостного ожидания, так что мир начинает видеться в новом свете, и события обретают более радостную окраску.

 

Надо мной небеса синее,

Подо мной зеленее земля,

Но повсюду жизнь не увидит

Тот, чей взор не видит Христа.

 

В физическом теле наблюдаются чрезвычайно интересные явления, составляющие две основные группы. Во-первых, стимуляция интенсивной активности, которая оказывает определённое влияние на нервную систему; во-вторых, нередко наблюдается появление света в голове, который виден даже с закрытыми глазами или в темноте.

Описывая этот аспект света в своей книге о просветлении, д-р У. Уинслоу Холл говорит, что хотел бы доказать, что “Просветление – не только психологический, но также и физиологический факт”.[101]

161] Эти воздействия на тройственный инструмент – ментальный, чувствительный и физический, – который мы называем человеческим проводником, являются всего лишь проявлениями одной и той же фундаментальной энергии, передаваемой от одного проводника к другому. Это одно и то же божественное сознание, проявляющееся в разных сферах человеческой осведомлённости и человеческого поведения.

Займёмся сначала ментальной реакцией. Что это за таинственная способность, которую мы называем интуицией? Интересно отметить, что она полностью игнорируется в некоторых книгах по психологии, нередко написанных выдающимися специалистами в этой области. Интуицию не признают. Мы определили бы её как прямое восприятие истины независимо от способности к логическому мышлению и интеллектуальных процессов. Это появление в сознании некой истины или восприятия красоты, которые ранее никогда не ощущались. Они не возникают из подсознания, или хранилищ памяти, индивидуальной или расовой, а попадают в ум непосредственно из сверхсознания, из всеведущей души. Это знание немедленно признаётся абсолютно истинным и не вызывает никаких сомнений. Под эту категорию подпадает внезапное решение трудных или кажущихся неразрешимыми проблем и ряд великих революционных изобретений. Эвелин Андерхилл пишет в этой связи:

“… мы, безусловно, можем ожидать, что такое просветлённое восприятие вещей, такое очищение подхода к дверям восприятия должно происходить, по мере того как человек продвигается к более высоким центрам сознания. Его поверхностный ум, освобождённый от доминирования чувств, всё более и более 162] захватывается преображённой личностью, ‘Новым Человеком’, который по природе своей является гражданином независимого духовного мира и судьба которого, говоря языком мистиков, – ‘возвращение к своему Истоку’. Отсюда и приток новой жизненности, и колоссальный рост его интуитивных способностей”.[102]

Получение прямого доступа к Истине является высшим предназначением всех человеческих существ. Вполне вероятно, что когда-нибудь само мышление окажется настолько же ниже порога сознания, насколько сейчас ниже него находятся инстинкты. Тогда мы будем функционировать в царстве интуиции и говорить в категориях интуиции с такой же лёгкостью, как теперь говорим в категориях ума и стремимся функционировать как ментальные существа.

В своих Исследованиях психологии мистицизма отец Марешаль следующим образом определяет интуитивное восприятие:

“В самом общем смысле интуиция представляет собой прямое соединение способности познавать с объектом познания. Любое знание некоторым образом является соединением; интуиция – это непосредственное ‘информирование’ без объективного вмешательства посредника. Это единственный акт, посредством которого познающая способность формирует себя не по образу объекта, а по его сути. Если хотите, это точное соответствие, общая линия контакта познающего субъекта и объекта”.[103]

Одной из наиболее примечательных и наводящих на размышления книг на тему интуиции, которая к тому же удивительным образом согласуется как с Восточной, так и с Западной позицией, является Инстинкт и Интуиция д-ра Диббли 163] из Восточного Колледжа Оксфорда. Он предлагает в ней несколько интересных определений интуиции и отмечает, что “в плане обеспечения материалом интуиция является для мысли тем же, чем ощущение является для чувства”.[104] Он цитирует д-ра Юнга, утверждающего, что это сверхсознательный ментальный процесс, который мы редко осознаём. Д-р Диббли приводит также определение, предложенное профессором Х. Уилдоном Карром: “Интуиция представляет собой восприятие умом реальности непосредственно такой, как она есть, а не в форме представления или концепции (а также не как идею или объект для размышления), которые, напротив, являются интеллектуальным восприятием”.[105] Он пишет, что интуиция “интересуется исключительно неосязаемым, и, будучи независима от времени, она независима также от чувства”.[106] Он даёт поразительно точное определение (возможно, ненамеренно, поскольку пишет на другую тему), характеризующее координированного практического мистика, или знающего:

“… в конце концов интуитивное вдохновение и инстинктивная энергия примиряются и объединяются в едином «я», которое, в конечном счете, образует целостную индивидуальность”.[107]

Здесь мы имеем механизм, физические реакции и отношения которого контролируются и направляются аппаратом инстинктов, действующим через ощущения, и мозгом, а также душой на своём плане, которая управляет умом, направляя его посредством интуиции, и которая имеет физическую точку контакта в высших отделах мозга. 164] Д-р Диббли подводит итог в следующих словах: “Я пришел к несомненному выводу о существовании двух различных органов ума в человеческих существах: таламуса как области локализации инстинктивных реакций и коры головного мозга, являющейся местом нахождения связанных между собой способностей интеллекта и интуиции”.[108] Эта позиция хорошо согласовывается с восточным учением, которое связывает функционирующий и координирующий центр всей низшей природы с областью гипофиза, а точку контакта высшего «Я» и интуиции – с областью шишковидной железы.

Таким образом, мы видим следующую ситуацию: ум получает просветление от души либо в форме идей, которые она в него внедряет, либо в форме интуитивных впечатлений, передающих точное и непосредственное знание, так как интуиция всегда безошибочна. В свою очередь, тот же процесс повторяется активным умом, который внедряет в восприимчивый мозг интуитивные впечатления и знания, передаваемые душой. Когда этот процесс осуществляется автоматически и точно, перед нами просветлённый человек, или святой.

Вторым видом активности, на который ум откликается в результате просветления, является телепатия. Сказано, что “само просветление рассматривается как высшая известная форма телепатии, ибо пока есть сияние этого высшего просветления, человеческая душа является воспринимающим и Отцом Света, посредником ”. Посредник может действовать через множество умов, так как мир 165] души является миром группового осознания, что открывает воистину необозримое поле контактов. Душа находится в контакте не только с Универсальным Умом, но также со всеми умами, через которые может осуществляться тот божественный Замысел, который мы называем Богом. Этим объясняется появление на протяжении веков постоянного потока вдохновенных писаний и посланий миру, направлявших мысли и судьбы людей вперёд по пути осознания от стадии анимизма и фетишизма к современной концепции имманентного Божества. От позиции отношений между человеком и природой мы эволюционируем к позиции божественного Целого, которым мы живём и движемся и существуем и с которым мы отождествляемся в сознании. Мы знаем, что мы божественны. Один за другим Сыны Бога вступили в право наследования и обнаружили, что стали восприимчивы к мировому плану. Посредством созерцания и настойчивости они обрели оснащение, необходимое для того, чтобы стать интерпретаторами Универсального Ума и посредниками между не обладающими телепатическими способностями массами людей и вечным источником мудрости. С просветлёнными людьми мира, с интуитивными мыслителями во всех областях знания и с вдохновенными телепатическими работниками можно связать всё лучшее, что знает человек, источник великих мировых религий, а также достижения науки.

Телепатическое общение не следует путать с медиумизмом или с множеством так называемых вдохновенных текстов, которыми переполнены 166] сейчас наши книжные рынки. Большинство этих сообщений довольно посредственного уровня и не содержат ничего нового; в них нет никакого послания, которое могло бы указать человеку следующий шаг в Новый Век или направить его путь восхождения в Небесные Сферы. Подключение к подсознанию и выражение достойной и высокой ментальности составляют девяносто восемь процентов ныне публикуемых материалов. Они означают, что человек многого достиг и что он становится координированным. Однако они не означают функционирования интуиции или способности к духовной телепатии. Необходимо самым тщательным образом различать между интуицией и инстинктом, а также между интеллектом в его низших аспектах и высшим, или абстрактным, умом. Необходимо сохранить демаркационную линию между вдохновенными посланиями души, находящейся в контакте с Реальностью и другими душами, и банальностями благонамеренной культурной ментальности.

Влияние процесса просветления на эмоциональную природу возможно в двух формах, которые, как это ни парадоксально, прямо противоположны. У некоторых типов людей оно вызывает затихание, успокоение, при котором исчезают все заботы, вся мирская суета; мистик погружается в превосходящий всякое понимание покой и может сказать: 167]

 

Во мне есть пламя, что живёт

В тумане лет недвижно, безмятежно,

Не знает ни любви, ни смеха, ни надежды, ни страха,

Ни глупых приступов болезни, ни опьянения добром.

Не чувствую ни дуновенья ветра,

Не слышу шепота прибоя,

Не тку я мысль о страсти иль слезах,

Свободен я от времени, привычек,

Не знаю ни рождения, ни хлада смерти,

И не страшусь ни моды, ни судьбы, раздоров

или фанатизма;

Мой сон прочнее забытья холмов,

Я и бутон, и семя, и цветок;

Ибо я знаю, что во всём, что вижу,

Я часть, и во всём моя душа.[109]

C другой стороны, просветление может вызвать мистический экстаз, тот подъем и излияние сердца навстречу Богу, о котором постоянно свидетельствует наша мистическая литература. Это состояние экзальтации и радостной уверенности в том, что воспринимаемое истинно. Это несёт своего обладателя вперед на крыльях благодати, так что по крайней мере временно ничто не может затронуть его или причинить вред. Фигурально говоря, его стопы несут его на встречу с Возлюбленным. Происходит великий контакт Влюбленного и Возлюбленного, но всегда остаётся чувство двойственности, чувство чего-то иного или того, что находится за пределами достигнутого. Это нечто следует удерживать в сознании как можно дольше, иначе экстатическое видение исчезнет, тучи заслонят солнце, и мирские заботы заслонят небеса. Нам сказано, что в физическом смысле экстаз – это транс, это состояние восторга, которое может быть как благим, так и пагубным. Эвелин Андерхилл цитирует отца Малаваля, который сказал:

168] ”Великие учителя мистической жизни учат, что существует два вида экстаза, или восторга, которые следует различать самым тщательным образом. Первый вызывается у людей, мало продвинутых на Пути, которые всё еще полны эгоизма; он вызывается у них либо силой разгорячённого воображения, когда живо представляется объект чувственного восприятия, либо благодаря уловкам Дьявола.... Напротив, второй тип Восторга представляет собой чисто интеллектуальное в и дение тех, кому свойственна огромная и щедрая любовь к Богу. Видя это состояние Восторга, Бог никогда не упускает возможности сообщить что-либо высокое этим щедрым душам, которые полностью отказались от себя”.[110]

Тот же автор сообщает, что именно представляет собой экстаз с психологической точки зрения. «Поглощенность ‘я’ единственной идеей, единственным желанием, так велика, а в случае великих мистиков настолько захватывающа, что всё остальное не воспринимается».[111] Следует отметить, что идея желания, чувства и двойственности характеризует экстатическое состояние. Всегда присутствуют пыл, преданность и восторженное устремление к источнику реализации. Кроме того, тот, кто испытывает такие состояния, должен обладать тонкой способностью к различению, иначе эти состояния вырождаются в болезнь. Нам не имеет смысла ориентироваться на экстатическое состояние чувственного восприятия. Наша высокая цель заключается в непрерывной интеллектуальной активности и устойчивом ментальном контроле, поэтому состояние экстаза возможно только на ранних стадиях просветления. Позже мы увидим, что истинное просветление автоматически исключает все реакции подобного рода. Душа знает, что она свободна от пар противоположностей — и от наслаждения, и от боли — и устойчиво пребывает в 169] духовном бытии. В конце концов устанавливается прямой канал связи между душой и умом, а также между умом и мозгом.

Когда мы переходим к физическому уровню сознания и рассматриваем реакцию на просветление, достигающее мозга, мы обычно встречаемся с двумя доминирующими влияниями. Возникает ощущение или осознание света в голове, а также нередко возникает ненормально высокая активность. Человек увлекается потоком изливающейся через него энергии, и ему, кажется, не хватает времени, чтобы осуществить задуманное. Он оказывается настолько озабоченным участием в выполнении плана, с которым он соприкоснулся, что это на время лишает его способности здраво рассуждать. Он действует, говорит, читает и пишет с неиссякаемой энергией, которая, тем не менее, изнашивает его нервную систему и отрицательно сказывается на его жизненной силе. Все те, кто занимался медитацией и стремился обучать ей других, хорошо знают это состояние. Стремящийся действительно входит в сферу божественной энергии и обнаруживает, что интенсивно откликается на неё; он чувствует свои групповые связи и групповые обязанности и полагает, что должен делать всё возможное, чтобы не подвести группу. Такое осознание постоянного притока жизненной силы весьма характерно, поскольку координация между душой и её инструментом, а также последующая реакция нервной системы на энергию души столь точна и правильна, что человеку требуется совсем немного времени, чтобы научиться необходимой адаптации.

Как мы видели, вторым следствием является осознавание 170] света в голове. Это настолько хорошо установленный факт, что не требует особого подтверждения. Вот что говорит по этому поводу д-р Юнг:

“.... видение света является опытом, общим для многих мистиков, опытом, несомненно, огромной важности, поскольку он во все времена и повсеместно был спонтанным явлением, соединяющим в себе величайшую силу и глубочайшее значение. Хильдегарде фон Бинген, весьма значительная личность (даже совершенно независимо от своего мистицизма), излагает своё основное видение очень похожим образом. Она пишет: ‘С самого детства я всегда видела свет в своей душе, но не внешним взором и не посредством мысли сердца; пять внешних чувств не участвовали в том видении.... Свет, который я воспринимаю, — не от солнца. Я не могу различить в нём высоту, ширину или длину.... То, что я вижу или узнаю в подобном видении, надолго остается в памяти. Я вижу, слышу и знаю в одно и то же время.... В этом свете я не различаю никаких форм, но иногда вижу в нём другой свет, который известен мне как живой свет.... Пока я наслаждаюсь созерцанием этого света, всякая скорбь и печаль исчезает из моей памяти’.

Я знаю несколько человек, знакомых с этим феноменом на личном опыте. Насколько я способен понять, этот феномен связан с состоянием обострённого сознания, столь же интенсивного, сколь и абстрактного, ‘отвлечённого’ сознания..., которое, как постоянно отмечает Хильдегарде, открывает сознанию обычно недоступные области психических событий. Факт исчезновения в связи с этим опытом телесных чувств означает, что их специфическая энергия оказывается удалённой из них и что она явно направляется на повышение ясности сознания. Как правило, 171] это спонтанное явление, наступающее и прекращающееся самопроизвольно. Его воздействие поразительно тем, что оно почти всегда приносит с собой решение психических проблем и тем самым освобождает внутреннюю личность от эмоциональных и воображаемых затруднений, вызывая ощущение единства бытия, которое всегда воспринимается как ‘освобождение’“.[112]

Любой опытный учитель медитации недвусмысленно подтвердит это заявление. Данный феномен хорошо известен и служит доказательством того, что существует близкое физическое соответствие ментальному просветлению. Можно было бы привести сотни примеров, и люди с готовностью рассказывали бы о своем опыте, однако слишком многие избегают этого из-за насмешек и скептицизма невежд. Свет в голове принимает разные формы и нередко проходит несколько стадий в своем развитии. Сначала виден рассеянный свет, иногда вне головы, а позже в мозге, когда человек находится в глубокой медитации; затем свет становится более сфокусированным и, по словам некоторых, выглядит как очень ярко сияющее солнце. Ещё позже в центре сияния появляется яркая синяя точка (возможно, того самого “живого света”, о котором шла речь выше), из которой исходит тропа золотого света. Её иногда называют “Путём”; возможно, пророк говорил не просто символически, заявляя, что “путь праведных подобен сияющему свету, яркость которого нарастает вплоть до наступления ‘дня будь с нами’”.

Не исключено, что этот свет в голове, представляющийся универсальным феноменом, сопровождающим состояние просветления, 172] является прообразом нимба, который изображают вокруг головы просветлённых во всём мире.

Предстоит провести ещё немало исследований в этом направлении и преодолеть немало предрассудков и попыток замалчивания. Однако многие уже начинают регистрировать свой опыт, при том что это вовсе не психопаты, а люди уважаемые, являющиеся признанными работниками в разных областях человеческой деятельности. Возможно, вскоре наступит такое время, когда факт просветления будет считаться естественным процессом и свет в голове будет рассматриваться как признак определённой стадии координации и взаимодействия между душой, духовным человеком, и человеком на физическом плане. Когда это произойдёт, мы доведем нашу человеческую эволюцию до той точки, когда подготовленный и полностью образованный человек сможет по собственной воле использовать инстинкт, интеллект и интуицию и направлять “свет души” на решение любой проблемы. Так всеведение души будет явлено на земле.

Позвольте мне завершить эту главу словами индуистского мистика и стихами современного христианского мистика, типичными примерами двух точек зрения: мистика и знающего. Индуист говорит:

“Только те могут называться браминами, в ком пробужден внутренний свет.... душа человека представляет собой светильник, не накрытый сосудом. Этот светильник излучает не лучи плоти, а лучи ментального света, чтобы светить всему человечеству, и потому является каналом для мировой души. Лучи ментального света помогают всему человечеству в его ментальном росте и расширении, и поэтому такой светильник является одним из Вечных 173] Мировых Браминов. Он даёт свет всему миру, но не берёт ничего, что мир может дать ему”.

Христианин пишет:

 

Я видел жизнь, воспламенённую Творцом!

Мой Отче, дай мне силу благодати

Той жизни, поглощённой Богом,

Чтоб жить мне для Тебя.

О, огненная жизнь! Жизнь в пламени Творца

Освещена огнями Троицы любви!

Жизнь в пламени! В огне любви ко всем,

Божественным зажжённой состраданьем.

О, пламенеющая жизнь, которую Бог может взять

и обронить

На улице и в доме, там, где Он захочет,

Чтобы зажечь другую жизнь огнём, направленным к Себе,

И так распространить огонь всё дальше.

 

Мы подошли к окончательной стадии процесса медитации, которую называют Вдохновением. О возможности такой жизни свидетельствуют Великие всех веков. Они знали, что являются Сынами Божьими, и довели это знание до полной реализации в физическом воплощении. Это вдохновенные Вестники реальности истины, бессмертия души и факта существования Царства Божьего. Они – светильники, установленные во тьме, чтобы осветить путь возвращения в Отчий Дом.

 


176]

Глава 8



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: