Стадии
1. Достижение физического комфорта и контроля.
2. Дыхание ритмичное и размеренное.
3. Визуализация тройственного низшего «я» (физического, эмоционального и ментального) как:
а. Находящегося в контакте с душой;
б. Канала для энергии души, изливающейся через ум в мозг, посредством которого может управляться физический механизм.
4. Конкретный акт концентрации, достигаемый усилием воли. Это требует усилий, направленных на то, чтобы не удерживать ум на том факте, что мы пытаемся медитировать, а сконцентрировать его на определённых словесных формах, для того, чтобы сознанию стала ясна их суть, а не сами слова.
5. Затем произнесите с фокусированным вниманием:
“Сияющее ярче, чем солнце; чище, чем снег; тоньше, чем эфир – это высшее «Я», Дух внутри меня; я – это «Оно», и «Оно» - это я”.
6. Сконцентрируйтесь на словах: “Ты – Бог, видящий меня”. В состоянии концентрации уму не разрешается блуждать в поисках их смысла и значения.
7. Затем сознательно завершите процесс концентрации и произнесите следующее завершающее утверждение, ещё раз сфокусировавшись на глубинных идеях:
“Есть мир, превосходящий понимание; он обитает в сердцах тех, кто живет в Вечном. Есть сила, обновляющая всё; она живёт и движется в тех, кто познал ‘Я’ как единое”.
229] Это медитация для начинающих. В ней есть несколько ключевых моментов, которые инициируют процесс единения, и в ней используется метод перефокусировки сознания. Существует множество других схем медитации, приводящих к тем же результатам, а также предназначенных для продвинутых работников. Есть схемы медитации, предназначенные для достижения разными людьми определённых целей, однако, очевидно, что их невозможно включить в книгу, подобную этой. Всё, что можно здесь сделать, это дать общую безопасную схему медитации. Тем не менее, первое, о чём следует помнить при использовании всех этих схем, это то, что ум должен быть активно занят идеями, а не попыткой сконцентрироваться. За каждым произнесённым словом и за каждой фазой медитации должны стоять воля к пониманию и целенаправленная ментальная активность.
|
На шестой стадии, когда усилие направлено на медитацию над словесными формами, скрывающими истину, не должно быть никакого автоматизма. Очень легко вызвать в себе гипнотическое состояние ритмичным повторением определенных слов. Говорят, что Теннисон вызывал в себе расширенное состояние сознания, повторяя собственное имя. Это не входит в нашу цель. Транс, или состояние автоматизма, опасен. Безопасен путь интенсивной ментальной активности, ограниченной кругом идей, которые были открыты определённой “исходной мыслью” или объектом медитации. Эта активность исключает все внешние мысли, кроме тех, что вызваны вышеуказанными словами. Слова, взятые в этой конкретной форме, могут служить иллюстрацией, 230] и сам процесс отражает последовательность мыслей следующим образом:
Ты – Бог, видящий меня.
Бог – это божественное во мне, внутренний Христос, Душа.
Веками эта душа воспринимала и наблюдала меня.
Теперь впервые я могу созерцать Бога.
До сих пор я был негативен к этой божественной Реальности.
Теперь становится возможным позитивное отношение.
Кажется, это влечёт за собой идею двойственности.
|
Но я и Бог едины.
Я – Бог и был Им всегда.
Поэтому я был всегда виден своему «Я».
Я – это «Оно», и «Оно» – это я.
Это легко написать, но нелегко сделать. Для этого необходимо поддерживать ум активно сосредоточенным на смысле и значении этих словесных форм, потребуется немало напряженного сфокусированного мышления, придётся преодолеть много трудностей, чтобы устранить все мысли, не относящиеся к теме медитации. Я обнаружила, что недоумевающему новичку, удручённому своей неспособностью мыслить так, как он хочет, иногда полезно сказать: “Представьте себе, что вам надо прочитать перед аудиторией лекцию об этих идеях. Представьте себе, что вы пишете заметки, на основе которых вы будете говорить. Пройдите мысленно от ступени к ступени, и вы обнаружите, что прошло пять минут, 231] а ваше внимание не отвлекалось, – настолько велик будет ваш интерес”.
Следует выбирать формулы, которые оказывают положительное воздействие. Избегайте таких, которые вызывают ожидающее негативное состояние ума. Потребуется некоторый объём осознания и опыта, прежде чем такие слова (столь часто выбираемые благонамеренными новичками) как “будь спокоен и знай, что ты – это Бог” можно будет безопасно использовать в медитативной работе. Призыв к покою, содержащийся в этих словах, и энергия, которую они пробуждают, слишком сильны для нетренированного индивидуума и стимулируют психическую природу. Г-н Комфорт очень изящно указывает на это в том же письме.
“Я полагаю, что медитации над словами ‘будь спокоен’ и ‘я знаю, что я – Бог’ могут иметь катастрофические последствия, если их упорно практиковать. Немало людей таким способом открыли в себе восприимчивость к силе, которая воздействовала на их несовершенства, пробудив в них тайные страсти и амбиции, с которыми они оказались не в силах совладать. Можно сказать, что медитации над словами типа ‘Я – Бог’ будут слишком прямолинейными и оказывающими слишком сильное воздействие, пока практикующий точно не поймёт, к чему ему нужно стремиться. Нельзя изображать Эго и слишком долго разыгрывать эту роль перед людьми. Это заканчивается болезнью, чудовищной усталостью и потерей пути, который при этом шумно рекламируется перед другими. Задача состоит не в том, чтобы добиться чего-то такого, что можно продемонстрировать людям. Она состоит в том, чтобы постичь себя, нащупать Ключ к совершенно иной способности и со всей страстью направить человеческую природу на поиски этого Ключа, чтобы его повернуть. Я отдаю себе отчёт в том, что этот пассаж о медитации ‘Я – Бог’ содержит как предупреждение, так и соблазн. Совершенно верно, что настанет такое время, когда все мы сможем действовать, исходя не из личности, а из Эго, 232] однако интеграция личности должна осуществиться прежде, чем мы сможем обрести это могущество”.[134]
|
Предложенный выше последовательный метод представляет собой безопасный путь для новичка. Мыслящему учащемуся могут прийти на ум и другие методы. Целые миры мысли открываются для свободного исследования умом (отметьте эти слова), при условии что они связаны с исходной мыслью и имеют связь с избранной идеей, на которой мы пытаемся сконцентрироваться. Очевидно, что каждый человек будет следовать собственной предрасположенности ума – художественной, научной или философской, и для него это будет линией наименьшего сопротивления. Каждый из нас по-своему сформулирует собственные идеи и концепции. Однако установка «будь спокоен» не для нас. Мы будем сдерживать любую иную ментальную активность посредством интенсивного интереса, а не ментальным оцепенением и молчанием, или благодаря методам, вызывающим транс или полное отсутствие мысли. При этом мы, безусловно, будем мыслить. Любой наставник медитации знает, как трудно побудить мистика отказаться от состояния пассивности (являющейся следствием стремления сконцентрировать эмоциональную природу) и заставить его начать использовать ум. Часто можно слышать жалобы: “Мне не нравится эта техника. Она слишком интеллектуальна и ментальна, в ней нет ничего духовного”. На самом деле эти люди имеют в виду нечто вроде следующего: “Я слишком ленив, чтобы использовать свой ум; я страдаю ментальной инерцией; я предпочитаю эмоциональные восторги и успокоение своей эмоциональной природы. Так мне 233] комфортнее, а этот путь требует слишком тяжелой работы”. Почему духовность путают с эмоциями? Прочему знание не может быть столь же божественным, как чувство? Разумеется этот метод требует напряжённой работы, особенно на первых порах, но она вполне осуществима, если преодолеть свою лень, и те, кому это удалось, знают, насколько он ценен.
Завершая этот инструктаж, касающийся начальной стадии работы начинающего стремящегося, следует отметить, что ключ к успеху лежит в постоянной, настойчивой практике. Нередко в своей работе, которую мы ведём с учениками по всему миру, мы встречаемся с блестящим умом, не делающим особых успехов вследствие недостатка усердия, в то время как обладатель среднего интеллекта делает внезапный прорыв в истинное знание и оставляет позади своего одарённого собрата, так как обладает способностью настойчиво продвигаться вперед. Спорадические усилия никуда не ведут стремящегося, по существу, они явно вредны, поскольку постоянно порождают чувство неудачи. Последовательная и преданная ежедневная работа, выполняемая понемногу на протяжении длительного периода времени, несравненно более результативна, чем судорожный энтузиазм. Несколько минут регулярной концентрации и медитации продвинут стремящегося гораздо дальше, чем часы работы три или четыре раза в месяц. Правильно сказано, что “медитация, чтобы стать эффективной, должна быть не спорадическим усилием, которому мы предаемся тогда, когда испытываем всплеск желания, а постоянным, непрекращающимся усилием воли“.
234] Следует также помнить о том, что учащийся – последний, кто способен оценить результаты своей работы. Цель, которую он поставил себе, столь чудесна, что он более склонен испытывать удручённость, нежели удовлетворение. Единственной разумной позицией будет полностью, раз и навсегда, выбросить из головы всякую мысль о конечных результатах и их феноменальном проявлении и просто следовать древним правилам. Не следует постоянно вырывать себя с корнями, чтобы проследить за ростом. Окружающие с уверенностью и безошибочно определят наши успехи по нашей возросшей эффективности, самоконтролю, стабильности и полезности. Мы считаем, что целесообразно оценивать прогресс ученика в медитации скорее по размаху его сферы служения и по тому, что говорят о нём его друзья, нежели по тому, что он говорит о себе сам. Наша работа должна стабильно продвигаться, и мы должны достигать поставленной цели “без привязанности”, как выражаются индийские стремящиеся.
Чтобы добиться успеха, необходимо истинное постоянное желание, ясное представление о ценности результата, уверенность в достижимости цели и определенное знание технической стороны метода. В сочетании с постоянным усилием воли, это всё, что необходимо, и всё это возможно для каждого читателя данной книги.
235]
ГЛАВА 10