Организационно-правовая основа деятельности мировых судей




 

В настоящее время нередко используется такая формулировка как «возрождение» мировой юстиции в России. Однако сегодняшний мировой суд с существовавшим ранее объединяет только общее название, сложное положение и значительное количество противников.

Противников у мирового суда немало, как на стадии подготовки законопроектов о создании данного суда, так и сейчас, когда мировой суд существует уже длительное время. Основным аргументом сторона противников считает то, что не стоило создавать ещё один суд, а достаточно было увеличить число федеральных судей, тогда не пришлось бы уменьшать нагрузку, приходящуюся на федеральных судей, с целью создания мировой юстиции. [14, c.82]

С другой стороны, есть немало тех, кто поддерживает позицию создания мирового суда, считает это крайне необходимым. Причем для кого-то это средство для решения многих сложных вопросов, относящихся к осуществлению правосудия, для других — это путь совершенствования и развития гражданского и уголовного судопроизводства, для третьих - важнейший шаг для осуществления реформы, концепция которой была предложена в 1991 г.

Также сторонники мирового суда считали, что он вполне вписывался в государственное устройство страны. Мировые судьи обеспечивали россиянам надежную судебную защиту в связи с их приближенностью к населению. Поэтому многие авторы считали, что для разрешения малозначительных дел необходимо создание института мировых судей, который будет специализироваться на рассмотрении подобных дел. В результате этого правосудие территориально приблизиться к населению, будут быстрее рассматриваться дела и облегчиться доступ граждан к правосудию.

Мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации, в систему судов общей юрисдикции и относятся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Мировой судья представляет собой односоставный суд.

В отличие от федеральных судов, суды субъектов Российской Федерации образуются не только на основании федерального законодательства, но и на основании законов субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование статуса и вопросов обеспечения деятельности мировых судей осуществляется и Российской Федерацией, и ее субъектами.

Помимо мировых судей, к судам субъектов Российской Федерации относятся и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, но они основаны на еще большей децентрализации. Их компетенция, порядок деятельности и финансирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Даже вопрос о создании такого суда субъект Российской Федерации решает самостоятельно, исходя из собственных потребностей, поэтому такие суды имеются не везде.

Между мировыми судьями и конституционными (уставными) судами существуют и другие принципиальные отличия. Если мировые судьи, по сути, являются продолжением федеральной системы судов общей юрисдикции, то конституционные (уставные) суды представлены только на региональном уровне, обособленно от федеральных судов. [17, c.29]

Полномочия, порядок деятельности мировых судей, не связанный с осуществлением правосудия, и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются федеральными законами. При этом, согласно ч. 2 ст. 2 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», порядок деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления мировыми судьями правосудия устанавливается только федеральными законами.

Мировой судья во время проведения судебной практики руководствуется такими нормативными документами:

- Закон РФ № 18 «О мировых судьях». Документ оговаривает, что лица, уполномоченные на ведение судебных производств, относятся к общей судовой юрисдикции;

- Конституция РФ;

- ФЗ «О судебной системе РФ»;

- федеральными и региональными нормативными актами.

- Согласно законодательству, мировым судьям, их родственникам гарантируется неприкосновенность.

Каждый судья обслуживает один участок. Полномочия распространяются на определенную территорию. На участке должны проживать от 15 до 23 тысяч человек. Если на обширной территории проживают меньше 15000 граждан, законодательно определяется один участок.

В компетенцию входит рассмотрение исков административной, уголовной и гражданской ответственности, если лишения свободы по иску не превышает трех лет, а исковая сумма требований – не больше 100 000 рублей. К кандидатам на должность мирового судьи предъявляются следующие требования: наличие высшего юридического образования, которое необходимо ему для осуществления данного вида деятельности; отсутствие судимости или уголовного преследования, которое было прекращено по не реабилитирующим основаниям; отсутствие гражданства или вида на жительство другого государства; полная дееспособность; отсутствие диспансерного учета у нарколога и психиатра, иных заболеваний, препятствующих осуществлению функций судьи; возрастом от 25 лет при условии наличия стажа по юридической специальности не менее 5 лет (однако, это не любой вид юридической деятельности), не совершавший порочащих честь поступков. [18, c.55]

Кроме того, от кандидатов требуется сдача специального квалификационного экзамена, получение рекомендации квалификационной коллегии судей от своего субъекта. Однако последний двух требований лицо освобождает наличие стажа работы на должности федерального судьи, если он отработал не менее 5 лет.

Проводя характеристику юрисдикции и деятельности мировых судей в Российской Федерации, следует обратить внимание на то, что, в том числе в силу исторических особенностей, нередко происходит смешение понятий «мировой суд» и «мировой судья».

Сфера юрисдикции, а также особенности организации и деятельности мировых судей на современном этапе конкретизируются в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», а также принятого для их исполнения Федерального закона «О мировых судьях».

В обозначенных нормативных актах, в частности, устанавливается современный перечень требований и цензов, предъявляемых к кандидатам на замещение должности мирового судьи.

В числе соответствующих требований, в частности, выступают:

Гражданство Российской Федерации, при условии отсутствия гражданства (либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другой страны) иностранного государства; Отсутствие судимости либо прекращение уголовного преследования по реабилитирующему основанию; Полная дееспособность и способность по состоянию здоровья осуществлять полномочия мирового судьи; Требования к возрасту – от двадцати пяти лет, и стажу работы по юридической специальности – не менее пяти лет.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует такой элемент судебной системы как «мировой суд». Базовым звеном системы судов общей юрисдикции, составляющим самостоятельный элемент судебной системы, являются «мировые судьи».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: