Организация управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования представлена на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном уровне.
На рисунке 2 отобразим органы управления жилищно-коммунальным комплексом.
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
- Региональные министерства и службы |
Местный уровень |
- Структурные подразделения местной администрации муниципального образования |
- Министерство строительства и ЖКХ РФ; - Министерство энергетики РФ; - Федеральная служба по тарифам. |
Рис.2. Органы управления жилищно-коммунальным комплексом
Система органов управления ЖКХ включает:
Во-первых, федеральный уровень. На федеральном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется исполнительной властью, к которой относятся:
1) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
2)Министерство энергетики Российской Федерации;
3) Федеральная служба по тарифам.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере. В полномочия ведомства также входит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет нормативно – правовое регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
Федеральной службы по тарифам осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике [26].
|
Управление жилищно-коммунальным комплексом на федеральном уровне производится, как правило, на решении следующих вопросов:
- формирование нормативной законодательной базы;
- финансирование крупных инвестиционных проектов;
- государственное регулирование тарифов;
- методическое обеспечение деятельности отрасли;
- повышение эффективности деятельности предприятий ресурсосбережения, энергосбережения и.т.д.
Во-вторых, региональный уровень. На региональном уровне управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляется региональными министерствами и службами.
На региональном уровне принимаются конкретные решения, разрабатываются программы, а так же инвестиционные проекты. В виду комплексных задач, которые стоят перед предприятиями жилищно- коммунального комплекса региона, при стратегическом планировании развития отрасли рассматриваются в увязке с муниципальным уровнем, с функциональными программами, а так же с деятельностью смежных отраслей.
В-третьих, муниципальный уровень, который представлен структурными подразделениями местной администрации муниципального образования.
Например:
1) Комитетом ЖКХ администрации муниципального образования. К функциям комитета, как правило, относится:
- регулирование функционирования муниципального жилищного фонда коммунальной инженерной инфраструктуры;
- регулирование функционирования муниципальных объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;
- регулирование функционирования муниципальных сооружений коммунальной инженерной инфраструктуры;
|
- регулирование функционирования муниципальных сетей коммунальной инженерной инфраструктуры.
2)Управление жилищно-коммунального хозяйства, в чьи функции входит:
- взаимодействие с предприятиями и организациями сферы ЖКХ муниципального образования;
- принимать участие по приему законченных капитальным ремонтом объектов, которые находятся в муниципальной собственности;
- принимать участие в разработке концепций, программ, прогнозов развития муниципального образования в сфере ЖКХ;
- формировать муниципальный заказ на выполнение работ, а так же оказания услуг по эксплуатации, содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, которые находятся в муниципальной собственности;
- осуществлять контроль качества предоставления жилищных и коммунальных услуг населению муниципального жилищного фонда;
- осуществлять контроль за соблюдением правил и норм санитарного состояния придомовых территорий жилищного фонда муниципального образования;
- создавать условия, которые являются необходимыми для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- осуществлять контроль за соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда;
- осуществлять обследование жилых помещений, которые находятся в муниципальной собственности;
- осуществлять контроль за сохранностью жилых помещений муниципального жилищного фонда;
- и др.
3) Управление ЖКХ и энергетики, которое организовывает в границах муниципального образования электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом. Также Управление вправе:
|
- организовывать содержание и ремонт муниципального жилищного фонда; организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; содержать места захоронения муниципального образования;
- создавать условия для управления многоквартирными домами и выполнение полномочий собственника муниципального жилищного фонда;
- подготавливать документы на перевод жилых помещений в нежилые;
- подготавливать документы на переустройство и перепланировку жилых помещений;
- ведение реестра управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов;
- организовывает сбор и вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию, а так же переработку отходов производства и потребления;
- принимают участие в организации благоустройства и озеленения муниципального образования;
- организовывает конкурсы на право управления многоквартирынми домами;
- и др.
4)Профильные комитеты ЖКХ территориальных администраций городского округа, осуществляющие государственную политику в сфере ЖКХ на муниципальном уровне и обеспечивающие функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории муниципального образования.
К профильным комитетам ЖКХ относят:
- Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства муниципального образования;
- комитет жилищно-коммунального хозяйства;
- отдел капитального строительства и эксплуатации жилых сооружений;
- управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства;
- комитет по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству;
- управление администрации по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству.
В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Управление муниципальным жилищно-коммунальным комплексом относится к компетенции поселений. Так, на муниципальные районы возлагаются следующие межпоселенческие функции:
- организация электроснабжения в границах муниципального района;
- организация газоснабжения в границах муниципального района;
- содержание автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями;
- строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями;
- организация утилизации бытовых и промышленных отходов;
- организация переработки бытовых и промышленных отходов;
- содержание межпоселенческих мест захоронения;
- оказание ритуальных услуг [34, с.83].
Рассмотрение организации управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования целесообразно начать с отображения структуры управления ЖКХ. Для большей наглядности представим ее на рисунке 3.
Принципы муниципального управления ЖКХ |
Специфика муниципа-льного управления ЖКХ |
Особеннос-ти муниципа-льного управления ЖКХ |
Потребности |
Объекты управления |
Субъекты управления |
Интересы |
Методы муниципального управления ЖКХ |
Функции муниципального управления ЖКХ |
Задачи муниципального управления ЖКХ |
Рис.3. Структура механизма управления ЖКХ [30, с.96]
Следует заметить, что к структуре механизма управления в ЖКХ на муниципальном уровне можно отнести:
1) формирование эффективных взаимосвязей в сфере жилищно-коммунального комплекса между субъектами и объектами на уровне муниципалитета, понимание сущности экономических отношений участников в сфере жилищно-коммунального комплекса сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;
2) определение принципов муниципального управления жидищно-коммунального комплекса.
К ним можно отнести:
- принцип инициативы и самостоятельности;
- принцип административной централизации;
- принцип структурности и взаимосвязи;
- принцип приоритетных задач и направлений;
- принцип инвестиционной привлекательности;
- принцип равной социальной защиты и справедливости;
- принцип взаимного доверия и ответственности;
- принцип инновации и модернизации;
- принцип научности.
3) определение специфики муниципального управления жилищно-коммунального комплекса, которые базируются на количественных и качественных показателях;
4) определение особенностей муниципального управления жилищно-коммунального комплекса, формирующиеся под воздействием факторов:
- эндогенного;
- экзогенного;
5) определение методов муниципального управления жилищно- коммунального комплекса.
К общим относятся следующие методы:
- административно – распорядительные;
- экономические;
- социально – психологические;
- инновационные;
6) формирование функции муниципального управления жилищно-коммунального комплекса.
Общими функциями являются:
- планирование;
- организация;
- мотивация координации;
- контроль.
Частными функциями считают:
- непосредственное согласованное управление конкретным предприятием;
- непосредственное согласованное управление группой предприятий однородной направленности.
В свою очередь, специфика частных функций определяет набор следующих факторов:
- экономических;
- производственных;
- социальных;
- географических;
- демографических;
- экологических;
7) формирование задач механизма муниципального управления жилищно-коммунального хозяйства.
К общим относятся:
- формирование стратегии и тактики управления объектами жилищно-коммунального хозяйства муниципалитета;
- внедрение новых форм и методов хозяйствования;
- совершенствование организации управления;
- развитие конкурентных отношений;
- управление обеспечением надлежащего состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса и эффективным предоставлением необходимого уровня и качества услуг населению;
- решение вопросов муниципального благоустройства и дорожного строительства;
- осуществление, в соответствии с законодательством, контроля над деятельностью системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования [30, с.96].
Таким образом, механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне представляет собой проводник любых управленческих решений.