В данном подразделе отразим разработанные предложения по совершенствованию управления жилищно-коммунальным комплексом
г. Казани в виде разработанной программы. Программа будет рассчитана на решение следующей проблемы: аварийное жилье.
Паспорт разработанной программы.
Наименование разработанной программы – Переселение граждан, проживающих на территории г. Казани в 2017 – 2019 гг.
Дата принятия решения о разработке программы – 01.06.2016.
Цели программы:
- финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных домов;
- организационное обеспечение переселения граждан из аварийных домов;
- обеспечение переселения граждан из аварийных домов.
Задачи программы:
- создать комфортные, безопасные, благоприятные условия проживания для населения г. Казани;
- разработать и реализовать организационный, финансовый, инвестиционный механизм переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Сроки реализации: 2017 – 2019 гг.:
2017 г. – первый этап;
2018 г. – второй этап;
2019 г. – третий этап.
Объем финансирования: на сегодняшний день, в г. Казани находится 25 аварийных домов. На май 2016 г. – стоимость 1 кв.м. – 62040 руб.
Источники финансирования:
- средства фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
- средства долевого финансирования за счет областного бюджета, а также бюджетов муниципальных образований, которые участвуют в Программе.
Исполнители основных мероприятий:
- руководитель программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации разработанной программы:
- выполнение обязательств государства перед гражданами, которые проживают в непригодных для постоянного проживания условиях;
- создание благоприятных условий на территории г. Казани для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства, что позволит улучшить облик муниципального образования за счет комплексного освоения путем ликвидации аварийного жилищного фонда;
|
- снижение социальной напряженности в обществе;
- улучшение демографической ситуации и состояние здоровья населения;
- расширение возможностей по реализации прав граждан на приватизацию жилого помещения;
- создание нормативно – правовой базы, которой устанавливается ответственность за состояние жилищного фонда.
Основание дл разработки программы:
- Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Характеристика проблемы, на решение которой направлена разработанная программа представлена в разделе 2.2 данной работы.
Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации:
- переселение граждан из аварийных домов;
- снос аварийных домов;
- создание условий для обеспечения застройки территории.
Обоснование ресурсного обеспечения разработанной программы:
- обеспечение жителей г.Казани жильем (переселение с аварийных домов).
Перечень программных мероприятий:
1) переселение граждан из домов, расположенных на территории
г. Казани согласно установленному порядку аварийного и подлежащему сносу жилья, реконструкция в виду физического износа в процессе эксплуатации;
2) последовательность действий всех заинтересованных лиц;
3) снос аварийных домов. Мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов, расселенных в результате реализации Программы, после переселения граждан будут организовывать органы местного самоуправления. Очень важно, чтобы снос аварийных домовпроизводился в полном соответствии с правилами техники безопасности, так как даже малейшие недочеты и ошибки, допущенные при проведении демонтажных работ, могут привести к негативным последствиям. К числу таких последствий можно отнести:
|
- угрозу безопасности для окружающих людей;
- повреждение остальных зданий, которые располагаются в непосредственной близости от сносимого строения.
3) создание условий для обеспечения застройки территории, которые заняты аварийным жилищным фондом, благоустроенными жилищными помещениями, объектами социального и коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры.
Оценка социально – экономической эффективности эффективности разработанной программы. В результате реализации данной программы ожидается достижение следующих результатов:
- повышение удовлетворенности граждан деятельностью органов власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Казани;
- выполнение обязательств государства перед гражданами, которые проживают в непригодных условиях;
- снижение социальной напряженности в обществе г. Казани;
- улучшение демографической ситуации в г. Казани.
Информационное и методическое обеспечение программы. При реализации данной программы предусмотрено проведение информационно-разъяснительной кампании по освещению хода и результатов ее реализации.
Обеспечивается открытость следующей информации:
|
1) о содержании правовых актов и решений Правительства г. Казани, органов местного самоуправления о подготовке, принятии и реализации Программы;
2) о ходе реализации Программы, осуществлении текущей деятельности органов государственной власти по выполнению этой Программы;
3) о правах собственников и нанимателей жилых помещений в аварийных многоквартирных домах и необходимых действиях по защите этих прав;
4) о системе контроля за расходованием средств Фонда, средств областного и местных бюджетов при выполнении Программы с указанием:
- наименований контролирующих органов;
- фамилий, имен и отчеств руководителей контролирующих органов;
- времени приема контролирующих органов;
- адресов почтовой связи и адресов электронной почты, номеров телефонов и телефаксов контролирующих органов;
- планируемых и достигнутых результатах выполнения Программы.
Информация о реализации Программы в установленном порядке представляется путем размещения в государственной специализированной информационной системе, а также в средствах массовой информации.
Органами местного самоуправления по телефону, а также с использованием почтовых и электронных отправлений на постоянной основе организуется работа справочной службы для разъяснения гражданам целей и условий Программы, выяснения любых возникающих у граждан вопросов, связанных с реализацией Программы.
Управление и контроль за реализацией программы, представление отчетности о ее исполнении.
Руководитель Программы осуществляет мониторинг выполнения Программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа представляемой отчетности о ходе работ и отчетности о расходовании средств.
В результате проведенного анализа было определено, что система управления жилищно-коммунальным комплексом г. Казани имеет следующий вид:
- во главе исполкома находится – Руководитель Исполнительного комитета;
- Первый заместитель по вопросам градостроительной политики;
- Заместитель по вопросам ЖКХ.
Кроме того, было определено, что в г. Казани существует множество проблем управления жилищно-коммунальным комплексом, среди которых наиболее актуальными являются: тарифы ЖКХ; аварийное жилье; обманутые дольщики.
Для разрешения проблемы аварийного жилья составлена программа «Переселение граждан, проживающих на территории г.Казани в 2017 – 2019 гг.».
Таким образом, в данном разделе работы проведен анализ управления жилищно-коммунальным комплексом г. Казани.
Заключение
В данной работе рассмотрена организация управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. Для этого было проведено исследование в следующих направлениях:
- рассмотрено понятие и структура жилищно-коммунального комплекса муниципального образования;
- определено нормативно – правовое регулирование в сфере жилищно-
коммунального хозяйства;
- рассмотрена организация управления жилищно-коммунальным комплексом;
- рассмотрена система управления жилищно-коммунальным комплексом г. Казани;
- проведено исследование проблем управления жилищно-коммунальным комплексом г. Казани;
- разработаны предложения по совершенствованию управления жилищно-коммунальным комплексом г. Казани.
Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой комплекс отраслей экономики, которые обеспечивают функционирование инфраструктуры поселений, а кроме того, разных зданий в них, создаваемые безопасное, удобное, комфортабельное проживание и нахождение в них людей посредством предоставления коммунальных ресурсов и широкого спектра жилищных услуг.
Коммунальный комплекс включает:
- системы инженерного обеспечения поселений (электроэнергия; теплоснабжение; газоснабжение; водоснабжение; водоотведение);
- общегородское коммунальное хозяйство (дороги; благоустройство; озеленение территории; вывоз бытовых отходов; переработка бытовых отходов; ряд других хозяйств.
Структура жилищно-коммунального комплекса муниципального образования включает:
- первого заместителя жилищно-коммунального комплекса муниципального образования;
- управление жилищно-коммунального комплекса;
- заместителя начальника управления жилищно-коммунального комплекса;
- отдел прогнозирования и перспективного развития;
- отдел организации эксплуатации жилищного фонда;
- отдел дорожно – мостового хозйства и благоустройства;
- отдел учета и предоставления жилищной площади;
- отдел реализации жилищных программ;
- сектор муниципального жилищного контроля;
- сектор договоров;
- коммунальные предприятия;
- жилищно-строительные кооперативы;
- товарищества собственников жилья;
- специализированные предприятия;
- управляющие организации;
- расчетные центры;
Нормативно – правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства представлено федеральным, региональным и местным уровнем.
Основанием правовых актов органов местного самоуправления жилищно-коммунального комплекса являются:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Органы управления жилищно-коммунальным комплексом:
- Федеральный уровень: Министерство строительства и ЖКХ РФ; Министерство энергетики РФ; Федеральная служба по тарифам.
- Региональный уровень: региональные министерства и службы.
- Местный уровень - структурные подразделения местной администрации муниципального образования.
В г. Казань управление жилищно-коммунальным комплексом осуществляет:
- Комитет жилищно-коммунального хозяйства;
- Управление по организации ритуальных услуг;
- Управление жилищной политики;
- Дирекция муниципальных жилищных программ;
- ОАО «Казэнэнерго»;
Определены и рассмотрены следующие проблемы управления жилищно- коммунальным комплексом г. Казани:
- тарифы ЖКХ;
- аварийное жилье;
- обманутые дольщики;
В целях решения проблем разработана программа – «Переселение граждан, проживающих на территории г.Казани в 2017 – 2019 гг.». Программа рассчитана на 3 года (2017 – 2019 гг.).
Целями программы являются: финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных домов; организационное обеспечение переселения граждан из аварийных домов; обеспечение переселения граждан из аварийных домов.
Задачи программы: создать комфортные, безопасные, благоприятные условия проживания для населения г.Казани; разработать и реализовать организационный, финансовый, инвестиционный механизм переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Ожидаемые конечные результаты реализации разработанной программы: выполнение обязательств государства перед гражданами, которые проживают в непригодных для постоянного проживания условиях; создание благоприятных условий на территории г.Казани для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства, что позволит улучшить облик муниципального образования за счет комплексного освоения путем ликвидации аварийного жилищного фонда; снижение социальной напряженности в обществе; улучшение демографической ситуации и состояние здоровья населения; расширение возможностей по реализации прав граждан на приватизацию жилого помещения; создание нормативно – правовой базы, которой устанавливается ответственность за состояние жилищного фонда.
Перечень программных мероприятий: переселение граждан из домов, расположенных на территории г.Казани согласно установленному порядку аварийного и подлежащему сносу жилья/ реконструкция в виду физического износа в процессе эксплуатации; последовательность действий всех заинтересованных лиц; снос аварийных домов. Мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов, расселенных в результате реализации Программы, после переселения граждан будут организовывать органы местного самоуправления. Очень важно, чтобы снос аварийных домовпроизводился в полном соответствии с правилами техники безопасности, так как даже малейшие недочеты и ошибки, допущенные при проведении демонтажных работ, могут привести к негативным последствиям. К числу таких последствий можно отнести: угрозу безопасности для окружающих людей; повреждение остальных зданий, которые располагаются в непосредственной близости от сносимого строения; создание условий для обеспечения застройки территории, которые заняты аварийным жилищным фондом, благоустроенными жилищными помещениями, объектами социального и коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры.
В результате реализации данной программы ожидается достижение следующих результатов: повысится удовлетворенность граждан деятельностью органов власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства
г. Казани; будут выполнены обязательства государства перед гражданами, которые проживают в непригодных условиях; снизится социальная напряженность в обществе г. Казани; будет улучшена демографическая ситуация в г. Казани.
Следует отметить, что данная работа имеет практическую значимость, то есть полученные данные могут быть использованы на практике.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. – 2005. – № 1. – Ст.12.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // Рос.газета. – 2005. - №1. – С.31.
3. Федеральный закон от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Рос. Газета. – 1991. - №8. – С.11.
4. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Рос.Газета. – 2012. - №1. – С.27.
5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Рос.газета. – 2010. - №8. – С.19.
6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» // Рос.газета. - №8. – С.31.
7. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос.газета. – 2009. - №12. – С.20.
8. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Рос.газета. – 2005. - №1. – С.42.
9. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» // Рос.газета. – 2003. - №4. – С.37.
10. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Рос.газета. – 2007. - №8. – С.48.
11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Рос.газета. – 1995. - №6. – С.51.
12. Федеральный закон N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов» // Рос.газета. – 2004. - №9. – С.36.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // Рос.газета. – 2005. - №1. – С.74.
14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Рос.газета. – 2003. - №11. – С.63.
15. Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» // Рос.газета. – 1992. - №3. – с.52.
16. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354// Рос.газета. – 2011. - №6.- С.66.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // Рос.газета. – 2006. - №1. – С.84.
II. Специальная литература:
18. Асеев, А.А. Муниципальное управление / А.А. Асеев. – М.: Просвещение, 2014. – 36 с.
19. Баранова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление / Ю.В. Баранова. – М.: ЭКСМО – пресс, 2014. – 104 с.
20. Внукова, Н.О. Государственное и муниципальное управление / Н.О. Внукова. – М.: Дрофа, 2012. – 95 с.
21. Глазатова, С.А. ЖКХ: проблемы и перспективы / С.А. Глазатова. – СПб.: Питер, 2014. – 76 с.
22. Деулина, А.Д. Государственное и муниципальное управление / А.Д.Деулина. – СПб.: Питер, 2014. – 72 с.
23. Елисеева, О.А. Муниципальное управление / О.А. Елисеева. – СПб.: Питер, 2012. – 118 с.
24. Жидков, С.В.Сфера ЖКХ / С.В. Жидков. – М.: ЭКСМО – пресс, 2014. – 80 с.
25. Исаев, А.П. Экономика / А.П. Исаев. – М.: Просвещение, 2012. – 43 с.
26. Каратов, С.Н. Жилищно-коммунальное хозяйство / С.Н. Каратов.- М.: Дрофа, 2014. – 127 с.
27. Кустов, А.С. Управляющие компании сферы ЖКХ / А.С. Кустов. – СПб.: Питер, 2015. – 92 с.
28. Леонтьев, А.С. Государственное и муниципальное управление / А.С. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2013. – 116 с.
29. Мурашкина, А.П. Муниципальное управление / А.П. Мурашкина. – М.: Наука, 2014. – 58 с.
30. Мустафина, Р.Р. Управление сферой ЖКХ / Р.Р. Мустафина, 2015. – 96 с.
31. Никифорова О.А.Развитие сферы ЖКХ в Российской Федерации / О.А. Никифорова. – М.: ЭКСМО – пресс, 2015. - 41 с.
32. Озеркова С.В. Жилищно-коммунальный Комплекс / С.В. Озеркова. – Спб.: Питер, 2014. – 117 с.
33. Потапов, Е.Г. Проблемы управления сферой ЖКХ / Е.Г. Потапов. – СПб.: Питер, 2013. – 75 с.
34. Савельев П.О. Сфера ЖКХ / П.О. Савельев. – М.: Дрофа, 2015. – 83 с.
35. Темейчук, Е.В. Проблемы ЖКХ / Е.В. Темейчук. – СПб.: Питер, 2014. – 66 с.
36. Толмачев, С.О. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / С.О. Толмачев. – М.: Дрофа, 2014. – 69 с.
37. Федюнина, М.М. Государственное и муниципальное управление / М.М. Федюнина. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
38. Хакимова, Ю.В. Государственная информационная система сферы ЖКХ / Ю.В. Хакимова. – М.: Дрофа, 2014. – 55 с.
39. Ходырев, А.П. Реформа ЖКХ в России / А.П. Ходырев. – М.: ЭКСМО – пресс, 2013. – 41 с.
40. Цируль, Д.А. Муниципальное управление / Д.А. Цируль. – СПб.: Питер, 2015. – 72 с.
41. Шаульская, Н.Г. Коммунальные услуги / Н.Г. Шаульская. – М.: Просвещение, 2014. – 113 с.
42. Якимов, А.В. Государственное и муниципальное управление / А.В. Якимов. – М.: Просвещение, 2013. – 126 с.
III. Источники удаленного доступа:
43. Информационная система жилищно-коммунального хозяйства. – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://gis-zkh.ru/Upravlyayushchiye_kompanii/kazan свободный – дата обращения 03.05.2016 г.
44.Официальный портал г.Казань. – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kzn.ru/old/page568.htm свободный – дата обращения 01.05.2016 г.
45.Официальный портал органов местного управления г.Казань – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kzn.ru/ispolkom/structure свободный – дата обращения 13.05.2016 г.
Приложение 1
Структура жилищно-коммунального комплекса муниципального образования [32, с.117]
Первый заместитель жилищно –коммунального комплекса муниципального образования |
Управление жилищно – коммунального комплекса |
Заместитель начальника управления жилищно – коммунального комплекса |
Отдел прогнозирования и перспективного развития |
Отдел организации эксплуатации жилищного фонда |
Отдел дорожно – мостового хозяйстваи благоустройства |
Отдел реализации жилищных программ |
Отдел учета и предоставления жилищной площади |
Сектор муниципального жилищного контроля |
Сектор договоров |
- Коммунальные предприятия; - Жилищно –строительные кооперативы; - Товарищества собственников жилья; - Специализированные предприятия; - Управляющие организации; - Расчетные центры |
Приложение 2
Нормативно – правовое регулирование в сфере жилищно- коммунального хозяйства [28, с.116]