Обстоятельства ниспослания. Комментарий. Истинно потерпевшие убыток!




Когда были явлены предыдущие аяты, то есть те, в которых говорится: «Они похожи на тех, кто зажег огонь…» и «Или же подобны они [оказавшимся под] дождевой тучей…» (2:17, 19), лицемеры заявили, что Аллах не стал бы унижаться до притч. Чтобы разоблачить их и опровергнуть такие утверждения, следующий аят гласит:

«Воистину, Аллаху не зазорно приводить в качестве примера комара и даже то, что меньше его».

* * *

Пояснение

Некоторые комментаторы высказывали и другие свои соображения по поводу обсуждаемых аятов. Так, в частности, они утверждают, что арабское слово /йудыллу/, означающее 'вводит в заблуждение', используется в Коране применительно к Аллаху тогда, когда Он лишает человека своей милости и в качестве наказания за отказ от Божественного руководства предоставляет ему право самому выбирать свой путь.

Для использования в Священном Коране иносказательных примеров и притч имеются все основания, ибо они будят разум и сердце человека. А результат очевиден: здоровый ум улавливает в иносказании истину, тогда как извращенный разум лишь глубже тонет в сомнениях по поводу того, что имел в виду Аллах своими притчами. Вот так одно и то же выражение приводит к противоположным результатам. Правильное восприятие является отражением /хидаят/ 'руководства', которое дается лишь /муттакин/ 'набожным', а ложное восприятие - это /далалат/ 'заблуждение', которое достается в удел нечестивцам. Именно о нем и говорится в следующем аяте. Две важнейшие черты поведения грешника - это нарушение Завета Аллаха, после того как он был заключен - /ката’а ма амарахаллах/, то есть разрывание того, что Аллах повелел соединить, и совершение поступков, нарушающих согласие и гармонию в жизни людей на земле.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 27

الَّذِينَ يَنْقُضُونَ عَهْدَ اللّهِ مِنْ بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَآ أَمَرَ اللّهُ بِهِ أَنْ يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الأَرْضِ اُوْلَئِكَ هُمُ ُالْخَاسِرُونَ ﴿27﴾

27. которые нарушают завет с Аллахом, после того как заключили его, разрывают то, что Аллах велел соединить, и вершат нечестие на земле. Они и будут в убытке.

Комментарий

Истинно потерпевшие убыток!

В приведенном выше аяте речь, по преимуществу, идет о грешниках и их нечестивых поступках. В нем, в частности, говорится о трех характерных чертах, присущих этим людям.

По поводу первой из них в аяте говорится:

«…которые нарушают завет с Аллахом, после того как заключили его…»

Далее следует описание второй черты их поведения:

«…разрывают то, что Аллах велел соединить…»

Многие толкователи утверждают, что в данном аяте подразумевается, в первую очередь, отказ от своих соплеменников и разрыв связей с сородичами. Однако при более внимательном изучения содержания этого аята в нем можно увидеть более широкий смысл, по отношению к которому разрыв отношений с родственниками является не более чем частным случаем.

Эта мысль находит свое подтверждение в словах о том, что вершители нечестия порвали узы, которые Аллах повелел хранить и укреплять. А эти узы охватывают и родственные связи, и общение с друзьями, и социальные контакты, и отношения с духовными лидерами, и привязанность к Аллаху. Так что, не следует сужать смысл этого аята, ограничивая его одним частным случаем.

С другой стороны, в некоторых из преданий фраза «…разрывают то, что Аллах велел соединить...» трактуется применительно к Повелителю правоверных имаму Али (ДБМ) и всем пречистым членам семьи Пророка – Ахл аль-бейт (ДБМ).

И, наконец, третья характеристика поведения нечестивцев, которая дается в этом аяте:

«…и вершат нечестие на земле».

Совершенно очевидно, что те, о ком идет здесь речь, пренебрегли путем Аллаха и ослушались Его. Эти неверные неспособны проявить милосердие даже к собственным сородичам, а к чужакам и подавно будут жестоки. Их заботят лишь собственное удовольствие и личная выгода. Им безразлично, куда все это может завести общество. Их главная цель – увеличение прибыли и удовлетворение своих желаний. Для достижения этой цели они без колебаний совершат любое зло, пойдут на любое преступление. Пагубность же такого образа мышления и поведения для общества очевидна.

Завершается этот аят Священного Корана словами:

«Они и будут в убытке».

И это действительно так. Можно ли представить себе больший убыток чем тот, который несет человек, вложивший весь свой духовный и физический капитал в дело разрушения и уничтожения собственной жизни!

Может ли их ждать иная судьба, кроме той, что уготована преступившему грань смирения перед волей Аллаха и зашедшему при этом так далеко, что его дела названы 'нечестием' /фиск/?

Нечестие считается в Исламе одним из самых пагубных прегрешений. В Священном Коране говорится: «[Нечестивый] бунт - больше, чем убийство…» (2:217). Помимо прочего, в этих словах содержится еще одно из множества свидетельств того, что Ислам выступает за мир на земле и не терпит ничего, что может его нарушить.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аяты: 28-29

كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللّهِ وَكُنْتُمْ أَمْواتاً فَاَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ ﴿28﴾ هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَا فِي الأرْضِ جَمِيعاً ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمآءِ فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ ﴿29﴾

28. Как вы [смеете] не верить в Аллаха? Вы были мертвецами, и Он оживил вас. Потом Он [снова] умертвит вас, опять оживит, а затем вы будете возвращены к Нему.

29. Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес. Ведомо ему все сущее.

Комментарий

Таинственный дар жизни!

В приведенных выше двух аятах Священный Коран, раскрывая отдельные моменты чуда сотворения, привлекает внимание человека к Господину миров и Его Верховенству. Эти моменты очень убедительно дополняют другие бесспорные свидетельства Всемогущества Аллаха, о которых, в частности, говорилось в аятах 21 и 22.

Не следует забывать, что правильное представление об Аллахе является основополагающим условием истинной веры. А истинная вера играет роль путеводного огня, зажженного Первоисточником всего сущего (Аллахом), на который ориентируется вся религиозная система в целом. Самый эффективный метод получения первоначального знания о существовании Божественной Сущности Аллаха - это внимательное изучение и вдумчивое осмысление явлений сотворенного мира, которые проходят перед нашими глазами. Это положение никто не может отрицать или подвергать сомнению. В Священном Коране неоднократно подчеркивается необходимость следовать этому методу познания. Методика обучения человека, которую предлагает Коран, является самой научной и современной, так как предполагает движение от конкретного к абстрактному.

Итак, начинается приведенный фрагмент вопросом: «Как вы [смеете] не верить в Аллаха? Вы были мертвецами, и Он оживил вас».

Коран напоминает всем нам о том, что вначале люди были неодушевленными предметами, подобно обломкам камня, кускам дерева и т.п. Животворная влага не орошала их члены, и ветер жизни не шевелил деревья в саду их бытия, заставляя распускаться цветок их рождения для бренного мира.

Теперь же им даровано благо жизни, и они живут, живут на самом деле. Им даны конечности и многочисленные другие органы, а разнообразные, но связанные друг с другом системы чувственного восприятия, позволяют им ощущать мир и на этой основе формировать понятия. Так кто же вручил им этот благословенный дар жизни? Неужели человек сам сумел так облагодетельствовать себя?

Любой здравомыслящий человек без колебаний признается, что этот дар исходит не от него, а от некоего исполненного знания, могущественного источника, который Один знает все тайны сложнейших механизмов бытия и которому единственному под силу составить от начала и до конца весь план сотворения жизни. Но тогда возникает другой вопрос: почему же вы в таком случае отрицаете Того, кто даровал вам жизнь?

На сегодняшний день учеными всего мира доказано, что нет на свете ничего более сложного, чем феномен жизни. Человек сумел добиться удивительного прогресса в развитии науки в целом, и экспериментальной естественной науки в частности, но загадка жизни так до сих пор и не раскрыта. Покров тайны настолько плотно окутывает этот феномен, что перед ним оказались бессильны умы миллионов ученых людей, тщетно пытавшихся раскрыть его секрет. Может быть, в будущем в свете дальнейшего развития науки человек сумеет ближе подойти к его разгадке. Но по-прежнему будет оставаться все тот же вопрос: можно ли приписывать иррациональной природе, лишенной самостоятельного внутреннего источника жизни, создание такого тонкого и невероятно сложного явления, которое содержит в себе столько тайн, что вникнуть в них можно, только обладая высочайшим знанием и властью над природой.

Вот почему мы говорим, что феномен жизни в мире природы является важнейшим свидетельством существования Аллаха. Этой проблеме посвящено множество книг. И именно об этом говорится в приведенном здесь аяте Священного Корана.

Далее, от дара жизни Коран адресует нас к другому явлению – смерти. Он гласит:

«Потом Он [снова] умертвит вас…»

Человек обычно видит, как один за другим его родственники, близкие, знакомые, друзья, соратники умирают и безжизненные тела их предаются земле. Эти события реальной действительности также создают повод для раздумий: а кто отнял у них жизнь? Если бы они сами были источником собственного бытия, то они жили бы вечно. Но если они лишаются жизни, то это лишний раз свидетельствует о том, что жизнь эта была дарована им кем-то другим.

Действительно, 'Дарующий жизнь' одновременно является и 'Дарующим смерть'. Как гласит Коран: «…Который сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям» (Сура Аль-Мульк (Власть) - 67:2).

После этих двух высказываний, содержащих убедительные доказательства существования Аллаха и подготовивших душу читателя к восприятию нового знания, речь в аяте заходит о Воскрешении и возвращении к жизни после смерти. «…опять оживит…» - гласит Коран.

В жизни после смерти нет ничего удивительного. Это явление знакомо человеку: ведь он и ранее имел возможность наблюдать нечто подобное в живой природе. Поэтому, если мы сумели воспринять предыдущую мысль об 'оживлении неживого', то для нас не составит труда принять идею воскрешения умерших, после того как тела их рассыпались в прах. Эта задача легче той, что стояла перед Аллахом при сотворении человека (хотя по отношению к Нему понятия 'трудно' и 'легко' теряют свой смысл, ибо Могущество Его беспредельно).

Наоборот, странным кажется сомнение некоторых людей в жизни человека после смерти. Значит, они верят, что источник жизни лежит в неживой природе.

Рассматриваемый аят разворачивает перед читателем всю картину происходящего от начала и до конца. В коротком высказывании он показывает ему зарождение жизни, ее конечный пункт в бренном мире - смерть, а затем - Воскресение.

Выражение «…а затем вы будете возвращены к Нему» снова возвращает нас к благам, дарованным нам Аллахом. Оно означает, что в Иной жизни человек вернется к Небесным благам. Такое толкование находит свое подтверждение в суре Аль-Анам (Скот), где говорится: «А тех же, кто мертв, Аллах воскресит. А потом к Нему они возвратятся» (6:36).

За словами «А потом перед Ним они предстанут» может стоять гораздо более тонкий смысл, чем кажется на первый взгляд. Под ними подразумевается, что процесс развития всех живых существ начинается с небытия, с некой нулевой точки и движется в направлении 'бесконечности', которая выражается в Пречистой сущности Аллаха. Таким образом, путь развития не обрывается смертью. Там, в Иной жизни, человек продолжает жить, в нищете или в роскоши, но продолжает жить, идя дальше по пути своего развития.

Заключение

Арабский глагол /кунтум/ (множественное число второго лица глагола 'быть'), который встречается в рассматриваемом аяте, возможно, обращен к человеческому 'Я', которое находилось в состоянии, отличном от его нынешнего сознательного бытия. Это состояние можно назвать 'безжизненностью', которая посредством Божественного 'одушевления' превращается в жизнь. Отделение индивидуального сознания от тела называется смертью, которая назначается Аллахом. Состояние сознательного человеческого 'Я' после его отделения от телесной оболочки называется 'одушевленностью' и остается таковым на всех дальнейших этапах бытия, вплоть до того момента в бесконечности, когда оно предстанет перед Аллахом. Отсюда видно, что жизнь, однажды начавшись, не знает движения вспять. Это – непрерывный процесс перехода из одного состояния в другое: умирания в прежнем состоянии и обретения жизни в новом. Будет ли новое состояние радостным или мучительным, зависит от того, каким было предыдущее состояние.

Это всего лишь один аят, но он отражает непрерывное эволюционное развитие и восхождение человеческого 'Я' к бесконечности, однако не как растворение или исчезновение конечного в бесконечном, а как осознание того, что единственная реальность в мире есть Он, Причина всех причин, Единая Сущность - Всевышний Аллах.

* * *

После упоминания Божественного дара жизни и короткого разговора о 'Начале и Конце' в аяте говорится еще об одном из неисчерпаемых благ, которые дарует нам Аллах: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле…»

Этими словами Коран подчеркивает важность существования человека и его превосходство над всем сущим на земле. Благодаря им становится ясно, что Аллах создал человека для высокой и достойной цели. Ведь все на земле создано ради него! А для чего создан он сам? человек создан как наивысшее и самое достойное существо в сотворенном мире. Этот вопрос отчасти затрагивается также в комментарии к аятам 30-33 рассматриваемой суры.

Этот аят не единственный в Коране, где говорится о величии человека и высоте его положения. Есть много других аятов, посвященных этой теме и рисующих человека как вершину творения, например: «Своею волею Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле» (Аль-Джасия (Коленопреклоненные) - 45:13).

Другие примеры:

«…Кто…подчинил вам корабли…» (Ибрахим, 14:32).

«…подчинил вам реки…» (Ибрахим, 14:32).

«…подчинил вам ночь и день…» (Ибрахим, 14:33).

«Аллах - Тот, Кто покорил вам море…» (Аль-Джасия (Коленопреклоненные) - 45:12).

«…подчинил вам…непрестанно находящиеся в движении солнце и луну…» (Ибрахим, 14:33).

Мы вернемся к разъяснению этого вопроса позже в комментариях к сурам Ар-рад (Гром ) - 13:2) и Ибрахим (14:32, 33).

Наконец, мы вновь возвращаемся к идее единобожия, когда читаем в нашем аяте:

«…затем принялся за небо и придал ему форму семи небес».

* * *

Семь небес

Слово /сама’/, как антоним /ард/ 'земля', является производным от корня, который толкуется словарями как 'быть высоким, возвышенным'. Это общее значение, которое может иметь множество различных граней, одну из которых мы уже рассматривали ранее.[74] Но что на самом деле означает здесь выражение 'семь небес'? Мусульманские мыслители и толкователи Корана предлагали различные трактовки этого выражения, но наиболее верной представляется идея о том, что 'семь небес' подразумевают 'семь небесных сфер'.

Действительно, из аятов Корана становится понятным, что все небесные тела: планеты и известные нам звезды - расположены на первом из небес. Но помимо этого, существует еще шесть других небес, которые мы не можем видеть даже с помощью новейших научных приборов. Таким образом, в целом, над нами располагаются семь небесных сфер, которые и составляют 'семь небес'.[75]

В качестве свидетельства вышесказанного можно привести слова из Корана, где говорится: «Мы украсили нижнее небо светильниками…» (Фуссилат (Разъясненные) - 41:12).

Можно привести и другой аят, где сказано: «Мы украсили ближайшее небо украшениями из звезд...» (Ас-саффат (Стоящие в ряды) - 37:6).

Приведенные цитаты из Священного Корана недвусмысленно указывают на то, что все светила, которые мы видим на небе и которые в обиходе принято называть звездами, находятся на первом небе. Выше него расположены еще шесть небес, о которых у нас до сих пор нет никаких достоверных сведений.

Мы говорим о существовании еще неизвестных нам других шести небес, которых наука будущего, быть может, сумеет достичь. Ведь знание человека несовершенно. Чем дальше развивается наука, тем больше она раскрывает новых удивительных фактов о сотворенной Вселенной. Например, астрономическая наука в своем развитии достигла такого этапа, когда мощности наземных телескопов уже недостаточно и вместо них используются спутники, оснащенные мощными радиотелескопами и другими специальными приборами. самое современное оборудование, используемое крупнейшими астрономическими обсерваториями, а также спутниковые системы наблюдения позволили сегодня достичь расстояния в миллиард световых лет, где в районе Млечного пути обнаружилось бессчетное количество других солнечных систем. Сами астрономы признаются, что это далеко не конец, а только начало пути, ведущего в глубь Вселенной, и что с развитием нынешних средств наблюдения и с изобретением новых, более мощных телескопов открытие новых таких систем будет продолжаться. И нет ни малейшего сомнения в том, что с развитием астрономии и других научных дисциплин будут открываться новые галактики, новые далекие небесные сферы.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аяты: 30-33

وإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلآئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الاَرْضِ خَلِيفَةً قَالُوا أتَجْعَلُ فِيهَا مَنْ يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَآءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ ﴿30﴾ وَعَلَّمَ ءادَمَ الأَسْمآءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلآَئِكَةِ فَقَالَ أَنْبِئُونِي بِاَسْمَآءِ هَؤُلآءِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ ﴿31﴾ قَالُوا سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَآ إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَآ اِنَّكَ أَنْتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ ﴿32﴾ قَالَ يَآ ءَادَمُ أَنْبِئْهُم بِاَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّا أَنْبَأَهُمْ بِاَسْمآئِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُلْ لَّكُمْ إنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّماواتِ وَالأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَاتُبْدُونَ وَمَا كُنْتُمْ تَكْتُمُونَ ﴿33﴾

30. И сказал твой Господь ангелам: 'Я поставлю на земле наместника'. Они спросили: 'Поставишь ли ты на земле того, кто будет вершить нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?' Аллах ответил: 'Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо'.

31. И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: 'Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни'.

32. Ангелы ответили: 'Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Всеведущий, Мудрый'.

33. Аллах сказал: 'О Адам! Разъясни им [суть] имен'. Когда адам разъяснил ангелам [суть] имен, Аллах сказал: 'Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?'

Комментарий

Человек – наместник Аллаха на земле!

Из предыдущих аятов мы узнали, что Аллах создал для человека все необходимое для жизни на земле. В новом фрагменте напрямую провозглашается главенство человека среди всех существ и его наместнический статус на земле. Таким образом, здесь раскрывается духовный статус человека и его высочайшие достоинства.

аяты с тридцатого по тридцать девятый относятся к сотворению Адама (первого человека) и заключают в себе три основных сюжета:

1- Аллах сообщает ангелам о том, что человек станет Его наместником на земле, и они задают Ему вопросы по этому поводу.

2- Ангелы получают команду пасть ниц перед Адамом. К этому событию по разным поводам Коран возвращается неоднократно.

3- Описываются обстоятельства жизни Адама в раю, события, которые привели к его изгнанию из рая, а затем его раскаяние и повеление о том, чтобы он и его потомки жили впредь на земле.

Рассматриваемые аяты относятся к первому сюжету. Аллах создает существо, которое должно стать Его наместником на земле, - такова Его Воля. Черты, которыми наделяется этот наместник Аллаха, являются отражением света, излучаемого атрибутами самого Аллаха, а по своему положению он стоит даже несколько выше ангелов. По Его велению земля со всеми присущими ей благими дарами, то есть силами природы, ее сокровищами, ее минеральными ресурсами и прочими богатствами, подчинена власти человека.

Человек должен в достатке обладать мудростью, разумом, способностью к чувственному восприятию, а также иметь некие особые качества, делающие его хозяином земли и ее обитателей.

Итак, первый аят гласит: «И сказал твой Господь ангелам: 'Я поставлю на земле наместника'».

По мнению ведущих мусульманских ученых и мыслителей, а также специалистов в области толкования Корана, арабское слово 'халифа' /наместник/ означает здесь наместника Аллаха на земле, что подтверждается последующим вопросом, который ангелы задают Богу, говоря о том, что пока они (ангелы) восхваляют Аллаха, людской род на земле может начать творить бесчинства и проливать кровь, тем самым косвенно подтверждая его ранг наместника Аллаха, который несовместим с подобными делами.

Другим убедительным доказательством наместнического ранга человека является то, что Аллах учит Адама названиям вещей, о чем мы узнаем из последующих аятов. Той же цели служит и факт смирения ангелов и их поклонения Адаму.

Итак, Аллах был доволен тем, что создал существо, стоящее выше всех остальных живых существ в мире, - свое лучшее творение, достойное того, чтобы стать Его благословенным наместником на земле.

В своем комментарии к этому аяту имам Садык (ДБМ) придерживается того же мнения. Он толкует его так, что ангелы признали высокое положение Адама и поняли, что он и его потомки достойны быть наместниками Аллаха на земле, неся остальным людям Его Божественное учение.[76]

Далее в этом же аяте ангелы – не для того, чтобы возразить, а чтобы уяснить сказанное - задают вопрос: «'Поставишь ли Ты на земле того, кто будет вершить нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?'»

В этом аяте Аллах не дает им прямого ответа, а отвечает фразой, смысл которой раскрывается в последующих аятах. Он говорит: «'Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо'».

Как можно понять из вопроса, заданного ангелами, последние поняли, что созданное существо далеко от смирения: оно будет безобразничать, проливать кровь, совершать грехи и т.д. Но как они об этом узнали?

Кое-кто считает, что Аллах заранее коротко обрисовал ангелам будущее человечества. Другие полагают, что ангелы могли сами прийти к такому умозаключению, исходя из толкования слов /филь-’ард/ 'на земле'. Они знали, что человек будет создан из глины, а сложность 'материала' для его сотворения вполне естественно предполагает, что он станет центром противоречий и конфликтов. Беда вся в том, что алчная природа человека не может насытиться тем, что дает ей этот ограниченный материальный мир. Даже если все богатства мира отдать одному человеку, он все равно будет испытывать неудовлетворенность. Такое положение вещей зачастую бывает главной причиной вражды и кровопролития, особенно в условиях дефицита чувства ответственности.

Некоторые другие комментаторы считают, что подобное провидение ангелов объясняется тем, что Адам был не первым человеческим созданием на земле и что до него на земле якобы жили другие люди, которые совершали грехи и проливали кровь. Именно это прискорбное прошлое и породило у ангелов сомнения относительно самого Адама и его потомков.

Все три толкования имеют право на существование и не отрицают друг друга. Более того, вполне можно допустить, что все эти факторы вместе взятые побудили ангелов обратить особое внимание на эту проблему. Кстати сказать, в своем ответе их Господь не стал опровергать возникшие у них сомнения, а только сказал, что есть другие, более важные вещи, касающиеся человека и заложенных в нем способностей, о которых ангелы и не подозревают.

Они-то думали, что если речь шла только о поклонении и служении, то лучше их никого не найти, поскольку они только и делали, что восхваляли Его, а потому и нет достойнее наместников, чем они! Но они не учли, что их души и поступки не подвержены влиянию гнева, соблазнов и страстей, а потому и их поклонение – это совсем не то, что служение и поклонение человека, снедаемого страстями и желаниями, со всех сторон окруженного соблазнами, которыми осаждает его Сатана. И как же далеки друг от друга послушание этого дрожащего творенья и обожание святых пречистых ангелов!

Не ведали они, что из семени Адама выйдут великие пророки: Мухаммад (ДБАР), Авраам (ДБМ), Ной (ДБМ), Моисей (ДБМ), Иисус (ДБМ), двенадцать безгрешных имамов (Ахл аль-бейт) (ДБМ), а также многочисленная армия праведников, мучеников за веру и огромное число простых мужчин и женщин, которые с радостью жертвовали всем своим достоянием во имя Аллаха. Среди отпрысков Адама будут такие, чья часовая медитация будет равняться годам поклонения ангелов.

Примечательно, что ангелы делают упор на трех формах поклонения: /тасбих/ 'восславление', /хамд/ 'восхваление' и /такдис/ 'освящение'. Первое и второе не вызывают сомнений и означают воздание Ему хвалы и признание того, что Он Сам и ореол Его славы абсолютно чисты, совершенны и беспорочны. Но что может означать 'освящение' - /такдис/? По мнению некоторых толкователей, смысл этого слова - в очищении Аллаха от любого несовершенства, что, по сути дела, совпадает с понятием /тасбих/.

Другие полагают, что слово /такдис/ имеет своим корнем /кудс/, который передает значение 'очищения земли от негодяев и нечестивцев' или 'очищение самого себя от всего дурного, злого и безнравственного, чтобы быть чистым и душой и телом пред Аллахом '. В качестве подтверждения своей точки зрения они ссылаются на словосочетание /лака/ 'для тебя' в выражении /нукаддису лака/, то есть 'мы восхваляем Твою Святость для тебя'. Другими словами, ангелы не говорят: 'Мы восхваляем Тебя'. Они говорят: 'Мы очищаем себя и помогаем тем, кто повинуется Тебе, для Тебя или ради Тебя'.

Они как бы желают сказать: если цель состоит в том, чтобы повиноваться и служить, мы исполнены смирения и повиновения; если цель в том, чтобы поклоняться, мы готовы поклоняться день и ночь, если цель в очищении себя или всей земли от края до края, то мы и это готовы делать. Но вот этот сделанный из материи человек забыл совесть и творит нечестие на земле.

Чтобы до конца прояснить для ангелов этот вопрос, Аллах подвергает их испытанию, чтобы они сами признали огромную разницу между собой и Адамом.

Испытание ангелов

Адам, наделенный милостью Божьей незаурядными способностями, обладал сверхъестественным даром усвоения фактов земной жизни. Как гласит Коран: «И Аллах научил Адама всем именам…»

Толкователи Корана в зависимости от подхода по-разному трактовали выражение 'научил всем именам'. Однако остается несомненным тот факт, что речь, конечно же, не идет об обучении каким-то малозначительным словам или бессмысленным названиям, ибо в этом бы было мало чести для Адама. Цель состояла в том, чтобы научить его понимать природу этих имен, природу понятий и вещей, которые за ними стоят.

Естественно, что познание окружающей природы, фактов сотворенного бытия и тайн бренного мира со всеми населяющими его существами во всех их разнообразных проявлениях было для Адама великим и почетным свершением.

Согласно преданию, имам Садык (ДБМ) в ответ на просьбу истолковать смысл этого аята сказал: «Имена предназначались землям, горам, долинам, руслам рек (и всем вещам в мире)». После этого он взглянул на расстеленный под ним ковер и добавил, чтодаже этот ковер был среди тех вещей, которым Он научил Адама.[77]

Таким образом, 'обучение именам' подразумевает не обучение словам, а относится скорее к философии и к тайнам свойств вещей и их качеств. Он научил Адама этому знанию, чтобы тот на пути к достижению совершенства мог пользоваться достоинствами и преимуществами вещного мира.

Господь внушил ему также способность к языкам и искусству письма, чтобы всякий раз, когда ему нужна была вещь, он мог назвать ее соответствующим именем вместо того, чтобы указывать не нее жестом. Это – великий дар от Господа человеку. Понять все величие этого дара нам помогает уже тот факт, что вся современная наука, все человеческое знание существуют только благодаря наличию языка и письменности. Все научное, культурное и историческое достояние человечества накапливалось и передавалось из поколения в поколение именно в письменных трудах. Если бы человек не умел пользоваться языком и пером, то не смог бы передать потомкам накопленные им теоретические и экспериментальные знания.

«…затем вопросил о них ангелов и велел им: 'Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни».

Ангелам же не было дано такого знания, и они не выдержали испытания, не смогли сдать экзамен, которому подверг их Аллах. А потому отвечали: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Всеведущий, Мудрый».

Они сказали, что ничего не знают об этом, а вопрос их – следствие собственного невежества. Они не имели ни малейшего представления о том, какими чудесными талантами и способностями по милости Аллаха наделен Адам (ДБМ). В этом и было его огромное преимущество перед ангелами. И они согласились с тем, что Адам (ДБМ) действительно достоин сана наместника Аллаха на земле, в мире живых существ, который без него был бы несовершенен.

* * *

А затем по велению Аллаха наступила очередь Адама заговорить и в присутствии ангелов объяснить имена и тайны существ, населявших сотворенный Им мир, показав одновременно свое знание их реальной сути, их глубинных свойств и присущих им скрытых врожденных способностей.

«Аллах сказал: 'О Адам! Разъясни им [суть] имен'. Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имен. Аллах сказал: 'Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?'»

Аллах, которому ведомо все, что сокрыто на небесах и на земле, знал даже то, что ангелы скрывают в своем воображении, рисуя себя наиболее достойными ранга наместника Аллаха среди всех Его творений. Именно эти представления ангелов побудили их усомниться в Божественной воле, назначившей наместником Адама.

Но когда Адам заговорил и ангелы увидели вокруг него удивительный ореол славы и величия, они прониклись уважением к его огромному знанию, невероятной эрудиции и высочайшему достоинству, которое, казалось, излучал весь его облик. Вот так им была внушена убежденность в том, что только Адам достоин того, чтобы стать Его наместником на земле.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аяты: 34-36

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلآئِكَةِ اسْجُدُوْا لاَدَمَ فَسَجَدُوا إِلآَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ﴿34﴾ وَقُلْنَا يَآ ءاَدَمُ اسْكُنْ أَنْتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ وَكُلاَ مِنْهَا رَغَداً حَيْثُ شِئْتَما وَلاَ تَقْرَبَا هَذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الظَّالِمِين ﴿35﴾ فَاَزَلَّهُمَا الشَّيْطَانُ عَنْهَا فَاَخْرَجَهُمَا مِمَّا كَانَا فِيهِ وَقُلْنَا اهْبِطُوا بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَك



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: