Материальные и духовные блага, даруемые на Небесах




В Коране часто говорится о Небесных дарах и радостях, таких как сады, раскинувшиеся на берегах рек, дворцы, пречистые жены, разнообразные плоды, верные и преданные товарищи и т.д.

Однако помимо этих благ, упоминаются и другие, великолепие и роскошь которых невозможно оценить земными мерками. Так, в суре Ат-тауба (Покаяние)говорится: «Аллах обещал верующим, и мужчинам и женщинам, райские сады, где текут ручьи, и они вечно пребудут там, а также прекрасные жилища в садах вечного [блаженства], а милость Аллаха превыше [всего упомянутого]. Это и есть великое преуспеяние» (9:72).

А в суре Аль-Байина (Ясное знамение)после упоминания некоторых из телесных радостей Небесных садов говорится: «Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им» (98:8).

И верно, достигнув положения, когда он чувствует, что Господь им доволен, и сам он доволен Господом, человек откажется от всех иных удовольствий. Все его помыслы будут обращены только к Нему одному, и ни о ком другом он не станет и думать. Таково духовное блаженство, которое не поддается описанию словами ни на одном из языков мира.

Наконец, поскольку у Воскресения есть как 'духовный', так и 'физический' аспект, то и дары в мире блаженства также имеют оба эти аспекта, ибо каждый/каждая должен насладиться соответствующей его заслугам долей Небесных благ во всем их многообразии.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 26

إِنَّ اللّهَ لاَ يَسْتَحْيِ أَنْ يَضْرِبَ مَثَلاً مَا بَعُوضَةً فَمَا فَوْقَهَا فَاَمَّا الَّذِينَ ءامَنُوا فَيَعْلَمُونَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِنْ رَبِّهِمْ وَأَمَّا الَّذِينَ كَفَرُوا فَيَقُولُونَ مَاذَآ أَرَادَ اللّهُ بِهَذَا مَثَلاً يُضِلُّ بِهِ كَثِيراً وَيَهْدِي بِهِ كَثِيراً وَمَا يُضِلُّ بِهِ إِلاَّ الْفَاسِقِينَ ﴿26﴾

26. Воистину, Аллаху не зазорно приводить в качестве примера комара и даже то, что меньше его. И те, которые уверовали, понимают, что этот пример – истина, ниспосланная их Господом. Те же, которые не уверовали, скажут: 'Чего хотел Аллах, приводя этот пример?' [А того, что] ею Он одних вводит в заблуждение, а других ведет прямым путем. Но Он ввергает в заблуждение только нечестивцев.

Комментарий

Цель примера состоит в том, чтобы более отчетливо выразить смысл абстрактной идеи посредством каких-то конкретных вещей, дабы помочь разуму уловить суть идеи путем осмысления этого примера. Чем сильнее мышление человека привязано к простым, приземленным вещам, тем менее он расположен к восприятию духовных аспектов и реального смысла вещей, требующего работы воображения. По этой причине в Священной Книге, а также в высказываниях мудрецов сущность вещей зачастую выражается через притчу, чтобы представить сложные понятия в достаточно простом виде, а затем с помощью логических умозаключений подвести читателя к пониманию философского смысла явления.

Комар – это маленькое насекомое, видимое невооруженным глазом. В данном аяте речь заходит о комаре, видимо, для того, чтобы показать, что уподобление малым вещам либо даже чему-то и вовсе несущественному, отнюдь не зазорно для Всемогущего Аллаха, а лишь подтверждает, что власть Аллаха в равной мере распространяется на все Его творения: малые и большие, высокие и низкие, и все они в равной степени охвачены Его бесконечной милостью и милосердием. Более того, если внимательно приглядеться, то можно убедиться в том, что все существа, и простые и сложные, связаны друг с другом, как звенья одной цепи. Они настолько взаимно увязаны друг с другом и совершают предписанные им действия в такой поразительной гармонии и согласии, что можно подумать, что они составляют части единого механизма, выполняющего какую-то общую для всех работу.

За словом 'комар' здесь, возможно, скрываются величие и красота, присущие сотворению даже такой малости, как это крохотное насекомое.

По этому поводу имеется высказывание имама Садыка (ДБМ), который говорил: «Воистину, Аллах приводит нам иносказательный пример с комаром, чтобы показать, что, создавая крохотного 'комара', Он наделил его всеми теми же органами, которые есть и у огромного 'слона', а чтобы обратить внимание верующих на изящество и хрупкость своего изумительного творения, добавил ему еще пару ножек». [72]

В другой суре Корана Аллах говорит: «Неужели они не поразмыслят о том, как создан верблюд…» (Аль-Гашия (Покрывающее) - 88:17).

по поводу интригующей проблемы сотворения живых существ Повелитель правоверных Али (ДБМ)в одной из своих проповедей сказал: «…Как же так? Ведь даже если бы все живые твари на земле: птицы и звери, скот всех видов, жующий в стойле и пасущийся на лугу, и люди глупцы и мудрецы - все вместе попытались создать хотя бы 'комара', им бы не удалось не только этого сделать, но и даже уразуметь, как он сделан. Их разум постигнет недоумение и растерянность. Им не хватит сил, их ждут лишь усталость и разочарование от осознания своего поражения. Они вынуждены будут признать, что бессильны не только создать [комара], но и уничтожить его…» [73]

А далее в рассматриваемом аяте говорится:

«И те, которые уверовали, понимают, что этот пример - истина, ниспосланная их Господом».

Те, кто верует в Ислам и принимает для себя Слово Аллаха, знают, что эти чудесные слова исходят от самого Источника откровения. Они очень хорошо понимают, что все эти примеры и иносказания являются живой и точной иллюстрацией к тому, что явлено их Господом. И это становится доступным их пониманию благодаря тому, что их сердца чисты от зависти, гордыни и обид, а души исполнены света озарения и знания.

«Те же, которые не уверовали, скажут: 'Чего хотел Аллах, приводя этот пример?'»

Итак, те, которые не уверовали и заслонились от света веры завесой неверия, в конечном счете, сами лишили себя внутреннего зрения. Они сделали глухими свои уши, которые могли бы внять словам Божественного Писания. Они, по глупости или издевки ради, спрашивают: а чего хотел Аллах, приводя это иносказание, которое кого-то вводит в заблуждение, а многих других выводит на путь истины?

Шейх Туси в своем комментарии «Тафсир ат-тибьян» (том 1, стр. 19) говорит: «Здесь некий человек как бы задает вопрос о том, чего добивался Аллах этим примером, который одних вводит в заблуждение, а других выводит на верный путь. В ответ на этот вопрос Аллах говорит, что в заблуждение впадают только грешники, а перед верующими открывается путь к вершинам понимания и восприятия знания и истинной веры».

* * *



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: