Слова, которые Адам (ДБМ) получил от Господа




Толкователи высказывают различные предположения по поводу того, каким именно 'словам' Аллах научил Адама (ДБМ).

Здравый смысл подсказывает, что Всеведущий и Милосердный Господь не мог ниспослать Адаму просто молитву. Если уж сам Всемилостивый даровал Адаму (ДБМ) такие слова, посредством которых и сам Адам, и любой другой верующий мог, ослушавшись Аллаха, гарантированно вернуть себе затем Его милость, то этот дар должен был представлять собой нечто совершенно особенное, необычное.

Согласно широко распространенному мнению 'слова' означают то, о чем говорится в суре Аль-А‘раф (Ограды) - 7:23: «Они ответили: 'Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон».

Есть целая группа толкователей, которые полагают, что под 'словами' подразумевается молитва:

«О Господи! Нет бога, кроме тебя! Слава тебе и хвала! О Господи! Воистину, я согрешил против себя! Так прости же меня! Ибо Ты Величайший из всех прощающих!» Или: «…Смилостивься надо мной, ибо Ты наилучший из милостивых!» Или: «…Обрати же на меня [Свое милосердие], ибо ты, воистину, Всемилостивый и Всепрощающий!»

Эта идея высказывается в одном из преданий, имеющемся в передаче пятого имама – имама Бакира.[82]

В Коране встречаются выражения, схожие с теми, что были приведены выше. Так, например, Йунус (Иона) (ДБМ), прося Аллаха о прощении, говорит: «Нет бога, кроме Тебя. Пречист Ты! Воистину, я был грешником!» (Аль-Анбия (Пророки) - 21:87).А вот как рассказывается в Коране о Мусе (Моисее): «Он продолжал: 'О Господи! Я согрешил против самого себя. Так прости же меня!' И Он простил его…» (Аль-Касас (Рассказ) - 28:16).

Во многих мусульманских преданиях, восходящих к Ахл аль-бейт (ДБМ), которые приводятся, в частности, в комментарии «Тафсир дурр аль-мансур», указывается, что 'слова', которые Адам (ДБМ) принял от Аллаха, заключали в себе сакральные имена Святой Пятерки: святого Пророка Мухаммада (ДБАР), его двоюродного брата и зятя его светлости Али, его дочери Фатимы и его внуков Хасана и Хусейна (ДБМ). Адам воспользовался этими 'словами' и попросил простить его. Аллах принял его молитву и простил.

В этих толкованиях нет противоречия, ибо Адам (ДБМ) мог получить все эти 'слова' вместе взятые, чтобы посредством их тайного, глубинного смысла добиться полного духовного очищения и совершенства, за что Аллах щедро даровал бы ему свою благосклонность и напутствовал его.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 40

يَا بَنِي إِسْرَآئِيلَ اذْكُرُوا نِعْمَتِيَ الَّتِي أَنْعَمْتُ عَلَيْكُمْ وَأَوْفُوا بِعَهْدِي اُوفِ بِعَهْدِكُمْ وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ ﴿40﴾

40. О сыны Израиля! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету, который [вы Мне] дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только меня страшитесь.

Комментарий

Память о милости Аллаха

Из предыдущих аятов мы узнали о назначении Адама наместником Аллаха на земле, о почитании его ангелами, о высокомерии Иблиса, о нарушении Адамом его завета с Аллахом и последующем изгнании из рая, а также о его покаянии. Все эти события подчеркивают одну основополагающую истину: в земном мире есть два начала - доброе и злое, правое и неправое, которые постоянно противостоят друг другу. Тот, кто поддается соблазну Сатаны, выбирает неправый путь, который уводит его все дальше и дальше от обители счастья и спасения, ввергая его в страдания и муки и неся ему лишь угрызения совести и сожаление о содеянном.

Но те, кто, не обращая внимания на сатанинский соблазн и наущения злых людей, выбирают для себя путь повиновения Аллаху, находят счастье в жизни и не ведают душевных терзаний и мук.

Можно найти немало общего между историей Адама (ДБМ) и историей израильтян, которые, прежде чем стать богоизбранным народом, были спасены от преследования Фараона, а затем нарушили свою торжественную клятву, данную Господу, за что претерпели муки и страдания. Их судьба не только внешне схожа с судьбой Адама, но и по своей сути выражает все ту же основополагающую идею. Таким образом, настоящий аят и несколько последующих аятов, где рассказывается о разных сторонах жизни сынов Израиля и об их скорбном конце, служат дополнением к тому наглядному уроку, которому учит нас Аллах, начав с рассказа о судьбе, постигшей Адама.

Он обращается к израильтянам со словами: «О сыны Израиля! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету, который [вы Мне] дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только меня страшитесь».

Эти три заповеди (память о великой милости Аллаха, верность данному Ему завету и страх только перед Ним) составляют, по сути дела, основу любой религиозной системы.

Память о милости Аллаха ведет человека к познанию Бога и порождает в его душе чувство благодарности. Вслед за этим вера в то, что эта милость явлена ему на определенных условиях и что он дал взамен определенный обет, заставляет человека осознать свой долг и ответственность. Следующим шагом человек освобождается от страха перед любыми лицами и властями во всем, что касается отправления его религиозных обязанностей, и тем самым устраняет барьеры и препятствия, мешающие ему искренне следовать заключенному завету, ибо страх - это одно из главных препятствий на путях веры, что хорошо видно на примере израильтян, которые так долго находились под властью Фараона, что страх, в конечном счете, стал неотъемлемой частью их жизни.

* * *

Пояснение

Иудеи в Медине

Интересно отметить, что, согласно мнению историков Корана, сура Аль-Бакара была первой из сур, явленных в Медине. В этой суре говорится по преимуществу об иудеях, поскольку они были крупнейшей общиной так называемых 'людей Писания'. Отталкиваясь от пророчества, содержавшегося в их религиозных книгах, они предсказывали появление Посланника Божьего еще до прихода Пророка Ислама (ДБАР) и несли другим эту благую весть. Это были весьма состоятельные люди, которые оказывали глубокое влияние на всю общественную жизнь Медины.

Однако в период возникновения Ислама многие из них отказались следовать призыву принять новую религию и выступили – кто скрыто, кто явно – против нее, поскольку Ислам лишал их возможности незаконной наживы и препятствовал проведению в жизнь их антиобщественных замыслов. Сегодня, по прошествии более чем четырнадцати веков, они продолжают сохранять свою враждебность Исламу.

Тогда, во время ниспослания этих и нескольких последующих аятов, содержащиеся в них резкие упреки в адрес иудеев и рассказ о некоторых щекотливых моментах их истории оказали на них настолько сильное воздействие, что те из них, в ком жило хоть немного чувства справедливости и стремления постичь истину, прозрели и приняли Ислам. кроме того, вся эта поучительная история служит хорошим уроком и для всех мусульман.

Ниже мы поговорим о некоторых весьма примечательных событиях в истории этого народа: о его освобождении из-под власти Фараона, о том, как расступилось море и поглотило Фараона и его войско, о повелении Моисею (Мусе) (ДБМ) подняться на гору Синай (Тур), о золотом тельце, которому стали поклоняться израильтяне в отсутствие Моисея (ДБМ), за что им пришлось заплатить кровью, о благах, которые затем были ниспосланы им с Небес, и о других событиях, в которых содержится много полезного и поучительного для всех нас.

* * *



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: