Заступничество в Коране и в преданиях




Слово /шафа‘ат/ 'заступничество' со всеми его производными встречается в Коране около тридцати раз. Один этот факт уже свидетельствует о важности данного вопроса.

Очевидно, что наказания, налагаемые Господом, будь то в этом мире или в следующей жизни, продиктованы отнюдь не местью, а стремлением, по существу, обеспечить соблюдение религиозных предписаний и, следовательно, способствовать прогрессу и развитию человеческой личности. Поэтому следует избегать всего, что может ослабить действенность этого средства, чтобы у людей было меньше соблазна впасть в грех и порок.

С другой стороны, согрешивший не может быть раз и навсегда лишен возможности покаяния и возвращения на путь праведности и самосовершенствования. У него должна быть возможность исправиться и, обретя набожность, вернуться вновь на путь, указанный Аллахом.

Заступничество, таким образом, означает, что в Судный день пророки, святые и те, кто отличился особой праведностью, с позволения Аллаха смогут выступить в защиту тех, кто не порвал узы веры, связывающие их с Аллахом, и сохранил до конца духовную связь с Ним и Его посланниками.

Другими словами, заступничество в его правильном понимании существует для того, чтобы поддержать существующее равновесие. Оно является средством возвращения грешников и тех, кто запятнал себя дурными делами, с кривой дорожки на путь послушания и смирения.

Следует особо подчеркнуть, что теория заступничества является совершенно естественной, разумной и логичной. Она позволяет естественным образом, проявляя справедливость и милосердие, классифицировать души по сходству их природных качеств, по степени их преданности и бескорыстной любви к верным слугам Аллаха, то есть к святому Пророку (ДБАР) и к Ахл аль-бейт (ДБМ), чья духовная чистота, безупречность поведения и душевного склада, чье самозабвенное служение истине и готовность к самопожертвованию ради нее являются факторами глобального значения и чья праведность безоговорочно признается как мусульманами, так и немусульманами.

Однако, как уже говорилось выше, понятие 'заступничество' фигурирует во многих аятах Священного Корана. Чтобы правильно и исчерпывающе понять смысл этих аятов, их надо внимательно изучить и проследить то общее, что объединяет их с точки зрения содержания этого понятия.

Стремясь доказать ту или иную мысль, было бы совершенно неправильно исходить из толкования лишь одного из многих аятов, затрагивающих тему заступничества, игнорируя при этом остальные. Ошибки, возникшие в связи с толкованием понятия заступничества, равно как и других терминов, являются следствием именно такого несовершенного подхода к исследованию предмета. Метод, при котором внимание сосредоточивается на каком-то одном аяте, а все остальные, несмотря на их познавательную ценность и на возможность их использования в качестве смысловых координат данного понятия, отставляются в сторону, не имеет ничего общего с правильной методикой исследования.

Итак, во-первых, все аргументы в пользу правомерности заступничества, основанные на тексте различных аятов Корана, затрагивающих эту тему, и получившие впоследствии дополнительное подтверждение в хадисах святого пророка (ДБАР), заставляют нас прийти к естественному и логическому выводу о том, что допустимость заступничества в день Последнего суда является неопровержимым фактом. То есть уважение Аллаха к своим верным слугам должно восприниматься как логический и естественный фактор бытия.

Во-вторых, в тексте Священного Корана, в том числе и в тех аятах, о которых пойдет речь ниже, неоднократно подчеркивается действенность заступничества в Судный день со стороны тех, кому Аллах дает такое право, при наличии ряда необходимых условий. Коран гласит:

«В тот день не поможет [ничье] заступничество, кроме тех, кому Милостивый дал [такое] право и чьими речами Он будет доволен» (Та ха - 20:109).

«Ничье ходатайство не имеет веса перед Ним – лишь того, кому дозволено» (Саба, 34:23).

«Не могут оказать вам заступничество те, к которым вы взываете вместо Него, разве лишь те, которые признали истину и знают об этом» (Аз-Зухруф (Украшения) - 43:86).

Дополнительные сведения по проблеме заступничества можно почерпнуть также в следующих аятах: 26:100; 2:123 и 255; 74:48, 21:28, 19:87.

В мусульманской литературе как суннитского, так и шиитского толка, а также во многих преданиях и хадисах содержится немало высказываний, ссылающихся на существование заступничества в Ином мире, которые служат пояснением того, что сказано на эту тему в упомянутых выше аятах Священного Корана. Вот названия некоторых из таких источников: «Бихар аль-анвар», «Маджма‘ аль-баян», «Тафсир аль-мизан», «Ат-тибъян фи тафсир аль-Куран», «Аль-бурхан фи тафсир аль-Куран», «Аль-хисал» шейха Садука, «Усул аль-Кафи», «Сунан ибн Мадже», «Муснад Ахмад», «Муватта‘ Малик», «Сунан ат-Тармази», «Сунан ад-Дарми», «Сахих аль-Муслим», «Сахих аль-Бухари».

Вот некоторые из множества высказываний на этот счет, которые приводятся в упомянутых источниках:

1. Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Я буду первым из ходатаев и первым из тех, чье ходатайство будет принято [Аллахом]» [91]

2. Его светлость имам Али (ДБМ) сказал: «…Мы заступимся, и те (из наших последователей), кто любит нас, поступят так же…» [92]

3. Святой Пророк (ДБАР) сказал также: «…Мне было дано [пять привилегий, и первая из них - ] 'заступничество', которым я воспользуюсь для блага моих последователей [Уммы]. Заступничество [позволено] тому, кто не поклоняется никому, кроме Аллаха…» [93]

4. Святой Пророк (ДБАР) сказал также: «…Больше всего выиграют от моего заступничества в день Суда те, кто искренне, от всей души произносил: 'Нет бога, кроме Аллаха' (то есть искренне верил в Аллаха)». [94]

5. Святой Пророк (ДБАР) сказал также: «Я буду ходатайствовать за всех [истинных] мусульман». [95]

6. Фирдаус ад-Дейлами, известный также как Абу Хурейра, цитирует слова святого Пророка (ДБАР), который сказал: «[В мире Ином] будет пять заступников: Коран, родственные узы, доверие, ваш Посланник и члены семьи вашего Пророка (Ахл аль-бейт)». [96]

7. Согласно преданию, имаму Садыку (ДБМ) принадлежат следующие слова: «Никто из тех, кто жил в древние времена и кто жил после них, не сможет обойтись в день Суда без заступничества Мухаммада». [97]

8. В книге «Усул аль-кафи» приводится предание, согласно которому имам Садык (ДБМ) сказал: «Тот, кто желает воспользоваться заступничеством ходатаев перед Аллахом, должен добиваться Его расположения». [98]

Мы связываем наши надежды с тем, что Милостивый Аллах дарует нам смирение и покорность на пути служения Ему и убережет нас от ошибок и прегрешений. Да не лишит он нас в день Расплаты заступничества святого Пророка (ДБАР) и Ахл аль-бейт (ДБМ). Аминь, о Господин миров!

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 49

وَإِذْ نَجَّيْنَاكُمْ مِنْ ءَالِ فِرْعَوْنَ يَسُومُونَكُمْ سُوءَ الْعَذَابِ يُذَبِّحُونَ أَبْنَآءَكُمْ وَيَسْتَحْيُونَ نِسَآءَكُمْ وَفِي ذَلِكُمْ بَلآءٌ مِنْ رَبِّكُمْ عَظِيمٌ ﴿49﴾

49. [Вспомните,] как мы спасли вас от приспешников Фир‘ауна. Они подвергали вас наихудшему наказанию: убивали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин. В этом для вас – великое испытание от вашего Господа.

Комментарий

В этом аяте рассказывается еще об одном великом даре из тех, что Аллах ниспослал сынам Израиля, которые по милости Господней были вырваны из лап нечестивцев. Это было величайшим из благ, дарованных им Аллахом, и Он напоминает им об этом словами:

«[Вспомните,] как Мы спасли вас от приспешников Фир‘ауна. Они подвергали вас наихудшему наказанию: убивали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин».

Они оставляли в живых ваших женщин и заставляли их работать на себя как прислугу.

«В этом для вас - великое испытание от вашего Господа».

Чтобы нагляднее показать, сколько страданий довелось сынам Израиля претерпеть от рук Фараона (Фир‘ауна), глагол /йасумун/ 'подвергают' используется в Коране в форме настоящего длительного времени, что должно передавать длительность и непрерывность ужасных мучений, которые выпали на их долю. У них на глазах убивали их невинных сыновей, а дочерей отбирали, чтобы сделать служанками в домах египтян. Для последних это тоже было источником постоянных мучений. Ведь они становились служанками, работницами, рабынями в коптских семьях Египта и у приближенных Фараона.

Знаменательно, что в Коране эти события рисуются как великое и тяжкое испытание для сынов Израиля, ведь все эти страдания и беды и впрямь были для них величайшим испытанием.

Не исключено также, что слово /бала/, которое мы переводим как 'испытание', имеет здесь также смысл 'наказание'. Такое предположение основывается на том, что до упомянутых событий израильтяне буквально купались в изобилии, обладали огромным могуществом и властью. Но они проявили неблагодарность по отношению к Богу, и Он наказал их.

Но как бы то ни было, день избавления сынов Израиля от тиранического господства египетского правителя, Фараона, был очень важным событием в их истории, что неоднократно подчеркивается в Священном Коране.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: