Обстоятельства ниспослания. Комментарий




По словам Ибн Аббаса, обстоятельства ниспослания первого из двух приведенных выше аятов таковы: мединские иудеи и христиане из Наджрана ожидали от Пророка (ДБАР), что во время молитвы он будет по традиции обращаться к той же кибле, что и они. Когда же Аллах повелел изменить киблу и обращаться лицом не к Иерусалиму, а к Каабе, их отношение к Пророку Ислама (ДБАР) весьма сильно охладело. (Возможно, что и некоторые мусульмане были недовольны таким нововведением, так как никоим образом не хотели ранить чувства иудеев и христиан.)

И тогда послал Господь этот аят и сообщил Пророку (ДБАР), что эту часть иудеев и христиан не умиротворит ни решение вопроса о кибле, ни другие уступки. Они будут довольны только тогда, когда он примет их веру.[127]

По другим свидетельствам, Пророк (ДБАР) приложил много усилий, с тем чтобы убедить иудеев и христиан принять Ислам. Рассматриваемый аят был ниспослан ему (ДБАР) как повеление отказаться от этой мысли, поскольку они будут довольны только в том случае, если он перейдет в их веру.[128]

Существуют также различные предания, рассказывающие об обстоятельствах ниспослания второго аята. Некоторые комментаторы считают, что он был ниспослан в связи с приходом из Эфиопии в Медину группы людей во главе с Джафаром ибн Аби Талибом, которые приняли Ислам. В этой группе было сорок человек: тридцать два эфиопа и восемь сирийских монахов, среди которых находился и знаменитый христианский монах по имени Бахира.[129]

Согласно некоторым другим версиям, второй аят был ниспослан после того, как несколько иудеев, в том числе Абдулла ибн Салам, Шуубат ибн Амру, Тамам ибн Йахуда и некоторые другие, откликнулись на призыв Пророка Мухаммада (ДБАР) и приняли истинную веру.[130]

Комментарий

Недовольные

В аяте, который мы прочли в предыдущей главе, Мухаммад (ДБАР) освобождался от ответственности за упрямцев, настаивающих на своем заблуждении. Первый из двух рассматриваемых аятов, излагая эту мысль, раскрывает Пророку (ДБАР) причины такого положения:

«Никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, если не последуешь ты за учением их. Скажи [, о Мухаммад]: 'Только руководство Аллаха – [верное] руководство'».

Руководство Аллаха не подвержено влиянию суеверий и заблуждений невежд. И именно этому истинному и благородному руководству мы должны себя подчинить. Затем сказано:

«А если поддашься ты соблазнам их, после того как явилось тебе Знание [Божественное], то не будет Аллах ни покровителем тебе, ни помощником».

* * *

Но поскольку некоторые искатели истины из числа иудеев и христиан вняли призыву Пророка (ДБАР) и приняли Ислам, то Священный Коран отдает им должное, осуждая при этом тех, кто упорствует в своих заблуждениях:

«Те, кому даровали Мы Писание и кто верно следует ему, - они-то и уверовали в него (т.е. в Писание). А те, кто отвергает его, – они-то и потерпят убыток».

Этими людьми были те, кто сумел правильно прочесть дарованную им Божественную Книгу и последовал ее установлениям. Их усилия принесли свои плоды: они обрели руководство. Из Книги они узнали 'благую весть' о приходе обещанного пророка и сделали вывод о том, что его описание соответствует тем качествам, которыми обладал Мухаммад, Пророк Ислама (ДБАР). Поэтому они приняли истинную веру и получили за это благословение Аллаха.

* * *

Пояснение

Выражение /ва ла’ин иттаба‘та ’ахва’ахум/ 'а если поддашься ты соблазнам их' может вызвать у читателя вопрос о том, а было ли возможно, чтобы Мухаммад (ДБАР), непогрешимый истинный Пророк, пошел на поводу у заблудших иудеев?

В ответ на это можно сказать, что такие слова, часто встречающиеся в Коране, никоим образом не противоречат идее непогрешимости пророков (ДБМ), поскольку, с одной стороны, эта фраза построена в форме условного предложения, которое отнюдь не подразумевает обязательного исполнения выраженного в нем условия.

С другой стороны, полный отказ от греховных поступков отнюдь не исключает возможности совершения пророками (ДБМ) греха или ошибки. Хотя пророки и имамы (ДБМ), как и все люди, обладая свободой воли, могут согрешить, они, тем не менее, никогда не запятнают себя безнравственным поступком или даже единым прегрешением. Другими словами, они могут совершить грех, но их вера, знания и добродетель настолько сильны, что не позволят им даже приблизиться к греху.

Поэтому приведенные выше предостережения и увещевания совершенно уместны и по отношению к ним.

В-третьих, эти слова, хоть они и адресованы Пророку (ДБАР), могут относиться абсолютно ко всем верующим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: