Договариваться с врагом можно только до определенной степени




Справедливо говорят, что необходимо искать возможности привлечь противника на свою сторону, используя при этом притягательную силу благородства и морального превосходства, но есть такие, кто не способен воспринять истину. Они не стоят внимания, ибо никогда не уверуют в истинный путь, а потому все попытки договориться с ними – пустая трата времени.

Единственно верное руководство – это руководство Аллаха

Из вышеприведенных аятов можно также сделать вывод о том, что единственным законом, которым должен руководствоваться человек на пути к спасению и счастью, является закон, данный Аллахом. Ведь сколь бы ни были широки растущие познания человека, они всегда будут переплетаться с невежеством и сомнениями и никогда не будут свободны от всякого рода пробелов и изъянов. А руководство, основанное на несовершенном знании, не может быть совершенным. Единственный, Кто может обеспечить 'Совершенное руководство' – это Тот, Кто владеет 'Абсолютным знанием', не отягченным невежеством или изъянами. Такое знание присуще только Аллаху.

Как следует читать Коран?

Правильный ответ на этот вопрос будет служить нам ориентиром, с помощью которого можно выработать верный подход к изучению Божественной Книги. Итак, тех, кто читает аяты Священного Корана, можно условно разделить на несколько категорий.

К первой относятся те, кто уделяет основное внимание произношению и артикуляции отдельных звуков, а также общей интонации аятов. Они строго придерживаются лингвистических правил арабского произношения, соблюдают огласовки, усеченные окончания и длительные гласные, учитывают, наконец, значение в Коране специальных букв, или, как говорят арабы, /йармалун/. Эти чтецы, как правило, не очень озабочены смыслом и содержанием аятов. В самом Коране о таких людях сказано, что они «…подобны ослу, книгами навьюченному» (Пятничная молитва, 62:5).

Вторая группа – это те, кто, помимо правильного произнесения текста Корана, уделяют большое внимание смыслу аятов и размышляют над изяществом и утонченностью Божественной Книги. Они стараются постичь мудрость, заключенную в Книге, однако в своих повседневных делах не слишком придерживаются ее установлений.

Третья группа – это истинно верующие, которые воспринимают Коран как руководство к действию и используют его как всеобъемлющую программу для своей жизни. Они считают, что чтение вслух этой великой Книги, размышление над её содержанием и осознание тех целей, которые она ставит перед человеком, служат лишь предварительной основой для практических дел. Вот почему каждый раз, когда истинно верующие читают вслух Коран, их души ощущают прилив энергии и радости, позволяющий им принимать новые решения и быть готовым энергично воплощать их в жизнь. Это - награда тем, кто читает Коран должным образом.

В предании от имама Садыка (ДБМ), содержащем комментарий к рассматриваемому аяту, говорится: «Они читают аяты Корана медленно, постигают их смысл, поступают в соответствии с его заповедями, надеются на исполнение того, что в нем обещано, испытывают страх перед его угрозами, извлекают уроки из его историй, повинуются его предписаниям, избегают того, что он запрещает. Клянусь Аллахом, это ни в коем случае не подразумевает запоминания наизусть его аятов, изучения каждой его буквы и заучивания его десятой или пятой части. Люди запоминают слова, не обращая внимания на их значение. Я же имею в виду, что следует размышлять над смыслом аятов и поступать так, как они велят. Всевышний Аллах сказал: «[Коран этот - ] Писание благословенное, ниспослали Мы его тебе, чтобы размышляли [люди] над аятами его…» (Сад, 38:29). («Иршад аль-кулуб», ад-Дейлами.)[131]

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аяты: 122-123

يَا بَنِي إِسْرَآئِيلَ اذْكُرُوا نِعْمَتِيَ الَّتِي أَنْعَمْتُ عَلَيْكُمْ وَأَنِّي فَضَّلْتُكُمْ عَلَى الْعَالَمِينَ ﴿122﴾ وَاتَّقُوا يَوْماً لاَ تَجْزِي نَفْسٌ عَنْ نَفْسٍ شَيْئاً وَلاَ يُقْبَلُ مِنْهَا عَدْلٌ وَلاَ تَنْفَعُهَا شَفَاعَةٌ وَلاَ هُمْ يُنْصَرُونَ ﴿123﴾

122. О сыны Исра’ила! Вспомните благодеяние, дарованное Мной. Воистину, возвысил Я вас над другими народами.

123. Страшитесь же дня, когда не сможет ни один человек ничем помочь другому, когда не будет ни от кого принят выкуп, когда бесполезным окажется чье-либо заступничество и неоткуда будет ждать помощи.

Комментарий

В этих аятах Аллах вновь обращается к сынам израилевым и напоминает им о милостях, которые Он им даровал, в частности то, что Он в свое время предпочел их всем другим народам.

«О сыны Исра’ила! Вспомните благодеяние, дарованное Мной. Воистину, возвысил Я вас над другими народами».

* * *

Однако каждое благо влечет за собой определенную ответственность. и Аллах возлагает на человека долг, ответственность за каждое дарованное ему благо. Поэтому в следующем аяте звучит суровое предупреждение:

«Страшитесь же дня, когда не сможет ни один человек ничем помочь другому, когда не будет ни от кого принят выкуп, когда бесполезным окажется чье-либо заступничество…»

А если вы думаете, что в этот день кто-нибудь, кроме Аллаха, сможет оказать вам помощь, то вы ошибаетесь, поскольку Он говорит:

«… и неоткуда будет ждать помощи».

Поэтому ни одно из тех средств спасения, к которым человек обращается в земной жизни, не будет доступно в Ином мире. Есть только один способ спастись – встать на путь Веры, добрых дел, раскаяния в грехах и самосовершенствования.

Два аята из этого отрывка очень походят на аяты 47 и 48 данной суры, в комментариях к которым было дано подробное объяснение идеи заступничества. Здесь эта тема затрагивается вновь, как бы напоминая, что предупреждение о том, что 'заступничество окажется бесполезным', вовсе не означает, что таким же бесполезным в Судный день будет и заступничество святого Пророка (ДБАР) или любого другого из его духовных сподвижников. Это предупреждение адресовано безбожникам, которые воображают, будто их идолы-хранители, боги или богини придут им на помощь, либо иудеям и христианам, которые упрямо верят в заступничество Моисея (ДБМ) или в то, что кровь Христа (ДБМ) станет выкупом за грехи его последователей. Рассмотренный аят решительно отвергает возможность такого выкупа или заступничества за грешников, не верящих в обещанного Небесами Последнего Посланника Аллаха – Мухаммада Мустафу (ДБАР) и отвергающих истинную веру, которую он проповедовал. Но, как уже говорилось выше, заступничество святого Пророка (ДБАР) и других святых (ДБМ) будет, по воле Аллаха, приниматься.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 124

وإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَاَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَاماً قَالَ وَمِنْ ذُرِّيَتِي قَالَ لاَ يَنالُ عَهدِي الظَّالِمِينَ ﴿124﴾

124. [Вспомни,] как испытал Господь Авраама повелениями, и как тот выполнил их. Тогда сказал Он: «Воистину, Я сделаю тебя имамом (предводителем) для людей». Спросил Авраам: «А потомство мое?» Ответил Он: «Завет Мой не распространяется на тех [из них,] кто нечестив».

Комментарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: