Выдающаяся личность Авраама (ДБМ)




Имя Авраама (ДБМ) упоминается 69 раз в двадцати пяти сурах Корана. Этот великий пророк (ДБМ) награжден в них самыми лестными эпитетами и удостоен высочайших похвал Аллаха. Он был прообразом, живым образцом совершенного человека.

Его исключительные знания об Аллахе, логически безупречно построенные речи, разоблачавшие идолопоклонников, активная борьба против тиранов своей эпохи, преданность и терпение в исполнении повелений Аллаха, невиданная стойкость во всех жизненных перипетиях и тяжелых испытаниях служат образцом для подражания и достойным примером для всех мусульман, а также для тех, кто еще только ищет свой путь к Аллаху.

Говоря словами Корана, Авраам (ДБМ) был 'избранным' и 'добродетельным'[136], 'в числе праведников'[137], 'предводителем'[138], 'праведником'[139], 'смиренным, кротким'[140]. Кроме того, он был несравненно храбр и чрезвычайно великодушен.

более подробно, если будет на то воля Аллаха, мы обсудим этот вопрос в комментариях к аятам суры Ибрахим - 14, особенно ее последней части.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 125

وَإِذْ جَعَلْنَا الْبَيْتَ مَثَابَةً لِلنَّاسِ وَأَمْناً وَاتَّخِذُوا مِنْ مَقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى وَعَهِدْنَا إِلى إِبْرَاهِيمَ وإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّآئِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ ﴿125﴾

125. [Вспомни,] как превратили Мы Дом [Мекканский] в место сбора и прибежище для людей. Сделайте же место стояния Авраама местом совершения молитвы. Повелели мы Аврааму и Исмаилу: «Содержите в чистоте Дом Мой для совершающих обход вкруг него, для уединяющихся, преклоняющихся и ниц падающих».

Комментарий

Великолепие Каабы

за пояснениями, приведенными в предыдущем аяте по поводу высокого ранга Авраама (ДБМ), следует аят, цель которого - привлечь внимание читателя к великолепию Священного дома Мекки - Каабы, который был возведен Авраамом и его сыном (ДБМ). Сказано: «[Вспомни,] как превратили Мы Дом [Мекканский] в место сбора и прибежище для людей».

Кааба является центром, куда ежегодно стекаются толпы правоверных, и можно предположить, что именно это послужило основанием для использования в данном аяте слова /масаба/ (производное от /сауб/), означающего 'место, куда возвращаются' или 'место, где собираются'. Собираясь в Каабе, правоверные духом и телом возвращаются к Единому творцу, к истокам своей истинной внутренней сущности. Вот почему это слово - /масаба/ (прибежище, жилье, дом) использовано здесь для обозначения Дома Аллаха. Дом человека – это то место, куда его обитатели постоянно возвращаются после завершения своих трудов, находя в нем спокойствие и отдохновение, и слово /масаба/ передает именно это состояние беззаботности и покоя. Кроме того, оно очень хорошо оттеняет значение следующего слова аята - /амнан/ 'безопасное убежище', особенно применительно к слову 'люди', поскольку оно подчеркивает, что это безопасное место служит прибежищем для людей всего мира.

Это, фактически, выражает согласие Аллаха принять одну из просьб Авраама (ДБМ). (Эту тему мы обсудим в комментарии к 126 аяту.)

Затем звучат такие слова: «Сделайте же место стояния Авраама местом совершения молитвы».

Существуют различные точки зрения относительно того, что означают слова 'место стояния Авраама'. Некоторые комментаторы считают, что 'стояние Авраама' символизируется выполнением всех обрядов хаджа. Другие же приводят такие варианты, как /‘арафа/ 'гора признания', /маш‘ар аль-харам/ 'священный монумент', а также /джамарат/ 'побивание камнями'. Есть также мнение, согласно которому это слово означает все святые места Мекки.

Однако многие исламские предания указывают на то, что в аяте речь идет о месте стояния Авраама, расположенном рядом с Каабой, где паломники совершают свою молитву после ритуального хождения вокруг Священного дома. Эту точку зрения разделяют и многие комментаторы. Отсюда и слово /мусалла/, использованное в данном аяте и означающее 'место совершения молитвы'.

Если это так, то рассматриваемый аят относится к договору, который Аллах заключил с Авраамом (ДБМ) и Исмаилом (ДБМ) о содержании Каабы в чистоте: «Повелели мы Аврааму и Исмаилу: 'Содержите в чистоте Дом Мой для совершающих обход вкруг него, для уединяющихся, преклоняющихся и ниц падающих'».

Что означают слова 'содержите в чистоте'? Некоторые полагают, что речь здесь идет о вынесении идолов и очищении Каабы от их пребывания.

Другие считают, что это выражение подразумевает очищение от грязи и нечистот, например, от крови и внутренностей животных, которых приносили здесь в жертву некоторые верующие, не заботясь о том, чтобы убрать грязь, остававшуюся после жертвоприношения.

Есть также мнение, согласно которому аят призывает к 'чистоте намерений' при строительстве Священного дома Единого Бога.

Нам не стоит здесь ограничиваться каким-то одним вариантом, исключая при этом все остальные. Согласимся с тем, что Дом единобожия должен быть чист от любой скверны, как физической, так и духовной.

Именно такой подход позволяет понять, почему в некоторых преданиях этот аят использовался как обоснование для очищения Каабы от язычников, а в некоторых других – для омовения и содержания тела человека в чистоте.

* * *

Пояснение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: