Благодаря предыдущим аятам, мы уже получили некоторое представление о личности Авраама и о некоторых его деяниях, а также узнали о его вознесенных к Богу молитвах, затрагивающих материальные и духовные аспекты бытия.
Из прочитанного выше можно заключить, что этот великий пророк может служить образцом для подражания искателям истины во всем мире, а его учение можно считать надежным жизненным ориентиром для каждого человека.
Первый аят рассматриваемого отрывка продолжает эту тему.
«Кто отступится от веры Ибрахима? Разве только глупый».
Разве не глупо отвергнуть чистую как бриллиант веру Авраама (Ибрахима) (ДБМ) и свернуть с прямого пути на кривые дорожки многобожия, богохульства и разврата? Религия Авраама (ДБМ) созвучна душе человека и его внутренней природе. Это религиозное учение отвечает всем требованиям разума и логики. Религия Авраама (ДБМ) несет благо человеку как в земной, так и в Иной жизни.
«Его Мы сделали избранником [Своим] в мире этом, и, воистину, в мире будущем будет он в числе праведников».
Да, Авраам (ДБМ) выбран Аллахом, он в числе праведников, и поэтому именно он заслуживает быть образцом для подражания.
* * *
Следующий аят подчеркивает еще одно выдающееся качество Авраама (ДБМ), которое, по существу, является основой всех его остальных достоинств.
«[Вспомни,] как сказал Бог Ибрахиму: 'Предайся [Мне]», и ответил тот: 'Предался я Господу миров'».
Да, именно в тот момент, когда Авраам (ДБМ), истинно верующий, готовый к самопожертвованию человек прислушивается к голосу своей истинной сущности, Аллах повелевает ему: 'Предайся [Мне]', - и он безоговорочно подчиняется Его повелению. Авраам (ДБМ) видит, что звезды, Луна и Солнце в своем движении следуют строгим правилам. Его проницательный ум подсказывает ему, что все они подчиняются законам творения. И тогда он заявляет, что ни одно небесное тело не может быть его Богом, и произносит следующие слова: «Да, действительно! Истинно уверовав, обратился я лицом к Тому, Кто сотворил небеса и землю. И не принадлежу я к многобожникам!» (Аль-Ан’ам (Скот) - 6:79).
|
Первым шагом на пути человека к обретению достоинства является обретение им душевной чистоты и искренности намерений, и именно эти качества Авраама (ДБМ) позволили ему полностью подчиниться воле Аллаха, заслужив тем самым Его благоволение и честь быть избранником Божьим в деле распространения Его религии.
Все деяния Авраама (ДБМ), свершенные им на своем жизненном пути, были уникальны. Одним из проявлений его веры был вызов, брошенный им идолопоклонникам, а также тем, кто обожествлял звезды. В другой раз она проявилась, когда он, будучи брошенным в огонь, продемонстрировал такую стойкость в своей вере, что даже его заклятый враг Нимруд был потрясен и вынужден был с неохотой признать: «Если кто-то пожелает найти себе Бога, то этот Бог должен быть похож на Бога Авраама (ДБМ)».[143]
Решение Авраама (ДБМ) оставить свою жену с младенцем-сыном в жаркой безводной пустыне Святой земли, возведение храма Каабы, готовность принести в жертву любимого сына также послужили доказательствами непоколебимости его веры.
* * *
Как явствует из последнего аята рассматриваемого отрывка, завещание, оставленное Авраамом (ДБМ) своим детям в последние мгновения его жизни, также может служить примером для подражания: «Ибрахим, а также Йа‘куб (Иаков) заповедали Веру сынам своим…».
|
Каждый из них сказал своим сыновьям: «О сыны мои! Предназначил вам Бог религию эту. Не умирайте же не предавшимися [Ему]».
Создается впечатление, что Коран, приводя завещание Авраама (ДБМ), стремится вновь подчеркнуть мысль о том, что люди несут ответственность за своих детей не только тогда, когда они вместе с ними: они отвечают и за их будущее. Человек, находящейся на смертном одре, обязан думать не только о своих финансовых делах и о материальном благополучии детей после его смерти. Прежде всего он должен заботиться об их духовной жизни.
Завет Авраама (ДБМ) не был забыт. Его внук Иаков последовал примеру деда и в последние мгновения жизни раскрыл своим детям секрет победы, успеха и счастья одной короткой фразой: «Предайтесь Господу миров».
Выделение Иакова из ряда других пророков преследует, вероятно, цель показать иудеям и христианам, претендовавшим на звание его духовных наследников, что их богопротивные верования и отсутствие искреннего смирения перед Высшей истиной, проявившееся в их конкретных делах и поступках, далеки от образа действия того, кого они считали своим единомышленником.
Сура Аль-Бакара (Корова)
Аяты: 133-134
أَمْ كُنْتُمْ شُهَدَآءَ إِذْ حَضَرَ يَعْقُوبَ الْمَوْتُ إِذْ قَالَ لِبَنِيهِ مَا تَعْبُدُونَ مِن بَعْدِي َقالُوا نَعْبُدُ إِلهَكَ وإِلهَ ءَابآئِكَ إِبْرَاهِيمَ َوإِسْمَاعِيلَ وإِسْحَاقَ إِلهاً وَاحِداً وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ ﴿133﴾ تِلْكَ اُمَّةٌ قَدْ خَلَتْ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَلَكُم مَا كَسَبْتُمْ وَلاَ تُسْئَلُونَ عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ ﴿134﴾
|
133. Разве присутствовали вы (т.е. иудеи, слушавшие Мухаммада), когда смерть подступила к Йа‘кубу, и спросил он сынов своих: «Чему после меня будете поклоняться вы?» – ответили они: «Будем поклоняться мы Богу твоему и Богу отцов твоих – Ибрахима, Исма‘ила и Исхака – Богу Единому, Ему предаемся мы!»?
134. Это народ, уже нет которого. Ему – то, что заслужил он, а вам – то, что заслужили вы, и не в ответе вы за содеянное ими.