Суть учений всех пророков едина




В Священном Коране несколько раз подчеркивается, что не существует различия между пророками Аллаха, ибо все они получали откровения из одного Источника и преследовали одну цель. Поэтому Коран призывает мусульман в равной степени уважать всех святых пророков. Но, как уже говорилось ранее, этот призыв не вступает в противоречие с идеей о том, что каждая новая религия, посылаемая Аллахом, отменяет собой предыдущие, а Ислам - это последняя мировая религия.

Действительно, ни одна религия в мире, кроме Ислама, не требовала от своих приверженцев верить также в истинность, божественную святость, безгрешие и чистоту других посланников Аллаха и в другие священные писания. Ислам велит так поступать, исходя из того, что посланники Господа были подобны учителям, каждый из которых преподавал в своем классе. при переходе же из одного класса в другой, более высокий, у учеников появляется, естественно, новый учитель. Поэтому все народы должны следовать призыву последнего из пророков своей эпохи, который является провозвестником нового, самого высокого на данный момент этапа развития религии, что никоим образом не отвергает истинности призывов предыдущих пророков.

* * *

Кто такие 'Асбат'?

Исходное значение слова /сибт/ - 'легко расширяющийся, расходящийся'. Иногда слово /сабат/ используют для обозначения дерева, поскольку его ветви свободно расходятся в разные стороны. Лексикологи утверждают, что слово /сибт/ (множественное число – /асбат/) включает в себя такие значения как 'дети сыновей или дочерей', то есть внуки.[146]

Использованное в аяте 136 слово /асбат/ означает так называемые колена израилевы, берущие начало от двенадцати сыновей Иакова, а поскольку среди них были пророки, то в данном аяте они названы среди тех, кому ниспосылались Божественные откровения.

Итак, слово 'асбат' означает здесь колена племени израильтян, берущие начало от сыновей Иакова, среди которых было несколько пророков. Не все сыновья Иакова были пророками, поскольку некоторые из них запятнали себя грехом, совершив подлость по отношению к своему собственному брату.

* * *

Арабское слово /ханиф/ означает 'правоверный' или 'человек, склонившийся на сторону истинной веры'. Поэтому об искреннем стороннике единобожия, который отказывается поклоняться многим богам и склоняется к вере в Единого Бога, говорят что он /ханиф/.

Одним из производных значений слова /ханиф/ является 'истинный, прямой'.

Это пояснение позволяет понять, что те значения, которые комментаторы порой придают слову /ханиф/, толкуя его как хадж (т.е. паломничество к Каабе), приверженность истине, следование по пути Авраама (ДБМ) и безгрешность поступков, являются лишь частными примерами всеобъемлющего смысла этого понятия.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аяты: 138-141

صِبْغَةَ اللّهِ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللّهِ صِبْغَةً وَنَحْنُ لَهُ عَابِدُونَ ﴿138﴾ قُلْ أَتُحَآجُّونَنَا فِي اللّهِ وَهُوَ رَبُّنَا وَرَبُّكُمْ وَلَنا أَعْمَالُنَا وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُخْلِصُونَ ﴿139﴾ أَمْ تَقُولُونَ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ وإِسْمَاعِيلَ وإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالأَسْبَاطَ كَانُوا هُوداً أَوْ نَصَارَى قُلْ ءَأَنْتُمْ أَعْلَمُ أَمِ اللّهُ وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنْ كَتَمَ شَهَادَةً عِندَهُ مِنَ اللّهِ وَمَا اللّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ ﴿140﴾ تِلْكَ اُمَّةٌ قَدْ خَلَتْ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَلَكُمْ مَا كَسَبْتُمْ وَلاَ تُسْئَلُونَ عَمَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ ﴿141﴾

138. [Скажи иудеям и христианам от имени мусульман:] «Погружаемся [мы в Веру] в Бога! Да и в какую веру лучше погружаться, как не в Веру в Бога [Единого]? И Ему поклоняемся мы».

139. Скажи: «Неужели станете вы спорить с нами относительно Бога: ведь Господь Он наш и ваш. Нам – наши деяния, вам – ваши деяния, и преданы мы Ему».

140. Или станете утверждать вы, что Ибрахим, Исма‘ил, Исхак, Йа‘куб и потомки их были иудеями или христианами? Скажи: «Вы лучше знаете или же Бог? И кто же нечестивее того, кто скрыл имеющееся у него свидетельство от Бога? Ведь знает Он то, что вершите вы».

141. Народы эти ушли уже. Им – то, что заслужили они, а вам – то, что заслужили вы, и не спросят с вас за содеянное ими.

Комментарий

Вслед за аятами предыдущего раздела, призывающими последователей всех религий принять Божественные послания всех пророков, первый аят нового фрагмента обращается к ним с повелением: «…Погружаемся [мы в Веру] в Бога!»

Эти слова означают призыв к очищению Верой и подлинному единобожию, в результате чего мир обретет свой единственный истинный цвет. Затем сказано:

«Да и в какую веру лучше погружаться, как не в Веру в Бога [Единого]? И Ему поклоняемся мы».

Таким образом, Коран призывает отбросить все расовые, национальные, племенные и иные различия, погружающие мир в пеструю неразбериху, и окунуться (символически) в один цвет - цвет Аллаха.

Некоторые комментаторы отмечают, что у христиан имелся обычай крестить новорожденных в слегка подкрашенной воде, что должно было служить символом обретения крещенным человеком нового цвета в начинающейся для него жизни. Христиане говорили, что крещение, особенно с использованием краски определенного цвета, служило очищению человека от первородного греха, тяготеющего над ним со времен Адама (ДБМ).

Коран не согласен с шаткой логикой такого подхода и в противовес ей провозглашает, что очищение души и разума от пятен греховности требует, наоборот, отказа от всякого рода ритуальных красок, суеверий и проявлений непоследовательности и принятия цвета истины и благочестия.

Какая изящная и красивая фраза! Как было бы прекрасно, если бы все люди приняли цвет благочестия, то есть цвет единства, чистоты и добродетели! Ведь это - цвет обесцвеченности, цвет справедливости, равенства, терпения и настойчивости. Под ореолом этого цвета единения и искренности человечество смогло бы положить конец всем конфликтам и войнам и вырвать с корнем сорную траву многобожия и духовного разброда.

Это и означало бы обесцвеченность, или, другими словами, отказ от любых цветов и красок.

В некоторых преданиях, комментирующих данный аят, приводятся слова имама Садыка (ДБМ), который сказал, что выражение /сибгатуллах/ 'погружение [в купель] Господню' означает принятие чистой веры Ислама.[147] Эта идея перекликается с тем, что было сказано выше.

Некоторые иудеи, да и не только они, пытались порой спорить с мусульманами, утверждая, что все пророки были выходцами из их племени, что их религия – самая древняя, а их Писание – первая из всех священных книг. Они утверждали, что если бы Мухаммад (ДБАР) действительно был пророком, он был бы из их числа. А иногда затевали разговоры о своем превосходстве над арабами в том, что касается восприимчивости к новым вероучениям и Божественным откровениям, объясняя это тем, что арабы, в отличие от иудеев, были, по сути дела, идолопоклонниками.

Иудеи считали себя сыновьями Бога, которым, как они утверждали, принадлежит исключительное право попасть в рай. Коран отвергает все эти выдумки. Вначале Коран говорит, обращаясь к Пророку (ДБАР): «Скажи: 'Неужели станете вы спорить с нами относительно Бога: ведь Господь Он наш и ваш'».

Это Бог не одного какого-то племени или народа. Он Бог всех людей и Творец всего сущего на земле.

Затем, обращаясь уже к противникам Ислама, он добавляет: «Нам – наши деяния, вам – ваши деяния… »

Но существует разница между деяниями тех и других. Мы служим ему искренне и считаем, что у Бога нет сотоварищей (в то время, как большинство из вас запятнало свою веру многобожием): «…и преданы мы Ему».

* * *

Следующий аят служит ответом на некоторые другие надуманные утверждения. Сказано: «Или станете утверждать вы, что Ибрахим, Исма‘ил, Исхак, Йа‘куб и потомки их были иудеями или христианами? Скажи: 'Вы лучше знаете или же Бог?'»

Аллах лучше других знает, что они не были ни иудеями, ни христианами.

Вам также известно, даже если вы отказываетесь в этом признаться, что еще до Моисея (ДБМ) и Иисуса (ДБМ) этот мир посетило множество пророков. А если вы этого не знаете, то тогда вы приписали им такую веру в силу собственного невежества, что само по себе уже является великим грехом и попыткой скрыть истину. «И кто же нечестивее того, кто скрыл имеющееся у него свидетельство от Бога? Ведь знает Он то, что вершите вы»

Удивительно, как человеческий разум, оказавшись в плену собственного упрямства и предрассудков, начинает отрицать даже хорошо известные исторические факты! Например, иудеи считали Авраама (ДБМ), Исаака (ДБМ) и Иакова (ДБМ), которые пришли в этот мир и покинули его до появления и Моисея, и Иисуса, последователями этих пророков. Они отрицали вышеупомянутый факт, с которым связана судьба их народа, его религиозные воззрения и верования. Может быть, именно поэтому Коран называет их величайшими нечестивцами. Нет большего зла и несправедливости, чем намеренное утаивание фактов, что вынуждает людей блуждать в потемках, не имея ни пути, ни цели.

* * *

В последнем из обсуждаемых в данном отрывке аятов, который является также последним аятом первой (из тридцати) части Священного Корана, содержится еще одна отповедь нечестивцам, выдержанная, следует заметить, в несколько иной стилистической манере. Суть ее в том, что если даже допустить истинность их утверждений, то все равно следует понимать, что: «Народы эти ушли уже. Им – то, что заслужили они, а вам – то, что заслужили вы, и не спросят с вас за содеянное ими».

В заключение скажем, что каждый народ должен пожинать плоды своих собственных трудов, а не уповать на прошлое. Точно так же и человек должен добиваться благополучия, благодаря своим собственным достоинствам, а не заслугам предков.

Конец первой части


Часть вторая [148]
Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 142

سَيَقُولُ السُّفَهَاءُ مِنَ النَّاسِ مَا وَلاَّهُمْ عَن قِبْلَتِهِمُ الَّتِي كَانُوا عَلَيْهَا قُلْ لِلّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ يَهْدِي مَن يَشَآءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ ﴿142﴾

142. Станут говорить люди неразумные: «Что заставило отвернуться [последователей Ислама] от киблы, к которой обращались они [прежде]?». Скажи: «Принадлежат Аллаху и восток и запад. Ведет Он к пути прямому кого пожелает».

Комментарий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: