В этом аяте Авраам (ДБМ) обращается к Аллаху с просьбой даровать обитателям Святой земли два великих блага, одно из которых уже упоминалось в предыдущем аяте. Данный аят начинается такими словами: «[Вспомни,] как воззвал Авраам: 'Господи! Даруй безопасность стране этой…'»
В предыдущем аяте говорилось о том, что Аллах внял просьбе Авраама (ДБМ) и сделал Святую землю прибежищем, где человек был бы в безопасности от внешних и внутренних угроз.
Вторая просьба Авраама (ДБМ) звучала так: «…и надели плодами тех из жителей ее, кто уверовал в Бога [Единого] и день Судный'».
Интересно отметить, что Авраам (ДБМ) вначале попросил даровать безопасность и лишь затем – прочие мирские блага. Отсюда можно сделать вывод о том, что нормальная, здоровая хозяйственная жизнь невозможна в ситуации, когда в городе или в стране отсутствует безопасность.
Что касается выражения 'плоды', то мнения комментаторов по этому поводу разделились. В целом, это слово имеет широкий спектр значений, включающий в себя как материальные блага, будь то фрукты или любая другая пища, так и духовные.
Касаясь значения этого слова в контексте вышеприведенного аята, имам Садык (ДБМ) в одном из преданий сказал следующее: «Это плоды сердец». [141] Слова имама (ДБМ) говорят о том, что Аллах обращает внимание людей на обитателей Священной земли и призывает относиться к ним с любовью и добротой.
Следует обратить внимание на тот факт, что Авраам (ДБМ) в своей просьбе упоминает только тех, кто верит в Единственного истинного Бога - Аллаха и в Судный день, поскольку из слов предыдущего аята «Завет Мой не распространяется на тех из них, кто нечестив» он должен был понять, что часть его потомков выберет путь многобожия и неправедности. Поэтому, чтобы избежать бестактности, он не упомянул их в своей просьбе.
|
Аллах же на просьбу Авраама (ДБМ) ответил так: «Ответил Всевышний: 'Тем, кто не уверовал, дарую Я ненадолго удел [земной], а затем подвергну наказанию огнем. И не добрый же это исход [будет]'».
Это, фактически, та самая 'милость' Аллаха в широком смысле слова, в рамках которой Аллах одаривает земными плодами всех своих рабов – и праведников, и грешников. Однако в Ином мире, где вступает в силу 'Милость' в узком смысле слова, грешники не получат ничего из этих благ, и у них не будет ни малейшей возможности спастись.
* * *
Сура Аль-Бакара (Корова)
Аяты: 127-129
وإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴿127﴾ رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا اُمَّةً مُسْلِمَةً لَكَ وَأَرِنَا مَنَاسِكَنَا وَتُبْ عَلَيْنَا إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ ﴿128﴾ رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسولاً مِنْهُمْ يَتْلُواْ عَلَيْهِمْ ءَايَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنْتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴿129﴾
|
127. [Вспомни,] как закладывали Дом [Священный] Ибрахим (Авраам) и Исмаил [, и как воззвали они]: «Господи наш! Прими от нас [Храм этот Заповедный], ибо, воистину, Всеслышащий Ты, Всеведущий.
128. Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из потомства нашего – общину, предавшуюся Тебе, и укажи нам обряды поклонения [, которые должны исполнять мы]. Прими покаяние наше, ибо, воистину, Прощающий Ты, Всемилосердный.
129. Господи наш! Направь потомкам нашим посланника из их же числа, который сообщит им знамения Твои, научит их Писанию [Твоему] и мудрости [Божественной] и очистит их от [скверны язычества], ибо Всемогущий Ты, Наимудрейший».
Комментарий
Возведение Каабы
Многочисленные аяты Корана, исламские предания и некоторые исторические источники утверждают, что Кааба существовала со времен Адама еще до того, как туда пришел Авраам (ДБМ). В суре Ибрахим - 14:37 приводятся слова Авраама: «Господи наш! Поселил я часть потомства моего в долине, где не растут злаки, у Дома Твоего Священного…»
|
Этот аят подтверждает, что, когда Авраам (ДБМ) вместе с женой и малолетним сыном Исмаилом прибыл на священную землю Мекки, там не было никаких следов Каабы, и только Божественное провидение направило туда его стопы.
В другом аяте сказано: «Воистину, первый храм, который был возведен, чтобы [предавались в нем] люди [богослужению], - это Дом молельный в Бакке. Благословен он…» (Али Имран (Семейство Имрана) - 3:96).
Очевидно, что поклонение Аллаху и строительство молельного дома началось отнюдь не во времена Авраама (ДБМ), а намного раньше – во времена Адама (ДБМ).
Подтверждение этому находим в самом аяте:
«[Вспомни,] как закладывали Дом [Священный] Ибрахим и Исмаил, и как воззвали они: 'Господи наш! Прими от нас [Храм этот Заповедный], ибо, воистину, Всеслышащий Ты, Всеведущий'».
Данный текст зиждется на идее о том, что основание Каабы существовало с давних времен и на нем Авраам (ДБМ) с Исмаилом (ДБМ) возвели затем ее здание.
Повелитель правоверных его светлость имам Али (ДБМ) в одной из своих проповедей, известной под названием 'Касы‘а', также говорил: «Разве не видите вы, что Достославный Аллах испытывал камнями всех людей, пришедших в этот мир, начиная с Адама… Из этих камней возведен был Его Священный Дом…Затем повелел Он Адаму и его сыновьям обратиться к этому Дому…» [142]
Короче говоря, аяты Корана и исламские предания подтверждают мнение о том, что первым строителем Каабы был Адам (ДБМ). Во времена Ноя Кааба была разрушена всемирным потопом, а позднее восстановлена Авраамом (ДБМ), которому помогал его сын Исмаил (ДБМ).
Второй и третий из рассматриваемых в данном отрывке аятов повествуют о том, что Авраам (ДБМ) и Исмаил (ДБМ) воззвали к Аллаху пятью очень важными молитвами. Эти молитвы, произнесенные в процессе возведения Каабы, настолько конкретны, настолько точно отражают все потребности материальной и духовной жизни, что заставляют человека поверить в душевное величие этих двух выдающихся Посланников Аллаха.
Вначале Авраам ( ДБМ ) говорит: «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе…»
Затем просит о милости для своих потомков: «…а из потомства нашего – общину, предавшуюся Тебе…»
Вслед за этим он говорит: «…и укажи нам обряды поклонения [, которые должны исполнять мы]» (, чтобы степень нашего благоговения перед Тобой была достойна Твоего Величия).
После этого Авраам (ДБМ) покаянно взывает к Аллаху о прощении:
«Прими покаяние наше, ибо, воистину, Прощающий Ты, Всемилосердный».
* * *
Последняя, пятая мольба, обращенная к Аллаху во время возведения Каабы Авраамом (ДБМ) и Исмаилом (ДБМ), такова: «Господи наш! Направь потомкам нашим посланника из их же числа, который сообщит им знамения Твои, научит их Писанию [Твоему] и мудрости [Божественной] и очистит их от [скверны язычества], ибо Всемогущий Ты, Наимудрейший».
* * *
Сура Аль-Бакара (Корова)
Аяты: 130-132
وَمَن يَرْغَبُ عَن مِلَّةِ إِبْرَاهِيمَ إِلاَّ مَن سَفِهَ نَفْسَهُ وَلَقَدِ اصْطَفَيْنَاهُ فِي الدُّنْيَا وَإِنَّهُ فِي الاَخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ ﴿130﴾ إِذْ قَالَ لَهُ رَبُّهُ أَسْلِمْ قَالَ أَسْلَمْتُ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ ﴿131﴾ وَوَصَّى بِهَآ إِبْرَاهِيمُ بَنِيهِ وَيَعْقُوبُ يَا بَنِيَّ إِنَّ اللّهَ اصْطَفَى لَكُمُ الدِّينَ فَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنْتُم مُسْلِمُونَ ﴿ 132﴾
130. Кто отступится от веры Ибрахима? Разве только глупый! Его Мы сделали избранником [Своим] в мире этом, и, воистину, в мире будущем будет он в числе праведников.
131. [Вспомни,] как сказал Бог Ибрахиму: «Предайся [Мне]», и ответил тот: «Предался я Господу миров».
132. Ибрахим, а также Йа‘куб заповедали Веру сынам своим: «О сыны мои! Предназначил вам Бог религию эту. Не умирайте же не предавшимися [Ему]».
Комментарий