Обстоятельства ниспослания. Комментарий. Претензии на исключительность – плод невежества




Некоторые из комментаторов, ссылаясь на Ибн Аббаса, рассказывают, что как-то группа христиан из Наджрана присутствовала на проповеди Пророка (ДБАР), где среди прочих находились и некоторые ученые иудеи. В присутствии Пророка (ДБАР) между ними разгорелся спор. Один из иудеев, Рафи ибн Хармала, заявил христианам, что их религия зиждется ни на чем, отрицая тем самым пророческую миссию Иисуса (ДБАР) и его Божественную Книгу. В таком же духе ему ответил один из христиан, сказав, что религия иудеев создана на пустом месте, отрицая со своей стороны пророческую миссию Моисея (ДБМ) и Тору. Тогда и был ниспослан приведенный выше аят, содержащий укор и тем и другим за необоснованные утверждения.[112]

Комментарий

Претензии на исключительность – плод невежества

В предыдущем аяте мы познакомились с некоторыми бездоказательными утверждениями иудеев и христиан. Рассматриваемый здесь следующий аят показывает, что такие утверждения порождают претензии на исключительность, а затем и всевозможные противоречия и конфликты.

«Говорят иудеи: 'христиане – ни на чем'. Христиане же заявляют: 'иудеи – ни на чем'…»

Выражение 'ни на чем' может означать, что они ничто в глазах Аллаха или что их религия ничтожна. Мысль завершается такими словами:

«…тогда как они [оба] читают Писание».

Иными словами, и те и другие обладают Священным Писанием – верным и надежным средством для решения подобных проблем, и в то же время, как ни странно, произносят слова, которые порождены не чем иным, как предрассудками и враждой.

Далее в Коране говорится:

«Вторят им также и те, кому не ведомы писания, подобные [Торе и Евангелию]».

(Хотя первые – это люди Писания, а последние – язычники или идолопоклонники.)

Этот аят указывает на невежество как на источник нетерпимости и предрассудков, поскольку невежественные люди привыкли замыкаться в собственном мирке и приемлют только то, что уже знают. Они верят лишь в то, что втолковывалось им с детства, даже в том случае, если эта вера ложная и проникнута суеверием. Поэтому они отвергают все, что не согласуется с их убеждениями.

В конце аята сказано:

«Рассудит их Господь в день Воскресения в том, в чем расходились они».

Именно в Ином мире все тайное станет явным и все события получат свою истинную оценку. Никто не сможет отрицать правду, и все споры и разногласия потеряют смысл. Да, одна из особенностей дня Воскресения состоит в том, что в этот день исчерпываются все разногласия.

Кроме того, рассматриваемый аят напоминает мусульманам, что, несмотря на ожесточенную борьбу с Исламом иудеев и христиан, им не о чем беспокоиться, поскольку и те и другие отказываются признавать религию друг друга. Приверженцы иудейства и христианства отрицают веру друг друга, доказывая тем самым свое невежество, которое и порождает нетерпимость – источник претензий на исключительность.

* * *


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 114

وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنْ مَنَعَ مَسَاجِدَ اللّهِ أَنْ يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ وَسَعَى فِي خَرَابِهَآ اُوْلَئِكَ مَا كَانَ لَهُمْ أَنْ يَدْخُلُوهَآ إِلاَّ خَآئِفِين لَهُمْ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ وَلَهُمْ فِي الاَخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴿114﴾

114. Кто же больший грешник, чем тот, кто запрещает поминать имя Его в храмах Божиих и кто стремится разрушать [храмы] эти? Не следовало бы таким ходить туда без чувства страха. Позор им в мире этом, а в мире будущем – муки великие.

Обстоятельства ниспослания

В трактате «Асбаб ан-нузуль» приводится высказывание Ибн Аббаса, который считал, что в этом аяте речь идет о римлянах во главе с Фатлусом ар-Руми, которые воевали с израильтянами и предали огню Тору. В результате этой войны сыны израилевы были пленены, а Иерусалим разрушен и завален телами погибших.[113]

Знаменитый комментатор Табарси, ссылаясь на Ибн Аббаса, пишет в своей книге «Маджма‘ аль-баян» о том, что попытки разрушить Иерусалим продолжались до тех пор, пока Святая Земля не была покорена мусульманами.[114]

В предании от имама Садыка (ДБМ) говорится, что этот аят был ниспослан в связи с действиями курайшитов, которые помешали святому Пророку (ДБАР) войти в Мекку и посетить Каабу.[115]

Существует и третья версия обстоятельств ниспослания, согласно которой в аяте говорится о тех местах в Мекке, где мусульмане обычно молились и которые язычники полностью разрушили после бегства Пророка (ДБАР) из города.[116]

Нет никакого противоречия в том, что каждое из описанных выше обстоятельств ниспослания соотносится с конкретной ситуацией, каждая из которых характеризует один из аспектов идеи, заложенной в этом аяте.

Комментарий

Самые несправедливые

обстоятельства ниспослания данного аята позволяют понять, что речь в нем идет и о иудеях, и о христианах, и о язычниках, в то время как в предыдущем аяте говорилось, в основном, об иудеях и лишь изредка - о христианах.

В любом случае, иудеи, поднявшие шум вокруг вопроса о кибле, пытались заставить мусульман совершать молитвы, обращаясь лицом, как и прежде, в сторону Иерусалима, в надежде продемонстрировать членам мусульманской общины свое превосходство и одновременно бросить тень на исполненный света и величия образ Священной Мечети и Каабы.[117]

Мекканские язычники, помешавшие святому Пророку (ДБАР) и другим мусульманам посетить Каабу и совершить обряд паломничества, фактически попытались обречь этот Священный дом на забвение и разрушение.

После завоевания Иерусалима и христиане пытались разрушить этот священный город, что, по словам Ибн Аббаса, и послужило поводом для ниспослания данного аята.

Коран предупреждает последователей этих трех религиозных направлений, а также всех тех, кто пожелает последовать их примеру, такими словами:

«Кто же больший грешник, чем тот, кто запрещает поминать имя Его в храмах Божиих и кто стремится разрушать [храмы] эти?»

Таким образом, Коран называет тех, кто не позволил мусульманам посетить Каабу, самыми неправыми из всех людей. Действительно, разве можно придумать больший грех против правды, чем стремление разрушить центры единобожия и не позволить людям поминать имя их Господа, что привело бы к распространению многобожия и разложению общества?

Далее в аяте говорится: «Не следовало бы таким ходить туда без чувства страха».

То есть мусульмане и все в мире, кто верит в Единого Бога, должны твердо выступить против этих богоотступников и всякий раз давать решительную отповедь их посягательствам на святые места, чтобы никто из них не смел входить туда свободно и без страха.

Смысл данного аята можно истолковать так, что неправедным людям, лелеющим подобные замыслы, никогда не властвовать безраздельно над нашими святыми храмами и местами поклонения. В конечном счете, каждый раз, вступая в них, они будут испытывать страх. Им уготована такая же судьба, что и язычникам Мекки, посягнувшим на Священную мечеть.

И, наконец, в завершающей части аята Коран сурово предупреждает этих грешников о наказании и в земной жизни, и после смерти:

«Позор им в мире этом, а в мире будущем – муки великие».

Таков удел тех, кто хочет отвратить верующих от их Господа.

Пояснение

Разрушение мечетей

Нет никакого сомнения в том, что данный аят имеет широкий обобщающий смысл и не ограничен каким-либо конкретным временем или местом. С этой точки зрения он подобен другим аятам Корана, которые были ниспосланы в связи с определенными обстоятельствами, но содержат в себе назидательный смысл, сохраняющий свою актуальность во все времена. Поэтому любой, будь то один человек или группа людей, кто будет так или иначе пытаться разрушить мечети Аллаха или мешать поминанию в них имени Господа и совершению обрядов поклонения Ему, будет обречен на позор и великое наказание, о которых говорится в этом аяте.

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что когда речь идет о недопущении верующих в Священную мечеть и запрещении им поминать имя Аллаха и поклоняться Ему, а также о попытках разрушить ее, то имеется в виде не только стремление разрушать мечети в буквальном смысле слова, с помощью кирки и лопаты, но и всякое действие, причиняющее урон их красоте, авторитету и славе.

В комментарии к суре Ат-Тауба (Покаяние) - 9:18 разъясняется, что использованная в данном аяте кораническая фраза /йа‘муру масаджид/ означает, как это явствует из целого ряда мусульманских преданий и хадисов, не просто 'строить или ремонтировать мечети'. Одним из важнейших способов сохранить мечеть и поддержать в ней жизнь это – посещение этих святых храмов, поминание там Имени Аллаха и поклонение Ему.

И наоборот, все, что может заставить верующих отказаться от поминания Имени Аллаха и отвратить их от посещения мечети, есть проявление величайшей неправедности и несправедливости.

* * *

Молитва

Господи! Упаси нас от любых заблуждений и удержи на пути истинном!


Сура Аль-Бакара (Корова)

Аят: 115

وَلِلّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَاَيْنَما تُوَلُّوْا فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ إِنَّ اللّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ ﴿115﴾

115. И восток и запад принадлежат Богу. И куда бы ни повернулись вы, [все равно] обратитесь к Самому Всевышнему. Воистину, Всеобъемлющий Он, [все] Знающий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: