По Благочинию Переславского округа, Ярославской Епархии




Переславский благочиннический округ выделен в самостоятельный в июле месяце 1947 г. из Ростовского благочиния. В состав Благочиния входять 7 приходов: 1 церковь г. Переславля, 2 ц. Переславского р-на, 1 ц. – Рязаецевского р-на и 3 ц. Нагорьевского р-на. Население всех приходов, за исключением г. Переславля, в котором рабочее население, состоит исключительно из крестьян, колхозников – тружеников, которые ведут упорный и честный труд для своего существования. Каждый приход состоит из своих приходских учредителей (зарегистрированных), а если есть приходящие из других селений или районов, то, такие, являются как молящие и исполнители р/обрядов. Приписных приходов – фактически нет. Количество функционирующих приходов недостаточно – ощущается дальность расстояния. Так: с северной стороны г. Переславля, 24 км, где следовало бы открыть храм в селе Троицком или в с. Лаченцах(?)

С Западной стороны города (25 км) в селе Усоме (?)

Население во всех приходах глубоко верующее: все таинства церковные, молитвословия и обряды выполняются аккуратно. Хождения «со славой» во все положенные праздники тоже выполняются. Состояние храмов довольно приличное, а не в некоторых приходах очень хорошее. За прошедший сезон 1948, в каждом храме произведен тот или иной ремонт. Положенные Богослужения в храме отправляются в точности. Богослужения же вне храма не выполняются, т.к. некоторые праздники падают на рабочие дни. Звон и трезвон производится в тех храмах, где имеются колокола. Церковная жизнь, по сравнению с военным временем, заметно падает; какие к этому причины – определить трудно. Духовенство, обслуживающее приходы, являются, по своей нравственной оценке, соответствующим своему положению и назначению. Богослужебная, проповедническая и административно- хозяйственная часть выполняется точно и аккуратно.

Наиболее выдающиеся пастыри в благочинии: Митрофорный прот. г. Переславля, М. Денисюк по образованию и наградам; села Алексина свящ. В. Дмитриев – студент Семинарии и хороший проповедник. Других членов причта в приходах нет. Что касается отрицательных явлений, в среде духовенства не наблюдается, напр., табакокурение, как наследственный порок, у некоторых «батюшек» наблюдается. Пьянство, как …? в широком смысле этого слова – среди духовенства не наблюдается. Картежная игра – совершенно отсутствует. Борьба с этими пороками со стороны Благочинного – вразумление, советы, и выводы. Положение об Управлении Православной Церковью на местах вошло полное русло жизни. Работа Исп. орг., Ревком. ведется исправно. Взаимоотношения с настоятелями – корректирует Благочинный, как непосредственный руководитель вверенного его наблюдений причта и приходов, имеет, к последним, отеческое окормление и внимание, поддержку и дает соответствующие назидательные и вразумительные советы.

Все действующие храмы церковной утварью снабжены достаточно. Учет церковных средств и имущества ведется путем ревизий, проверки и записи в приходо-расходные книги. Состояние духовенства среднее.

Взаимоотношения приходского духовенства с местной администрацией и финорганами лояльное – непосредственное подчинение как к законодательной власти.

Материально-бытовые условия жизни приходского духовенства «хромает». Правда – жилище предоставляется каждому священнику, но эти жилища, как «квартира» часто не соответствует своему назначению: и не удобны, и вместе с хозяином дома и пр., что касается содержания – таковое приобретается лично самим духовенством на свои средства. В уплате налогов помощи не оказывается, а если и оказывается, то самая минимальная.

Транспорт, при обслуживании требоисполнений, так же не всегда представляются; духовенству в большинстве случаев, приходится ходить пешком за несколько десятков километров. Эти условия в 1948, по сравнению с предыдущими годами, хуже. Раскольников, сектантов и старообрядцев в приходах совершенно нет.

Особенно знаменательные торжества церковные наблюдаются в дни храмовых и престольных праздников, т.к. в эти дни бывают и певчие-любители и посещаемость храма богомольцами гораздо больше. Примечательных событий не наблюдалось.

В Заключении хочется сказать, что общая характеристика церковной жизни благочиния стоит на уровне и церкви и ее служителей и религиозной жизни. Бывают иногда явления «калечущие» приходскую жизнь и волны «моря житейского» обуревают церковный корабль, но слова Великого Кормчего «не бойся малое стадо» заставляет сказать слова Псаломника[28]: «Упова душа моя на Господа». Что заслуживает особого внимания, это – нет никаких жалоб ни духовенства на своих прихожан, ни прихожан на своих пастырей: - все довольны своим положением. Дай Бог, чтобы и впредь эти драгоценные качества росли и множились. Только при условии их и может быть: церковь веселиться, вера крепнуть и любовь преуспевать.

Подай же, Господи, многая и благословенная лета, Вашему Архиерейскому служению, Вашему вождению нас «от веры в веру». Да будут молитвы наши о Вашем здравии и долгоденствии яко жертва благоприятна пред Господем и яко фимиам кадильный.

28 декабря 1948 г.

Переславского Благочинного Округа

Благочинным, протоиерей Г. Лукьянов.

 

Отчет за 2-е полугодие 1948 года по Благочинию Даниловского Округа.

Во 2-м полугодии в состав Благочиния Даниловского Округа входили два района – Даниловский и Пречистенский, причем количество церквей в 1-м районе было 3 и во 2-м – 4, а всего в обоих районах было 7-м церквей, а именно – в Даниловском: 1) Вознесенская гор. Данилова, 2) Троицкая села Горинского и 3) Троицкая села Ильинского на Вокше и в Пречистенском районе: 4) Никольская церковь села Николо-Горы (…?), 5) Спасская – села Мечеходова, 6) Богор. Рожд. – села Парфеньева и 7) Вознесенская церковь села Вознесенского на Обноре.

Вначале же пятилетки, а именно в 1944 году, хотя и действовали в Благочинии 7-м церквей, но тогда в Даниловском районе не функционировала Троицкая церковь села Горинского, а в Пречистенском – ещё действовала Тихвинская церковь села Мартынова.

Горинская церковь, не работавшая несколько лет, была вновь открыта в 1946 году, а церковь села Мартынова перестала работать в 1945 году с переходом священника в другое село.

Часто прерывалась в отчетной пятилетке (44-48 гг.) служба в Троицкой церкви села Ильинского на Конше, Даниловского района, в которую назначались, после смерти в 1946 году уважаемого настоятеля священника о. Иоанна Ливанова, такие не подходящие пастыри, как священник Арсений Фаддеев и душевно-больной священник Василий Петровский, - которые, хотя и имели прекрасные голоса и могли бы усилить религиозное чувство прихожан и завлечь их в храм Божий, как задались другой целью, а именно – захотели расшатать это чувство и своим поведением и поступками отвлечь их от храма Божия. Правда, между ними, а именно – после свящ. Фаддеева был и достойный пастырь - о. Владимир Подвальнов, который стал налаживать церковное дело и народ стал посещать церковь Божию, но о. Подвальнов служил не долго.

Читаю долгом ещё отметить, что количество действующих церквей в Благочинии очень недостаточно и распределение их не вполне удовлетворяет верующих районов. Так, в Пречистенском районе церкви сел Парфеньева и Вонесенского на Обноре смежены приходами, а в других местах этого района и особенно Даниловского с трудом можно найти церковь, где совершается служба Божия, а из-за этого верующие ропщут и хоронят своих усопших без Свв. Таинств Покаяния и Причащения.

По отзывам о.о. Настоятелей церквей Благочиния Даниловского Округа население относиться к св. Таинству Крещению, а также и погребению очень сознательно и стараются, хотя часто и с опозданием, каждого крестить и даже крестятся и взрослые от 18 – 23 и более лет; тоже можно сказать и относительно погребения – почти каждого крещенного верующие стараются отпеть, если не очно, то заочно в храме или на дому, причем для заочного отпевания, за неимением вблизи своих церквей, идут за два, за три десятка и более километров в действующие дальние храмы.

Что же касается таинства Брака, то это таинство совершается в самом небольшом количестве.

Водосвятия в день Богоявления и 1-го августа совершается в оградах церковных или в храме. Настоятели некоторых церквей, как например, Троицкой ц. с. Ильинского, Троицкой церкви с. Горинского, Богор. – Рожд. церкви села Парфеньева и Спасской церкви села Мечеходова стали в некоторые праздники ходить со славой по домам прихожан.

Состав причтов Благочиния заставляет желать лучшего. Кроме священников церкви Вознесения г. Данилова, нет в Благочинии ни одного настоятеля с полным семинарским образованием, а все из духовных училищ или же из светских школ.

Я просил бы Вас, Владыко, сделать наставление свящ. села Парфеньева о. Прокопию Новикову, чтобы он изображал на себе крестное знамение по православному, а то он, креститься по своему, вызывает смущение у верующих.

Характеристика духовенства мною уже дана [в] послужных списках.

В большинстве сельских храмах проповедь если и произноситься, то нечасто и произноситься больше по печатным книгам, за исключением Новикова (с. Парфеньева), который говорит устно.

О новом священнике с. Вознесенского на Обноре пока еще не могу дать характеристики, так как еще мало знаю об его деятельности и проповедничества.

Некоторые храмы Благочиния требуют основательного ремонта – покраски крыши, отделки и промывки внутри, как напр., церкви села Николо-Горы, Парфеньева, Мечеходова, Ильинского на Конше. Правда в некоторых из них – в храмах с. Парфеньева и Ильинского на Конше кое-что и сделано в 1948 году, но еще недостаточно и в этих храмах верующие намерены в 1949 году докончить начатое и тогда храмы их будут в должном виде.

Исплн. Органы и верующие сел Николо-Горы и Мечеходова тоже намерены в 1949 г. начать ремонтировать свои храмы.

Из всех церквей Благочиния особенно хорошо отделан храм Вознесения Господня гор. Данилова. В нем все сияет золотом и чистотой. Иконостас и иконы промыты; живопись и орнаменты на стенах и потолке поновлены; стены, окна, решетки покрашены масляной краской и, где следует, отделаны под мрамор. Все сделанное ласкает взор и радует.

Вся крыша церкви, а также железные крыши возвращенной…часовни, сторожки и сарая дважды покрыты зеленой краской, а самые здания покрашены.

На колокольне св. Крест покрыт червонным золотом, а главы – алюминием.

Из-за плохой погоды в августе и начале сентября не удалось покрыт второй раз масляной краской и алюминием купол храма и позолотить червонным золотом св. Крест на куполе, что будет докончено в 1949 году.

Колокольня отделана внутри и на ней повешены семь вновь приобретенных колоколов, хотя и небольших, но вполне достаточных, чтобы производить звон и перезвон.

С лицевой стороны церкви устроена большая на кирпичном фундаменте и с кирпичными столбами новая железная ограда, причем железная ограда покрыта масляной, краской и кирпичная кладка тоже окрашена.

Деятельность Исполн. Органов и Ревкомиссии протекала нормально, в полном мире и согласии с о.о. Настоятелями и между собой и полностью удовлетворяла всем требованиям Положения об Управлении Р.П. Церкви.

Благочинный, когда к нему обращались или сам замечал что-либо неподходящее, всегда с любовью давал указания, разъяснение и наставление.

Храмы Благочиния богослужебными книгами, облачениями, утварью и т.п. обеспечены.

Учет церковных средств и имущества ведется согласно указаниям Положения об Управлении Р.П.Ц. Церковно – хозяйственная жизнь приходов регламентируется постановлениями заседаний Исполн. органов и Ревкомиссий.

Доходность во всех храмах теперь, конечно, в сравнении с прошлыми годами уменьшилась. Как церковная, так и причтовая, но жизнь в 1948 г. была гораздо лучше благодаря снижению цен на товары, а также свободной продажи хлеба, картофеля и других продуктов и в сельских приходах, благодаря хорошему урожаю, так что сельские прихожане более стали отзывчивее к нуждам своих пастырей.

Священники проживают или в своих домах как напр. о. Красносельский (с. Николо-Гора), о. Воскресенский (с. Горинское), о. Николаевский (г. Данилов), или же в церковных домах и сторожках.

В сельских приходах Благочиния раскольников – старообрядцев и сектантов нет. В гор. Данилове хотя и есть староверы – скрытники, но они себя не проявляют.

Из особо знаменательных торжеств церковных или событий было празднование 500-летия автокефалии Русской церкви 5/18 октября, о чем я уже и представил Вам особый рапорт от 1 – XI – 1948 г. за № 767.

Благочинный церквей Даниловского округа

Протоиерей Николай Рождественский.

К №2-му

От 3-I- 1949 года

 

 

Акт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: