Пошехоно Володарский благочиннический округ (отчетный материал 1948 года).




В округе пять действующих прихода с четырьмя действующими храмами (как известно, сгорел храм в с. Владычном). Распределение их по территории округа неравномерно и не пропорционально, как бы случайно. Два небольшие по территории района – Владыченский и Первомайский – имеют по две действующих (включая Владыченскую) церковь и можно сказать в смысле практической потребности насыщены храмами достаточно. П. – Володарский район, более обширный, с городским центром, имеет только один храм, в с. Димитриевском, и тот действует только с ноября 1947 г. Город Пошехонье-Володарск без храма, который используется здесь в качестве «овощного хранилища». А храм в с. Дмитриевском, в 10 км. от города, по-видимому, играет роль «громоотвода» от неорганизованных и сравнительно слабых тенденций городских обывателей оборудовать городской храм. В хлопотах пошехонцев-горожан можно усмотреть больше просто желания, нежели сознания острой нужды, в перспективах – больше мечтательности и гадательности, нежели реальных оснований, которых вовсе не видно в туманном хаосе неорганизованного «самотека» ходатайств. Недействующий храм Воскресения Христова на Маткоме в 50 км. от П.-Володарска и того дальше от ближайшей действующей церкви (Спас), не требует никакого ремонта, оборудован и сохранился лучше всех, стоит без службы около 5 лет. Религиозно-психологическая почва здесь та же самая, также точно хаос и самотек, и результаты в процессе желаемого возрождения.

Большой религиозный подъем наблюдался в годы войны, с окончанием которой уровень духовной жизни резко упал и в некоторых точках как бы застыл, а в некоторых имеет тенденции к дальнейшему понижению. Основываясь на однородности верующего состава всего пошехонского края, приняв за средний (контрольный) указатель, цифровые данные, имеющееся при вверенной моему настоятельству Спасской на Водоге церкви, можно конкретно проследить церковно-приходскую жизнь П.-Володарского округа за требуемые годы в приложенной табличке.

Число богослужений (включая «заказные») – 1944 г. – 122, 1945 г. – 130, 1946 – 124, 1947 г. – 115, 1948 г., до 20 декабря – 97.

Общее число посетителей – 1944 – 1945 гг. – не учтено, но значительно выше, 1946 г. – 5962, 1947 г. – 5166, 1948 г., до 20 декабря – 5482.

Крещений – 1944 г. – 160, 1945 г. – 177, 1946 г. – 119, 1947 г. – 145, 1948 г., до 20 декабря – 163.

Погребений – 1944 г. – 81, 1945 г. – 83, 1946 г. – 95, 1947 г. – 202, 1948 г., до 20 декабря – 87.

Венчаний – 1944 г. – 5, 1945 г. – 3, 1946 г. – 9, 1947 г. – 4, 1948 г., до 20 декабря – 2.

Причащений (говеющих) – 1944 г. – 240, 1945 г. – 207, 1946 г. – 176, 1947 г. – 102, 1948 г., до 20 декабря – 140.

Требы на дому – 1944 г. – 100, 1945 г. – 100, 1946 г. – 64, 1947 г. – 56, 1948 г., до 20 апреля – 65.

Денежные остатка на 1-е января – 1944 г. – 18.104, 1945 г. – 2308, 1946 г. – 3282, 1947 г. – 593, 1948 г., новые деньги – 119.

Общая сумма прихода – 1944 г. – 86.549, 1945 г. – 52.045, 1946 г. – 31.257, 1947 г. – 33.395, 1948 г., до 20 декабря – 25.773.

Общая сумма расхода – 1944 г. – 102.344, 1945 г. – 51.072, 1946 г. – 33.945, 1947 г. – 33.868, 1948 г., до 20 декабря – 21.165.

Посещаемость имеет следующий «закон»: два праздника рядом дают многолюдность в одном; например: если сильно Рождество, то слабы «старый новый год» и Крещение и наоборот. Праздник среди недели отнимает людей от смежных воскресений и наоборот. Верующие могут посещать храм и расходоваться на него не часто. В крещениях и погребениях традиция доминирует над «мировоззрением».

Процент некрещеных и не отпетых ничтожен и случаен. Возраст некрещеных не превышает 10 лет. Гражданских похорон нет вообще. Умерших – не отпетых «во время», отпевают «заочно», «над земелькой», после, при случае. Такой случай облегчает выход из положения при условиях дальности, транспорта и пр., зато сильно понижает степень серьезности и важности религиозных отправлений вообще. Это особенно заметно на венчаниях. Гражданский брак доминирует над религиозной настроенностью. В бытовом разрезе брак выглядит еще более свободным, чем в гражданских законах и переходит в полную беспорядочность и необузданность половых отношений. Прочность половых союзов, венчанных и невенчанных и вовсе не оформленных; одинакова. При этом не наблюдается ни разводных дел, ни семейных драм. Случающиеся иногда венчания переживаются и расцениваются объективно не более как даровые зрелища. Посты и мясоеды смешались в общий хаос так, что уже не едят, а «жрут» или «шамают» без всякого разбора, впрочем, не то, что непременно хочется, а что придется. Причащение и говение также потеряли в массе всякую серьезность и обязательность и технически выполняются чрезмерно просто, с большими «льготами» по неведению Закона Божия и по «извинительности» многих грехов и беззаконий от разных «объективных» причин. Причащение младенцев считается делом в высшей степени добрым и полезным для телесного здравия. Молодежь до 30 лет в общем не имеет никакого понятия, что такое грех, исповедь, покаяние, причащение; что такое молитва, крестное знамение…Остатки закона Божия кажутся вымирающими вместе с возрастом помнящих «доброе старое время» людей. Общий взгляд на церковь: никому ни в чем «не мешает» и всякая деятельность против нее неосновательна и неразумна, поскольку в своем результате уничтожение налогоплательщика наносит ущерб государственным доходам.

Богослужений общественного характера за пределами территории храма и религиозных демонстраций не бывает. Возбуждающиеся по этому поводу ходатайства не удовлетворялись и больше не повторяются. Пасхальная слава была разрешена однажды, в 1943 году. Ни в которой церкви нет ни одного колокола, хотя звон и трезвон по воспоминаниям оцениваются как самая главная вокальная функция храма. Местные религиозные праздники аккуратно справляются в быту без всякой связи с храмом. Никола, Варвара, Девятая и т.д. Масленица отмечается только ребятишками-подростками, зажигающими костры вечером на чистый понедельник.

Общее состояние храмов в сравнении с состоянием окружающей постройковой обстановки можно считать удовлетворительным (исключая, конечно, Владыченский храм). Ограда имеется только при одной и то недействующей церкви (на Маткоме). Ремонта храмы «просят» не более чем другие общественные и частные здания, однако запущенность в этом отношении очень велика. Для более или менее серьезного ремонта нет ни средств, ни материалов, ни транспорта, ни толковых людей. Частичные ремонты все - же кое-где производятся в форме заплат и заделок в неотложных аварийных местах: крыши, печки, рамы и т.п. И внутри храма многое обветшало, искосилось, облупилось, потемнело, закоптело, и, чем больше масштаб – тем страшнее внешний вид «красоты Господней».

Духовенство округа состоит из двух заслуженных протоиереев и двух священников, тоже уже заслуженных. В знании богослужебного устава и в богослужебной технике квалифицированы вполне, хотя в смысле художественного выполнение далеко не артисты и не могучи по физической слабости. Нет сомнения, что все сведущи и в гомилетике, но в гомилетике такой, которая не предусматривает данные современности. Проповедь вообще отсутствует и даже не входит в пастырские планы Пошехонья. В смысле удовлетворения оставшихся запросов и эстетических вкусов религиозного характера духовенство пошехонского округа в «подавляющем большинстве» выполняет свою роль вполне прилично, а в общем – добросовестно и по степени объективной возможности доброкачественно. Но в смысле пробуждения и развития этих запросов и вкусов, в смысле православно-церковного воспитания и окормления – над горизонтом пошехонских пажитей полное «молчание неба» (Апок. 8, 1).[35]

В хозяйственную часть своих церквей настоятели пошехонских храмов не входят, как говорится, не «суют носа» туда, где ничего не смыслят. Не трудно знать, что и как нужно здесь делать, но не всегда легко уметь, - в данном случае «изворачиваться», «выкраивать», интуитивно угадывать, «сводить концы с концами». Настоятель Спасской церкви едва не попал в уголовное дело, связавшись с рыбинскими спекулянтами в целях доставки для церкви горного масла. О.о. настоятелям, как священнослужителям, за неимением ответственного и квалифицированного, а вообще достаточного служебного персонала в своей области также приходиться «изворачиваться», чтобы провести богослужение без серьезных аварий и «катавасий». Хорошо - ли, худо – ли идет в пошехонских приходах церковно-богослужебное и церковно-хозяйственное дело, - в конце концов безразлично, т.к. нормальный ход вообще не обеспечен.

О нравственной высоте подведомственных священнослужителей должен сказать, что таковая может служить образцом для самого благочинного, как самого младшего по возрасту и по заслугам.

Образовательный уровень: четверо из пяти закончили духовные семинарии и один из начальной школы с монастырской (Оптинской) специальной курсовой пастырской подготовкой. При каждом храме фактическая норма служащих «день и ночь» только два человека: настоятель и лицо (старушка), исполняющее все остальные функции: псаломщика, пономаря, сторожа, просфорни, уборщицы и домашней хозяйкой настоятеля. Любое время на неделе по любому богослужебному требованию (заказная обедня, похороны и пр.) «весь штат» на лицо и готов к исполнению своих «обязанностей». В воскресные и праздничные дни приходят на клирос любительницы-женщины, кое-что усвоившие из службы по слуху. Умеющих верно читать по-славянски - нет. В Димитриевском храме любительски псаломщичествует бывший «красный» священник-обновленец, получающий мизерные (руб. по 5-10) случайные подачки на хлеб неофициально, во избежание не выгодной связи с райфинотделом. Как лицо единственно компетентное, сей более настоятеля одаренный внешними талантами. Экс-священник, вольно или невольно подчеркивает некоторые технические несовершенства (заикание) штатного священнослужителя. – Лицо, на руках которого церковный ящик, работает за весь исполнительный орган. Это лицо занято церковными делами как побочным промыслом. Из того, что таких лиц приходится искать днем с огнем и просить, можно заключит, что большого интереса ни в материальном, ни в почетном смысле пошехонский церковный ящик не представляет. И поскольку это так, никто им не интересуется, не контролирует и не требует отчетов. Делай как знаешь и умеешь и не тревожь, не беспокой людей, занятых своим делом. Такая психология приходских масс, которые приходят по временам в храм, чтобы исправить свои религиозные потребы, поскорее вернуться во свояси. Для предстоящих и молящихся храм в отношении финансов переживается как статья только личного и непроизводительного расхода (жертва), для труждающихся и поющих, наоборот, храм приемлется как источник дохода. От пошехонских алтаре не может пропитываться подобающий штат служащих так или иначе алтарю. Пошехонские алтари представляют из себя явление в высшей степени тяжелое, уродливое, жалкое, не отвечающее своей терминологии (Апок. 3, - 1, 17).

Статьи 35-48 «Положение об Управл. РПЦ» приняты пока только к сведению о том, что таковое существует, т.к. в требованиях своих практически ничего не учат. Для пояснения: между прочим, такой текст должен иметь штамп и печать настоятеля и как их регистрировать и у какого органа «подлежащей власти»? Подобно сему и все прочее: как собирать, проводить и оформлять собрания, протоколы, акты, как и в какой мере оплачивать деятельность членов исп. органа и рев. комиссии? С чего именно, как кому начинать и оформлять деятельность по организации новых приходов? И т.д. Но здесь у нас ни знания, ни умения в этой совершенно неосвоенной области, а главное, не обоснованного с практической стороны учреждения в нужности и необходимости «всего такого» ни у прихожан, ни у самих настоятелей. Самоуправление нам пока совершенно чуждо. Здесь требуется тоже какие то спецкурсы, семинары и учебники по той части литургики, которая трактует об ответственности за церковный ящик и церковное хозяйство. Без исчерпывающего наглядного разъяснения и ст. 36-я не удовлетворяет увязке времени церковного устава с временем с/хоз. работ в разных колхозах и бригадах. По только что изложенным обстоятельствам исполнорганы и ревкомы пошехонских приходов бездействуют под «руководством» так же бездействующих настоятелей.

О. Благочинный за время 24 октября 1947 г., т.е. с момента назначения, лично обозревал вверенные церкви два раза: в декабре 1947 г. и в июле сего года, намереваясь по изготовлении сего доклада лично проработать при каждой церкви учёты для получения цифровых данных к своему отчету. Что касается руководственных операций, то вся деятельность благочинного как такового не выходить из рамки передаточной инстанции сверху вниз и обратно ввиду сознания собственного несовершенства («не подкованности») и неимением под руками объективных контрольных мер.

С богослужебными книгами, облачением и утварью в храмах нашего округа, как говорят, можно биться, но вместе изношенностью особенно ощутительно тление и затхлость. Нет в храмах такого специфического церковного благоухания, которое помнится с детства. Если возможны будут издания богослужебных книг по гражданской азбуке (служба на Р.Х.), то желательно было бы иметь таковые в деревне, отпечатанными более ярким и крупным шрифтом.

Учет денежных средств и имущества ведется также как и вся прочая деятельность исполнительных органов и ревкомиссий, т.е. не ведется вовсе. На местах, как уже было замечено, никто никаких отчетов не спрашивает, а для представления вверх не хватает даже самой примитивной конторской грамотности у настоятелей, не говоря уже о прочем персонале. Кое какие записки ведутся на местах для собственной памяти, абсолютно безграмотно, кое-как, по-домашнему, «по бабьи», где ничего объективно не поймешь и ничего не выведешь. В конторском разрезе мы и сами не знаем про себя, что у нас есть и что должно быть. Приходо – расходные печатные книги как были получены, так и остаются…на которых инструкция велит не писать, а рисовать. Для этого нам здесь настоятельно требуются наглядные образцы в форме снимков с натуры (деловые письмовники), а не схемы, которые не сообщают нам не только конторского умения, а даже исчерпывающего понимания.

То же самое и с инвентаризацией. Чувствуется необходимость проведения среди настоятельства, призванного руководить операцией общественными средствами бухгалтерско-конторского «ликбеза». О состоянии доходности пошехонских церквей так. образом можно сделать только вывод по аксиоме: учет на глазок – отчет с потолка. Пошехонские церковные ящики плавают объективно в самой теснейшей и мутной воде. Судя по беседам и общим впечатлениям, общая реальная доходность церковных ящиков округа может быть представлена в цифрах предложенной таблицы, умноженных на церквей округа, включая и Владыченскую; здесь, поскольку владыченский приход функционирует, притекают и средства, хотя по другим статьям и целям (восстановление), но из источника такой же мощности. Мощность эта предельная. Всякий видимый эффект доходности может происходить путем усиления одной статьи на счет другой. Общий относительный процент издержек приходских кошельков на церковь при всяких колебаниях этих кошельков, по-видимому, один и тот же. При обработке вопроса о доходности встает вопрос о взаимоотношениях доходов исключительно от оборотов церковного ящика, вносящего «десятину» на Епархию, и личных доходов настоятеля, имеющего расчет с райфинотделом. От той или иной установки в той системе зависят формальные показатели валового оборота ящика, которые могут быть очень неодинаковы при одном и том же реальном основании. По оценке райфо весь приходской бюджет, т.е. обороты церковного ящика и личные доходы настоятеля, представляет одно целое частное предприятие, а настоятель – не что иное, как его хозяин, владелец. Имея полное право забирать себе весь «чистый доход» из ящика, настоятель обязан отчитываться в нем только для райфо – только перед райфо. Увеличение церковных средств насчет дохода настоятеля для райфо явление вовсе не интересное. Пропускание в деревне всего приходского бюджета, - будь то жертва в храме или вознаграждение за требы через церковный ящик и через одну общую приходо-расходную книгу; замена темного поручного расчета со священником официальной выдачей зарплаты по определенной «ставке» раздувает цифровой масштаб до соблазнительных размеров и в личном результате дает только увеличение «десятины» и затруднение в конторской работе на счет той же «ставки», для райфо к тому же юридически вовсе «не обязательной к исполнению». Результаты изучения реальной общецерковной доходности и мощности ее источников показывают, что весь реальный бюджет каждого прихода в отдельности, вся сумма всех отдельных издержек прихожан на каждую церковь, может быть определена суммой, колеблющийся цифрами в пределах 30-32 тысяч рублей валюты 1948 г ода. Несколько более половины этой суммы обеспечивает существование настоятеля, т.е. всего «предприятия». Все прочее всецело зависит от виртуозности мастеров «жить».

Отношения между приходским духовенством, состоящим в пошехонье из одних только настоятелей храмов, и органами гражданской администрации характеризуется данными указаниями на то, что церкви пошехонья никому ни в чем не мешают. Никаких инцидентов в этой категории не происходило и не слышно.

Несколько натянуты отношения с разным начальством во Владыченском приходе, который очутился в весьма исключительном положении и о котором требуется особый доклад. С райфинотделами по указанной причине состояния …., отчетов и финансовых взглядов на вещи отношения торгово-дипломатические, с финорганами мы просто договариваемся сквозь непроницаемый туман по «потолочной системе».

Материальные бытовые условия в общем очень малокультурны. Вместо бани приходится «париться» в печках. В церквях большинство облачений сшито руками. Суровыми нитками на холщевой «домотканой» подкладке – тяжелые, неуклюжие…В Димитриевской церкви холщевые антиминсы. Содержания хватает для одинокого вполне, семейному очень трудно, да семейных и нет. Местная деревенская продукция очень однообразна, местные магазины «сытным» продовольствием не занимаются. Постный стол – или очень постный или очень дорог и с трудом может быть «изыскан». Можно отметить, как характерную особенность полное отсутствие умения приготовить пищу в мало-мальски «интеллигентном» вкусе. Население пошехонских приходов очень не требовательно и невзыскательно во всех отношениях – от домашнего обеда до церковной литургии.

В обоих приходах Первомайского района при церквях, как совершенно уединенных, имеются отдельные деревянные сторожки – они же квартиры настоятелей, - типа крестьянской избы среднего пошиба, с отдельными, за перегородкой комнатками – «кабинетами» для настоятеля. В П.-Володарском районе такая сторожка каменная, в церковной ограде, при недействующей церкви на Майкоме. В Дмитриевском приходе церковная сторожка около самого храма занята чем-то гражданским, оставлен уголок для старухи-сторожихи. Священник живет в деревне, км. 1½ от села Димиттриевского в «хибарке» приобретенной на счет церкви. Во Владыченском районе принадлежащего церкви никакого жилья нет. Частных свободных квартир, сколько-нибудь сносных для священника, нет здесь в природе. Престиж священника в бытовом пошехонском обществе никому не приносит «соблазнительной чести», священники в Спасе и Владычном себе индивидуальные приюты у сарептийских вдовиц.[36] Транспорт – основной, обыкновенный – бык, запряженный в еле живую телегу или дровни, в редких и исключительных случаях – лошадь, запряженная в более прочную телегу или сани. В сухое, «дорожное» время проходят от разных организаций автомашины в Пошехонье и обратно. Благовещенская церковь Первомайского района связывается со станцией Бакланка.

По сравнению с предыдущими годами 1948-й год значительно лучше, особенно в смысле питания.

Самочинцев и враждебных агитаторов антипатриаршего уклона нет. От бывшего некогда весьма сильного раскола (старообрядчества) остались материальные следы в виде двухперстия, типичных икон и псалтырей, по которым в местностях наиболее отдаленных от действующих храмов специальные бабушки отпевают покойников и «погружают» младенцев с молитвою «Богородицы» или «Отче наш». Есть в некоторых деревнях и вблизи храмов вымирающие отдельные старушки, погребающие своих умерших сестер «по-своему».

Как особое примечательное событие в церковной жизни округа можно отметит уже известный пожар Владыченского храма. Упорное стремление владыченских прихожан непременно восстановить громадное каменное здание начинает ослабевать в пользу устройства скромного молитвенного дома, увы, после того, как начали опытом убеждаться в несостоятельности «объять необъятное».

27/XII- 1948 г. Благочинный Пошехоно-Володарского округа

№59 Священник???

 

 

В Канцелярию

Его Высокопреосвященства

Священника, церкви

села Унимерь

Гаврилов-Ямского р-на,

Николая Веховского

рапорт.

Сообщаю сведения о валовом доходе за 1948-й год.

Остаток на 1 января 1948 г. = 186.96

Приход за 1948-й год 56383. 82

Расход 50668. 22

Остаток на 1 января 1949 г. 5901. 89

Священник Николай Верховский.

 

Телеграмы:

+1201+ ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ 31 КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПА

ИЗ БОРИСОГЛЕБСКИХ СЛОБОД ЯРОСЛ 38 26 6 1030

= ОСТАТОК 1174 РУБ 15 1948 ГОД ПРИХОД 44107 РУБ 91

РАСХОД 23954 РУБ 80 ОСТАТОК 21327 РУБ 17 = ПАВЛОВО БОРИСОГЛЕБСКОЕ ВАСИЛЬЕВСКИЙ+

 

1340+ ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ ТРИДЦАТЬ ОДИН КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПА ИЗ МАКАРОВА РОСТОВСКОГО 52 25 6 1310

= ВАЛОВАЯ ДОХОДНОСТЬ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ СОРОК ВОСЬМОГО ГОДА ПЯТЬДЕСЯТЬ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТЬСОТ ШЕСТЬ РУБЛЕЙ СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТЬ КОПЕЕК С ОТСТАТОЧНЫМИ = МЕЛИОРАНСКИЙ+

 

+2245+ ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ 36 КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПУ ДИМИТРИЮ ГРАДУСОВУ ДАНИЛОВА 317 61 30 2200

= ВАЛОВАЯ ДОХОДНОСТЬ ДАНИЛОВСКОГО ХРАМА ДЕКАБРЬ 8092 СВЕДЕНИЯ ПОСЛАНЫЗАКАЗНЫМ 29/12 ТОЧКА ГОДОВАЯ ДОХОДНОСТЬ ДАНИЛОВСКОГО ХРАМА 100911 РУБЛЕЙ 64 КОПЕЕК ТОЧКА ВАЛОВАЯ ДОХОДНОСТЬ ПРОЧИХ ШЕСТИ ЦЕРКВЕЙ БЛАГОЧИНИЯ 66630 РУБЛЕЙ 64 КОПЕЕК ВСЕГО ПО БЛАГОЧИНИЮ ГОДОВАЯ ДОХОДНОСТЬ 167742 РУБ 28 КОП ТОЧКА ПИСЬМЕННОГО ВАШЕГО РАСПОРЯЖЕНИЯ О СООБЩЕНИЕМ ТЕЛЕГРАФОМ СВЕДЕНИИ ГОДОВОЙ ВАЛОВОЙ ДОХОДНОСТИ НЕ ПОСТУПАЛО = БЛАГОЧИННЫЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ+

 

+1630+ ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ 31 КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПУ ДИМИТРИЮ НЕКОУЗА ЯРОСЛ 39 18 5 16 5 = ВАЛОВОЙ ДОХОД 1948 ГОДА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧ ТРИСТА ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ РУБЛЯ = ПРОТОИЕРЕЙ ВОЛКОВ+

 

1715+ ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ 31 КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПУ ДИМИТРИЮ МАКАРОВА РОСТОВСКОГО ЯРОСЛ 45 39 5 1640

= ТАТИЩЕВ ПОГОСТ 1948 ВАЛОВЫЙ 4178968 КОПЕЕК ТЧК ЗАДЕРЖКА СОГЛАСНО ПИСЬМА БЛАГОЧИННОГО ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЕПАРХИИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ТЧК БЛАГОЧИННОМУ ОТЧЕТ ДАН СРОК ЧЕТВЕРТОГО ТЧК ПОЗДРАВЛЯЕМ НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЖЕЛАЕМ ЗДРАВИЯ МОЛИТВЕННОЙ НАСТРОЕННОСТИ = ИЕРОМОНАХ ВЕНИАМИН +

 

1541+ ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ 31 КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПУ ДИМИТРИЮ = = ЛЮБИМА 81 19 5 1515

= ВАЛОВЫЙ ДОХОД 1948 ГОД СОРОК ТЫСЯЧ ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ СЕМЬ РУБЛЕЙ = ЛЮБИМ ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ СКВОРЦОВ+

 

+1634 СРОЧНАЯ ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ 31 КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПУ ДИМИТРИЮ ЩЕРБАКОВ ЯРОСЛ 2/436 11 31 1549 =

ВАЛОВАЯ ДОХОДНОСТЬ 1948 ГОД 570516 РУБ = ПРОТОИЕРЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ+

 

+1030 ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ 31 КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПУ ДИМИТРИЮ КРЕСТА 1 11 1 9 30 =

= ПОЗДРАВЛЯЮ НОВЫМ ГОДОМ 85 411 = ПРОТОИЕРЕЙ ВЕРТОГРАДСКИЙ+

1205+ = МОЛНИЯ ЯРОСЛАВЛЬ ПОДОСЕНОВСКАЯ 31 КАНЦЕЛЯРИЯ АРХИЕПИСКОПУ ДИМИТРИЮ МОЛ РОСТОВА ЯРОСЛ 54 17 31 115

ВАЛОВАЯ ДОХОДНОСТЬ РОСТОВСКОЙ НИКОЛОСПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ 96733 РУБЛЯ 75 КОП = ПРОТОИЕРЕЙ САВИНСКИЙ+

 

 

 


[1] Патриа́рх Се́ргий (в миру Ива́н Никола́евич Страгоро́дский; 11 (23) января 1867, Арзамас, Нижегородская губерния — 15 мая 1944, Москва) — епископ Русской православной церкви; Патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов и духовных стихов.

[2].Епископ Ионафан (в миру Иоанн Наумович Руднев; 18 апреля 1816, Ливенский уезд, Орловская губерния — 19 октября [1 ноября] 1906 Спасо-Преображенский монастырь (Ярославль)) — епископ Русской православной церкви, епископ Олонецкий и Петрозаводский, архиепископ Ярославский и Ростовский.

[3] Село Николо – Молокша, современный Большесельский р-н, Ярославской области.

[4] На 2017 г. храм не имеет своего настоятеля, действующий. Входит в состав Переславской и Угличской епархии.

[5] Этот приход на 2018 г. входит в Переславский р-н. Переславская и Угличская епархия Ярославской митрополии МП.

[6] Епископ Исаия (в миру Владимир Димитриевич Ковалёв; 1882, Углич — 21 октября 1960, Ярославль) — епископ Русской православной церкви, епископ Угличский, викарий Ярославской епархии.

[7] Ныне центр южного благочиния г. Ярославля.

[8] Также действовала. Ныне цент Ярославского сельского благочиния.

[9] Действовала. В ней в одно время настоятельствовал будущий архимандрит Авель (Македонов).

[10] Этот храм на сегодня восстанавливается.

[11] Действовала. В одно время в ней настоятельствовал будущий митрополит Никодим (Ротов). В 2010 г. приход посетил Святейший Патриарх Кирилл.

[12] Действовала. В ней в приделе Боголюбской иконы Б.М. Животворящий Крест. Самое почитаемое на сегодня место по митрополии. Является подворьем Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского. Входит в состав в Переславской и Угличской епархии, хотя находится на территории Ярославской (Ростовский р-н).

[13] Как такового Петровского р-на на 2018 г. не существует. Все эти приходы с пос. Петровское входят в состав Ростовского р-на.

[14] Действовала всегда. До смуты здесь располагался монастырь. Храм в лесу. Настоятель игумен Рафаил.

[15] Архиепископ Кассиан (в миру Сергей Николаевич Ярославский; 23 августа 1899, село Золоторучье, Угличский уезд, Ярославская губерния, ныне пригород Углича — 20 марта 1990, Ярославль) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Костромской и Галичский.

[16] Единственный в митрополии храм в честь иконы Б. М. «Утоли моя печали».

[17] Место миссионерской практики студентов ЯДС летом 2014 г. Храм восстанавливается.

[18] Место миссионерской практики студентов ЯДС. Лето 2015 г. – 11 июля первое Богослужение. С тех пор храм восстанавливается.

[19] Ныне подворье Толгского Введенского женского монастыря. Село запустело.

[20] Действовала и в Советское время. Ныне скит Кирилло -Афанасьевского мужского монастыря, г. Ярославля.

[21] Епископ Тихон (в миру Александр Львович Тихомиров; 26 августа 1882, Женева, Швейцария – 26 февраля 1955, Ярославль) — епископ РПЦ, епископ Кириловский, викарий Новгородской епархии. Родился в семье известного публициста, историка и общественного деятеля Льва Александровича Тихомирова, проживавшего на момент рождения Александра в эмиграции. В детстве перенес тяжелую болезнь. Врачи считали, что мальчик не выживет, мучения ребёнка привели его отца к Богу.

В 1889 г. был крещён епископом Мисаилом (Крыловым) в Новороссийске, когда Тихомировы возвратились из Швейцарии. Затем переехали в Москву. После окончания Московской 7-й гимназии в 1902 г. поступил в Московскую духовную академию.

Из рассказов его сотоварщией по Московской академии епископов Арсения (Жадановского) и Серафима (Звездинского) известно, что он ещё тогда поражал своих товарищей своей нелюдимостью, своими странностями.

В 1906 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем гомилетики Новгородской семинарии.

13 августа 1907 г. принял монашеский постриг с именем Тихон. С 24 октября 1907 г. — помощник синодального ризничего в Москве.

С 1908 г. — преподаватель Вифанской духовной семинарии.

С 28 июля 1911 г. — смотритель Петровского духовного училища Саратовской епархии.

С 10 августа 1912 г. — инспектор Вифанской духовной семинарии.

С 22 июня 1913 г. — ректор Новгородской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1918 г. семинария была закрыта советской властью. 13 сентября 1918 г. утверждён начальником пастырского училища в Новгороде, но его в то время открыть не удалось.

4 апреля (22 марта ст. ст.) 1920 года в Софийском соборе Новгорода хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Хотя город Кириллов, согласно административному делению 1918 г., вошел в состав новой Череповецкой губернии, владыка именовался Кирилловским викарием. На этой кафедре прослужил 7 лет.

На кирилловской кафедре епископу Тихону приходилось испытывать сильнейшее давление властей, репрессии, попытки разложить духовенство обновленчеством. Епископа принуждали перейти в обновленчество, подписать резолюцию о порицании Святейшего Патриарха Тихона. В 1922 г. он был арестован. Из Череповецкой тюрьмы Владыка вышел совершенно больным.

Притеснения не давали ему возможности жить в Кирилло-Белозерском монастыре, священноархим. которого он именовался. Ему пришлось скитаться. Так, зиму 1921—1922 гг. он провёл в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре. С окончательным закрытием Кирилло-Белозерского мон. в 1924 г., Владыка перебрался в Нило-Сорскую пустынь, ставшую оплотом противостояния обновленчеству. Служил в монастырском храме, в храмах и обителях вокруг Кириллова.

После закрытия властями Нило-Сорской пустыни поселился в местечке Сорове, где служил в церкви святых Космы и Дамиана, проживая в доме местного священника. В 1927 г. вновь был арестован. Приговорён к 3 годам заключения в лагере. В лагере работал на лесоразработках: таскал бревна по колено, а то и по пояс в воде. Вышел из лагеря инвалидом По отзывам близко его знавших, он был молитвенник, молчальник, истинный стяжатель непрестанной Иисусовой молитвы. Молился он по ночам. Спал мало и только сидя.

После освобождения из лагеря владыка вместе с матерью Ермогеной (инокиней Горицкого монастыря под Кирилловом) скрывался у сестер и матери в Сергиевом Посаде, а затем уехал в Ярославль к своим духовным чадам. Здесь он жил буквально в подполье, в замаскированной комнатке. Матушка Ермогена тайно собирала милостыню, чтобы владыка не умер от голода. В период с 1920 по 1932 г. владыка Тихон написал и исправил 11 акафистов, в том числе на основе дореволюционного акафиста святым Косме и Дамиану Римским составил акафист святым Косме и Дамиану Асийским. Патриарх Алексий I предлагал ему епархию, но епископ Тихон не смог служить из-за болезни. Последние годы жизни владыка провел почти в затворе, в бедности, в крошечной келье, окормляя немногих духовных чада.

Скончался 26 марта 1955 г. в Ярославле. После кончины был облачен, а затем отпет иеромонахом (впоследствии митрополитом) Никодимом (Ротовым), служившим тогда в Ярославской епархии и бывшим духовным чадом Владыки Тихона. Иеромонах Никодим похоронил еп. Тихона на кладбище на Туговой горе и на свои средства той же ночью поставил памятник. (В жизнеописании отмечено, что он скончался «в субботу перед Прощёным воскресеньем», что соответствует 26 февраля 1955 г. Именно это число указано на надгр обии.

[22] Александр Александрович Волков (в монашестве Павел; род. 1888, Нижегородская губерния — после 1952) — снявший сан единоверческий епископ Русской православной церкви, бывший епископ Керженский, викарий Нижегородской епархии.

Родился он в 1888 г. в крестьянской семье. Первоначальное духовное образование получил в Нижегородском духовном училище, а затем в Нижегородской духовной семинарии. Кроме того, ему одновременно удалось сдать дополнительные экзамены на аттестат зрелости в светской гимназии.

В дальнейшем он продолжил своё образование на философском факультете Московского университета. Не окончив его, в 1912 г. перешёл в Московскую духовную академию.

28 июня 1914 г., на третьем курсе академии, принял монашеский постриг с именем Павел, 5 июля того же года состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 31 мая 1915 г. — в иеромонаха.

В 1916 г. окончил МДА со степенью степени кандидата богословия, с причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. Оставлен в академии профессорским стипендиатом. В том же году он удостоился своей первой награды — набедренника. После революции вернулся к себе на родину, в Нижегородскую епархию. Служил на приходе отца, которому помогал осуществлять различные требы.

Но в 1918 г. его, вместе с другими молодыми пастырями, большевики призвали служить в рабочий дисциплинарный батальон, сформированный в Нижнем Новгороде, где он провел два месяца.

8 января 1919 г., по указу Нижегородского епархиального совета, согласно резолюции архиеп. Евдокима (Мещерского), священноинок Павел (Волков) был назначен единоверческим священником к Ильинской церкви в с. Мухино Семеновского уезда. К этому времени в Нижегородской епархии насчитывалось уже 20 единоверческих приходов.

Во время начавшейся обновленческой смуты епископ Павел, как это ни парадоксально, примкнул к обновленцам, поддержав своего правящего архиерея Евдокима (Мещерского), подписавшего «Меморандум трёх» от 16 июня 1922 г.

30 июля 1922 г. в Ильинском храме с. Бор был рукоположен во епископа Керженского, единоверческого викария Нижегородской епархии. Хиротонию по древнему единоверческому чину совершали викарии Нижегородские: еп. Печерский Варнава (Беляев) и еп. Павловский Александр (Похвалинский). Был одним из первых, кто поддержал назначенного обновленческим Высшим Церковным Управлением на Нижегородскую кафедру архиеп. Иоанна (Альбинского).

Вполне естественно, что ранее подчинявшиеся ему единоверческие приходы стали отказываться от его пастырского руководства. Так, 23 февраля 1923 г. прихожане единоверческой церкви с. Малое Мурашкино обратились к Патриарху Тихону с прошением, где писали: «…мы не желаем быть раскольниками - живяками с православной церковью, епископ Павел не считает православную церковь за едину с единоверческой, а еретической… Епископ Павел, который по словам Нижегородского Епархиального Управления внес не мир и согласие в Христову Церковь, а ссоры и вражду и нестроение, с определенным желанием вести Единоверческие Церкви не по пути вселенского православия, а по пути раскола с одной стороны, а с другой стороны говорит что Тихона всякая церковь на краю обрыва…».

В августе 1923 г. был принят патриархом Тихоном, который признал законность его хиротонии.

23 августа того же года принимал участие в посвящении священномученика Александра (Щукина) на Лысковскую кафедру.

В октябре 1923 г. был назначен на Вологодскую кафедру, но назначение вскоре было отменено.

По-видимому, хотел объединить под своим управлением все единоверческие приходы России. Позднее он писал, что Патриарх Тихон не видел никакого препятствия для подобных планов. 20 февраля 1924 г. в ведение еп. Павла были переведены все единоверческие приходы Нижегородской епархии, Никольский собор Ленинграда, некоторые другие единоверческие храмы. В 1927 году был участником III всероссийского единоверческого съезда в Нижнем Новгороде.

После присоединения Никольского собора и некоторых других единоверческих храмов Ленинграда к митрополиту Иосифу (Петровых) написал послание на имя настоятеля ленинградской единоверческой Сретенской, на Волковом кладбище, церкви с увещеванием отделившихся от митрополита Сергия (Страгородского). Это архипастырское послание было оглашено перед прихожанами в начале 1929 г. В конце того же года добровольно снял с себя сан, вручил свою панагию заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому).

Арестован 31 января 1930 г. и 16 марта приговорён по ст. 58-10 к 10 годам концлагерей.

После ссылки женился, говорил, что ушёл из духовного звания, чтобы сохранить веру — боялся, что не выдержит в ссылке. Обращался к патриарху Алексию I после 1945 года с просьбой вернуть ему сан — он был вдовец. Патриарх сказал, что у него есть сын и прежде его надо поставить на ноги, а потом говорить о возвращении. Ослеп. После войны состоял на хозяйственных должностях при Ярославском архиерейском доме. Был жив 24 июня 1952 г., дата кончины неизвестна.

[23] Патриа́рх Ти́хон (в миру Васи́лий Ива́нович Белла́вин; 19 [31] января 1865, по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: