Основные сведения по миссионерскому делу.




Как и упоминалось в начале отчета, веками сложившееся и стабилизировавшееся положение, состояние и дух чисто-русского, глубоко православного населения Епархии, в силу своего здорового «нутра», благополучно избег каких-либо искушений в смысле ревизионизмов, реформаторства древней, господствующей веры своих отцев и предков, и счастливо оградили Епархию от каких-либо сект и расколов на чисто церковной почве. Таким, внутренне – историческим предпосылкам оказало немалую услугу и то, что, как докладывалось выше, Ярославская Епархия, не в пример многим другим всегда была богато обеспечена действующими храмами и зарегистрированным духовенством, делающими невозможным нарастание сектантства или появления в значительном числе самочинцев.

15 и 16. При наличии таких благоприятных условий приходится только молитвенно благодарить ГОСПОДА, доселе милостиво берегшего и берегущего древний жребий святых Леонтия, Исайи, Игнатия и Димитрия. В твердом уповании на столь мощное предстательство, Епархия Ярославская может быть спокойной за свое настоящее и будущее, как это и было на протяжении длинного ряда веков минувших.

Воистину счастливы Архиереи Ярославские, врученные охране и попечительству свыше, как о том свидетельствует авторитетно один из тропарей девятой песни канона Святителю Исаии Ростовскому /15 мая/: «ПОМИЛУЙ СВЯТИТЕЛЯ, ПРЕСТОЛ ТВОЙ НЫНЕ УКРАШАЮЩЕГО И ДО КОНЦА ЕГО СОХРАНИ НЕВРЕДИМО…»

Этими молитвенными словами я и заканчиваю свой убогий отчет, представляемый на суд ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА.

 

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему Димитрию,

Архиепископу Ярославскому и Ростовскому.

Благочинного 1-го Ярославского

Округа Протоиерея Прозорова

Александра Павловича

Почтительнейший рапорт.

Во исполнение распоряжения Вашего Высокопреосвященства от 30 Ноября текущего года за №6174, имею честь дать Вашему Высокопреосвященству сведения о состоянии вверенного мне Благочиния 1-го Ярославского округа за истекший 1948 год.

- Церковных общин в Благочинии одиннадцать, церквей двенадцать, священно – церковно – служителей двенадцать, из коих – один Протоиерей с высшим Богословским образованием, шесть священников с средним богословским образованием, из них четыре Протоиерея; один с средним незаконченным образованием, два священника с образованием уездного Духовного училища, один с техническим образованием и один диакон с образованием церковно-приходской школы. Поименованное духовенство вполне соответствует своему назначению: по мере сил и талантов проповедуют слово Божие, внимательно относятся к своим пастырским обязанностям, скромны, чужды скверных прибытков и прочих пороков, унижающих достоинство священника. Все священники общин принимают активное участие со своими церковными активами в благоустроении вверенных им храмов и в помощи Государству, подписываясь на займы выпускаемые Государством и жертвуя их Государству. Церковная жизнь, окормляемых ими общин, протекает в нормальных условиях как со стороны внешней, так и внутренней. С внешней стороны общины пользовались всеми правами, предоставленными законам и Конституцией СССР о свободе совести, а отсюда и с внутренней стороны процветали и укреплялись. Распределения приходов по территориальному положению вполне правильно и безболезненно обслуживалось имеющимся составом причтов. Замечается тяготение верующих к своим храмам, а особенно это ощущается в приходах со смешанным фабрично-заводским населением. В чисто сельских общинах посещаемость храмов было значительно меньше, а особенно в летнюю страдную пору, но этот недостаток восполняется в зимнее время, когда верующие колхозники были свободны от работ. Что отношение верующих к своим приходским храмам, Православной вере, к Богослужениям церковным улучшилось, об этом свидетельствовали: частые крещения уже взрослых и всех новорожденных, исповедь и Св. Причащение верующих во все время года, не исключая, конечно, и времени святых постов православной церкви, венчания уже поживших совместно по гражданским актам, погребение церковное почти всех умерших и приглашение верующими своих батюшек для освящения домов и приведение верующими в благопристойный вид своих молитвенных зданий. При помощи Божией и при деятельном участии Исполнительных органов в недалеком будущем все храмы вверенного мне Благочиния приведутся в прекрасный вид. У всех общин верующих есть сильное желание иметь на своих колокольнях звон, но как, и где можно приобрести колокола, - верующие не знают. Имеющийся в некоторых храмах колокольный звон используется исключительно в богослужебных целях и трезвон во время совершения крестных ходов вокруг храмов в положенные церковным уставом дни, престольные и храмовые праздники. В некоторых приходах, как например, в селе Резанине, есть большой недостаток в ризнице и богослужебных книгах. Взаимоотношения между священником и прихожанами, в частности с …(?) приходской общины – церковным советом были нормальные и грани взаимного доверия к новому положению церкви - административному управлению ею почти стираются и остается только пожелать, чтобы эти добрые отношения крепли больше и больше. Работа исполнительных органов проверялась Ревизионными комиссиями и акты ревизии представлялись Уполномоченному по делам Русской Православной Церкви. В Воскресные и праздничные дни время Богослужения согласовано с местными условиями: начиналось восемь часов утра и кончалось к полудню с тем расчетом, чтобы в фабрично-заводских районах верующие рабочие могли успеть на смену, а колхозники к началу послеобеденных работ. Доходность причтов и церковных послушников средняя и всецело зависела от количества верующих и их отношения к о. Настоятелю и храму. Жалоб как со стороны священников, как и общин на скудости средств и плохие бытовые условия и неправильные обложения со стороны Фин - органов не было слышно. Если последние, то есть обложения, может быть и имели место, то они всегда разрешались в благоприятном смысле для жалобщиков при условии основательности жалобы на неправильное обложение. Да и вообще отношение к духовенству и церкви гражданской власти на местах было благоприятное и симпатичное. Раскольников, старообрядцев, как целых организаций с определенным Богослужебным укладом, в Благочинии нет; разрозненно встречаются раскольники – беспоповцы. Моя работа, как Благочинного заключалась: в посещении приходов, в проверке работы священников и приходских советов, указаний и разъяснений различных служебных и приходских недоразумений, сообщение Епархиальных распоряжений и ежемесячной ра з сылки журнала Московской Патриархии по церквям Благочиния. Об отношениях верующих к своему приходскому храму, священнику и вообще к духовному Управлению: к Патриарху и местному Архиепископу, я узнавал от встречающихся мне лиц по пути следования к месту назначения…На все интересующие меня вопросы, я получал положительные и радующие меня ответы. Вся масса верующих весьма благодарна советской власти за то положение, которое сейчас имеет Церковь, благодарить Святейшего Патриарха и его сотрудников за их неусыпные труды и печалованию о благе Святой Церкви. Мною проведено два соборных служения: в селе Пахма в Октябре и в селе Петрове в Декабре с/года при погребении заштатного Митрофорного Протоиерея – о. Николая Андреевича Виноградова с произношением соответствующим событиям импровизированных поучений. Исторические события 800-летия г. Москвы и 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви отмечалось в Благочинии торжественными Богослужениями в некоторых храмах и произношением патриотических поучений. Заслуживают большого внимания и два Архиерейские Богослужения бывшие в селе Норском в Неделю всех святых и в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня – в селе Крест. Эти, проведенные Вашим Высокопреосвященством Богослужения с вдохновенными Архипастырскими поучениями, оставили в душах верующих неизгладимый след, сподвигнули их на труд для блага своей социалистической родины, окрылили их надеждами на милосердие Божие и зажгли их сердца любовию к Богу, ближним и Вам, как нашему дорогому Архипастырю. В заключении бедного моего доклада осмелюсь выразить Вам самые искренние пожелания вверенного мне духовенства, верующих общин Благочиния и лично мои, чтобы Вы здравствовали наш Дорогой Архипастырь и жили еще многие многие лета на благо и процветание Ярославской паствы и родины, чтобы Ваш слух не приражался вражиим наветам, чтобы Ваши Архипастырские труды были должно оценены Святейшим Патриархом и Его Священным Синодом и чтобы на Вашем Архипастырском клобуке возсиял Честный Крест Господень. Аминь.

С сыновней преданностью к Вам.

Вашего Высокопреосвященства покорный слуга.

Благочинный Протоиерей

А.П. Прозоров.

14/12 48 г.

№234-ый.

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему Димитрию,

Архиепископу Ярославскому и Ростовскому

Благочинного Ярославского 2 окр.,

Протоиерея Константина Шипова,

рапорт.

Честь имею почтительнейше представить ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ сведения о церковно-приходской жизни по 2-му Ярославскому Благочинническому округу за период 1944-1948 гг.

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, МИЛОСТИВОГО ОТЦА И АРХИПАСТЫРЯ нижайший послушник, Благочинный, протоиерей Константин Шипов.

1948 г.

Декабрь 12 дня

№26.

СВЕДЕНИЯ о церковно-приходской жизни по 2-му Ярославскому Благочинническому округу за период /1944-1948 гг./

В Ярославском Благочинническом округе всех действующих церквей было 22, а с 1947 года, ввиду разделения на 2 округа, существует 11 церквей; для отправления религиозных нужд такого количества церквей вполне достаточно.

Верующие к храмам относятся весьма сочувственно, хотя посещаемость их в летнее и осеннее время незначительна от 10-40 человек, но это ввиду того, что большинство верующих заняты на полевых работах; в зимнее же время в двунадесятые и храмовые праздники посещаемость бывает гораздо больше.

Заметно, что население стремится исполнить церковные обряды напр. Крещение, венчание, причащение, погребение ….(?); были случаи, что не только в городских церквях, но и в сельских, крестились взрослые от 8 – 25 лет и при том лично по своему убеждению; венчаний во всех приходах было много больше чем до 44 г.; были случаи, даже пожилые, прожившие 10-12 лет невенчанными церковным браком, венчались; многие, верующие стремятся исполнить свой христианский долг быть у исповеди и Св. Причащения не только в дни великого поста, но и в другое время года; так же приглашают своего пастыря и в дома для напутствования больного, даже часто приглашают совершить над больным таинство елеосвящения (соборования); если, по каким либо причинам, умерший погребен без священника, то все же стремятся отпеть его заочно; в местные храмовые праздники, кроме Рождества Хр., Крещения, св. Пасхи; верующие по своему личному желанию приглашают священника в свои дома, так наз. со святом. Храмы находятся в исправном состоянии, капитальных ремонтов не предвидится; верующие по силе своих средств, принимают меры к тому, чтобы само здание храма, как внутри, так и снаружи, было бы в благоустроенном состоянии; понятно, что все зависит и от церковных руководителей.

Богослужений вне храмов напр. в день Богоявления, Преполовения и 1-го августа, то освящение воды совершалось внутри храмов, или же в ограде; в ц. с. Смоленского в 48 г. в день Богоявления и в день Преполовения были совершены крестные хода вне ограды на колодезь, на что было дано разрешение от Уполномоченного и Райисполкома.

В церквях с. Смоленского, Яковлевской Слободы, Пономарева, Толгоболь, Давыдова, Аристова есть колокола, хотя небольшие; бывает звон и трезвон, а селе Шахове колокола остались все не снятыми (числом их 6), большой колокол весом более 200 пуд.

Духовенство округа исполняет свои пастырские обязанности с должным благоговением, ведет себя, как подобает пастырю; большинство имеют преклонный возраст от 50 лет и свыше 70 лет, о поведении их приходиться проверять во время посещению по Благочинию; опрашиваешь частных лиц; в частной беседе спрашиваешь батюшек, считают ли они своим нравственным долгом приготовить себя накануне Богослужения, т.е. прочитывают ли, даже не много, положенное правило? Большинство стараются выполнять положенное правило, как сами батюшки сообщали; что касается проповеднической деятельности, то проповеди говорят исключительно в двунадесятые праздники и великим постом в воскресные дни.

В вверенном Благочинническом округе священники с полным Семинарским образованием 8 чел., один с академическим и двое окончили духовное училище; шесть батюшек имеют высокую награду (митру), двое – крест с украшением; что касается других членов причта то во всей округе есть один о. диакон на псаломщической вакансии в с. Яковлевской Слободы, по отзыву о. настоятеля о. диакон ведет себя скромно, к службе исправен.

Относительно отрицательных сторон в среде духовенства (напр. табакокурение, пьянство), то лично я не замечал, и со стороны верующих каких-либо заявлений не было, что во всем Благочинии курят всего лишь два батюшки и то очень аккуратно.

Положения об управлении РПЦ, согласно ст. 35-48 Исполнительными Органами выполняются неуклонно; взаимоотношения между причтом и Испол. Органами чисто братские, каких либо конфликтов пока не замечалось. Лично мои отношения к духовенству и приходам чисто братские – товарищеские. Я считаю себя доверенным лицом от своего Архипастыря, а не как же начальническое; духовенство и Испол. Органы ко мне относятся очень радушно.

Богослужебных книг во всех храмах в достаточном количестве, излишек, хотя нет; облачения есть, но не во всех храмах в достаточном количестве; утварь во всех храмах, хотя есть, но не везде серебряная, есть и оловянная.

Учет церковных средств и имущества производиться Ревизионной Комиссией с участием Исполнит. Органа через каждые 3 месяца и акты представляются Уполномоченному по делам РПЦ своевременно; что касается доходности, то доходы по церквям очень сократились сравнительно с 45, 46 и 47 гг., ввиду новой реформы денежных знаков.

Каких либо недоразумений со стороны духовенства с Местной Администрацией не замечались, все распоряжения местных властей духовенство выполняло точно, что касается Финорганов, то духовенство некоторых приходов подавало в Областные Финорганы просьбы о снижении налогов, так как местные Финотделы назначают налоги произвольно.

Материально-бытовые условия жизни духовенства сравнительно с 45, 46 и 47 гг. стали меньше; ввиду денежной реформы; некоторые священники имеют свои собственные дома, некоторые живут на квартирах у частных лиц (квартиры оплачиваются из церковного ящика); с требами в дома верующих, по их приглашению, во всех приходах священники ходят пешком.

Раскольников, сектантов, самочинцев или каких-либо враждебных лиц православию в приходах нет, есть в трех деревнях Яковлевского прихода старообрядцы, но они никакого влияния на православных не проявляют, как сообщал настоятель.

По случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви во всех церквях Благочиния были совершены торжественные Богослужения в день св.св. Московских Петра, Алексия и Ионы 5/18 октября.

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА

Милостивейшего Отца и Архипастыря

Нижайший послушник

Благочинный, протоиерей Константин Шипов.[26]

1948 года

Декабря 12 дня.

 

Отчет о церквях и священнослужителях по 2 – му Ярославскому Благочинническому окр. за 1948 г.

Всех действующих православных церквей в ведении 2 Ярославского Благочиннического округа одиннадцать:

1) Троицкая ц. с. Смоленского г. Ярославля, каменная, прочная, с одним приделом. В храме находиться чтимый чудотворный образ Смоленской Б. Матери.

2) Благовещенская ц. с. Яковлевской Слободы г. Ярославля, каменная, прочная, с такой же колокольнею. Имеет три придела: в холодной в честь Благовещения Б. Матери. В теплой два: во имя Св. Апостола Иакова и в честь Неопалимой Купины Б.М.

3) Троицкая ц. с. Аристова; каменная, двухэтажная, с такою же колокольнею; в летнем храме два придела в честь Св. Троицы и Иоанна Богослова; в зимнем в честь Св. Николая Чудотворца и Казанской Б. Матери.

4) Благовещенская ц. с. Прусова каменная, прочная, с такою же колокольнею; имеет два придела: в холодной – во имя Благовещения Б. Матери и в теплой – в честь Св. Николая Чудотворца.

5) Христорождественская ц. с. Пономарева; каменная; прочная; с такою же колокольнею; имеет три придела; в летнем – в честь Рождества Христова; в зимнем два: в честь Св. Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Крестителя.

6) Покровская ц. с. Толгоболь; два отдельных храма; каменные, прочные, с такою же колокольнею; холодный храм в честь Покрова Б. Матери, зимний в честь Св. Троицы.

7) Смоленская ц. с. Федоровского; каменная, прочная с такою же колокольнею; имеет три придела; в холодной в честь Смоленской Б. Матери; в зимней два, в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и в честь Св. Николая Чудотворца.

Все пять храмов находятся в Ярославском районе.

8) Воскресенская ц. с. Вятского; каменная, прочная, с такою же колокольнею; имеет три придела; в зимнем храме два – в честь Св. Архистратига Михаила и Григория Богослова; в летнем один придел в честь Обновления Храма Воскресения Христова.

9) Христорождественская ц. с. Давыдова, каменная; прочная; с такою же колокольнею; имеет три придела; в летнем храме один придел в честь Рождества Христова; в зимнем два – в честь Смоленской Б. Матери и в честь Св. Николая Чудотворца.

10) Христорождественская ц. с. Шахова, каменная, прочная, с такою же колокольнею; имеет три придела; в летнем в честь Рождества Христова; в зимнем два – в честь Покрова Б. Матери и в честь Благовещения Б. Матери.

11) Христорождественская ц. с. Малахова, каменная, прочная, с такою же колокольнею; имеет два придела, в летнем в честь Рождества Христова: в зимнем в честь Св. Николая Чудотворца.

Все означенные четыре храма находятся в Давыдковском р-не.

Настоятели храмов: Троицкой ц. с. Смоленского прот. Шипов Константин, ц. с. Прусова – Василий Успенский; ц. с. Пономарева прот. Зефиров Павел; ц. с. Фёдоровского прот. Талицкий Александр; ц. с. Давыдово прот. Казанский Димитрий; ц. с. Малахова, прот. Иоанн Преображенский; с. Аристова прот. Копорский Михаил, с. Шахова Островский Иоанн; имеют Среднее Семинарское образование.

С. Яковлевской Слободы прот. Прозоров Николай имеет академическое образование; и два настоятеля – ц. с. Толгоболь прот. Флоридов Сергий и ц. с. Вятского прот. Деев Николай окончили уездное духовное училище.

Все приходы в благочинии материально обеспечены.

Хозяйственная часть во всех приходах ведется правильно; П. 5 договора по части инвентаризации имущества выполняется в точности и аккуратно; на имущество имеются №№ инвентарной книги; имеются сличительные ведомости по имуществу; инвентарь по возможности ремонтируется.

Духовенство округа исполняет свои пастырские обязанности с должным благоговением и ведет себя безукоризненно.

Службы во всех существующих приходах совершалась настоятелями имеющими регистрацию от Уполномоченного по делам Р.П.Ц.

Положения об управлении Р.П.Ц. согласно ст. 35, 48 исполнительными органами выполняются неуклонно.

Все приходы благочиния мною были посещаемы два раза в год.

Все распоряжения своего местного Архипастыря всегда мною объявлялись аккуратно и своевременно.

Каких либо жалоб со стороны Исполнительных Органов или со стороны верующих на своих пастырей не было.

Церковная жизнь в приходах строилась и протекала согласно положению об управлении Р.П.Ц.

Во всех приходах имеются списки на имя настоятелей, Исполнительных Органов и Ревизионных Комиссий и зарегистрированы Уполномоченным по делам Р.П.Ц.

Заштатного духовенства в округе один священник Вознесенский Владимир; проживающий в приходе Яковлевской Слободы.

Самочинцев, совершающих религиозные требы, в округе не было.

В приходе Яковлевской Слободы в дер. Кирсове и Павлихе проживают так. наз. Окружники, но они, какого либо влияния на православных, не имеют.

Благочинный Ярославского окр. прот. Константин Шипов.

 

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему Димитрию,

Архиепископу Ярославскому и Ростовскому

Благочинного Ростовского округа

Протоиерея Понгильского Николая

Годовой отчет.

Согласно П. 30 в разделе Положения об Управлении Русской Православной Церкви и дополнительных указаний Московской Патриархии, имею честь почтительнейше представить ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ годовой отчет за 1948 год о своей деятельности и о состоянии вверенных моему попечению православных приходов.

I. Общая характеристика церковно-приходской жизни благочиния.

1. Распределение приходов за последнее пятилетие (44-48 гг.)

К 1-му января 1944 года в состав Ростовского благочиния входили шесть районов: Ростовский, Гаврило-Ямский, Петровский, Борисоглебский, Переяславский и Рязанцевский. В 1947 году последние два района выделены в самостоятельное Переяславское благочиние.

На 1-е января 1944 г. в Ростовском благочинии (в настоящих границах) функционировало 10 приходов. За время пятилетия 44-48 гг. открылось пять приходов: с. Мосейцево, Ростовского района (1945 г.); с. Унимерь, Гаврило-Ямского района (1946 г.); с. Павлово, Борисоглебского района (1945 г.); с. Годеново (1946 г.) и с. Вашка (1947 г.) Петровского района. Наиболее насыщен приходами Петровский район (5), а потому, за исключением с. Вашки и Скнятинова, приходы в районе малообе з печены.

Желательно бы было, хотя бы за счет маломощных открытие в заозерной части Ростовского района прихода с. Сулость. По своему географическому положению в означенный приход влились бы следующие окружающие приходы: Николо-Перевоз, Сельцо, Угодичи, Воржа, Шестаково, Благовещенская Гора, Филиппова Гора и Васильково. Все эти 9 приходов за удовлетворением религиозных потребностей должны обращаться: или в г. Ростов через озеро Неро или в с. Ново-Никольское через реки Которосль, Устье и Сура, что не только сопряжено с трудностями, но и с риском для жизни (трагическая гибель протоиерея о. Димитрия Белороссова[27]).

Наличие приходов в Ростовском благочинии, за исключением Заозерной части Ростовского района, вполне достаточно для полного удовлетворения религиозных потребностей населения.

2. Отношение верующих к храмам характеризуется их посещаемостью и обращением населения к требам, а равно и заботой о своей храмовой святыне. Верующие с должным благоговением относятся к своим храмам и с усердием их посещают особенно в воскресные и праздничные дни.

В городских храмах (и в храмах больших приходов) посещаемость в летнее время выражается в среднем 150-300 человек; в зимнее же время возрастает до 500 человек.

В сельских храмах в летнее время посещаемость от 10 до 150 человек; в зимнее время достигает, в особенности в воскресные дни Великого Поста, до 300 человек.

В дни же особых церковных торжеств: Св. Пасха, Рождество Христово, Богоявление, Св. Троица и т.д. число богомольцев увеличивается до 500-1000 и более человек.

Наименьшая посещаемость, безусловно, падает на летнее время и это вполне понятно: сельское население занято полевыми работами, а городское – своими огородами.

Из докладов о.о. Настоятелей к годовому отчету можно констатировать, что население в абсолютном большинстве выполняет свои христианские обряды и обращается к своим Пастырям за духовным окормлением. Случаи не крещения младенцев и не отпеваний усопших единичны.

Так по Ростовскому благочинию в течении 1948 года выполнено священнослужителями приблизительно следующее количество треб:

Крестин до 2000 младенцев

Погребений до 940 чел.

Напутствий до 370 чел.

Браков до 120 случаев

Соборований до 70 чел.

Исповедников до 10. 000 чел.

В праздники Рождества Христова, Богоявления, Св. Пасхи и престольные, как в г. Ростове, так в селях, население охотно принимает свое приходское духовенство с молитвословиями на домах. В сельских приходах, духовенство с молитвословиями по домам верующих ходят по неделе и более, а в Ростове от 3 до 5 дней.

3. Общее состояние храмов.

Храмы благочиния все каменные, крытые железом, капитального ремонта не требуют и находятся в удовлетворительном состоянии.

Исполнительные органы заботливо производят текущие необходимые ремонты.

Так в истекшем 1948 году были заново отремонтированы внутри предельный храм Толгской церкви, зимний храм Николаевской церкви г. Ростова и Троицкий храм /зимний/ с. Унимерь Гаврило-Ямского района.

Приведены полные наружные ремонты и окраска стен и крыш в храмах: с. Татищева Погоста и Мосейцева, Ростовского района и с. Вашки, Петровского района. Окрашены крыши в СС. Савинском, Ростовского района, Боровицах и Годенове, Петровского района.

В прочих храмах произведены текущие мелкие ремонты. Всего израсходовано на ремонты храмов в истекшем году – 132 722 руб. 50 коп.

В с. Щурове приобретена, по разрешению Уполномоченного, сторожка, на каковую с текущим ремонтом израсходовано 6 568 руб.

4. Богослужения вне храмов:

В праздники Богоявления, Преполовения, 1-го августа и престольные как в г. Ростове в обоих храмах, так и в большинстве сельских совершались хождения с иконами вокруг храма и водоосвящением на воде: хождения на источники ни в одном приходе не было.

5. Звон и трезвон.

Звон производится в двух храмах благочиния: Толгской церкви г. Ростова (имеется три колокола) и Никольской ц. с. Николо-Бой, Борисоглебского района (1 колокол). Трезвон совершается лишь в Троицкой ц. с. Унимерь, Гаврило-Ямского района (4 колокола).

В прочих 12-ти приходах, за отсутствием колоколов, звона нет.

6. Другие данные характеризующие рост или упадок церковной жизни.

Настоящий пункт слишком обширен и весьма труден для решения в целом для благочиния. Есть положительные, есть и отрицательные стороны.

Судя по количеству исповедников, почти вдвое более, чем в 1947 году, по числу богомольцев в свободное от полевых работ время, в особенности в великопостные праздники и Св. Пасху, по увеличивающемуся числу приглашений с молитвословиями в домах, по выполнению таинств крещения и обряда погребения почти, за малейшим исключением, всем населением чувствуется рост церковной жизни. Но в то же время наблюдается и некоторое пассивное отношение со стороны населения, граничащее с упадком церковной жизни. Это – уклонение прихожан от участия в устройстве церковно-приходской жизни, отсутствие заботы и благосостоянии, украшении храмов, и вспомоществовании духовенству в его бытовых условиях и т.д., считая это дело не прихожан, а Исполнительных Органов.

II. Характеристика духовенства.

По своему образовательному цензу духовенство округа можно разделить на две категории: лиц со средним образованием – 12 человек и лиц с низшим образованием – 5 человек.

1. Деятельность духовенства.

Основною деятельностью духовенства является, безусловно, церковно-богослужебная. Являясь духовными руководителями, пастырями, которым вверены овцы, духовенство кладет в основу этой деятельности истовое совершение богослужения в храме, согласно Уставу Святой Православной церкви, не допуская пропуска службы в воскресные и праздничные дни. В целях наиболее полного удовлетворения религиозных потребностей населения, духовенство без отказано не только в храме, но и на домах стремиться выполнить все просимые требы, совершая иногда «по - апостольски» путешествия до 15 км. и более. Дальнейшая деятельностью духовенства, неразрывно связанная с богослужебной деятельностью, является деятельность проповедническая. Батюшки в меру возраста и знаний сеют, по возможности, Слово Божие с церковной кафедры. Один из них, получивший пять талантов, в состоянии пользоваться импровизированным словом /прот. Апеллесов, прот. Кабановский, прот. Васильевский, священник Рождественский/, избирая темы на Евангельские повествования или историю празднуемого события; другие удовлетворяются лишь чтением готовых проповедей из тех или других сборников /прот. Троянов, прот. Смирнов, свящ. Богословский, свящ. Троицкий и др./; - третьи совершенно безмолвствуют /прот. Золотарев, свящ. Сернов и т.д./.

Проповедническая деятельность духовенства округа слаба. Это объясняется тем, что из-за отсутствия соответствующей литературы, духовенство смущается «что говорить». Старой литературы в большинстве случаев не сохранилось, а новой, за исключением Журнала Московской Патриархии, нет.

Весьма желательно бы было издание проповеднических сборников современных проповедников.

Наконец – Настоятель храма, согласно Положению об Управлении Р.П.Ц. является не только духовным руководителем вверенной ему паствы, но и руководителем хозяйственной и административной жизни прихода. Под его непосредственным руководством протекает вся деятельность Исполнительных Органов.

Все о.о. Настоятели церквей, являясь председателями Исполнительных органов и руководствуясь ст. 41 Положения строят административно-хозяйственную жизнь на началах «демократизации», т.е. полного контакта с Исполнительными Органами. Благодаря такой конкретности накапливаются средства и разумно используются на благолепие, украшение, ремонт и прочее храмов. Но иногда бывали и ошибки, когда о.о. Настоятели (напр. с. Вашка и Боровицы), игнорировали мнения Исполнительных Органов, стремясь к абсолютизму и наоборот, когда о.о. Настоятели передавали всю хозяйственную заботу старостам (напр. Николовспольский храм г. Ростова, где староста с казначеем произвели снижение цен на мелкую свечу до 1 р. 50 и тем снижают валовой доход и подрывают соседний приход).

В своей жизни духовенство округа стремиться вести себя сообразно своему высокому званию пастыря, не подрывая свой авторитет и не соблазняя своим поведением вверенных чад.

Жалобы на предосудительное поведение духовенства не поступали.

2. Наиболее выдающиеся пастыри.

К числу таковых, прежде всего, следует отнести митроф. протоиерея Толгской ц. г. Ростова о. Димитрия Соколова – старец 85 лет – окончившего Ярославскую Духовную Семинарию в 1887 г., священствует 59 лет, из них пятидесятый год при означенном храме. В будущем 1949 году 9-го июня исполнится 50 л. служения при Толгском храме.

- Митроф. протоиерея того же храма о. Николая Апеллесова, 74 л., окончившего Вифанскую Духовную семинарию в 1895 г. Священствует 42 года.

- Митроф. протоиерея ц. с. Ново-Никольского, Ростовского района о. Петра Мелиоранского 75 л., окончившего Ярославскую Духовную Семинарию 1897 г.; священствует 48 лет.

- Протоиерея Николовспольской ц. г. Ростова о. Иоанна Саванского, 74 лет, низшего образования, пребывающего в священном сане 52 года.

Означенные пастыри являются истовыми молитвенниками и строгими ревнителями Св. Православия, воспитавшие не одно поколение в духе преданности Св. Церкви.

3. Характеристика других членов причта

Из 15-ти приходов Ростовского благочиннического округа только в двух имеются указанные и зарегистрированные псаломщицы. Это в Николовспольской ц. г. Ростова инокиня Наталия Ивановна Волкова и в Сергиевской ц. с. Татищева Погоста, Ростовского района Екатерина Михайловна Белороссова. Обе означенные псаломщицы прекрасно знают церковный устав, великолепно читают и поют, дисциплинированы к своим батюшкам и уважительны к прихожанам.

4. Отрицательные явления в среде духовенства.

К великому сожалению такие отрицательные явления как злоупотребление спиртными напитками и табакокурение вполне еще не изжиты. Но отеческие предупреждения ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА от 7/III – 47 г. за № 1660 и 18/III – 47 г. за № 1758 сыграли колоссальную воспитательную роль: батюшки перестали появляться в общественных местах и на улицах с табаком и, если совершенно табакокурения не бросили, то оно приняло узко-комнатный характер. Пьянства – при понимании в прямом смысле – среди духовенства не замечено. Есть лишь невоздержание в употреблении спиртных напитков в общественных местах. (прот. ц. с. Скнятинова о. Василий Смирнов и свящ. ц. с. Годенова о. Владимир Рождественский).

Для изжития этих ненормальностей в жизни неисправных батюшек мною, как благочинным, принимались меры: напоминаний отеческих предупреждений Вашего Высокопреосвященства со всеми вытекающими последствиями, братские увещания о воздержании для пользы церкви и о поддержании авторитета духовенства, замечания, выговоры и т.д.

Одним словом – все меры морального воздействия на своего собрата к изжитию этих отрицательных явлений и к сохранению пастырского авторитета.

III. Как осуществляется на местах Положение об Управлении Русской Православной Церкви.

1. Работа Церковных Советов и Ревкомиссии.

В каждой приходской общине, согласно ст. 39 Положения, имеются Исполнительные органы, избранные на собрании учредителей и зарегистрированные Уполномоченным Совета по делам Р.П.Ц. по Ярославской области.

Церковные Советы приходов под непосредственным руководством о.о. Настоятелей строят хозяйственную жизнь в соответствии со ст. 41 Положения, разумно расходуя денежные средства, учитывая их путем ведения приходо-расходных книг, заботясь о содержании, отоплении, ремонте храмов и т.д., отчисляя необходимые средства на Патриархию; с другой стороны уделяют особое внимание выполнению всех пунктов договора с гражданской властью.

Деятельность Церковных Советов контролируется Ревизионными Комиссиями, каковые один раз в квартал производят документальную проверку.

Если работа Церковных Советов с каждым годом улучшается ввиду изжития всяких трений с Настоятелями и прекращением попыток старост к единоличному хозяйствованию, то работа Ревкомиссии хромает на оба колена и сводится лишь к подписке готовых актов. И это вполне понятно. Ревизорская работа требует бухгалтерских знаний, а у абсолютного большинства членов Ревкомиссии их и нет. Необходимо эту работу вменить в обязанности благочинного или учредить должность специального Епархиального ревизора.

2. Взаимоотношения Церковных Советов с причтом.

В силу постепенного навыка о.о. Настоятелей к общему руководству и наблюдению за работой церковных советов – с одной стороны; с другой – в силу сознания самими Советами, что это руководство Настоятелей ведет к лучшему благосостоянию храмов. Взаимоотношения между ними все более и более входят в нормальное русло. Частичные вспышки, неполадки быстро ликвидируются при инструкторском вмешательстве благочинного.

IV. Отношения о. Благочинного к духовенству и приходам.

Благочинный по своей должности является ближайшим помощником Правящего Епископа, а потому и деятельность его по отношению к подведомственному духовенству и приходам определяется: в наблюдении за богослужебной, проповеднической и административно-хозяйственной деятельностью и поведением приходского духовенства округа, в объявлении распоряжений Святейшего Патриарха и Епархиального Архиерея, в наблюдении за их выполнением.

Вся эта деятельность протекала с отеческой заботой в порядке инструктажа, братских советов, указаний, замечаний, избегая официального администрирования и сухого формализма.

V. Как обеспечены храмы богослужебными книгами, облачением, утварью и т.д.

Богослужебными книгами, облачением, утварью и т.д. все приходы округа обе з печены вполне достаточно. Чувствуется недостаток в лампадках, лампадных стаканчиков и др. мелких инвентарно-хозяйственных предметах церковного обихода.

VI. Как ведется учет церковных средств и имущества. Церковная жизнь приходов. Состояние доходности.

1. Учет церковных средств ведется согласно указаний Епархии, путем ведения приходо-расходных книг. Записи в последних учиняются на основании приходных (рапортичек) и расходных (счетов, справок, актов) документов.

Учет церковного имущества ведется путем ведения инвентарной книги. Всё вновь поступающее имущество заносится в таковую, а пришедшие в негодность списываются по акту с одновременным уведомлением Уполномоченного.

Книги находятся в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: