Благочиннического обзора церкви – села Успенское на Секше, Любимского района, 7 и 8 марта 1948 года.




Храм во имя Успения Б. Матери летний отдельно стоящий и зимний – также отдельный во имя Казанской Б. Матери. При них отдельно стоящая колокольня. Все три здания каменные. Имеется при церкви сторожка – деревянная. Храм построен в 1800 г. тщанием прихожан и доброходных жертвователей. Храм обслуживает 15 селений. По последней регистрации при храме числиться верующих 657 человек. Храм частично обслуживает нефункционирующий Кинтановский приход. Храм находиться от Архиепископа и Его канцелярии в 120 километрах. От ближайшей железнодорожной станции – разъезд «Секша» - …?? – Данилов расположен в 4 километрах.

Почтовый адрес: п/о Халдеево, Ярославской обл., Любимского р-на, село Секша.

Храм обслуживает один священник, псаломщика нет. Староста, его помощник и казначей, согласно справке о регистрации от 1/VII – 46 г. за №63/9 имеются на лицо. А также согласно такой же справке имеется на лицо Председатель ревкомиссии и два члена.

1) Председатель цер. Совета настоятель храма Протоиерей Александр Преображенский

2) Церковный староста Желанова Анна Константиновна

3) Ее помощник – Соколов Димитрий Павлович

4) Казначей Румянцева Екатерина Николаевна

Ревкомиссия: председатель: Соловьева Параскева Андреевна, члены: Чистякова Мария Степановна и Топникова Екатерина Федоровна. Все находятся на лицо.

Согласно договора имеется книга инвентарной описи, куда включен весь инвентарь церкви, а также и вновь поступающие предметы. Страховку за здание и другие налоги платят исправно и своевременно. На все виды расхода имеются документы, которые своевременно заносятся в приходо-расходную книгу и подшиваются. Храм отопляется исправно, текущие ремонты совершаются. Храм и все его имущество используется исключительно для религиозных целей. В ночное время храм охраняется. Исполнительный орган и ревкомиссия, а также и все члены учредители содержанием договора были ознакомлены. Он был зачитан на собрании в момент его подписания в присутствии местного Сельского Совета, а так же они ознакомлены были и с Положением об Управлении Р.П.Ц. Читки его устраивались, но протокольно не фиксировались. Исполнительным органом договор по возможности выполняется аккуратно. Все налоги уплачены своевременно. Дрова запасены. Текущий ремонт сделан с разрешения Уполномоченного по делам Р.П.Ц. по области. Впереди храм зимний нуждается в промывке внутри. Книга протоколов имеется.

Печи в церкви и дымоходы исправны. Дымоходы чистятся через два месяца. На что имеется особый журнал согласно инструкций, в котором мастер, производящий чистку, расписывается. Печек времянок нет. Перед топкой печки приколочены железные листы. Запасного выхода нет.

Ревкомиссия по квартально ведет ревизию, как деньгам, так и ценным предметам и имеющему имуществу. На все виды расходов имеются счета, которые оплачиваются по наложению визы председателем церк. Совета и заносятся в прих. - расходную книгу своевременно. Акты ревизионной комиссии по квартально отсылаются Уполномоченному по делам Р.П.Ц.

Денежная отчетность ведется аккуратно и исправно, а именно деньги за каждую неделю староста сдает казначею, и они записываются в приходо-расходную книгу. Расходуются церковные суммы по прямому назначению на нужды церкви. Отчисления на Епархиальное Управление отсылается ежемесячно в начале месяца исправно.

Так как приход небольшой, то больших денежных накоплений не бывает, а что есть, то храниться у кассира.

Инвентарная опись при церкви имеется. Все имущество включено в опись и

…(???неразборчиво – Ред.)

Приход и, в частности, священник, несмотря на малочисленность прихода, проявили в военный период свою патриотическую деятельность. Так благодаря его призывам к пожертвований было за время войны собрано все видов средств на нужды войны 60,000 рублей. В настоящем времени его патриотическая работа выражается в призыве к гражданам трудиться честно и неустанно, чтобы залечить скорее раны, нанесенные стране войной и этим дальнейшем усиливать мощь нашего Государства. Во все викториальные дни совершается торжественное богослужение с многолетием, а так же бывает сказано соответствующее сему случаю поучение. Верующие о таких богослужениях бывают оповещены в церкви своевременно.

II.

Внутренний вид летнего храма очень приличный. В нем имеется три престола. Главный престол во имя Успения Б. Матери, левый во имя Пр. Геннадия Любимоградского чудотворца правый во имя Св. Николая Мирликийского чудотворца. Храм чистый, позолота на иконостасе исправная. Живопись исправная, течи нигде нет, и штукатурка не обвалилась нигде. Зимний храм имеет престол во имя Казанской Б. Матери. Живопись и стены закоптели и нуждаются в промывке. Позолота на иконостасе исправная, местами от стен отвалилась штукатурка. Течи нет.

Престолы содержаться в исправности. Срачицы и верхние одежды приличны. Св. Антиминсы исправны, не дырявые. Один из них на престоле Казанской Б. Матери подштопан. В летнем храме Антиминс на престоле Успения Б. Матери священнодействован Преосвященным Арсением, Архиепископом Ярославским и Ростовским в 1893 г.,[30] а на престоле Св. Николая преосвященным Сильвестром Епископом Костромским и Галичским, в 1847г.[31] и на престоле Преп. Геннадия Арсением, Архиепископом Ростовским и Ярославским в 1877 г.

В зимнем храме во имя Казанской Б. Матери Св. Антиминс священнодействован Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским, в 1887 г. Посторонние предметы на престолах не лежать.

Св. Миро было получено от Митрополита Пала, Яросл. и Ростовск. через о. Благочинного г. Любима Прот. Павла Мизерова. Хранится в церкви на престоле в достаточном количестве. Случаев растворения его неосвященным елеем не было.

Св. Дары хранятся в должном виде на престоле в ковчеге, в достаточном количестве.

Ризница храниться в особо устроенном шкафе. Священнических облачений 14, из них 6 ветхие. Диаконских облачений 11, из них один стихарь худой.

Сосуды: потир бронзовый, внутри высеребренный, дискос бронзовый, лжица также, блюдца и чайничек тоже такие же, на их стенках окиси металла.

Имеется полный круг богослужебных книг. Евангелий на престольных имеется четыре, из них одно ветхое. Библиотеки духовно-нравственного содержания при храме не имеется.

Богослужения, как в праздник, а так же и в будни совершается строго по уставу. Один священник службу никогда не совершает и всегда в приличном его сану одежде. Во время службы открываются и закрываются Царские врата согласно уставу, строго придерживаясь Типикона и правил, напечатанных в календаре Патриаршего издания. Поет хор любителей.

III

Прихожане свой храм любят и по возможности стараются его посещать, только храм расположен на краю прихода и не на трактовой дороге. Так деревни удалены от церкви на 6 и 7 килом., что несколько затрудняет посещение храма, а особенно в зимнее время. О храме и причте заботятся и бывают отзывчивы. Несмотря на такое препятствие и дальность, храм все же посещают. Таинство Исповеди большинством, хотя и раз в году, но все же выполняется; пожилыми и престарелыми выполняется в каждый пост. На таинство брака смотрят с уважением, так что за последние годы браков без венца в селе не встречается. Нарушения канонических правил при браках не было.

Повальных эпидемических смертей в приходе не было, но единоличные случаи смерти от заразных болезней (тиф) были, причем покойники умершие этой болезнью отпевались в закрытом гробе и притом в отдельной церкви. На умерших всегда кладутся венчик и разрешительная молитва. Эти атрибуты при храме имеются в достаточном количестве. По умершим в 9 – 20 и 40 дни бывают заказные обедни.

На кладбище ограды нет, сломана, но оно окопано рвом. Скот на него не попадает и гуляний на них не бывает.

В приходе ни сектантов, ни раскольников нет. Неверующие имеются. Бывали случаи, что проходимцы пытались совершать некоторые обряды и служения молебнов. Таков был Жуков Сергей.

Почти каждый воскресный и праздничный день произносятся поучения. В постигшем несчастии в виде смерти близкого человека и других, идут за утешением священнику. Личный пример жизни священника призывает к любви и единению, так как за его 31 год непрерывного служения в данном приходе мир между священником и прихожанами никогда нарушен не был. А поэтому никогда к Епархиальному начальству ни на материальной почве, ни по другой какой либо причине никогда жалоб на священника не было.

Священник проживает при церкви в церковной сторожке, в свободной ее половине. Помимо этого для сторожа под той же крышей имеется отдельная сторожка крепкая, к житью пригодная. Одну половину занимает священник, а другую сторож.

Благочинный Даниловского Округа

Протоиерей Николай Рождественский.

 

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Димитрию

Архиепископу Ярославскому и Ростовскому

Благочинного Любимского Округа

Протоиерея Александра Преображенского

почтительнейший рапорт.

Согласно Вашего отношения от 30-го Ноября с/г. за №6214, в котором Вы предлагаете дать Вам сведения и общую характеристику церковно-приходской жизни благочиния, таковую и даю Вам. Всего в благочинии насчитывается восемь действующих церквей. Перераспределения за период 44 – 48 года не было. Ввиду этого местами встречается укученность. Так самый Любим сравнительно маленький город, имеет две действующие церкви, почти рядом. Так же и в районе на протяжении пятнадцати километров расположены действующие церкви следующих сел: Спасо-Элнотская, Секшинская и Павловская. Причем Спасо-Элнотская церковь расположена в шести километрах от действующей церкви Буйского района, Костромской области, села Покров-Удгоде и пяти километрах от церкви села Секши, Ярославской епархии, Любимского района. В общем, по району, сравнительно небольшому церквей достаточно. При обследовании мною приходов выяснилось, что во всех восьми церквях богослужение совершается исправно, за исключением церкви – села Михайловскаго, когда о. Геннадий Бухаловский отлучается от прихода без уважительной причины, пропускает службы, за что прихожане ропщут на него, как об этом своевременно я и рапортовал Вам. Все церковные обряды и таинства прихожане стараются выполнять. Так почти нет случаев не крещения младенцев. Христианскому погребению предаются почти все умершие. Из недействующих церквей приходят и делают заочные отпевания. Таинство исповеди и Св. Причащения принимается больше зрелым возрастом. Из молодежи – более женский пол. Мужчин сравнительно не много. Много меньше идет на исповедь там, где при церкви производится общая исповедь, а не индивидуальная. Считают ее не соответствующей своему назначению. Хотя есть случаи, что и хвалят её, что скоро совершается самый процесс исповеди и не надо болеть душой, а в общей массе поговорить, что грешна, ну тем и кончается и со спокойной совестью идет ко Св. Чаше. Конечно, не всякий священник может организовать общую исповедь, для этого надо иметь богатый духовный опыт и красноречие. Сама вся обстановка индивидуальной исповеди, как то: крест, евангелие, благодать присутствия священника, зажженная свеча, икона перед которой стоит священник и т.п. настраивают человека на покаянный лад и заставляют невольно вздохнуть и помыслить о грехах своих. Что касается таинства брака, то все же хотя есть случаи по благословению гражданских браков, но в общем, стало больше церковных браков, чем до войны. Только к прискорбию принимают их в большинстве, как нечто формальное, как акт, а не таинство. Часто, особенно женихи, не умеют даже правильно креститься, и даже внушает смех у собравшейся публики. По обыкновению в селах при совершении брака собирается посмотреть много публики. Но ведет эта публика в храме большинстве сел возмутительно. «Да не возглашают уста моя дел человеческих». Шум, гам, громкие, посторонние разговоры, беготня и часто стоит такой шум, что не слышно голоса служащего священника. А батюшки плохо борются с этим злом. Не стараются раскрыть это с кафедры церковной, что совершается таинство, а не только обряд и спокойно продолжают в этом хаосе шума совершать обряд. В храмовые и другие праздники, когда какое-либо селение прихода его празднует, то во всех храмах причт приглашается на дома для служения молебнов, но без церковных икон. В дни праздников: Богоявления, 1-го Августа, Преполовения для совершения водоосвящения вне храма, крестный ход на воду совершается не во всех храмах благочиния. Есть случаи по не зависящим обстоятельствами от причта, совершается водоосвящение в самом храме. Из действующих церквей благочиния звон только в двух церквях г. Любима, из них в одной, а именно Кладбищенской церкви г. Любима даже есть небольшой подбор колоколов, и совершается трезвон. В остальных же церквях звона нет. Все храмы благочиния нуждаются в ремонте, а именно: в побелке стен и в окраске крыши. Большинство и желало бы сделать ремонт, но за отсутствием строительных материалов, трудности их приобретения и доставке воздерживаются. Таковых же храмов, каковые бы грозили каким либо обвалом или разрушением, нет.

Также замечается, что разукрупнения благочиний на более мелкие оказало на церковную жизнь благотворное действие. А то за невозможностью Благочинных в большом благочинии стать действительным руководителем церковной жизни и во время предупредить всякие ненормальности и отклонения, дало повод многим причтам и исполнительным органам церквей быть недисциплинированным и смотреть на церковь, как на доходную лавочку. Теперь же, в связи с малым благочинием, имеется возможность все это пресечь. Такие, контрольные посещения благочинных приходов очень нравится прихожанам, а особенно когда отмечаешь какие-либо недочеты, особенно настоятеля и руководителя, но не с целью критиканства, а с целью наладить, примирить и создать общую приходскую семью. Сгладить те все шероховатости, какие часто встречаются между исполнительными органами и священником. Приходиться убеждать, чтобы приход не смотрел на священника, как на врага, а именно как на пастыря. Но с другой стороны, чтобы священник не смотрел на них как волк на ягнят. Все недоразумения встречаются на материальной подкладке. При посещении приходов встречают и провожают и даже выносят пожелания, чтобы их посещать почаще. Особенно любят соборное служение и с поучением. Подтянулось и само духовенство, чувствуя близость благочинного.

Характеристика духовенства. В общем, по благочинию коллектив священнический хороший. Из восьми священников трое кончили полный курс семинарии, двое неполный курс, трое не получило семинарского образования. Один кончил духовное училище, один – певческую школу и один Городское училище и Восторговские пастырские курсы. В большинстве церквей благочиния служба совершается в Воскресные и праздничные дни строго по уставу. Но есть случаи не аккуратного и торопливого служения. В селе Спасское на Элноти священник Афонский. На что верующие ропщут и крайне недовольны. Есть случаи опущения службы и в праздничные дни и особенно утрени, как это делает священник села Михайловского о. Геннадий Бухаловский. Уйдет с прихода за тридцать километров навестить жену и часто возвращается домой в самый праздник или в воскресный день и довольно поздновато. Тогда начинает служение прямо с обедни. Когда собравшиеся богомольцы спрашивают его, почему он не служить утреню. То он по обычаю отвечает, что он отслужил её дорогой. Проповеди и поучения большинство духовенства произносят хотя и не так часто, но в больше праздники и другие торжественные случаи. Некоторые произносят экспромтом, а большинство по книгам. Причем материалы для прочитывания больше берут из журнала: «Московская Патриархия», как более соответствующее к современной жизни. Административно-хозяйственная жизнь приходов благочиния в большинстве приходов исправна. Везде имеются приходо-расходные книги. Ведутся по известной форме. Приходо-расходные документы есть: сведения о приходе и расходе помесячно, как в Вашу Канцелярию, так лично и мне, а так же и по квартально Уполномоченному отсылаются. В случае задержки приходиться напоминать. Все необходимое для храмов имеется, как то: дрова для отопления, свечи, лампадное масло, венчики, молитвы и крестики во всех церквях имеются.

Но с прискорбием приходится отмечать, что большинство священников при составлении месячного отчета стараются сознательно занизить валовой доход церкви; чтобы меньше платить 10% отчислений. Так кладбищенская церковь г. Любима, где бы казалось дохода надо больше, чем у Троицкой церкви, так как кладбищенской треб больше. Но оказалось на кладбище валового дохода церкви за месяц против Троицкой церкви на тысячу рублей меньше. Чтобы уточнить факт и его причину пришлось выйти на место. Пока я был на кладбище, много было обращающихся с требами. На моё замечание, что у них треб много, а значит и дохода, а не как у нас в деревне, где часто сидим без дела от праздника и до праздника. Тогда священник о. Сотин ответил, что это только сегодня так много треб, а то обыкновенно бывает мало. Так в селе Павловка, приход состоит из 700 дворов, да несколько деревень приходов недействующих и рядом мой приход, Секша имеет порядка 260 хозяйств, а разница в валовом доходе за месяц почти столько на сто рублей. Когда пришлось попросить дать объяснения, почему так получилось, то ответили, что в этот месяц верующие копали картошку и в храм не ходили, а потому и дохода нет. Вот такая работа шла во всех деревенских приходах, но, однако такого резкого упадка не было. И когда пришлось так же выйти на место, и в церкви было порядочно народа, которые подходили к ящику, покупали свечи и просфорки. Когда так же пришлось сделать старосте замечание, что все же доход есть, то получил в ответ такое же объяснение, что это только сегодня. Замечательно; меня так же удивляет, без меня доходу нет, а как приду в храм, то и доход является. Спасо-Элнотская церковь: при проверке староста по стандарту давал сводки казначею, что в Воскресные и праздничные дни доходу у нея только одна просфорка и одна свеча. Тогда же ей пришлось раскрыть всю эту нелепицу и показать, что в дальнейшем нерентабельность прихода может привести к его ликвидации. После этого внушения положение изменилось к лучшему и таких примеров много. Не говоря уже о финансовом состоянии Михайловской церкви, каковой Вам не безызвестен. Тот же священник Бухаловский симулирует. Так взял у Троицкой церкви города Любима еще в Августе месяце свечей в долг под расписку на 325 рублей обещав их скоро уплатить, но до сих пор не уплатил. Не смотря на все их просьбы погасить за должность, угощает по обыкновению обманом, что вышлет им почтой. На самом же деле получили только перевод почтовый в конце Ноября месяца и то только на 100 рублей, а двести двадцать пять рублей не уплатил. Просил меня Исполнительный орган Троицкой церкви г. Любима, чтобы я побудил Священника Бухаловского уплатить долг. Мною послано по их просьбе предложение к о. Бухаловскому и его церковному старосте, чтобы они погасили за должность или вернули свечи, если они не истрачены. Образовательный уровень духовенства благочиния мною указан Вам выше. Наиболее выдающиеся пастыри, как по образовательному уровню, так и по моральной высоте стоять в благочинии первыми: Священник села Павловка Митрофорный Протоиерей Константин Андреевич Соколов, прослуживший пятьдесят лет на одном приходе. Ревностно заботящийся о поднятии религиозного духа своего прихода. В первую очередь своим примером. Помня слова Апостола: «Образ буди верным, словом, житием, верою, любовию и чистотою» - часто совершает служения. Служит истово, чуть ли не по монастырскому уставу, тем более в пределах его прихода, в шести верстах от села, расположен Геннадиев бывший монастырь. Богомольцы с любовию и сейчас посещают места освященные стопами преподобного Геннадия. Берут из его прудов воду, как целебную и по пути заходят помолится, и отслужить молебен преподобному. Тем более у них в храме имеется предел во имя преподобного Геннадия. О. Константин Соколов часто говорит поучения и может говорить свободно. Табак не курит, трезвый. Так что даже мне приходиться в трудную минуту обращаться к нему за советами, как опытному пастырю и соседу. Второй священник – в г. Любиме у Троицкой церкви о. Василий Скворцов, так же ревностный и истовый служака, трезвый, умный и табаку не курит. Особенно прихожанам нравиться его истовое и неспешное служение и уживчивость. А об остальных священниках благочиния нужно с грустью сказать, что (они – Ред.) ремесленники, а не пастыри. Только еще неустанное и бдительное наблюдение за их жизнью предостерегает их от некоторых опрометчивых шагов, каковыми бы они могли очернить сан священника. Усердным табакокурением занимаются четыре священника в благочинии: 1) Афонский, 2) Бухаловский 3) Петровский и 4) Викторов. При встрече дается им совет и увещание, чтобы они по возможности воздерживались от этого зла, а особенно при посещении домов верующих с требами. Но увещевания действуют мало. Все равно продолжают таковое делать. Не расстаются с кисетом и после совершения требы, как после работы считают за должное покурить. Систематического пьянства нет, но выпивают. Больше всех этим заражен в благочинии священник села Спасского на Элноти о. Николай Афонский, который человек одинокий, имеет уже преклонный возраст, но слабовольный. Церковный староста у него женщина Белкова Александра Васильевна 45 лет, заражена той же слабостью – пьянством и, чтобы не было скучно одной, втравливает в это дело и своего настоятеля. Но все же это бывает не так часто, а особенно когда ему сделаешь соответствующее внушение, когда услышишь, что он занялся этим. Картежников в благочинии нет, и такого явления среди духовенства не наблюдается. Согласно Положения о Церкви во главе каждого прихода стоит священник, как председатель церковного совета, который совершает положенные службы по уставу, выполняет распоряжения Архиепископа и Уполномоченного, разосланные через благочинного. Богослужения, а также совершения молебнов на домах верующих совершаются в часы свободные от сельско-хозяйственных работ. По всем храмам благочиния договоры на пользование храмов, регистрация церквей, - верующих, Исполнительного органа и ревизионной комиссии имеется, за исключением Расловской и Михайловской церкви. Когда при обозрении мною было выяснено, что эти два храма таковых документов не имеют, то после настойчивого требования моего особенно к священнику Бухаловскому, которого три месяца пришлось посылать Уполномоченному по делам Р.П.Ц. Все же положение было исправлено и документы получены. В благочинии два храма, а именно в селе Михайловском и в селе Троица в Заклужье взяты под Государственную охрану, как памятники архитектуры церковного зодчества. Охранный договор заключен только у Троицкой в Заклужье церкви. В Михайловской же церкви не смотря на частые напоминания до сих пор этого сделать не может. Руководствуясь статьей 41 – 42 и 44 Положения о Церкви Исполнительные органы, Ревизионные Комиссии и настоятели ведут дело согласно этих статей исправно. Деньги небольшие хранятся в ящике, в которых церквях и в Сбер-кассе, так кладбищенская церковь г. Любима хранит в сбер-кассе на книжке 9272 р. Есть еще старосты заправилы, которые не как не могут мириться с тем, что они подотчетны, как например староста Спасо-Элнотской церкви Белкова, которая чуть ли не каждую службу с амвона агитирует, что она покинет служение при церкви, так как ей плохо платят на содержание. Недовольна бывает, когда за ящиком начинает следить ревизионная комиссия. Белкова чувствует, что для замещения трудно подыскать человека, пользуется таким положением прихода, она запугивает их и терроризирует. Настоятель Афонский в этом ей потворствует. И разрешает говорит ей все это с амвона. На мое неоднократное и категорическое требование прекратит все это, как дело явно негодное и противозаконное, все же, хотя изредка, но вылазки бывают. У кладбищенской церкви города Любима староста Свинкина сама подала заявление о добровольном уходе, а потом жалуется, что ее уволил священник незаконно. Материалы о ее добровольном уходе я лично видел у Уполномоченного. В селе Михайловском у священника Бухаловского не видно работы ревизионной комиссии. При обозрении его прихода мною выяснено, что он даже свою ревизионную комиссию не допускает до ящика. Также мною ему было предложено оживить работу ревизионной комиссии. Последний мне ответил, что он согласен допустить до работы рев. комиссию, но только в своем присутствии. Глупее ответа придумать не мог…В остальных приходах идет дружная и совместная работа, как рев. Комиссии, Исполнительного органа и настоятелей. Отношения благочинного к подведомственному ему духовенству и причтам самое благожелательное и братское, но в то же время и требовательное, но не холодно чиновническое. Так при посещении приходов если видишь, что иногда за священником какой либо недочет, то в первую очередь стараешься указать ему на его недостаток на едине, чтобы не умалить его в глазах прихожан. Ко всем жалобам и заявлениям прихожан относишься чутко и внимательно, но в тоже время, чтобы не вынести из дому сору. Если где либо возникают трения между причтом и прихожанами, то стараешься дело ликвидировать в духе мира, ссылаясь на слова Св. Писания, что всякое царство разделившееся на ся, запустеет.

Храмы богослужебными книгами обеспечены, но они, в общем, порядочно изношены от времени. Облачений почти достаточно, но очень много худых и также от времени, каковые ремонтируются за счет диаконских стихарей. Утварью достаточны. Для записывания прихода и расхода во всех церквях имеются приходо-расходные книги по известной форме. Деньги сдаются казначею. На все виды расходов имеются счета с резолюцией настоятеля. Каждый месяц ревизионная комиссия ведет отсчет о приходе и расходе. О доходе, расходе и остатке каждый месяц докладываются сведения Вам и мне, а так же по квартально Уполномоченному. Все церкви платят 10% отчисления за исключением Михайловской церкви, Вами освобожденной. Доход по церквям благочиния неважный, так как район вообще крайне бедный, нет никаких предприятий и промыслов за исключением сельского хозяйства. Место глухое, район удален от больших городов, так что само население бедное. Взаимоотношение духовенства с местными властями можно считать хорошие, так как не было случаев, чтобы возникли какие недоразумения, и само духовенство по отношению к местным властям было лояльно. Все распоряжения и постановления местных властей выполняли точно и аккуратно. Подоходный налог и другие платежи проходили без репрессий. Хотя были совершены у некоторых священников Фин-инспекторганами опись имущества, но только не за своевременную уплату у священника с. Элноти Афонского и у св. села Троица в Заклужье Викторова, но по уплате описи были сняты. Конечн,о платить было тяжеленько. Все духовенство благочиния живет на получаемый доход. Жилищем обеспечено. Двое имеют свои дома, а остальные, кто в сторожке, а кто на частной квартире. Для обслуживания населения с требами в большинстве случаев приходиться делать выходы пешком, так как в колхозах тягловой силы еще мало и то вся бывает занята на колхозных работах. Материально жизненные условия духовенства в 1948 г. несравненно лучше, чем в прошлом годе. Во-первых: хороший урожай хлебов нынешний год сказался на благосостоянии прихожан. Им стало возможно уделить причту всего – и хлеба и денег. Да вообще стали залечиваться раны нанесенные войной, и народ стал по исправнее, а в связи с этим и духовенству стало жить лучше. Наличия сектантов, раскольников, старообрядцев по приходам благочиния нет, так как все приходы чисто православные. Самочинцы иногда делали вылазки, так в г. Любиме при наличии двух церквей неоднократно совершала крещение младенцев и отпевание умерших, а так же утешение больных, некая Анна Семеновна Смирнова последовательница известного хлыста бывшаго архимандрита Павло-Обнорского монастыря, Вологодской Епархии, Никона. В настоящее время лично она и еще ее подруга Наташка Дугина из того же Любима за эти художества репрессированы. Бродяжил так же по приходам благочиния некий Сергей Жуков. О его деятельности в наших приходах своевременно было мною сообщено бывшему благочинному о. Рождественскому. Жуков выдает себя за кандидата в священника, а то и за самого священника. Так были случаи, что он крестил, совершал молебны и всенощные, святил воду и т.п., а главное открывал над головами верующих святцы, купленные у одного старика в моем приходе. Они в сафьяновом переплете и с теснением, очень красивы. Выдавал он эту книгу за какую то особенно святую, что по ней узнавал будущее особенно солдатам, кто жив и кто мертв. После моего личного обращения не заниматься этим и покинуть наши пределы, Жуков за это старался распускать про меня всякие нелепые слухи, вроде того, что у вас батюшка красный, у него и на престоле то лежит красное Евангелие. Прихожане и окружающее население неоднократно были предупреждены, чтобы остерегались этого волка в овечьей шкуре. Ну, милостыню ему, как нищему, подать можно, а во всякого рода в молитвенные общения с ним не вступать, потому что он аферист. Кроме того в помощь на борьбу с его выходками мною было сделано обращение к помощи гражданской власти. Жуков видя опасность и неприветливость населения, теперь скрылся с горизонта наших приходов. Но церковную жизнь продолжают волновать разного рода выходцы. Так за последнее время по г. Любиму наблюдается, что туда стал учащенно наезжать на правах родственника священник и благочинный г. Нерехты, Костромской Епархии, Андрей Артамонов. В прошлом это ярый Григориановец [32], и до сих пор не принесший покаянную. Он говорить, что каяться ему не в чем, тут греха нет; но почему то служит? Ранее он служил в соседнем селе Покров-Удгода Костромской Епархии и весь этот приход путем даже подписки втянул в эту пагубу. Вот такой то батюшка при приезде сколачивает около себя почитателей, а такие есть даже среди церковниц, которые раздувают о нем славу, чуть ли не как о святом. Характерной чертой его является то, что всех кого он благословляет, то непременно целует, а особенно молодых, так что служить соблазном. Когда его спрашивают, почему он это делает? Отвечает, что по обычаю – первых христиан: «Лобзайте друг друга лобзанием святым». Но святые ли его лобзания? Это неизвестно. Его почитатели не крестят своих народившихся детей у местных батюшек, а так же агитируют своих знакомых, говоря, что у о. Андрея больше благодати, чем у них. Чем подрывается авторитет местного духовенства, особенно в районе кладбищенской церкви, где самое гнездо последовательниц о. Андрея. Особое торжество церковное - это было празднование 500-летия Автокефалии Р.П.Ц. Как оно проходило в благочинии об этом Вам своевременно было сообщено рапортом. По всем церквям было совершено богослужение Св. Московским с приличествующим сему случаю поучением и благодарственный молебен. Где поспело, там оно было зачитано Ваше Архипастырское послание, а где не поспело, оно было зачитано в ближайший Воскресный день. Как видно из рапортов с мест, народа за богослужением было порядочно. За мой период управления благочинием были отправлены два Юбилея священникам. Первый священнику села Павловки Митрофорному протоиерею о. Константину Андреевичу Соколову. Совершен он был 16 августа с/г по старому стилю, по случаю его служения в сане священника пятьдесят лет на одном приходе. Собралось почтит юбиляра очень много народа и его прихожан. Служило пять священников. Между прочим, служил бывший Даниловский благочинный о. Рождественский с диаконом, который почему то на служении торжественно заявил, что Вы послали его возглавить данное торжество, как своего заместителя. На этом основании он служил первым, а юбиляр как виновник торжества служил вторым, что немало огорчило, как самого юбиляра, а больше всех приход, который таким поступком остался крайне недоволен. Второй юбилей, с Вашего благословения был совершен 3/16 ноября с/г, священнику Троицкой церкви г. Любима о. Василию Скворцову по поводу исполнившегося его пятидесяти пяти летнего служения в сане священника. Юбилей правился помимо его желания, по желанию прихожан. На данном приходе он прослужил сравнительно недавно, всего только четыре месяца, но за короткий срок сумел завоевать симпатию прихожан. Главное, как опытный пастырь, а не наемник смог успокоить волнующееся море церковной жизни в данном приходе. Народ оценил его за это и полюбил. Свою любовь в этот для него знаменательный день вылил в общей теплой молитве, поднес ему подарок – облачение. Народу за богослужением, несмотря на будничный день, был полный храм, как в Пасху. Служило нас четыре священника. Юбиляру было сказано приветствие, и от лица благочиния был преподнесен адрес. Сказано также поучение мною и к собравшемуся народу. Но одно огорчило юбилей, почему то сосед по храму о. Скворцова священник кладбищенской церкви о. Сотин, согласившийся сначала принять участие в этом служении, накануне отказался, хотя был приглашен официально. Заболел дипломатически, разболелся палец. Детская оговорка, болел палец, но не язык. Из-за пустой зависти Сотин выкинул такой трюк. Почему де я не менее его служу, а мне нет юбилея? Больной бред отжившего старика. На молебен он приходил. Но на приглашение юбиляра, мое лично и прихожан разделит с нами трапезу после службы, категорически отказался: «Иудеи с самарянами не сообщаются». Вообще замечается, что Сотин вместо любви и мира в церковную жизнь г. Любима вносить антагонизм. На юбилее, собравшемуся духовенству было прочитано и разъяснено: «Положение о пенсиях», а отсутствующим посланы об этом событии уведомления почтой. Так протекала церковная жизнь во всех проявлениях по Любимскому благочинию в период 1948 года.

Благочинный Любимского Округа

Протоиерей Александр Преображенский.

1948г.

Декабря 8 дня

с. Секша

№ 188.

 

 

Его Высокопреосвященству

Высокопреосвящ. Димитрию

Архиепископу Ярославск. и Рост.

Благочин. Бурмакинск.

Округа Ярослав. Епарх.

Троицк. Ц. с. Нового

Прот. Димитрия

Соколова

Доклад.

В благочинии Бурмакинск. окр. десять (10) действующих церквей все они укомплект. священниками, из них 5 протоиереев и 5 рядов. священ. Штатных диаконов и псаломщиков нет. Должность псаломщиков исполняют большей частью любители из певцов, или совмещают церк. сторожа, чтецы и певцы. В большинстве приходов имеются любительские хоры, которые исполняют простые напевы. Посещаемость богослужений снижается молящимися, особенно это заметно в 1948 г., следовательно, снижается и доходность церковного ящика. В период летнего времени посещаемость совсем маленькая, но с наступлением зимы посещаемость увеличивается. Но в общем приходными суммами, расходы все оправдываются кои церковь не должна финансировать органам, там и духовенство не имеет задолженн. Перед финансовыми органами. В 1948 г. произведены ремонты в церкви с. Нового реставрация живописи, окраска стен, окон. В с. Бурмакине – окраска крыш и укрепление на главе креста в с. Нетребово окраска крыш, в селе Поздеевском перекладка печи. В ц. с. Никольского – окраска внутри окон, пола. В ц. с. Рождественского исправили крышу на церкви, местами меняли железо. На 1949 г. возобновляться ремонты в ц. с. Бурмакино окраска глав и крыши на летней цер. в ц. с. Сеславино окраска крыши, в ц. с. Нового окраска глав и шпиля. Приобретены дома для кварт. священн., в с. Нетребове и в с. Высоцком. Богослужения совершаются аккуратно. В общем материально хозяйственная сторона жизни приходов благополучна за исключением прихода Спасской ц. с. Лютово, имеет задолженность священ. о. Иван Розин перед финан. орган. и требует церковь большого ремонта, штукатурка в летнем храме отпадает, так что в этом приделе служба не совершается, требуется и наружный ремонт, но средств не имеет. Количество церквей, 10 действ., для нашего района вполне достаточно. Отношение населения к исполнению таинств: крещений, погребений считается обязательным, так что не крещенных и не отпетых редкое явление. Браков заметно увеличилось, общ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: