Расширение – одна из основных проблем, стоящих перед ШОС. На сегодняшний день эта проблема приобретает решающее значение, так как ШОС, во-первых, провозгласила себя организацией, открытой по отношению к другим государствам. Во-вторых, до определенного этапа своего развития ШОС может реализовывать потенциал своего расширения. В дальнейшем, если другие государства соответствуют ее установкам, ШОС не будет долго ограничивать их желание вступить в организацию. Можно сделать вывод, что в случае успешного развития ШОС, многие государства в будущем выразят желание разделить интересы этой организации.
Таким образом, расширение ШОС приобретает определяющее значение, а прием новых государств не только изменит количество стран-участников, но также изменит ряд аспектов деятельности ШОС. Можно сказать, расширение ШОС еще более укрепит и консолидирует организацию, выведет ее на новый уровень. Но это расширение может также повести ее по пути ослабления и стагнации. Поэтому, расширение ШОС – не технический, а политический вопрос, и необходимо продемонстрировать все возможности расширения.
Дальнейшее расширение ШОС может несколько усилить и аспекты политической географии, с этой точки зрения важно расширение ШОС по направлению периферийных государств Центральной Азии. Здесь расположены такие государства, как Монголия, Туркменистан, Иран, Афганистан, государства Кавказа, Пакистан, Индия и др. Теоретически эти государства – потенциальные участники расширяющейся ШОС. Однако, по ряду внутренних и внешних причин, возможности присоединения этих государств очень неоднородны.[14]
Туркменистан, государство, расположенное в Центральной Азии, единственное в этом регионе, не присоединившееся к ШОС. Во всех отношениях это самое близкое политике ШОС государство, обладающее наиболее толерантным характером. Однако Туркменистан проводит политику нейтралитета, не участвует в региональных организациях, что противоречит установкам ШОС. Кроме того. Туркменистан не выражает желания вступить в ШОС. Если в будущем Туркменистан сменит свою политику по отношению к ШОС, у него есть все возможности вступить в организацию.
|
Монголия – ШОС нет особых разногласий относительно этого государства. В 2004 году Монголия стала первой страной-наблюдателем в ШОС. С другой стороны, в Монголии нет факторов терроризма, сепаратизма, экстремизма, и эта страна не может оказать существенного влияния на антитеррористическую деятельность ШОС. С геополитической точки зрения Монголия считается государством Северо-восточной Азии и приоритетность ее политики ориентирована на международные процессы в этом регионе.
По отношению к ШОС, Монголия обладает уникальным геополитическим значением. На северном и южном направлениях она граничит с Россией и Китаем. На западном и восточном направлениям – со странами Северо-Восточной и Центральной Азии. Таким образом, она может примыкать ко всем из вышеперечисленных направлений. Если же Монголия присоединится к ШОС, это будет способствовать установлению связей со всем регионом и создаст удачные предпосылки для взаимодействия стран-участников ШОС в Северо-восточной Азии. Таким образом, Монголия обладает жизненно важным стратегическим потенциалом в отношениях с ШОС и является наиболее важным фактором в дальнейшем развитии ШОС.
|
Индия и Пакистан проявляют интерес к ШОС. Эти два государства являются важными элементами международной и региональной антитеррористической структуры. На территории обоих государств действуют террористические организации, кроме того, в силу географической близости Южной и Центральной Азии террористические организации здесь имеют тесные взаимосвязи, иногда составляя единое целое. Поэтому Индия и Пакистан в вопросах борьбы с терроризмом легко найдут общий язык с ШОС.[15]
С точки зрения экономического сотрудничества Южная Азия имеет выход в Индийский океан, а Китай, Россия и страны Центральной Азии заинтересованы в экспорте своих товаров через Индийский океан. Индия и Россия уже создали коридор "Юг – Север", связывающий Россию с Индийским океаном, а страны Средней Азии рассматривают Индию и Пакистан как один из способов выхода к морю. Поэтому и в сфере экономического сотрудничества Индия и Пакистан могут достаточно легко интегрироваться в ШОС.
Эти две страны имеют определенный вес на мировой арене, поэтому их возможное вступление в ШОС позволит расширить рамки организации в сферах политики, экономики, безопасности, приграничного сотрудничества, демографии, культуры и других.
Но в случае вступления Индии и Пакистана в ШОС может возникнуть ряд проблем:
Если Индия одна вступит в ШОС, это отрицательно скажется на стабильности в Южной Азии. Если вступит один Пакистан, это приведет к усложнению внутренних связей между странами – участницами ШОС. Если же они вступят одновременно, то без существенного улучшения их двусторонних отношений ШОС сама станет жертвой индийско – пакистанских противоречий и взаимных нападок.
|
И Южная, и Центральная Азия являются частью обширного региона с острыми противоречиями и сложными проблемами. Вступление Индии и Пакистана в ШОС может привести к тому, что центр геополитического влияния ШОС сместится.
Поскольку обе этих страны обладают ядерным оружием, их принятие в ШОС может завести в тупик предпринимаемые в рамках ШОС меры по контролю над ядерным оружием.
Специфика положения Индии и Пакистана на международной арене в настоящее время такова, что невозможно предсказать, смогут ли эти страны вписаться в рамки ШОС.
Иран исторически имеет тесные связи с регионом Центральной Азии, он поддерживает постоянные связи со странами – членами ШОС. К тому же, позиции ШОС и Ирана по проблеме афганских талибов также совпадают. Но Иран располагается далеко на западе региона, и между ним и странами ШОС существует определенная геополитическая дистанция.[16]
Иран проводит независимую внешнюю и внутреннюю политику, что достаточно сложно увязывается с политической линией ШОС. Между Ираном и США отношения очень напряженные, США занесли Иран в «черный список», и трудно предсказать, чем закончится это противостояние. Поэтому возможное вступление Ирана в ШОС может привести к возникновению целого ряда проблем.
Афганистан, страна, которая имеет самое непосредственное отношение к безопасности Центральной Азии. Даже если движение "Талибан" будет полностью ликвидировано, все равно наибольшая угроза безопасности государств Центральной Азии будет исходить от Афганистана. Именно поэтому афганская проблема является объектом особого внимания для ШОС. В 2004 году президент Афганистана Хамит Карзай участвовал в работе саммита ШОС, в ходе которого было заявлено об особом внимании ШОС к ситуации в Афганистане.[17]
Тем не менее, в настоящее время существует много препятствий для вступления Афганистана в ШОС. Первая проблема – это протекционистская линия США в отношении Афганистана, что может впрямую повлиять на принятие решения по членству в ШОС. Во-вторых, принятие Афганистана в члены ШОС будет означать, что организация берет на себя ответственность за достижение безопасности и восстановление экономики в Афганистане, при этом неизвестно, хватит ли у ШОС ресурсов для достижения этих целей. Тем не менее, в будущем при благоприятном развитии обстановки Афганистан вполне может выйти на уровень соответствия критериям членства в ШОС.
Не вызывает сомнений, что ШОС является вполне достойным примером стратегического партнерства, нацеленного на укрепление региональной безопасности, экономический прогресс и расширение интеграции в различных сферах при сохранении национальных и культурных особенностей стран-участниц. Примером, способным с течением времени превратиться в модель для строительства многополярной постялтинской системы международных отношений, системы сбалансированной, справедливой и эффективной. Соответственно, тем более ценной становится роль организации в формирующихся азиатской и мировой системах безопасности, поиске вариантов решения глобальных проблем.
Заключение.
Спустя 7 лет после создания, Шанхайская организация сотрудничества, которая первоначально организовывалась как многосторонний механизм исключительно для укрепления мер доверия в военной области в районе границы, превратились во влиятельную структуру многостороннего взаимодействия в различных областях, представляющих взаимный интерес, и вносит существенный вклад в формирование в Азиатско-тихоокеанском регионе кооперативный по своему характеру системы общерегиональной безопасности, основанной на равноправном сотрудничестве стран-участниц.
От свойственного для первого этапа институционального оформления ШОС (1996-2001 гг.) концепции общей безопасности организация эволюционировала к поддержке концепции безопасности на основе сотрудничества, одновременно трансформировалась из дискуссионного клуба, форума на высшем уровне в полноправную международную организацию с оформленным правовым статусом и множеством направлений деятельности.
В рамках Шанхайской пятёрки, а затем и Шанхайской организации сотрудничества подписан ряд важнейших документов, позволивших создать договорно-правовую базу сотрудничества между странами Центарльноазиатского региона, обеспечить координацию их внешней политики и усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом, определить основные и главные направления работы организации. Среди документов – Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996), Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997), Бишкекская (1999) и Душанбинская (2000) декларации, Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (2001), Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), Хартия Шанхайской организации сотрудничества (2002), Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества(2003), Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества (2006) и др.
Шанхайская организация сотрудничества постепенно создала комплекс механизмов и договорённостей, позволяющих надлежащим образом обеспечивать устойчивость, стабильность и безопасность в регионе. Это даёт основания, несмотря на ряд проблем, и противоречий между участниками в видении приоритетов работы ШОС, сформулировать сдержанно оптимистический прогноз относительно перспектив её развития.
На основе взаимной выгоды и заинтересованности интенсивно развивается и торгово-экономическое сотрудничество. Углубляются контакты в гуманитарной сфере, активизируется культурное сотрудничество. ШОС активно наращивает и внешние связи, растет авторитет организации. Установлены официальные отношения с международными региональными организациями, таким как ООН, АСЕАН, СНГ.
Таким образом, в своей деятельности ШОС достигла значительных успехов. Её создание повлияло не только на расширение пограничных вопросов КНР с соседними странами, но и в немалой степени способствовало миру и стабильности в регион, обузданию терроризма, сепаратизма и экстремизма, укреплению экономической взаимосвязи, взаимодействия в промышленной, энергетической, гуманитарной сферах между странами – членами организации. При этом организация представляет собой не военный союз, а эффективную, работоспособную модель регионального сотрудничества, основанную не на дружбе против общего врага, а на взаимном доверии, обоюдовыгодном сотрудничестве, совместной инициативе и приоритете безопасности.
Список использованных источников:
1. Цыганков П.А., Теория международных отношений: Учеб. Пособие. –М.: Гардарика, 2003. – 590 с.
2. Васильев Л.Е., Румянцев Е.И., Шанхайская организация сотрудничества. Док - ты и материалы. –М.: ИВДРАН, 2007.-167 с.
3. Торкунов А.В., Современные международные отношения: Учеб. Пособие. –М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. -584 с.
4. Изатулла Езати., ШОС и будущие Евразии: Аналитические доклады. –М.: МГИМО (У) №3 (18)/2006. – 214 с.
5. Путин В.В. ШОС - новая модель успешного сотрудничества [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.rg.ru/2006/06/14/putin-shos.html
6. Попович А. Интеграция: теоретические аспекты. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://fmp-gugn.narod.ru/pop2.html
7. Вся правда о Шанхайской пятёрке № 23 (105) от 14.06.2001 [электронный ресурс]. - режим доступа:https://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_70425.html
8. История развития Шанхайской организации сотрудничества [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.sectsco.org/html/00080.html
9. Хроника главных событий в рамках "Шанхайской пятерки" и Шанхайской организации сотрудничества электронный ресурс]. - режим доступа:https://www.sectsco.org/html/00105.html
10. Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.sectsco.org/html/00952.html
11. Лукин А., Шанхайская организация сотрудничества: что дальше? [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.polit.ru/research/2007/07/31/lukin.html
12. Мамаев. Ш., ШОС с Ираном [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.Politjournal.ru/index.php?action=Article&dirid=40&tek=5811&issue=164
13. Старр Фредерик, Партнёрство для Центральной Азии [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.analitika.org/article.php?story=20051122073817435
14. Арис С., Шанхайская организация сотрудничества: по материалам британских и американских исследователей. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.infoshos.ru/?idn=330
15. Воронович. В.В., Эволюция Шанхайской организации сотрудничества в контексте формирования азиатской системы безопасности. https://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1172&Itemid=188
16. Сыроежкин, К. Л., ШОС: проблемы и перспективы. Азияинформ: информ.-аналит. портал. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.asiainform.ru/rusdoc/14822.htm.
17. Т.Т. Шаймергенов, Г.А. Тусупбаева., Роль международных структур в обеспечении региональной безопасности в Центральной азии: перспективы для ШОС и НАТО. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.analitika.org/article.php?story=20071014004111495
18. Лузянин С.Г., Шанхайская организация сотрудничества: модель образца 2008 года. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.perspektivy.info/oykumena/krug/shanchayskaya_organisaciya_2008-3-28.htm
19. Виндиш Э., В долгосрочной перспективе ШОС хочет стать противовесом НАТО и ОПЕК. LentaCom.Ru: Всерос. обществ.-полит. интернет-газ. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.lentacom.ru/comments/3143.html
20. Чжао Хуашен., Некоторые проблемы развития Шанхайской организации сотрудничества. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.infoshos.ru/?idn=429
21. Якушева Ю: Проблемы и перспективы расширения ШОС. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.ia-centr.ru/expert/585/
22. Вартанян А.М. Зачем Ирану нужно членство в ШОС? [электронный ресурс]. - режим доступа:https://www.iimes.ru/rus/stat/2007/29-08-07a.htm
23. Лабецкая К., Содержательная работа со странами - наблюдателями ШОС пока не сложилась. [электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.globalaffairs.ru/articles/0/8041.html
24. Официальный сайт МИД РФ, [электронный ресурс]. - режим доступа: www.mid.ru
25. Чжан Дэгуан: биография, [электронный ресурс]. - режим доступа: www.peoples.ru/state/politics/chzhan_deguan/
26. «Жэньминь Жибао», Визиты Вэнь Цзябао в РФ, Казахстан и участи в заседании совета глав правительств-членов ШОС, [электронный ресурс]. - режим доступа: http//Russian.people.com.cn./31521/6525199.html
Приложения.
Приложение №1
Шанхайская организация сотрудничества на карте мира.
Темно зелёным отмечены государства-члены ШОС
Светло зеленым отмечены страны имеющие статус наблюдателей.
Приложение №2
Краткие сведения о ШОС
Шанхайская организация сотрудничества является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки".
Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.
Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2007 эти посты соответственно занимают Б.К.Нургалиев (Казахстан) и М.У.Субанов (Кыргызстан).
Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30 млн.189 тыс.кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а население - 1.5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.
Приложение №3
Генеральные секретари ШОС.
Чжан Дэгуан. Генеральный секретарь 2004-2006. Родился в феврале 1941 года в восточной провинции Шаньдун. Прекрасно говорит по-русски: в 1964 году окончил факультет русского языка и литературы Пекинского института иностранных языков. Дальше его карьера была связана с МИД. Работал переводчиком. Затем — сотрудник посольства КНР в СССР. После был направлен советником посольства в США. До 1993 года — посол в Казахстане. В 1993—1995 годы — начальник департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИД. С 1995 по 2001 год — заместитель министра иностранных дел КНР. А с 2001 по 2003 год — посол в Российской Федерации.
Болат Нургалиев. Генеральный секретарь ШОС с 2006. Уроженец Акмолинской области, после окончания Целиноградского пединститута работал в органах Первого главного управления (разведка) КГБ СССР.
Сотрудничал в советских посольствах в Пакистане и Индии. С 1992 года трудился в системе внешнеполитического ведомства Казахстана. Был начальником управления международной безопасности и контроля над вооружениями, заместителем министра. В 1996-2000 годах был послом Казахстана в Вашингтоне. С 2000 года занимал пост главы дипломатической миссии в Южной Корее, а с конца 2003 года - в Японии.
Приложение №4
Организационная структура Шанхайской организации сотрудничества.
[1] Вся правда о Шанхайской пятёрке № 23 (105) от 14.06.2001 https://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_70425.html
[2] История развития Шанхайской организации сотрудничества https://www.sectsco.org/html/00080.html
[3] Хроника главных событий в рамках "Шанхайской пятерки" и Шанхайской организации сотрудничестваhttps://www.sectsco.org/html/00105.html
[4] Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества https://www.sectsco.org/html/00952.html
[5] Лукин А. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше? https://www.polit.ru/research/2007/07/31/lukin.html
[6] Мамаев Ш. ШОС с Ираном https://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=40&tek=5811&issue=164
[7]Фредерик Старр. Партнёрство для Центральной Азии https://www.analitika.org/article.php?story=20051122073817435
[8]Арис С. Шанхайская организация сотрудничества: по материалам британских и американских исследователей. https://www.infoshos.ru/?idn=330
[9] Журнал международного права и международных отношений 2007 – 2. Эволюция Шанхайской организации сотрудничества в контексте формирования азиатской системы безопасности. – Воронович. В.В. https://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1172&Itemid=188
[10] Сыроежкин, К. Л. ШОС: проблемы и перспективы. Азияинформ: информ.-аналит. портал. https://www.asiainform.ru/rusdoc/14822.htm.
[11] Т.Т. Шаймергенов, Г.А. Тусупбаева. Роль международных структур в обеспечении региональной безопасности в Центральной азии: перспективы для ШОС и НАТО. https://www.analitika.org/article.php?story=20071014004111495
[12] Лузянин С.Г. Шанхайская организация сотрудничества: модель образца 2008 года. https://www.perspektivy.info/oykumena/krug/shanchayskaya_organisaciya_2008-3-28.htm
[13] Виндиш, Э. В долгосрочной перспективе ШОС хочет стать противовесом НАТО и ОПЕК. LentaCom.Ru: Всерос. обществ.-полит. интернет-газ. https://www.lentacom.ru/comments/3143.html
[14] Чжао Хуашен. Некоторые проблемы развития Шанхайской организации сотрудничества.https://www.infoshos.ru/?idn=429
[15] Юлия Якушева: Проблемы и перспективы расширения ШОС. https://www.ia-centr.ru/expert/585/
[16] А.М. Вартанян Зачем Ирану нужно членство в ШОС? https://www.iimes.ru/rus/stat/2007/29-08-07a.htm
[17]Лабецкая К. Содержательная работа со странами - наблюдателями ШОС пока не сложилась https://www.globalaffairs.ru/articles/0/8041.html