МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
АВГУСТОВСКИХ СОВЕЩАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В 2010 ГОДУ
Сабельникова-Бегашвили Н.Н. – к.б. н., доцент, руководитель кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО
В средних общеобразовательных учреждениях преподавание естественнонаучных дисциплин в 2010/11 учебном году осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти:
- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. №1089);
- федеральным базисным учебным планом (утвержден приказом Министерства образования России от 9 марта 2004 г. №1312);
- примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ от 25.06.2007 № 324-пр);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год» и приказом министерства образования Ставропольского края от 09.02.2010 № 17-пр «Об утверждении перечней учебников на 2010-2011 учебный год».
Особенностями УМК нового поколения являются:
- переориентация с передачи знаний на формирование ключевых компетенций;
- формирование базовых компетенций на основе деятельностного подхода в обучении;
|
- усиление блока прикладных знаний.
При организации учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК необходимо внедрять УМК нового поколения.
Каждый авторский коллектив предлагает программу, разработанную в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
УМК по предмету включает учебник, электронное приложение, методические рекомендации для учителя, рабочую тетрадь.
При подготовке к ГИА и ЕГЭ настоятельно рекомендуем использовать рабочие тетради, которые предусматривают различные формы контроля знаний, работу с тематическими картами, таблицами, схемами, способствуют формированию умений применять теоретические знания на практике, развивать самостоятельность обучающихся. При отсутствии рабочих тетрадей к новым линиям УМК можно завести специальные тетради для старшеклассников, в которых будут выполняться задания базового и повышенного уровней сложности. Необходимо проанализировать наиболее типичные ошибки, допускаемые обучающимися при выполнении заданий ЕГЭ.
При составлении календарно-тематического планирования (независимо от УМК по предмету) рационально включать специальную колонку «Подготовка к ГИА и ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока на этапах актуализации, системного повторения или обобщения материала.
|
При построении образовательного процесса особое значение отводится метапредметному подходу как основе российского образования, призванному «в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения». Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления – «Знание», «знак», «проблема», «задача».
В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» необходимо акцентировать внимание на обучении одаренных детей через индивидуальную, кружковую работу, факультативные занятия, элективные курсы, спецкурсы, а также обучение в заочных школах ведущих вузов страны.
Более подробную информацию можно получить в сборнике «Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009-2010 учебный год», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009 году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
Сабельникова-Бегашвили Н.Н. – к.б. н., доцент, руководитель кафедры естественнонаучных дисциплин СКИПКРО
· Приоритетные направления развития географического образования в контексте стратегии образования до 2020 года и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
· Инновационные подходы в организации методической работы учителей географии: создание сайта МО учителей географии в сети Интернет, сетевые сообщества педагогов, обучение по кредитно-модульной (накопительной) системе и на дистанционных курсах, участие в конкурсах мастерства и др.
|
· Компетентностный подход в организации обучения и мастерство педагога.
· Самообразование учителя как необходимое условие профессионального мастерства педагога.
· Мастер-класс как эффективная форма трансляции передового опыта лучших учителей (из опыта работы учителя-практика).
· Представление передового опыта лучших учителей победителей ПНПО, активно внедряющих современные образовательные и информационные технологии (необходимо организовать выставки из опыта работы учителей, провести мастер-классы по предмету с ориентацией на развивающий потенциал в процессе обучения).
· Профессиональная компетентность учителя как условие формирования творческой среды в образовательном учреждении.
· Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений. Требования к содержанию портфолио учителей, система стимулов за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
· Развитие творческих способностей молодых педагогов в условиях современной школы.
· Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования.
· Обновление содержания географии в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Особенности УМК по географии нового поколения.
· Влияние нового государственного образовательного стандарта начальной школы на содержание образования по географии.
· Единый государственный экзамен – современный подход к оценке качества образования по географии. ЕГЭ по географии в Ставропольском крае: результаты, проблемы, перспективы.
· Современные образовательные и информационные технологии в преподавании географии как условие реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего (полного) образования (из опыта работы учителей-практиков).
· Современные подходы к организации учебного процесса с использованием ИКТ: ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски, мультимедиа средств.
· Опыт участия учителей географии и обучающихся школ в конкурсах уроков и проектов с использованием ИКТ, проектах глобальной сети Интернет, дистанционных курсах (из опыта работы учителей-практиков).
· Современные информационные технологии в образовательном процессе как одно из условий развития информационной компетентности учителя. Методика использования ЭОР, ГИС и Интернет – технологии в преподавании географии.
· Организация работы с одаренными детьми, подготовка обучающихся к олимпиадам по географии.
· Перспективы развития проектно-исследовательской деятельности школьников через участие в научно-практических конференциях.
· Профильное обучение как одно из важных звеньев формирования компетентности выпускников школы в процессе обучения и подготовки к ЕГЭ.
Рекомендуемая литература
1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.
2. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе: Методическое пособие. – М.: Владос, 2008. – 303с.
3. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.
4. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении // Учебно-методическое пособие для учителей – СПБ., 2006. – 176с.
5. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 3. с. 2-8.
6. Гирба Е.Ю. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока // Современный урок: теория, методика и практика обучения. – М., 2007, № 4. с. 2-7.
7. Гусарова Е.Н. Современные педтехнологии. – М.: АПКиППРО, 2005.
8. Кричевский В.Ю., Кошкина В.С. Как построить профильную школу. 2-е издание. – Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение», 2006.
9. Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. – Ч. 6. – 256с.
10. Лапушинская Г.К. В старших классах можно получить профессиональную подготовку // Народное образование. – М., 2010. – № 5. – с. 114-117.
11. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144с.
12. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272с.
13. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2006.
14. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров // Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
15. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 71с.
16. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010.
17. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1-2. Методическое пособие // Под ред. Н.В. Немовой. – М: АПКиПРО, 2004.
18. Сборник нормативных документов. География // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 141с.
19. Сборник нормативных документов. География (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008. – 100, [12]с.
20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.
21. Солодухиа Н.Н., Хлебосолова О.А. Подготовка к ЕГЭ по географии на основе проектной деятельности // География в школе. − М., 2008. − № 2. − С. 51-53.
22. Солодухина Н.Н., Хлебосолова О.А. Подготовка к ЕГЭ по географии на основе проектной деятельности // География в школе. − М., 2008. − № 4. − С. 51-52.
23. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы. – М., 2008.
24. Эртель А.Б. География. Подготовка к ЕГЭ – 2010. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009. – 240с.
25. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.
26. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2006.
Электронные ресурсы
1. https://geo.1september.ru – Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»
2. https://www.geoport.ru – GeoPort.ru: страноведческий портал.
3. https://www.geosite.com.ru – GeoSite — все о географии
4. https://www.geoman.ru - Библиотека по географии. Географическая энциклопедия.
5. https://www.rgo.ru – География. Планета Земля.
6. https://www.mirkart.ru -Мир карт: интерактивные карты стран и городов.
7. https://www.terrus.ru -Территориальное устройство России: справочник.
8. https://geo.metodist.ru – Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования
9. https://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm. – Система федеральных образовательных порталов.
10. https://www.school.edu.ru. – Российский общеобразовательный портал
11. www.edu.ru. – Федеральный портал «Российское образование».
12. https://www.ed.gov.ru/prof-edu. – МО РФ. Федеральное агентство.
13. https://mon.gov.ru/structure/minister. – Сайт Министерства образования (примерные программы, перечни учебников, методические письма о преподавании географии по результатам ЕГЭ).
14. https://www.profile-edu.ru. – Профильное обучение в старшей школе.
15. https://edu.of.ru/profil. – Дистанционная поддержка профильного обучения.
16. https://www.it-n.ru. – Сеть творческих учителей.
17. https://new.teacher.fio.ru. –Учитель.
18. https://ict.edu.ru. – Информационно-коммуникационные технологии в образовании
19. https://ege.edu.ru. – Портал поддержки ЕГЭ.
20. https://www.1september.ru/ru/main-slow.htm. – Объединение педагогических изданий «Первое сентября».
21. https://www.ug.ru. – Сайт Учительской газеты.
22. https://www.ecosystema.ru. – Экологическое образование.
23. https://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
24. www.standart.edu.ru. – Стандарт нового поколения.
25. www.fipi.ru. – Федеральный институт педагогических измерений.
26. https://mon.gov.ru. – Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2010/11 учебный год.