Черчилль. Трагедии и Триумфы 19 глава




В Первую мировую войну он получил редчайший для его капитанского чина орден – «Puor le Merite », высший военный орден Германии, эквивалент английского Креста Виктории. Для сравнения – другим кавалером этого ордена и тоже в капитанском чине был национальный герой Германии в Первую мировую войну, лучший летчик страны, командир легендарной эскадрильи Рихтгофена Герман Геринг.

Нечего и говорить, что «возрождение мощи Германии в 1933 году » такой человек встретил с восторгом. Карьера его стала развиваться очень успешно – он не попал в Генеральный штаб, но написанная им брошюра «Атака пехоты» попалась на глаза Гитлеру, который ее очень одобрил.

Они познакомились в 1935-м – Роммель был тогда майором, а в 1939 году он был уже генерал-майором. Во французскую кампанию Роммель с большим успехом командовал танковой дивизией, а в феврале 1941 г. получил независимое командование – ему было поручено «спасти итальянскую Ливию от наступления англичан ».

Сил ему выделили немного – на первых порах он получил всего-навсего одну так называемую «легкую» дивизию. В совершенно блестящем наступлении в марте 1941 г. он разбил англичан и погнал их из Ливии на восток, в Египет. Это стало началом его ослепительной карьеры. Разгром англичан в 1942 г. и взятие Тобрука дали ему высший военный чин Германии – звание генерала-фельдмаршала, эквивалент 5-звездного генерала в армии США.

В ноябре 1942 года Роммель со 100-тысячной армией стоял в сотне километров от Нила, у Эль-Аламейна, и осыпал проклятиями свое берлинское начальство.

Почему, почему они не дали ему достаточных средств вовремя, когда «два танковых корпуса, добавленных к его ветеранам, могли бы изгнать англичан с Ближнего Востока и дать Германии не только победу, но и нефть в любых количествах »?

И вот тут, пожалуй, уместно сказать несколько слов об отношениях фельдмаршала Роммеля и прочих германских генералов. Они его не любили. Они не считали его настоящим фельдмаршалом. Фон Браухич, например, называл его «хорошим командиром дивизии ». Это примерно как похвалить полковника за талантливое командование взводом.

Генерал Гальдер, сменивший фон Браухича на посту начальника Генерального штаба, не однажды намеревался отрешить Роммеля от его независимого командования или, по крайней мере, подчинить какому-нибудь более ответственному офицеру – Роммеля спасло только благожелательное отношение фюрера.

В чем тут было дело? Многократно описанная в литературе зависть бескрылых консерваторов к гениальному новатору?

«Зависть » эта, однако, была уж очень единодушной. Даже Кессельринг, человек, который в 1942 и в начале 1943 г. с Роммелем вполне дружески сотрудничал (будучи при этом его непосредственным начальником), сделал ему однажды довольно сомнительный комплимент. Он сказал, что репутация Роммеля помогает ему сражаться с англичанами и стоит – сама по себе – хорошей дивизии.

К концу 1942 года в германской армии было около 200 формирований, которые назывались дивизиями. Стало быть, Кессельринг ценил славу своего подчиненного в половину одного процента всей мощи вермахта. Это очень много, если имеется в виду обычный человек, пусть и в высоком чине. Но для национального героя такая оценка звучит как-то неприлично трезво.

И сил Роммелю действительно не выделяли. Его немецкие части – в сумме, даже в самый пик его успехов – никогда не превышали 4 дивизий, только две из них были танковыми, да и те – облегченного типа. Почему в том же 1941 г., в марте, на балканскую кампанию было выделено 15 дивизий – много больше, чем когда бы то ни было действовало в Африке?

Не говоря уж о «Барбароссе» – эта операция, разработанная Гальдером, задействовала 134 немецких дивизии, не считая войск союзников.

Почему действительно было не дать Роммелю пару танковых корпусов, как он просил, и выбить англичан из Египта? Почему, наконец, Гитлер не заступился за своего любимца и не решил его спор с Генеральным штабом не в пользу Генерального штаба?

Ему случалось делать такие вещи – например, в 1940 г. во Франции, когда он отверг консервативные планы кампании в пользу рискованного и очень не ортодоксального решения, предложенного Манштейном?

Помимо злокозненности завистников, на то имелись очень серьезные причины.

После поражения Франции в 1940 году перед Германией возникла дилемма. Что следовало делать дальше, после того, как война на Западе казалась выигранной?

За спиной Германии висел огромный Советский Союз. Слово его лидера и договор о ненападении – все это стоило ровно столько, сколько стоило слово самого Гитлера. То есть ничего. В этом смысле главы двух тоталитарных держав вполне друг друга понимали.

Надо было как можно скорее развязать себе руки, и поэтому Англии были сделаны самые щедрые и вполне искренние предложения о мире.

Однако они оказались неприемлемыми для англичан. Признать поражение означало не мир, а – в перспективе – подчинение. Держава, контролирующая все ресурсы Европы, нашла бы возможности для постройки флота сильнее британского – и это был бы конец если не существованию Англии, то ее независимости.

Черчилль, при полной и единодушной поддержке парламента, отверг немецкие предложения.

Война продолжалась. Не желая оставлять за спиной врага, Германия предприняла попытку разгрома Англии с воздуха. «Битва за Британию » шла до осени 1940 года и окончилась ничьей, что было в стратегическом смысле огромной победой Англии. Она уцелела – без господства в воздухе вторжение на острова Великобритании не могло быть осуществлено.

Более того. В начале 1941 года Черчилль предпринял крайне рискованный шаг – английские войска высадились в Греции, официально – с целью помочь новому союзнику отбить нападение Италии. На самом деле, несомненно, идея англичан состояла в поджоге балканского порохового погреба.

Об этом, собственно, уже упоминалось, но тут есть смысл рассмотреть это предположение подробнее.

Россия и Германия спорили из-за Югославии, Болгарии и особенно Румынии. Сами по себе 4 английские дивизии в Греции не были силой, но, если добавить к ним двухмиллионную югославскую армию, то России был бы прямой смысл присоединиться к войне, двинув войска через Днестр, прямо в нефтеносные районы Плоешти.

Именно в таком контексте и случилось первое назначение Роммеля в Ливию. Ему была дана вceгo одна неполная дивизия – с целью предотвратить разгром итальянцев в Африке.

A 15 дивизий были молниеносно двинуты на Балканы.

Югославия развалилась за несколько дней, Болгария выступила на стороне Германии, англичане в Греции были разбиты, Сталин не вмешался – не захотел или не успел среагировать, но время шло. Балканская кампания оказалась оконченной к маю 1941 года.

Германский Генеральный штаб теперь должен был выбрать направление, которое определит исход войны.

Выбор был сделан давно – наступление против СССР. 300 русских дивизий стояли на границах Рейха, а их разгром открывал доступ к бесконечно большим ресурсам Евразии. В этих условиях было принято решение сосредоточить все наличные силы против России, не отвлекаясь на второстепенные цели.

Роммель в 1941 г. имел две танковые дивизии – из 23, имевшихся на тот момент. Это составляло примерно 5 – 10 % от всех подвижных дивизий (сказать точнее нельзя, потому что дивизии эти не имели стандартного состава).

Много, но в пределах приемлемого.

Но вот 6 танковых дивизий, которые просил Роммель – это было бы уже 25 % танковой армии, т. e. cовершенно неприемлемо. Предложение даже не обсуждалось всерьез – его осуществлениe требовало отмены «Барбароссы» и перенесения главных усилий на Cредиземное море.

Так что все мольбы генерала о подкреплениях совершенно игнорировались. Мало того, что война в России занимала все вниманиe и все ресурсы, но даже если бы Генштаб и имел лишние две-три танковые дивизии, то их НE следовало бы перебрасывать в Африку – и не в силу нелюбви к Роммелю, а в силу того, что их было бы невозможно снабжать.

Англичане действовали в Средиземном море со всей решительностью. Даже те силы, что были у Роммеля, жили на голодном пайке. В ноябре 1941 года 62 % посланного им снабжения было утоплено по дороге. В августе общая сумма поставок горючего в Ливию из Италии составляла 37 000 тонн, но в ноябре до назначения дошло только 2500. Если уж начинать какие-то действия в Средиземном море, то начинать надо было не с переброски в Африку дополнительных войск, а с нейтрализации Мальты – именно оттуда англичане так сильно громили итальянские конвои.

Некоторый выход был найден посредством использования портов Туниса – это сильно увеличивало дистанции наземных перевозок, но резко сокращало морской переход. Адмирал Дарлан не посмел отказать, и войска Роммеля стали получать снабжение через территорию, контролируемую Виши.

Однако попытки снабжать армию через 3 тысячи километров посредством автотранспорта, при отсутствии железных дорог, идущих в широтном направлении, приводили к тому, что половина доставленного с таким трудом горючего уходила просто на то, чтобы довезти остальное до нужного места.

Генштаб полагал, что при условии подачи снабжения через очень узкую трубу трубу эту отнюдь не следует удлинять. На языке штабистов это означало призывы (а когда призывы не помогли – приказы) к Роммелю – «не растягивать своих коммуникаций ».

Приказы эти им последовательно игнорировались, что сходило ему с рук исключительно в силу благоволения Гитлера – он очень ценил отважных рыцарей Рейха. И ведомство доктора Геббельса тоже одобряло такого рода романтику.

Так что раздражение генерала Гальдера, когда ему говорили о «подвигах генерала Роммеля » и о том, как было бы хорошо «помочь ему войсками », становится по-человечески понятным. Гальдер был человек высокого профессионализма, романтика была ему неприятна – он верил в трезвые цифры. Это стремление к трезвости дорого обошлось Гальдеру – в сентябре 1942 года Гитлер сместил его с поста начальника Генштаба. Он не любил, когда ему возражали, особенно когда возражения были обоснованны.

Осенью 1942 г. Гитлеру было не до Африки – шло сражение за Сталинград.

Однако высадка американцев и англичан в далеком Марокко и в более близком Алжире совершенно меняла картину. Надо было срочно что-то делать, и дело было вовсе не в армии Роммеля. Англосаксы совершенно очевидно целились на Тунис, ее базу снабжения, и помочь этому обстоятельству войска танковой армии «Африка» никак не могли.

Не только потому, что против них стояла 8-я британская армия под командой Монтгомери, превосходящая армию Роммеля по крайней мере вдвое.

Дело было много хуже.

От Эль-Аламейна до Туниса – больше 3000 километров. Гальдер был совершенно прав: любое продвижение от базы снабжения на восток вело не к победе, как уверял Роммель, а только к ухудшению его положения. Закрыть атлантическое побережье – Касабланку, например – от вторжения с моря было абсолютно нечем.

А падение Туниса означало автоматическое крушение итальянской Ливии и ставило не только саму Италию, но и все северное побережье Средиземного моря – Балканы, например, или юг Франции – под угрозу вторжения. В такой ситуации были приняты экстраординарные меры.

Был назначен новый командующий южным театром военных действий – выбор пал на Кессельринга. Ему были предоставлены значительные полномочия, например, он мог игнорировать предложения, выдвигаемые Муссолини. Роммелю было приказано прервать отпуск по болезни и срочно вернуться в его армию.

В Тунис немедленно двинули парашютистов и вообще все, что только удалось наскрести, в частности транспортные самолеты. Они были очень нужны под Сталинградом, но приоритеты пришлось пересматривать на ходу. Гитлер отдал свой – обычный уже в таких случаях – приказ «Ни шагу назад!».

Сражение за Тунис началось, но не в Тунисе, а в Европе. И началось оно с оккупации южной Франции и с попытки захватить французский флот в Тулоне.

Мудрые действия генерала Ногэ не помогли его родине.


VII

Десанты в Алжире и в Марокко имели целью захват Туниса – но сделаны были на расстоянии около тысячи километров от ближайшего к Тунису пункта высадки.

На то были веские причины.

За 4 месяца до операции «Торч», в июле 1942 года, конвой PQ-17, шедший в Россию с грузом военных материалов, попал под комбинированный удар немецких самолетов и подводных лодок. Итоги были более чем печальны – 24 из 36 транспортов были потоплены. На дно ушли 3 500 грузовиков, 430 танков и 210 самолетов, предназначенных для Красной Армии, не считая 100 000 тонн прочего военного снаряжения. Попасть под такого рода атаку при десантировании означало бы катастрофу. Надо было принимать серьезные меры предосторожности.

«Десантное соединение 34», нацеленное на Касабланку, шло южнее обычных торговых маршрутов между США и Англией и осталось немцами незамеченным. Однако спрятать два средиземноморских конвоя – на Алжир и на Оран – было невозможно.

Поэтому англичане разыграли целый спектакль: перед их отправкой Англия, якобы секретно, начала срочно скупать норвежскую валюту, с солдатами проводили учения, посвященные «выживаемости в полярных условиях », а заодно распространялись слухи о возможной высадке в Испании, Португалии, Сардинии и даже Сицилии.

Именно последний вариант немцы посчитали наиболее вероятным и заготовили контрмеры – самолеты Люфтваффе перебросили на юг, а в так называемых «узких морях » – южнее Сицилии – разместили немецкие и итальянские подводные лодки. На линейный флот Италии надежда была плоха, но на всякий случай готовили и его тоже.

Так что расчет англо-американцев по выбору места десанта оказался верным – достать алжирские порты немецкие самолеты не могли, не позволяло расстояние. А атаки подводных лодок запоздали – к моменту их начала и войска, и большая часть грузов были на берегу, а сами транспорты уже уходили обратно в Англию.

Союзникам удался полный стратегический сюрприз.

Дальнейшие же действия планировались таким образом: англичане должны были двинуть из Алжира свою 1-ю армию – армией она была больше по названию, в нее входила всего одна дивизия, но предполагалось, что даже этих сил хватит за глаза. У немцев в Тунисе не было ничего. Их возможности для посылки подкреплений считались незначительными – и резервов под рукой не было, и морской путь на Тунис из Италии был опасен.

А армии Роммеля надо было идти к Тунису от Эль-Аламейна, за 3000 с лишним километров, да еще неизвестно, с чем она дошла бы до места – за ней по пятам гналась английская 8-я армия, отнюдь не символическое соединение, под командой Монтгомери. Американцы же покуда должны были приводить в порядок свои войска и заниматься политическим устройством новой территории, перешедшей под контроль союзников.

В принятии самых неотложных мер в этих двух областях поистине наблюдалась серьезная необходимость. «Соединение 34» прибыло в Касабланку с изрядно перепутанным снаряжением, но его проблемы бледнели по сравнению с теми, что имелись у американских войск в Алжире.

Если припасы для войск Паттона грузились на американские суда с американских складов, то войска, отправленные в Алжир, получали американские грузы в английские порты, накапливали их там на складах, следуя английской системе маркировки, грузили на транспортные суда – те, что были под рукой, а потом направляли для приемки американскими войсками на месте назначения.

Тоннаж был как бы общим вместилищем для всех грузов – для всех грузов вообще – и никак не привязан к потребностям получателей. Грузы для одного из американских артиллерийских полков оказались распределены по 45 разным судам. Снаряжение сплошь и рядом терялось на складах из-за неверной маркировки, и его приходилось досылать – естественно, из США, и с большим запозданием, что обеспечивало дополнительный фактор неразберихи. Результатом был настоящий интендантский кошмар совершенно невероятных пропорций.

Например, в последний момент выяснилось, что танкодесантные английские корабли не смогут разгрузить на берег американские средние танки – потому что их «выпускные ворота » оказались на два дюйма уже, чем их ширина.

Так что американская 1-я бронетанковая дивизия отправилась в Африку налегке, без танков.

Политическое устройство территорий тоже требовало немедленного и неотложного внимания. Французские военные деятели немедленно передрались между собой. Одни примкнули к Дарлану, как к наиболее «законному» лидеру – он был военным министром Виши и – теоретически – мог повернуть французские войска и власти в сторону союзников. Другие считали Дарлана слишком запятнанным тесным сотрудничеством с немцами и в качестве лидера выдвигали генерала Жиро. Проблема, однако, осложнялась тем, что Жиро сам по себе никаким авторитетом не пользовался, а выступал скорее в роли номинальной «фигурыруководителя ». Если эти две группы в чем-то сходились, так это в полном отвращении к генералу Де Голлю.

Поражение Франции в 1940 году оставило поистине глубокий след. Ее военные и политические лидеры глубоко ощущали унижение и бессилие своей страны. Отсюда – повышенная обидчивость и щепетильность.

Когда генерал Жиро требовал себе первого места в командной структуре армии другой страны – это было, конечно, поведением не слишком умного человека, донельзя комичным в своей вопиющей нелепости. Но когда чрезвычайно умный – не в сравнении с Жиро, а по самому высокому разряду – генерал Де Голль в 1941 году, находясь в Англии и будучи, вместе со своей организацией, целиком на содержании британского правительства, звонил Черчиллю ночью и заявлял ему, что он, Де Голль, есть «второе воплощение Орлеанской Девы » – то постороннему наблюдателю, смотрящему на все эти события через 60 с лишним лет, остается только развести руками.

Черчилль, собственно, так и сделал.

Он пересказал весь этот удивительный разговор членам своего кабинета, заметив при этом, что «если Де Голль – второе воплощение Девы, то не следует забывать, что первое воплощение англичане когда-то сожгли ».

Но одно дело – изощренный в политике британский премьер с его многолетним дипломатическим опытом, и совсем другое – Эйзенхауэр, еще столь недавно – скромный офицер из захолустного Канзаса.

Политическим склокам французов не было конца, и улаживать их должен был именно он. Ответственность за новые территории лежала на нем.

B отличие от Черчилля он не мог отделаться от этих хлопот остротой, пусть и блестящей. В итоге Эйзенхауэр принял решение оставить французскую администрацию в руках адмирала Дарлана. В отчете домой он представил выгоды этого варианта – местные власти в Алжире подчинились Дарлану, Дарлан отдал приказ губернатору Туниса присоединиться к союзникам – и губернатор рапортовал Дарлану о «готовности выполнить свой долг».

Флот, стоящий в Тулоне, получил аналогичные распоряжения, и даже была надежда, что они будут выполнены.

Похоже, что был еще один аргумент, хотя он не развит в отчете – Эйзенхауэру до смерти надоели все эти дрязги. Он хотел убрать их в самый дальний ящик своего стола, забыть о них и заняться более важными делами – например, организацией военных действий против немецких сил в Тунисе.

Дело в том, что немцы отнюдь не разделяли убеждения английской разведывательной службы в том, что их дела в Африке так уж совершенно безнадежны.

Кессельринг проявил замечательные способности организатора и дипломата. Мягко отклонив «гениальную» идею дуче о бомбежке войск союзников отравляющими веществами – Кессельринг был фельдмаршалом от авиации и хорошо представлял себе последствия такого опрометчивого шага для населения германских городов, – он даже сумел сделать так, что Муссолини на него не обиделся. В отличие от Роммеля он был деликатен, вежлив, говорил по-итальянски – и в итоге все в Риме неожиданно завертелось с необычной для этого города быстротой.

Уже 9 ноября первые самолеты Люфтваффе сели на тунисском аэродроме в Эль-Айюне. Губернатор, адмирал Эстева, который объявил было, что «защищая владения Франции, мы будем сражаться с кем угодно », решил не настаивать на таком резком мнении. В выборе между двумя возможностями – начать стрелять или не делать ничего – он не колебался и со всей решительностью не сделал ничего.

Командующий французскими силами в Бизерте адмирал Луи Дарьен проявил больше пыла – объявил тревогу и обратился к своим офицерам с пламенной речью:

«Очистите свои сердца от тумана поражения, наши враги, как в 1940-м – немцы и итальянцы. Vive la France! »

Офицеры подняли бокалы с шампанским и спели «Марсельезу». Ликование длилось минут 40. Буквально – минут 40. «Меньше часа » – по воспоминаниям одного из участников этой манифестации. Потом Дарьен получил приказ – не из Алжира, а из Виши, и приказ этот отменял все меры, предписанные Дарланом.

Невероятно – но он подчинился последнему по времени приказу. Его желание «оставаться на почве законности » преодолело не только его столь недавно обретенный воинственный патриотизм, но и просто здравый смысл.

9-го, 10-го или даже 11 ноября еще можно было многое сделать.

Но к 11 ноября немцы ввели в Бизерту 3000 своих солдат, a к 14 ноября Дарьен получил ультиматум: или он сдает свои 6000 человек, суда и береговые орудия, или весь гарнизон будет перебит без всякой пощады. Срок на размышление давался нещедрый – 30 минут.

Гарнизон сдался сразу, без единого выстрела. Оружие было отдано все – даже кортик адмирала Дарьена.

Командир французской «тунисской» дивизии генерал Баррэ, однако, капитулировать отказался. На атаку немецких частей, прибывающих по воздуху в Тунис, он тоже не решился – у него было довольно много людей (около 9000), но только 6 пушек и примерно дюжина допотопных танков. Поэтому он начал отступление на юго-запад, не столько навстречу союзникам, которые двигались к Тунису по прибрежной дороге, сколько к старым секретным складам горючего и боеприпасов, заготовленным в 1940 году на случай итальянского вторжения из Ливии. Материала там было немного, но он надеялся, что этого хватит на несколько ближайших дней – а там будет видно.

Солдаты его, чьи семьи остались в городе, дезертировали целыми подразделениями.

Англичане тоже двигались к Тунису, но медленнее, много медленнее немцев. В надежде ускорить продвижение был выброшен воздушный десант, нацеленный на городок Бон, примерно в 250 километрах от Бизерты. Командовал им майор с удивительной фамилией Пайн-Коффин (Pine-Coffin) – по-русски это звучало бы примерно как «Сосновый Гроб ». Неизвестно, о чем думало начальство, давая человеку с такой фамилией столь ответственное поручение, но счастья ему действительно не было. Немцы обнаружили десант и засыпали его бомбами.

В последние дни ноября – 21, 24, 26-го – на границе между Алжиром и Тунисом происходили стычки между подходящими с запада, из Алжира, английскими войсками и подходящими с востока, прямо из портов Туниса, немецкими – и все они были выиграны немцами.

Резервов у Германии действительно не было – Сталинград отвлекал на себя все имеющиеся в запасе Генерального штаба войска, но Кессельринг умудрился добывать их буквально из воздуха. В Тунис в ноябре перебросили части новой дивизии, сформированной из персонала Люфтваффе, под названием «Герман Геринг». Еще одна дивизия была собрана из разных мелких и разрозненных частей – она была названа по имени своего новоназначенного командира – дивизия фон Мантейфеля – и срочно переправлена в Тунис, в основном по воздуху.

Итальянский торговый флот умудрился доставить в Тунис части 10-й танковой дивизии, даже с танками – их срочно доставили из южной Франции в Италию, а оттуда морем – в Тунис.

3 декабря произошло серьезное столкновение английских танков с немецкими, и окончилось оно поражением англичан, на этот раз с серьезными потерями – около 1000 человек попало в плен, включая несколько десятков американцев из подоспевшей было на помощь союзникам танковой части.

Эти люди оказались единственными американцами, которые выполнили директиву союзного командования «… достичь Туниса не позднее 1 декабря» – хотя сделано это было отнюдь не так, как директива предполагала..

5 декабря генерал Андерсон, командующий английской 1-й армией, доложил Эйзенхауэру, что он вынужден остановиться. Надежда захватить Тунис через две-три недели после высадки оказалась разрушенной.

«Бег к Тунису » был проигран – немцы успели раньше.


VIII

Подход союзных частей из Алжира и последовавший вслед за этим их отход обратно на запад означал изменения в существующем местном политическом раскладе. Подходившие войска приветствовались местным населением криками «Да здравствует Америка!» – хотя солдаты в массе своей были англичанами.

Когда началось отступление, кричали уже «Да здравствует Гитлер!» и, по заведенному с незапамятных времен обычаю, начали грабить дома побежденных – в числe которых, по мнению толпы, были богатыe французы.

Арабское население слишком уж поторопилось продемонстрировать свою лояльность по отношению к победителю. Победа сопровождала немецкие части не повсюду, кое-где им пришлось отступить.

У англичан в отбитых районах не было времени заниматься административным порядком, но французская колониальная власть думала совершенно иначе. За убийство француза-лесничего была сожжена целая деревня, поблизости от которой это случилось. Средство предотвращения грабежей тоже сыскалось довольно быстро – после короткого расследования грабители (или лица, назначенные на эту роль) были публично повешены.

Так что порядок восстановился очень быстро.

Немцы тем временем занимались устройством порядкa в своей зоне. Командир корпуса XC – так в сумме назывались немецкие части в Тунисе – обнаружил, что его запасы горючего и боеприпасов составляют – в зависимости от категории – от половины и до полутора процентов от нормального уровня боевого обеспечения. Он поделился этим наблюдением с начальством – и был смещен «за излишний пессимизм».

Корпус был переименован в 5-ю танковую армию. 8 декабря прибыл новый командующий – генерал Юрген фон Арним.

Оптимизма у него было больше, чем у его предшeственника. Но, тем не менее, он тоже пришел к выводу, что наступление, которого от него требовали, пока что невозможно. Были приложены все возможные усилия, чтобы переправить из Италии как можно больше солдат и припасов. Весь Тунис был объявлен «оборонительным районом ».

Линией обороны на востоке должна была стать так называемая линия Марет – построенная французами оборонительная полоса на границе с Ливией. Ее первоначальное предназначение заключалось в защите Туниса от возможного нападения итальянцев – теперь она очень пригодилась для обороны от Нильской армии Монтгомери.

На западной же границе, отделявшей французскую колонию Тунис от французской колонии Алжир, укреплений, естественно, не было.

Их начали строить немедленно. На это были нужны ресурсы, которые следовало изыскать на месте. Они, конечно, нашлись.

В частности, фон Арним провел сложный юридический маневр: еврейское население Туниса – все 63 тысячи человек, которые жили в этих краях с незапамятных времен и к европейским евреям не имели никакого отношения, – было объявлено «союзником англо-американского врага » и все вместе, скопом, оштрафованo на 20 миллионов франков.

Тунисский банк выдал эти деньги германскому командованию в обмен на документы, оформляющие эту сумму как «долг еврейской общины, залогом за который служит вся недвижимая собственность ее членов ».

Деньги были даны «в долг » бывшим владельцам недвижимости под 8 % годовых. Цены назначал банк.

Движимое же имущество – депозиты в банке, золото, драгоценности вплоть до обручальных колец – было конфискованo в пользу Рейха. Все евреи-мужчины, которые могли держаться на ногах, были мобилизованы на рытье окопов.

Что во всей этой истории является по-настоящему поразительным – фон Арним никого не расстрелял.

Тунисского варианта Бабьего Яра не произошло.

Никаких объяснений этому факту я не нашел.

Возможно, ему было некогда. Возможно, у него не было под рукой зондеркоманды. Возможно, ему было жаль патронов, которых не хватало. Возможно, он не хотел мешать армию в «партийные дела ».

Возможно даже, что генерал фон Арним – в рамках того правопорядка, которому он верно и ревностно служил, – был гуманным человеком.


IX

В 10:30 утра в субботу, 9 января 1943 года, президентский лимузин выехал из ворот Белого дома и, проехав всего четыре квартала, свернул к охраняемому въезду в подземные помещения здания Федерального бюро гравировки и печати. В здании печатались бумажные доллары, и для их отгрузки под зданием был устроен целый подземный вокзал – секретная ветка железной дороги подходила туда через специально выстроенный туннель. Туннель работал всего два месяца, но в этот день его использовали не по штатному порядку.

Агенты Секретной службы Казначейства, которые по традиции ведают охраной президентов Соединенных Штатов, внесли президента Рузвельта (после перенесенного полиомиелита сам ходить он не мог) в вагон, построенный фирмой «Пульман» специально для его дальних поездок. Вагон был истинной крепостью на колесах – со стеклами толщиной в 75 мм и броневой задней дверью весом в тонну.

Багажный вагон вез кодирующую машину, четыре передатчика и электрогенераторы, способные обеспечить небольшой город.

Весь персонал, который обычно обслуживал президентский поезд, был заменен стюардами с яхты Белого дома.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: