Регресс антинаркотической политики – 2016




Реквием по ФСКН

Николай Каклюгин, Русская народная линия

 

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 02.06.2016 г.

Первый день лета ознаменовался не только воспоминанием о необходимости постоянной целенаправленной защиты прав детей – Международным днем защиты детей, но и датой, с которой начинается отчет новой эпохи реализации внешней и внутренней антинаркотической политики. Это было предуготовано несколько ранее. Указом Президента «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» от 5 апреля 2016 года Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы:

а) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,

б) штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН России).

 

Стоит вспомнить недавнюю историю службы. В своих прошлых работах автор не раз описывал ее. Например здесь, в аналитической работе 2011 года: https://ruskline.ru/analitika/2011/06/29/strategiya_snizheniya_sprosa_na_narkotiki_kak_bazovyj_element_snizheniya_urovnya_narkotizacii_v_rossii_problemy_i_perspektivy ФСКН России создавалась для профессионального и концентрированного противодействия организованной наркопреступности, пресечения наркотрафика и подрыва экономических основ преступности, получающей сверхдоходы на незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.

 

Служба доказала свою эффективность не на словах, а на деле. Приведем некоторые данные о результатах работы ведомства только за 2015 год. Данная тенденция повторялась ежегодно.

 

По итогам 2015 года всеми российскими правоохранительными структурами расследовано 14,1 тыс. наркопреступлений, совершенных в организованных формах (группы лиц по предварительному сговору, организованные группы и преступные сообщества), что на 14,3% больше, чем в 2014 году. Из них 11,1 тыс. – ФСКН России и только 2,2 тыс. – МВД России (0,8 тыс. – иными ведомствами).

 

К уголовной ответственности привлечено 13,2 тыс. участников организованных преступных групп и сообществ, что на 18,8% превышает показатель за 2014 год, в том числе ФСКН России выявлено 75,6%, или около 10 тыс. лиц данной категории (рост на 13,6%). В рамках работы по ликвидации инфраструктуры трансграничных поставок и дистрибуции наркотиков всеми правоохранительными структурами в прошедшем году пресечено свыше 11,7 тыс. фактов оптовых поставок запрещенных веществ (рост на 6,1%), в том числе ФСКН России – более 90% или 10,6 тыс. фактов (рост на 4,7%).

 

Всей правоохранительной системой из оптового оборота (актива оргпреступности) изъято 26,5 тонны наркотиков. При этом на ФСКН России приходится 20,8 тонны (78,5%). Тем самым только силами ФСКН России предотвращен экономический ущерб на сумму 114 млрд. рублей, не допустив попадания наркотического опта для розничной реализации в обществе.

 

Всего в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота было изъято 35,5 тонны подконтрольных веществ, что соответствует показателю 2014 года. В том числе органами ФСКН России изъято порядка двух третей (23,3 тонны) от общей массы (или 66%).

 

Следует также отметить, что за 2015 год 98% всех пресеченных в России фактов легализации преступных наркодоходов приходилось именно на ФСКН России. Служба являлась важнейшим инструментом сдерживания смертоносного трафика опиатов в Россию из Афганистана. Только в 2015 году ФСКН России изъято 1,4 тонны героина, что составило свыше 70% от изъятий героина всеми правоохранительными структурами страны (около 2-х тонн).

 

Как известно, упрощенный режим досмотра в пунктах пропуска на государственной границе и слабая техническая оснащенность таможенной инфраструктуры обуславливают недостаточную эффективность противодействия контрабанде наркотиков со стороны ведомств, непосредственно контролирующих государственную границу. Однако, ФСКН России и здесь «подставляло свое плечо» коллегам из других силовых структур. Так, по итогам 2015 года ФСКН России был пресечен 1171 факт наркоконтрабанды, МВД России – 345 фактов, ФСБ России (в чьем ведении находятся пограничники) – 82, Федеральная таможенная служба России – 36, Следственный комитет – 26.

 

 

Помимо именно силовой составляющей, ФСКН России активно продвигала необходимость гуманизации Уголовного кодекса РФ в части смягчения ответственности за малозначительные наркопреступления и направления наркопотребителей на лечение, а не в тюрьму. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу неделю назад именно с их подачи (см. https://ruskline.ru/news_rl/2016/05/27/v_gosdumu_vnesen_zakonoproekt_predostavlyayuwij_osuzhdennym_narkomanam_otsrochku_zaklyucheniya_dlya_lecheniya/). ФСКН России фактически заставила работать в этом направлении Минздрав России, начала создаваться и развиваться Национальная система реабилитации и последующей ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Во многом именно благодаря ФСКН России наконец-то наметилась тенденция на снижение числа наркозависимых лиц в Российской Федерации. Поднялся вопрос и о возрождении системы лечебно-трудовых профилакториев с подачи директора ФСКН России Виктора Иванова. См. здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2016/03/02/v_gd_podderzhivayut_sozdanie_sistemy_lechebnotrudovyh_profilaktoriev_rf/

 

Вместе с тем, только ФСКН России проводила антинаркотические операции на дальних подступах, то есть за пределами России: Афганистан, Европа, Средняя Азия – это лишь часть географии.

 

Многое еще предстояло сделать, однако, теперь, когда принято решение об упразднении ФСКН России и передаче всех ее функций в Министерство внутренних дел, многие эксперты высказывают серьезную озабоченность создавшейся ситуацией – не созданы ли таким образом предпосылки для резкого ухудшения наркоситуации в стране.

 

Непонятно, что будет дальше, какой интеллектуальный ресурс сохранится в лице сохранивших свои рабочие места в новой структуре под управлением МВД – от того и тревожно. Общественники волнуются, православные священники, занимающиеся реабилитацией наркозависимых, волнуются, сотрудники ФСКН России, не понимающие каков дальше их служебный путь, также волнуются, находясь в неведении. Как бы то ни было, на сегодняшний день известно, что в структуре центрального управления МВД России создано Главное управление по контролю за оборотом наркотиков, которое возглавил генерал-майор полиции Андрей Храпов. В период с 1995 года по 2003 год он прошел служебный путь от оперуполномоченного до заместителя начальника Второго отдела (по раскрытию убийств) Управления уголовного розыска ГУВД г. Москвы. Затем четыре года возглавляет Первый отдел (по раскрытию заказных убийств) Управления уголовного розыска ГУВД г. Москвы. С 2007 года по 2013 год – заместитель начальника Управления уголовного розыска ГУВД г. Москвы по линии раскрытия тяжких преступлений против личности. С 2013 года по апрель 2016 года – заместитель начальника Главного управления уголовного розыска МВД России.

 

Какие же ключевые точки в реализации Стратегии государственной антинакотической политики до 2020 года, утвержденной указом Президента России Д.А. Меведевым №690 от 9 июня 2010 года, являлись наиболее болевыми, и таковыми остаются и по сей день? Что вызывает тревогу и должно быть при вступлении в качестве основного антинаркоигрока Министерства внутренних дел отмечено как основное из направлений ведения современной битвы за умы и души поврежденных от разного рода зависимостей соотечественников? Целесообразно по пунктам выделить основные моменты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: