I. Глобальная наркополитика




 

Итак, 1 июня 2016 года ФСКН России перестал существовать как субъект антинаркотической деятельности в нашей стране и его функции будут переданы Министерству внутренних дел, в секторе государственной антинаркотической политики образуется эдакая «черная дыра», в результате чего создастся управленческий вакуум сроком, как минимум, до осени. При этом экспертам известно, что у некоторых сотрудников из системы МВД в кулуарных разговорах и в ряде выступлений проявлялась толерантная позиция к либерализму в наркологии и в сфере профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых, в том числе к так называемым программам «снижения вреда», «заместительной терапии» наркомании синтетическим наркотиком метадоном и его аналогами-опиатами полусинтетического ряда типа буренорфина и «Субутекса». То, что специалисты иначе называют легализованной выдачей наркотического пайка. Подробнее об этом оригинальном способе лечения наркомании см. здесь: https://www.narkotiki.ru/5_6420.htm и здесь: https://www.narkotiki.ru/5_78501.htm

 

В свете данного события есть один любопытный факт, который не может не вызывать тревогу у экспертного сообщества. На 12 апреля сего года было запланировано проведение 3-й московской антинаркотической министерской конференции – масштабного форума с участием представителей правоохранительных ведомств из 150 стран и нескольких международных организаций. Предполагалось, что на этой встрече выработают единую позицию для Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по наркотикам, которая прошла 19-21 апреля в Нью-Йорке, но уже без нас. Российская Федерация уже не первый год претендует на место нового лидера мировой войны с наркотиками, которое на протяжении десятилетий занимали США. И небезосновательно, подтверждением чему может быть массам материалов на этот счет, которые без труда можно разыскать в интернете. Основной форвард – аппарат ГАК и ФСКН России. И вот – новый, для многих неожиданный поворот. 5 апреля служба переводится в режим передачи полномочий Министерству внутренних дел указом Президента, а ее функции передаются в Министерство внутренних дел. Позиция экспертной группы, в работе которой участвовал и автор, прозвучавшая на экспертном совещании «Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета» в стенах Государственной думы 20 апреля под председательством депутата Николая Валуева была практически единогласна – это закономерное решение вследствие череды коррупционных скандалов в недрах службы ФСКН (например, см. здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2016/01/19/genprokuratura_proverit_konkurs_fskn_na_raspredelenie_10_millionov_rublej_socialnym_centram/), однако, нарушившее определенный алгоритм реализации Стратегии государственной антинаркотической политики в России до 2020 года. В результате вышеупомянутый значимый для мирового движения против легализации наркотиков и наркопотребления Московский антинаркотический форум в последний момент отменили. Соответственно, должной подготовки к атаке «легализаторов» наркотиков на международной политической арене не произошло. Печально, но факт, которому, безусловно, сейчас громко аплодируют на Западе.

 

Именно об этом, о вероятных последствиях такого шага, наша экспертная группа уже рассуждала на прошлогоднем февральском рабочем экспертном совещании в Думе, прошедшем при поддержке Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи под председательством депутата Николая Валуева. Тогда мы даже выпустили в информационное пространство открытое письмо Президенту на этот счет с детальным пояснением, что может произойти в случае принятия такого решения, кто стоит за его лоббированием, кому это выгодно из государственных и неправительственных структур. Подробнее см. здесь: https://www.narkotiki.ru/5_76700.htm Прошел год - как бы то ни было, ФСКН и аппарата Государственного антинаркотического комитета в том виде в каком он был с 1 июня больше не будет, кто останется в системе МВД из старых опытных сотрудников доподлинно неизвестно до сих пор ни нам, ни им самим. Решение принято и оно, безусловно, имеет свое обоснование, с которым, тем не менее, согласны не все представители из мира науки и практики «с земли».

 

На том же экспертном совещании в феврале 2015-го его участниками в итоговой резолюции особо было отмечено следующее: «С момента объединения усилий ГАК и ФСКН начался абсолютно новый этап модернизации рычагов управления государственной антинаркотической политики, формирование законодательной базы с полным отказом от либеральной модели наркополитики, навязанной после распада Советского Союза западными консультантами новых властей, уходом от советской репрессивной модели и принятием на вооружение рестриктивной модели государственной антинаркотической политики. Вывод был сделан правильный – хоть на либеральную политику нужно меньше сил и средств, если мы хотим жить в здоровом обществе, то вынуждены относиться к наркотикам жестко. Акцент был сделан именно на этой модели».

 

Далее по тексту резолюции: «Рестриктивная (“сдерживающая») политика – это реализация стратегии, при которой государство за употребление наркотиков не применяет уголовное наказание, а старается оказать помощь больным наркоманией, предложив им альтернативное уголовному наказанию лечение с последующей реабилитацией в специализированных учреждениях. В то же время оборот наркотиков запрещает или строго контролирует. Ярче всего эта модель представлена в США и Швеции, странах, где в 1980-х-90-х имело место устойчивое снижение наркопотребления. Правда, там сейчас наблюдается незначительный его рост, однако, он связан с ослаблением контрпропаганды наркотиков и некоторым “успокоением” общества».

 

В нашей стране бесспорным символом перехода на новую, рестриктивную модель российской наркополитики и мощным стимулом к наращиванию антинаркотического потенциала государственных служб стало утверждение 9 июня 2010 г. Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым подготовленной аппаратом Государственного антинаркотического комитета совместно с экспертным сообществом и специалистами ФСКН России, Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. И вот сегодня эта, постепенно уже начавшая доказывать свою эффективность модель на некоторое время будет находиться в подвешенном состоянии.

 

 

В связи с приходом в систему новых руководителей направления и ряда сотрудников, которых еще предстоит ознакомить с текущей ситуацией в этом сегменте российских политических тенденций, не может не тревожить повышенная вероятность возврата к разрушительной для российского государства либеральной модели наркополитики. Вокруг этого оригинального, якобы, снижающего уровень наркопотребления метода, заинтересованные в ухудшении наркоситуации в России силы периодически пытались возбудить широкую общественную дискуссию. Например, см. здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2015/04/27/rossiyu_pytayutsya_zastavit_vydavat_narkomanam_narkotiki/ Именно поэтому, в п. 32 Стратегии, «Основные мероприятия по повышению эффективности и развитию наркологической медицинской помощи», отдельной строкой указано на недопущение применения в Российской Федерации заместительных методов лечения наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II перечня наркотических средств, а равно легализации употребления отдельных наркотиков в немедицинских целях. ФСКН России в своей деятельности строго придерживалась всех пунктов Стратегии. Соответственно, у нее стало появляться все больше недоброжелателей, за которыми стоят крупные международные игроки, лоббирующие абсолютно антироссийские интересы.

 

Как отметил в своем комментарии перед собранием Спецсессии Генеральной ассамблеи ООН Виталий Чуркин, полномочный представитель России в этом основном коллективном международном совещательном органе по всем ключевым для жизни государств вопросе, основной смысл поставленной перед здравомыслящими государствами на ней – не допустить становления восприятия наркомании в качестве «нормального», не выходящего за рамки «общественного стандарта» образа жизни. Подробнее см. здесь: https://rg.ru/2016/04/17/churkin-narkougroza-iz-afganistana-ostaetsia-predmetom-obespokoennosti-rf.html Однако, именно это происходит сегодня как на внешних рубежах России, так и внутри страны в научной, политической и общественной среде. Имеет смысл еще раз подчеркнуть красной строкой – в последнее время единственным рычагом противодействия экспансии всех этих откровенно нездоровых идей была служба ФСКН России и встроенный в нее аппарат Государственного антинаркотического комитета. С 1 июня 2016 года этот успешный тандем перестанет существовать, а вобравшее их в себя Министерство внутренних дел в ближайшей перспективе вряд ли сможет разобраться что к чему в этом сложнейшем вопросе, учесть все многоходовые схемы, тщательно спланированные и пошагово реализуемые их предшественниками…

 

Угроза навязывания России программ «заместительной метадоновой терапии» слышна уже и в словах Юрия Федотова, в прошлом сугубо российского дипломата, с четкой пророссийской позицией, в настоящее время возглавляющего Управление ООН по наркотикам и преступности. Цитата из интервью с его точкой зрения в отношении сторонников легализации наркотиков, опубликованной в материале ИТАР-ТАСС. Заголовок взят из его позиции: «Легализация наркотиков противоречит духу и букве международных конвенций». Все верно. Читаем дальше: «Это может работать в ряде стран. Метадон не является "волшебной палочкой", которая решает все проблемы, но в определенных случаях он может помогать, и мы совместно с ВОЗ, ЮНЭЙДС, поддерживаем те страны, которые идут по этому пути. Но все это должно осуществляться под строгим медицинским контролем и должно быть подчинено главной цели - излечению и возвращению человека в общество». Полностью см. здесь: https://tass.ru/opinions/interviews/3235978 Беда то в том, что правда только одна – в случае с этими программами ни излечения наркоманов-метадонщиков с официальным пайком в руках, ни их ресоциализации, полноценного возвращения в общество не происходит?! Никогда, ни при каких обстоятельствах. Знает ли об этом господин Федотов, возглавляя столь авторитетное на Западе научное экспертное сообщество? Что же он тогда говорит, какие цели перед собой ставит, получая зарплату в ООН, а не из российского бюджета?.. Вопрос имеет ответ, указанный выше. Двойные стандарты здесь неприменимы. Быть как бы против легализации наркотиков и тут же ее же предлагать в виде «метадоновых программ», мягко говоря, неэтично. Но таково Управление по наркотикам и преступности ООН в наши дни. В своей практике приходилось сталкиваться не раз с проявлениями такого рода «двойного дна» в их работе. Для них это, по-видимому, нормально, для нас, следует надеяться, никогда нормой не станет.

 

И опираться здесь следует не на позицию чиновников «новой волны» из структур ООН, все более уводящих в сторону от реальной картины в сфере наркобизнеса и наркопотребления, их корней и истоков, а на точку зрения ветеранов международного антинаркотического движения времен не декоративной, а настоящей войны с наркотиками вместе с мерами поддержки здоровых во всех отношениях профилактических, лечебных и реабилитационных программ. Имеет смысл здесь вспомнить выступление директора Управления по контролю за наркотиками при президенте США (ONDCP) Джона Уолтерса на XIV конференции мэров городов-членов Международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков», ECAD, состоявшейся 10-11 мая 2007 года в г. Стамбуле. Цитата: «В нашем мире есть люди, полагающие, что наркозависимость может быть излечена с помощью предписанного употребления наркотиков в рамках так называемых программ «снижения вреда». Они призывают правительства к открытию «инъекционных кабинетов», своего рода опиумных курилен 21 века, своего рода продвижению наркотиков за государственный счет. Многие выступают за финансируемые правительством программы обмена игл, что должно способствовать «безопасному» внутривенному употреблению наркотиков. Хотелось бы заметить, что такой вещи, как безопасное употребление героина не существует. Люди, страдающие наркозависимостью, должны получать не иглы, а лечение. Некоторые утверждают, что обмен игл сокращает инфицирование ВИЧ/СПИД и иными заболеваниями. Многие в международном сообществе, и даже в США, считают это веским аргументом. Однако имеющиеся свидетельства заставляют полагать, что причиной инфицирования служит в первую очередь рискованное поведение, вызванное употреблением наркотиков, а не невозможность для наркомана получить чистую иглу. И, наконец, программы заместительной терапии героина заставляют рассматривать как «лечение» раздачу правительством доз запрещенных наркотических веществ… Вместо того чтобы лечить наркозависимых с помощью апробированных средств и методик, политика «снижения вреда» служит для того, чтобы поддержать использование опасных для здоровья средств, вызывающих зависимость. Странам следует вкладывать средства в те виды лечения, которые позволяют пациенту вообще прекратить прием наркотиков. Мы должны продемонстрировать наркоманам наше сострадание. Мы должны лечить причину заболевания, а не только его симптомы… Мы должны оставаться бдительными, потому что сделать предстоит еще многое. Нашей обязанностью, нашим долгом является поддержать дело контроля за наркотиками и противостоять политике капитуляции. Мы на своем опыте знаем, что постоянно проводимая сбалансированная политика действительно позволяет контролировать и сокращать наркопроблему. Политика «снижения вреда», пропагандирующая или облегчающая потребление наркотиков неизбежно приведет к развитию наркомании и росту отчаяния среди наиболее уязвимой части нашего населения». Полностью текст выступления см. здесь: https://www.narkotiki.ru/mir_6466.html

 

На той же конференции ECAD в Стамбуле в 2007-м году один из докладчиков, Дэйвид Рэйнс (David Raynes), представитель британского Национального альянса профилактики наркомании (National Drug Prevention Alliance) уточнил кто стоит за сторонниками программ «снижения вреда» от наркомании и другими вариантами либерализации наркополитики в сторону легализации наркопотребления и снижения санкций за это противозаконное действие. Цитата: «Долгосрочные планы легализаторов сводятся к тому, чтобы добиться изменений в Конвенции ООН по наркотикам. Великобритания важна в этой битве позиций; английский язык второй по распространенности во всем мире. Английский – основ ной язык Internet. Цель движения за легализацию наркотиков – сломать общемировую единую позицию по отношению к проблеме. Это "война за наркополитику", а не "война против наркотиков". К сожалению, общество и многие политики этого не осознают. Это война против здравого смысла, который говорит обществу, что вред от наркотиков можно уменьшить с помощью пропаганды, обращенной к молодым людям. Я говорю о том, что количество ЛЮБОГО потребляемого наркотика в обществе зависит от местной культуры, и что культуру можно изменить в лучшую или худшую сторону… Легализовав наркотики, мы получим обратный результат – АБСОЛЮТНЫЙ ВРЕД от наркотиков».

 

Он же предостерег тех, кто пытается последовать печальному опыту европейских стран на этом пути – легализации наркопотребления: «Кампания по легализации наркотиков, прошедшая в Великобритании, имела катастрофические последствия. Мы "больное место" на теле Европы, если говорить о потреблении наркотиков. Не следуйте нашему примеру!». Дэйвид Рэйнс подчеркнул особо: «Можете быть уверены – в вашей стране легализаторы тоже ведут свою работу».

 

Полностью текст доклада см. здесь: https://www.ecad.ru/f3/f3e_01.html Глядя на текущую ситуацию, предшествующую упразднению ФСКН России, организация серии заказных статей в ряде средств массовой информации, особенно, газете «Коммерсантъ», направленных на дискредитацию руководства и сотрудников службы, наличие и активизация легализаторов наркопотребления видится крайне серьезной угрозой социальной стабильности в нашем государстве. Не учитывать этот факт при удержании российской наркополитики в русле последнего десятилетия, без преувеличения, для тысяч наших соотечественников смерти подобно.

 

II. Аптечные наркотики

 

Есть и другой повод для беспокойства на перспективу, который в свете пертурбаций в антинаркотической сфере непонятно, будет ли решен. 29 марта, за неделю до принятия решения об упразднении тандема ФСКН-ГАК состоялось заседание Государственного антинаркотического комитета, на котором первым пунктом в повестке дня был поставлен вопрос о внесении препаратов «Лирика» и «Тропикамид» в список наркотиков, чему активно сопротивлялся не один год наш российский Минздрав, казалось бы, по определению ведущее здравоохранительное ведомство страны. Подробности см. здесь: https://ruskline.ru/analitika/2016/01/21/ostanovim_rasprostranenie_novyh_aptechnyh_narkotikov/ и здесь: https://ruskline.ru/news_rl/2016/03/03/lirika_eto_narkotik/

 

Выступая перед участниками заседания, директор ФСКН России со ссылкой и на обращение нашей организации «Матери против наркотиков» отметил, что, несмотря на предпринимаемые законодательные, правоохранительные и профилактические меры, проблема «аптечной наркомании» вновь набирает обороты. Цитата: «Факты злоупотребления наркосодержащими лекарственными средствами и медицинскими препаратами, в отношении которых меры государственного контроля отсутствуют или недостаточны, отмечены во всех федеральных округах Российской Федерации, а в ряде субъектов ситуация носит характер настоящей эпидемии». Полный текст выступления см. здесь: https://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_fskn/2016/0329/133843446/detail.shtml Тогда же Виктор Иванов подчеркнул, что в сложившейся ситуации необходимо усилить контроль за отпуском аптечными организациями лекарственных препаратов, содержащих психоактивные вещества, а также ужесточить ответственность вплоть до аннулирования специального разрешения (лицензии) за нарушение правил оборота лекарственных препаратов. Кроме того, им было озвучено однозначное решение – целесообразно рассмотреть вопрос об установлении мер государственного контроля в отношении веществ «Прегабалин», «Циклопентолат», как за наркотическими средствами. Позже он уточнил: «Мы хотим провести запрет до летних каникул, до летнего сезона». Казалось бы, все определено, сроки поставлены…

 

 

По итогам мартовского заседания ГАК специально созданная Межведомственная комиссия при участии представителей ФСКН России, Минздрава и других заинтересованных ведомств приняла решение о включении ряда таких препаратов в перечень лекарств, подлежащих предметно-количественному учету. То есть, такие препараты, как «Лирика», «Тропикамид», «Цикломед», в случае принятия соответствующих поправок в законы и подзаконные акты можно было бы приобрести лишь по одноразовому рецепту врача, который должен будет храниться в аптеке в течение 3 лет. После одобрения проекта приказа о пополнении перечня подлежащих особому учету лекарств новыми «аптечными наркотиками» (прегабалином, циклопентолатом, тропикамидом) Минэкономразвития планировалось передать на подписание министру здравоохранения Веронике Скворцовой. Подробности см. здесь: https://rg.ru/2016/03/29/fskn-usilit-kontrol-za-prodazhej-aptechnyh-narkotikov.html Но этого не произошло – ФСКН упразднена через неделю после принятия этого выстраданного за годы решения. Будут ли эти препараты внесены в список наркотиков – теперь большой-большой вопрос. Следовательно, наркоэпидемия продолжит повреждать все шире тела и души наших соотечественников. О том, что из себя представляет «Лирика», можно узнать здесь: https://www.narkotiki.ru/5_79014.htm, «Тропикамид» («Мидриацил», «Цикломед») – здесь: https://www.narkotiki.ru/5_78754.htm

 

Если вспомнить многолетнюю информационную войну на поле внесения кодеиносодержщих препаратов сначала в перечень рецептурных препаратов, а потом и в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, где столкнулись интересы поддерживаемых Минздравом отечественных фармацевтических корпораций, то вполне можно представить, мягко говоря, неприязнь этого «здравоохранительного» ведомства к выступившим на защиту жертв продукта этих таблеток – высокотоксичного смертоносного дезоморфина – ФСКН России. Подробнее с историей той нарковойны, где немалую толику в противодействие здравым силам внес российский минздрав, см. здесь: https://www.narkotiki.ru/5_79200.htm и здесь: https://www.narkotiki.ru/5_79430.htm По сути, через аптеки и аптечные лотки с десяток лет минимум УЖЕ реализуются программы заместительной терапии различных форм наркомании, но не метадоном или другими синтетическими и полусинтетическими опиоидами, а отпускаемыми в нарушение всех международных договоренностей и отечественных регламентов через аптечные учреждения лекарственными средствами, часть из которых руководителем Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации упорно так и не вносится в перечень психотропных и наркотических веществ. ФСКН «замолчали», МВД только предстоит осмыслить ситуацию и в этой проблемной сфере внутренней наркополитики, значит, время на принятие решений упущено – следовательно, продолжит гибнуть наша молодежь. И такая стратегия явно не на руку нашим Президенту и Правительству, будущему нашего Отечества. Здоровьесберегающей такую тактику уж точно никак не назовешь.

 

Здесь уместно вспомнить, что происходило в России до создания ФСКН России и аппарата Государственного антинаркотического комитета с его председателем – директором ФСКН России Виктором Петровичем Ивановым. Ретроспектива российской государственной антинаркотической политики за последние 20 лет демонстрирует ее либеральную ориентацию. В 1990 году Комитет Конституционного надзора приравнял потребление наркотиков к правам человека, который «ни перед кем не обязан отвечать за свое здоровье». В 1991 году были закрыты лечебно-трудовые профилактории. В Уголовном кодексе, вступившем в силу в 1997 году, алкогольное и наркотическое опьянение были исключены из перечня отягчающих вину обстоятельств. В 2003 году отменено принудительное лечение от алкоголизма и наркомании осужденных. В 2004 году принято печально известное экспертному сообществу Постановление Правительства РФ №231, которое увеличило возможность законного ношения с собой предельно допустимых разовых доз наркотических средств до абсолютно нереального – с которыми стали иметь право ходить абсолютно безнаказанно мелкие наркоторговцы. После принятия того подзаконного акта по стране практически во всех регионах стали расти показатели первичной заболеваемости наркоманией и наблюдался резкий, в некоторых регионах на порядок и выше, рост смертности от передозировок наркотиками. Несмотря на отмену данного Постановления через 2 года, наркоситуация во многом осложнилась «благодаря» этому неординарному документу. Об этом писала наша экспертная группа в том же открытом письме на имя Президента России В.В. Путина в феврале 2015-го. См. здесь: https://www.narkotiki.ru/5_76700.htm

 

В соответствии с нарастанием в России преобладания либерального подхода к проблеме наркопотребления, тяжелым социально-экономическим положением и несогласованностью деятельности по данному направлению правоохранительных структур, с начала 90-х годов прошлого века до недавнего времени количество наркоманов в стране стремительно увеличилось. В 1990 году в России диагноз «наркомания» был поставлен 4,6 тысячи человек, в 1996 году – уже 30,4 тысячи, в 2000 году – 73,3 тысячи, а в 2010 году – 358 тысячам человек. В соответствии с ростом количества наркозависимых растёт и число выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. И если в нашей стране всё же в отсутствие должного противовеса из силового блока и в силу недопонимания кем-то из его состава проблемы опасности либерализации российской наркополитики восторжествует идеология доминирования «программ снижения вреда от наркотиков» над здравым смыслом, рост наркопотребления в стране неизбежен. В созданном расформированием ФСКН и передачей всех ее полномочий органам внутренних дел хаосе велика вероятность их внедрения в российские антинаркотические программы со всеми соответствующими печальными для России последствиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: