В эпоху архаики сложились дорический (строгий, мужественность, колонна без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами (желобками), заканчивалось капителью) и ионический (стройный, лёгкий, женственный, декор всех частей ордера). Архитектура в основном храмовая. В городах храм обычно строился на возвышенности, так, чтобы его можно было видеть с любой точки города весь целиком. Правильность математических форм умышленно нарушалась, горизонтальные линии делались выпуклыми, плоскости и углы скрещивались, перегибались. Все линии греческого храма чуть – чуть деформированы и именно поэтому кажутся идеально правильными. Греческие храмы никогда не были высокими; здание не должно было давить на человека, а напротив, человек чувствовал себя выше, подтянутее, шире в плечах. Как правило храм представлял собой четырёхугольник, окружённый рядом колонн – покрытый двускатной крышей. Для греков была характерна наружная архитектура. Свет проникал только через дверь, внутри храма всегда царил полумрак. К VII в. до н.э. храмы в разных городах начинают строить по единому плану. Самыми интересными памятниками греческой архитектуры архаического периода являются храм Геры в Олимпии и храм Аполлона в Коринфе. Отдельные детали храма обильно декорировались скульптурными украшениями.
Классический (V в. До н.э. – сер. IVв. До н.э.)
Ранняя классика. Строгий стиль. В архитектуре наибольшее распространение получают храмы дорического ордера. Прославленным сооружением этого периода был храм Зевса в Олимпии.
Высокая классика. Акрополь – возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость. Афинский акрополь с его храмами Парфеноном и Эрехтейоном является величайшим памятником греческого зодчества. Он был воздвигнут во славу Афины, покровительницы Афин. Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые здания Пропилей, по ту сторону Пропилей стояла гигантская бронзовая статуя Афины Воительницы.
|
Поздняя классика. Развитие архитектуры протекает неравномерно. Постройки следовали принципам ордерной системы, но имели ряд характерных особенностей. В них приобретали большее значение декоративные начала, поэтому часто используется коринфский архитектурный стиль (насыщенная декором колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта). Строятся театры под открытым небом.
5) Эпоха эллинизма. Лучшие произведения эллинского искусства создавались с конца IV в. до н.э. до сер. II в. До н.э. В формах архитектуры нашло яркое выражение эллинское чувство безграничных просторов. В связи с развитием архитектуры распространяются фрески и мозаики, которыми украшались дома и общественные здания. Мозаика украшала стены и полы. Развивается градостроительство. Появляются богатые особняки, они строятся в пригородах, окружаются садами и парками, украшенными скульптурами.
Античная живопись.
Античные мастера проявили свой талант и в области живописи. Именно они создали её совершенный облик. К сожалению, в силу уязвимости произведений живописания, их осталось очень мало. Но даже по тем “жалким крохам”, которые сохранились, а также по исследованиям Плиния и Павсания уместно говорить о существенной значимости этого элемента культуры в античной жизни. Для греческой живописи характерна необычайная широта жанров и замыслов. Художников интересовали мифологические и исторические сюжеты, красота природы и натюрморт, миниатюра и портрет. Они творили как монументальные, так и станковые произведения, а также работы имеющие чисто прикладной характер. Самым знаменитым художником доклассического периода был Полигиот. Его кисти принадлежит большое число картин. Особо прославился Полигиот, разрисовав общественное здание в Дельфах, где воспроизвёл гомеровские “Илиаду” и “Одиссею”. Он создал восхитительные образы, возвышенные характеры. Выдающимися художниками периодов классики и эллинизма являлись Аполлодор Афинский (которому приписывают изобретение живописи на игре света и тени и активное применение перспективы), Зевксид, Паррасий, Апеллес и др. Зевксид написал картины “Скованный Марсий”, “Семья кентавров”, “Ребёнок с виноградом”. Его работа “Елена” положила начало выставкам картин. Паррасий специализировался в изображении бытовых сцен, занавесов, написал знаменитое полотно “Тесей”. Он ввёл в живопись симметрию, выразительность и красоту в лице, изящество в волосах. Пожалуй, самым известным художником Античности, которого считают создателем жанра портрета, был Апеллес. Нарисованная его кистью работа “Александр с молнией в руке” потрясла воображение современников. Его произведения славились изумительным очарованием и обаянием, красотой и выразительностью. Художник был одним из первых теоретиков живописи, сочинил несколько книг, в которых изложил собственное учение о ней. У греков существовали картинные галереи (пинакотеки), где хранились произведения лучших художников. Наиболее известными были афинская и герайонская пинакотеки. Греческие художники рисовали на холсте, дереве, мраморе, глинянных табличках, стенах, склепах, слоновой кости, пергаменте и папирусе. Живопись широко применялась для росписи щитов, амфор, ваз, киликов, украшений и многих других предметов.
|
|
Архитектура Византии.
В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.
Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.
Строительные особенности
Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии. Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.). Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных. Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.
Характерные черты
Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. С переходом к строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод. Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. На основе конструктивных систем Византии были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.
Типы сооружений
Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.
Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Здание собора представляет собой купольную базилику со средним нефом. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки. В византийской архитектуре V - VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов. Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви. В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами. Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Собор Сан - Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестовокупольных систем. Его купола, вначале пологие, были надстроены вытянутыми вверх сложными луковичными объемами. К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой. С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, - их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.
6. Архитектурно-композиционные формы романской и готической архитектуры.
Городской собор был не только самой крупной церковью города, но и его общественным центром. Романские строители, возводя здания и заботясь об их устойчивости, полагались в основном на массивность конструкции, посредством которой, а также с помощью дополнительных укреплений - контрфорсов – мог быть погашен распор сводов. Но массивность конструкций ограничивала возможности строителей.
Готические строители, отказываются от массивных конструкций и переходят к принципу каркасности. Задачу эту начинают решать с наиболее сложного, трудно исполнимого, ключевого элемента – свода, и прежде всего свода центрального нефа, имевшего наибольший пролет.
Готические строители смело вводят стрельчатую арку. При проектировании крестового свода, готические мастера исходили из очертаний диагональной арки, которой придавали наиболее простую полуциркульную форму. Стрельчатая форма давала также возможность сохранить характер кривой по всей высоте арки, что облегчало вытесывание камней. Приобретают особую роль контрфорсы - вертикальные конструкции, представляющие собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Аркбутаны – противораспорные элементы, "наклонные" арки (полуарки), одной пятой примыкающие к основанию свода главного нефа, а другой – упирающиеся в массивный контрфорс, стоящий в ряду других на линии наружных стен здания. Аркбутаны призваны удерживать в неизменном положении свод главного нефа. Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад. В романских храмах часто можно было наблюдать четыре башни, расположенные попарно и, кроме того, пятую, самую большую, массивную башню, заменяющую купол. В готических церквах сохраняются только две башни – на главном фасаде, причем они сильно увеличиваются в размерах, и башня на средокрестье, превращающая в тонкий шпиль. Ведущая роль в развитии готической архитектуры Европы принадлежала Франции. Готический стиль формируется здесь во второй половине XII века. Ранний период готического стиля охватывает вторую половину XII и первую треть XIII столетия. В это время еще давали себе знать романские влияния. Крупнейшим памятником ранней французской готики является собор Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери). Собор был задуман как крупнейший в стране и отвечавший своими размерами и величием значению Парижа как столицы Франции. Крупнейшим готическим сооружением Германии является собор в Кёльне. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, пирамидальными, ажурно проработанными шпилями. В северных частях Германии в качестве основного материала, из-за недостатка камня, применялся кирпич. Готическая архитектура в Англии охватывает период XII-XV веков. Целиком построенных в готических формах соборов здесь относительно немного, т.к. до этого в стране были сооружены очень крупные романские храмы, которые были достаточны для сравнительно немногочисленного населения городов. Одна из специфических черт английской готики – «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек. Наиболее чистый образец ранней английской готики – собор в Солсбери. Главный готический собор Англии – Кентерберийский собор – резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня – демонстрирует развитие английской готики от ранней к поздней.
7. Принципы формообразования в индийской архитектуре